Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДУХОВНОСТЬ / ДАГЕСТАНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / НАМУС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курбанова А. М.

В статье исследуются семейные, нравственные, моральные ценности. Проблема формирования духовной культуры является острой на сегодняшний день, особенно в период социально-экономического кризиса. Значительное влияние на формирование духовных ценностей дагестанского общества оказывали произведения дагестанских писателей, которые подчеркивали важность сохранения семейных ценностей, уважительного отношения друг к другу, нравственных и моральных принципов. Но в последние годы произошли серьезные изменения в восприятии духовных ценностей: развитие интернет-технологий, виртуального общения друг с другом, дистанцирование от общества способствовали формированию новой личности, которая стремится к удовлетворению своих интересов, своего собственного «Я». Автором подчеркивается, что занятость родителей на работе, нежелание в силу усталости общаться со своими детьми способствовали утрате ценностей предыдущих поколений. Дагестанское общество стало проще смотреть на институт семьи, в которой становится нормой, когда женщина взваливает на себя все заботы, превращаясь из хранительницы семейного очага в добытчика, а мужчина начинает чувствовать себя ненужным и никчемным. Но это только одна сторона проблемы, так как основной проблемой остается переоценка всех ценностей. В статье предпринята попытка раскрыть основные причины кризиса духовных ценностей дагестанского общества и предложены пути их устранения. Автор отмечает, что формирование духовных ценностей зависит от деятельности социальных институтов, прежде всего семьи, так как первоначальные основы духовных ценностей закладываются в ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF SPIRITUAL VALUES OF MODERN DAGESTAN YOUTH

The article is devoted to the study of spiritual values, such as family, moral and ethic values. The problem of the formation of spiritual culture is acute today, especially during the socio-economic crisis. The significant influence on the formation of spiritual values of Dagestan society was exerted by the works of Dagestan writers, who emphasized the importance of preserving family values, respect for each other, moral and ethic principles. But in recent years, there have been serious changes in the perception of spiritual values: the development of Internet technologies, the growth of virtual communication with each other, distancing from society have contributed to the formation of a new personality that strives to satisfy its interests, its own "I". The author underlines the employment of parents at work, reluctance to communicate with their children due to employment or fatigue contributed to the loss of the values of previous generations. Dagestan society has become easier to look at the institution of the family, in which it becomes the norm when a woman takes on all the worries, turning from the keeper of the family hearth into a breadwinner, and a man begins to feel unnecessary and worthless. However, this is only one side of the problem, since the main problem remains the re-evaluation of all values. The author in his article attempts to reveal the main causes of the crisis of spiritual values of Dagestan society and suggests solutions. He notes that the formation of spiritual values depends on the activity of social institutions, primarily the family, in this problem, since the initial foundations of spiritual values are laid in it.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 913.1/913.8

DOI: 10.21779/2500-1930-2021-36-3-98-103 А.М. Курбанова

Трансформация духовных ценностей современной дагестанской молодежи

Филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Махачкале; Россия, 367014, г. Махачкала, проспект Алигаджи Акушинского, 109; kurbanova-al@mail.ru

В статье исследуются семейные, нравственные, моральные ценности. Проблема формирования духовной культуры является острой на сегодняшний день, особенно в период социально-экономического кризиса. Значительное влияние на формирование духовных ценностей дагестанского общества оказывали произведения дагестанских писателей, которые подчеркивали важность сохранения семейных ценностей, уважительного отношения друг к другу, нравственных и моральных принципов. Но в последние годы произошли серьезные изменения в восприятии духовных ценностей: развитие интернет-технологий, виртуального общения друг с другом, дистанцирование от общества способствовали формированию новой личности, которая стремится к удовлетворению своих интересов, своего собственного «Я».

Автором подчеркивается, что занятость родителей на работе, нежелание в силу усталости общаться со своими детьми способствовали утрате ценностей предыдущих поколений. Дагестанское общество стало проще смотреть на институт семьи, в которой становится нормой, когда женщина взваливает на себя все заботы, превращаясь из хранительницы семейного очага в добытчика, а мужчина начинает чувствовать себя ненужным и никчемным. Но это только одна сторона проблемы, так как основной проблемой остается переоценка всех ценностей.

В статье предпринята попытка раскрыть основные причины кризиса духовных ценностей дагестанского общества и предложены пути их устранения. Автор отмечает, что формирование духовных ценностей зависит от деятельности социальных институтов, прежде всего семьи, так как первоначальные основы духовных ценностей закладываются в ней.

Ключевые слова: семья, духовность, дагестанская молодежь, ценности, намус.

Проблема, духовного развития подрастающего поколения является наиболее важной в свете событий происходящих в обществе на сегодняшний день.

Эмпирические исследования, проведенные в России после распада СССР, показали, что молодежь ориентирована на «материальные ценности, свободу и независимость. Отмечается, что свободные от ответственности сексуальные отношения привели к доминированию социальных потребностей над духовными, ослаблению ценности здоровья и семьи, установке на индивидуалистические ценности, карьеру... [5, с. 99].

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивается, что «приоритетной задачей в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [10]. Как отмечает Е.И. Шарова, необходимо воспитывать уважение к традиционным ценностям, учить им всеми известными способами [14, с. 70].

В дагестанском обществе при воспитании детей основные этические понятия прививались методом публичного поощрения или осуждения за определенные поступки. Общественное мнение строго следило за проявлением уважения к старшему поколению: почитание и уважение рода, семьи зависело от отношения в этой семье к старым родителям, родственникам. Наглядным примером духовной культуры выступает устное народное творчество, которое оказывает огромное влияние на формирование нравственных ценностей. В народном эпосе «Хочбар» повествуется о благородстве мужчины, одним из атрибутов которого считались усы.

Пощады у вас не к лицу мне просить,

Я все, что задумал, успел совершить

Визжите, визжите, нуцала щенки!

Ещё не ослабли суставы резки,

Эй, громче рыдай, трижды проклятый трус!

Ещё не спалило мой тигровый ус!

О чести, отваге и мужестве свидетельствует также отрывок из кумыкской песни:

Чем чадить без пламени,

Лучше уж сгори.

Если смерть назначена,

То в бою умри.

Чем прийти нетронутым

Трусом-подлецом,

Воротись на родину

Мертвым храбрецом [1, с. 153].

Глобализация, развитие сети Интернет, визуализация социальных отношений способствовали переоценке ценностей прошлых поколений. Распространение цифровых и интернет-технологий на все сферы жизни общества привели к настоящему кризису нравственности.

Отмечается рост миграции сельской молодежи в города, что дает возможность улучшить свои жилищные условия, получить различные формы социальной защиты. Отток молодежи из села в город способствует не только потере сложившихся веками нравственных ценностей, но и сокращению численности жителей сел, старению села и его вымиранию.

Начиная с 2019 года отмечается положительная динамика в уменьшении оттока населения из сел в города (см. табл. 1).

Таблица 1. Миграция населения из сельской местности Республики Дагестан [7]

2018 год 2019 год

Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост

22 240 чел. 33 817 чел . -11 577 чел. 22 892 чел. 30 571 чел. -7 679 чел.

Несмотря на то, что в 2018 году миграционный прирост составлял 11 577 чел., в 2019 году он хоть и уменьшился, но все же наблюдается. В целях сохранения духовных ценностей необходимо создавать комфортные условия для сельской молодежи, обеспечивать рабочие места, повышать качество медицинских, культурных, жилищных услуг.

Особое место в дагестанской культуре отводится формированию семейных ценностей. «Семья - важнейший социальный институт сохранения и формирования духовных ценностей, норм, правил и образцов поведения, которые транслируются новым поколениям, закладывая образец будущей модели семейных отношений» [8, с. 1].

Семейные ценности, сложившиеся в прошлом отношения между мужчиной и женщиной, представления о положении женщины в семье отражены в произведении Фазу Алиевой «Когда радость в доме». Традиционно женщина считается хранительницей семейного очага. Дагестанская жена олицетворяет собой символ верности, любви. Примером могут служить следующие строки тоста из сборника Ф. Алиевой «Когда радость в доме»:

Так говорят, муж - «единица» и «ноль - жена», - так говорят.

Всё от того, как встанут в ряд две цифры, - может измениться.

Когда женой приходит в дом невестка с тактом и догадкой, -

Она, за мужем встав нулём, супруга делает десяткой,

А глупая жена пред мужем нулём становится вперёд. И счёт идёт наоборот.

И результат, конечно, хуже [4].

На сегодняшний день загруженность родителей работой минимизирует время общения с детьми, забота о них перекладывается на государство, тем самым, закладывая в долгосрочной перспективе перенос заботы детей о старых родителях на то же государство [8, с. 3]. «При этом специфика жизни в условиях рыночной экономики еще более ориентирует современного человека на рыночные ценности (максимализация прибыли, культ свободного рынка, выживание сильнейших), минимизируя родственную солидарность и обязательства, если они не приносят ответных дивидендов» [6].

Если раньше количество разводов было значительно ниже, согласно опубликованной статистике Росстата, в 40-х годах на каждые 6 семей в среднем приходилось 1 расторжение, что составляет приблизительно 17 %, то в 2018 году количество разводов составляло 700 000. Согласно официальной статистике разводов в России [9] в 2020 году сократилось по сравнению с 2019 годом на 9 %, однако сократилось и количество браков на 21 %. Согласно данным ЕМИСС в 2020 году распалось 73 % браков, а в 2018/2019 году - 65 % браков по России.

Таблица 2. Количество разводов среди регионов СКФО на 2020 г., тыс.

Даге- Чечня Ставрополь- Кабарди- Северная Карачае- Ингуше-

стан ский край но-Бал- Осетия - во-Чер- тия

кария Алания кесия

5 1.4 10 2 1.7 1.3 510

Республика Дагестан занимает второе место по количеству разводов после Ставропольского края.

Не менее острой является проблема распространения наркомании среди подростков и школьников. На 13 февраля 2020 года на учете в республике состоят 23 тысячи человек, «увеличивается число молодых девушек, пристрастившихся к употреблению запрещенных веществ...» [3]. Распространение наркомании становится главной проблемой всего современного общества. Основные причины распространения наркозависимых:

1. Межличностные отношения. В этнокультуре межличностные отношения строятся на чувстве долга, которое на Кавказе и в кавказском этикете означает намус. «Намус - это этика обязанностей, и зависит она от способности каждого человека считать себя должником. но вместе с тем нежелательно взваливать на свои плечи это чувство долга» [2, с. 67]. Мать согласно горскому этикету должна заниматься хозяйством и детьми. А в современном обществе мать вынуждена идти на работу, чтобы обеспечить своим детям достойное существование, даже если отец тоже работает. Дети оказываются предоставленными самим себе. И в этой ситуации на них начинают оказывать влияние окружение, сверстники. Важно, чтобы они оказались в хорошей компании. Молодым людям для самоутверждения необходимо получить одобрение со стороны своих товарищей, и если человек окружен людьми, среди которых есть наркоман, то будет срабатывать принцип «а тебе слабо?», который становится побуждающим мотивом для принятия наркотиков. «Исследования показывают, что. семейные отношения, успеваемость в школе и влияние сверстников считаются факторами социального риска» [15].

2. Личностный фактор связан с: 1) чувством бесполезности; 2) стремлением к удовольствиям; 3) эмоциональной незрелостью; 4) слабым внутренним контролем. Большую роль в формировании духовных ценностей играет чтение книг. Согласно проведенным исследованиям NOP World Россия занимает 7 место в рейтинге по чтению книг [11]. Большая часть предпочитает проводить свободное время в сети Интернет, нежели за чтением книг.

3. Фактор подражания. Активное внедрение западной культуры в дагестанское общество привело к переоценке ценностей, стремлению подражать антиидеалам. Трансляция фильмов в которых господствуют насилие, жестокость, убийство, способствовала возникновению новых ценностей, в которых идеалом становится не тот, кто соблюдает традиции и обычаи, а тот, кто преследует свои цели, жесток, безжалостен к другим.

Таким образом, развитие общества во многом зависит от передачи духовных, нравственных ценностей, на которых держалось и держится уже довольно долгое время наше общество. «За последнее десятилетие ценностные ориентации молодежи претерпели радикальные изменения. Динамика ценностей прослеживалась на уровне таких сфер общественной жизни, как семья, культура и образование» [13, с. 128]. В этой ситуации необходимо уделить особое внимание подрастающему поколению, формированию в них духовных ценностей. Для этого необходимо организовать кружки по интересам, совместное посещение культурных заведений, проведение конкурсов на знание традиций и обычаев, родного языка, родной литературы и т. п.

Литература

1. Антология дагестанской поэзии. - Махачкала, 1980.

2. Абакарова Р.М. Этос этноса. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре. - СПб., 2003. - 168 с.

3. Гасанов Г. Среди наркозависимых в Дагестане растет число молодых девушек и школьников // https://riafan.ru/1387045-sredi-narkozavisimykh-v-dagestane-rastet-chislo-molodykh-devushek-i-shkolnikov (дата обращения: 20.09.2021).

4. Золотые россыпи мысли поэтессы Фазу Алиевой // https://zen.yandex.ru/media/id/5ddba69326b6164597869388/zolotye-rossypi-mysli-poetessy-fazu-alievoi-5e35ce0d7d508d4055d27622 (дата обращения: 06.09.2021).

5. Катренко О.А. Аксиологическая трансформация общества - сигнал к формированию духовных ценностей нового поколения // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. - 2018. - № 1. - С. 98-106.

6. Ковалёва А.В. Негативные факторы трансформации традиционной семьи в современную // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». - 2015. - Т. 6, № 1. - С. 265-272.

7. Миграция населения //https://dagstat.gks.ru/storage/mediabank/Миграция%20населения%20Республики%20Даг естан(2) (дата обращения: 31.08.2021).

8. Синьковская И.Г., Малимонов И.В. Формирование семейных ценностей как основы новой социальной структуры российского общества // Вестник ВосточноСибирской Открытой Академии. - 2017. - № 25. - С. 1-8.

9. Официальная статистика разводов в России // https://www.planeta-zakona.ru/blog/razvod-v-tsifrakh-statistika-razvodov-v-rossii.html (дата обращения: 30.08.2021).

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). - Режим доступа: http://internet.garant.ru (дата обращения: 13.09.2021).

11. Уровень «читаемости» и страны-рекордсмены // https://literaguru.ru/statistika-chteniya-v-rossii-i-mire/ (дата обращения: 30.08.2021).

12. Хочбар: эпические песни. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1974. - 128 с.

13. Чернышева А.В., Лакшина С.Е. Трансформация духовных ценностей молодежи в период перехода к информационному обществу // Научный потенциал. - 2021. -№ 3 (34). - С. 126-131.

14. Шарова Е.И. Воспитание духовно-нравственных ценностей на современном этапе развития общества // Религиозные ценности в Республике Адыгея: материалы круглого стола / под ред. Ляушевой С.А. - Майкоп, 2019. - С. 68-72.

15. Friedman As., Glassman K. Family risk factors versus peer risk factors for drug abuse. Alongitudinal study of an african american urban community sample // J. Subst Abuse Treat. - 2000. - № 18 (3). - Р. 267-275.

Поступила в редакцию 11 мая 2021 г.

UDC 913.1/913.8

DOI: 10.21779/2500-1930-2021-36-3-98-103

Transformation of Spiritual Values of Modern Dagestan Youth

A.M. Kurbanova

Branch of Russian State University of Tourism and Service in the city of Makhachkala; Russia, 367014, Makhachkala, Aligadzhi Akushinskiv аv., 109; kurbanova-al@mail.ru

The article is devoted to the study of spiritual values, such as family, moral and ethic values. The problem of the formation of spiritual culture is acute today, especially during the socio-economic crisis. The significant influence on the formation of spiritual values of Dagestan society was exerted by the works of Dagestan writers, who emphasized the importance of preserving family values, respect for each other, moral and ethic principles. But in recent years, there have been serious changes in the perception of spiritual values: the development of Internet technologies, the growth of virtual communication with each other, distancing from society have contributed to the formation of a new personality that strives to satisfy its interests, its own "I". The author underlines the employment of parents at work, reluctance to communicate with their children due to employment or fatigue contributed to the loss of the values of previous generations. Dagestan society has become easier to look at the institution of the family, in which it becomes the norm when a woman takes on all the worries, turning from the keeper of the family hearth into a breadwinner, and a man begins to feel unnecessary and worthless. However, this is only one side of the problem, since the main problem remains the re-evaluation of all values. The author in his article attempts to reveal the main causes of the crisis of spiritual values of Dagestan society and suggests solutions. He notes that the formation of spiritual values depends on the activity of social institutions, primarily the family, in this problem, since the initial foundations of spiritual values are laid in it.

Keywords: family, spirituality, Dagestan youth, values, "namus".

Received 11 May 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.