Научная статья на тему 'The urgency of the problem of interaction between the College and employers in preparation of professional personnel'

The urgency of the problem of interaction between the College and employers in preparation of professional personnel Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯЛЫқ ДАМУ / өЗАРА қЫЗМЕТ ТИіМДіЛіГі / Жұ-МЫС БЕРУШіЛЕР / КАДРЛАР / әЛЕУМЕТТіК СЕРіКТЕСТіК / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / EFFICIENCY OF INTERACTION / РАБОТОДАТЕЛИ / EMPLOYERS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / PROFESSIONAL STAFF / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркенов А. К.

В статье рассматривается актуальность проблемы взаимодействия среднего специального образовательного учреждения в подготовке высококвалифицированных кадров. Представлены исследователи, которые проводили работу в этом направлении. Описаны противоречия, на устранение которых могут быть направлены современные исследования в решении поставленной проблемы повышения эффективности взаимодействия колледжа с работодателями в подготовке профессиональных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The urgency of the problem of interaction between the College and employers in preparation of professional personnel»

ü

Вестник «Орлеу^-kst

Жаркенов А.К.,

директор КГКП «Костанай-ский колледж автомобильного транспорта»

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С w s

U

W IT1 S

[—I

О ч

о «

о н w

S3 w s

U ©

О

и

о -

s ©

Нег1зг1 сездер: инновациялъщ даму, езара цызмет тшмдыт, жу-мыс берушыер, кадрлар, элеумет-miK серттестт.

Ключевые слова: инновационное развитие, эффективность взаимодействия, работодатели, профессиональные кадры, социальное партнёрство.

Keywords: innovative development, efficiency of interaction, employers, professional staff, social partnership.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕДЖА

С РАБОТОДАТЕЛЯМИ В ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ

Ацдатпа

Мацалада жогары бткп мамандарды да-ярлауда орта арнайы 6rniM мекемелершщ езара цызметшщ езекп мэселелерi царасты-рылады. Осы багытта ж^мыс ютеген зертте-ушiлер ^сынылды, царама цайшылыцтарды жоюда кадрларды дайындауда ж^мыс бе-рушiлермен езара кызмет тшмдштнщ цой-ылган мэселелерiн шешудi заманауи зерттеу-лер багытталуы мYмкiндiгi сипатталган.

Аннотация

В статье рассматривается актуальность проблемы взаимодействия среднего специального образовательного учреждения в подготовке высококвалифицированных кадров. Представлены исследователи, которые проводили работу в этом направлении. Описаны противоречия, на устранение которых могут быть направлены современные исследования в решении поставленной проблемы повышения эффективности взаимодействия колледжа с работодателями в подготовке профессиональных кадров.

Annotation

The article discusses the importance of problems of interaction between secondary special educational institutions in the training of highly qualified staff. There are the researchers who carried out the work in this direction. The mentioned contradictions, the elimination of which can be directed to contemporary research in solving problems of increase of efficiency of interaction of the college with employers in the training of professional staff.

Вестник «Oрлеу»-kst

В Концепции вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран мира обозначены долгосрочные приоритеты предстоящей работы[1, с.5].Важное направление в ней - усиление тренда инновационной индустриализации, с этой целью в стране разработан проект форсированного индустриально - инновационного развития, который предусматривает расширение производства автомобилей, тепловозов, вагонов, транспортной инфраструктуры. В связи с необходимостью решения этих задач «нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования»,- говорится в Послании Президента «Казахстанский путь 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»[1,с.7].

Это, во-первых, во- вторых, рыночная экономика требует высокого уровня квалификации работника, обеспечивающего конкурентоспособность на рынке труда.

В третьих, квалифицированный рабочий в условиях высокотехнологичного производства в современном по-лиэтничном мире должен иметь, по меньшей мере, среднее специальное образование.

Вот почему в Казахстане особое внимание сегодня уделяется совершенствованию технического образования, взаимодействию колледжей с работодателями с целью повышения качества подготовки специалистов. Так в Законе Республики Казахстан об образовании в статье 45 — 1 «Социальное партнёрство в области профессионального образования» сказано:

1. Социальное партнёрство в области профессионального образования ориентировано на повышение адекватности результатов деятельности системы образования, приближение уровня подготовки кадров к потребностям отраслей экономики и работодателей,

укрепление связей обучения с производством, дополнительных источников финансирования.

2. Основными направлениями взаимодействия партнёров в области профессионального образования являются:

- участие работодателей в разработке государственных общеобязательных стандартов образования, типовых учебных планов и программ;

- организация профессиональной практики обучающихся с использованием технологической базы предприятий, стажировок преподавателей специальных дисциплин и специалистов;

- развитие взаимодействия сторон по вопросам подготовки специалистов и содействия их трудоустройству;

- привлечение к процессу обучения специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях экономики;

- участие в организации контроля качества профессионального образования и оценке профессиональной подготовленности выпускников;

- привлечение финансовых средств

Рч

работодателей на развитие организаций образования. О

Закон РК Об образовании ставит новые задачи, акцент в работе педагогического коллектива колледжа делается не столько на его функционале как передатчика знаний, сколько как организатора и руководителя в подготовке профессиональных кадров. Особенно § актуальным становится в этих условиях непрерывное профессиональное образование преподавателей, мастеров производственного обучения, супервизоров, специалистов социальных

м

партнёров, участвующих в процессе подготовки будущих конкурентоспособных работников. §

Однако принятый закон не обеспечен соответствующими кадрами, финансовыми источникам их непрерывного об-

Вестник «Oрлеу»-kst

<

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[—I

О ч

о «

о н м

разования, материальными ресурсами выполнения обязательств, что привело бы к их абсолютному выполнению по причине имеющихся до сих пор следующих противоречий:

- на социально - педагогическом уровне между развивающейся системой непрерывного повышения квалификации педагогических работников колледжа и отсутствием законодательных актов, обеспечивающих заинтересованность работодателей в организации стажировки инженерно-педагогических работников на их предприятиях;

- научно - методическом уровне -между требованием времени в необходимости организации социального партнёрства колледжа с инновационными предприятиями для подготовки профессиональных кадров и недостаточной разработанностью организационно

- педагогических и экономических условий форм такого взаимодействия;

- на научно - теоретическом уровне

- между потребностью современной педагогической теории и практики в инструментарии для выявления, измерения и оценки социально - профессиональной мобильности выпускников колледжа как важной характеристике профессиональных кадров и недостаточной разработанностью теоретико -методологических основ её определения и использования.

Вопрос подготовки специалистов среднего звена всегда был актуален для общества. Наиболее важные результаты в решении отдельных аспектов проблемы совершенствования подготовки кадров, в том числе проблемы взаимо-

действия средних специальных учреждений образования с предприятиями -работодателями в подготовке профессиональных кадров, были получены Б.А. Абдыкаримовым, С.Я. Батыше-вым, Н.Н. Булынским, А.Н. Гугунадзе, Н.Н. Кузьминым, Н.И. Макиенко,А.Т. Муйтуновой, П.Н. Новиковой, Ю.А. Якуба и другими.

Государственный общеобязательный стандарт профессионального образования РК, утверждённый постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080, определил требования к базовым компетенциям, обеспечивающим профессиональную мобильность, конкурентоспособность и социальную защищённость в современном мире. Однако методы, формы, условия их формирования пока изучены недостаточно.

Что объясняет в настоящее время усиление научного интереса к комплексному решению проблемы подготовки профессиональных кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев, Н.А. Послание «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»[-Текст]/Н.А Назарбаев //Костанайские новости. — 2014. 17 января.

2. Законодательство об образовании в Республике Казахстан[Текст] — Алматы: Юрист, 2013. - 344с.

3. Государственный общеобязательный стандарт профессионального образования. [Текст]//Учитель и закон, 2012. №6. - С.ЗЗ

м

и ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.