Научная статья на тему 'Этапы формирования профессиональных кадров в колледже'

Этапы формирования профессиональных кадров в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / PROFESSIONAL STAFF / ЭТАПЫ / STAGES / АДАПТИВНО-МОТИВАЦИОННЫЙ / ADAPTIVE-MOTIVATIONAL / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ / РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ / AC-TION-IDENTIFICATIONAL / REFLEXIVE-EVALUATION / КәСіБИ КАДР-ЛАР / КЕЗЕңДЕР / үЙРЕНУ БЕЛСЕН-ДіЛіГі / ИДЕНТИФИКАЛЫқ іСі / РЕФ-ЛЕКС-БАГАЛАУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркенов А.К.

В статье рассматриваются этапы формирования профессиональных кадров в условиях взаимодействия колледжа с работодателями. Показана приемственность, необходимость следующих этапов формирования профессиональных кадров: адаптивно мотивационного, деятельностно идентификационного, рефлексивно -оценочного. Дана характеристика этих этапов. Сделан вывод, что описанная система этапов позволит определить модель специалиста профессионала, стуктурно -функциональную модель формирования профессиональных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования профессиональных кадров в колледже»

Вестник «Орлеу^-kst

т

Жаркенов А.К.,

директор КГКП «Костанайский колледж автомобильного транспорта»

Нег1зг1 свздер: кэс1би кадр-лар, кезецдер, Yйрену белсен-дЫ1г1, идентификалыц id, реф-лекс-багалау.

Ключевые слова: профессиональные кадры, этапы, адаптивно-мотивационный, деятельностно-идентификаци-онный, рефлексивно-оценочный.

Keywords: professional staff, stages, adaptive-motivational, ac-tion-identificational, reflexive-evaluation

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В КОЛЛЕДЖЕ

Ацдатпа

Бул макалада жумыс берушшер мен колледждщ ка-рым-катынасы жагдайларындагы кэагспк кадрларды ка-лыптастыру этаптары карастырылган. Кэаби кадрлардыц калыптасу этаптарыныц кажеттшп керсетшген: Yйрену белсендiлiгi, идентификациялык ici, рефлекс-багалау. Бул этаптарга мiнездеме берiлген. ^орытындылай келе, кэсь би кадрлардыц калыптасу курылыс-функционалдык мо-делi-шебер маман моделш аныктау осы этап жYЙеciнде керсетшген.

Аннотация

В статье рассматриваются этапы формирования профессиональных кадров в условиях взаимодействия колледжа с работодателями. Показана приемственность, необходимость следующих этапов формирования профессиональных кадров: адаптивно - мотивационного, деятельностно - идентификационного, рефлексивно -оценочного. Дана характеристика этих этапов. Сделан вывод, что описанная система этапов позволит определить модель специалиста - профессионала, стуктурно -функциональную модель формирования профессиональных кадров.

Annotation

In this article we are talking about the stages of formation of professional staff in conditions of interaction of the College with employers. The speech is about succession, the need for the following stages of formation of professional staff: adaptive -motivational, action - identificational, reflexive

- evaluation. There is a characteristic of these stages. In a conclusion we considered the system of stages, which will allow you to determine the model of the specialist as a S professional, structurally functional model of formation of 4 professional staff. g

Формирование специалиста в условиях взаимодействия о

колледжа с будущими работодателями, способного к само- §

определению в условиях рынка труда, по мнению иссле- £3

дователей, процесс сложный, предполагает поэтапную его §

реализацию, у большинства из них различные подходы в ^

определении этапов подготовки профессиональных ка- S

дров. Заслуживает внимания следующие этапы технологии ®

профессионального воспитания, предложенные В.Ф. Орло- К

вым, который считает, что профессиональное воспитание §

- это определённая технология [1]. По его мнению, про-фесиональное воспитание - целенаправленный процесс,

6

Вестник «Oрлеу»-kst

т о

РЧ

О

и

О §

О ш Е-

способствующий формированию личности обучающегося в учреждениях профессионального образования, подготовке их к активной профессиональной деятельности, развитию профессионально важных качеств личности [1,с.222]. Он предлагает следующие этапы технологии профессионального воспитания: мотивационный, идентификации, смыслообразования, адаптивно - культивирующий. Из его характеристики этапов [1, с.223 - 224], на наш взгляд, речь идёт о стратегии профессиональной подготовки студен-товв. Исходя из этого, приведённые этапы можно считать этапами формирования профессиональных кадров, мы их учтём в исследовании.

Анализ исследований по проблеме формирования профессиональных кадров в условиях взаимодействия колледжа с работодателями, собственный взгляд на её решение позволили выделить следующие зтапы : адаптивно - моти-вационный, деятельностно - идентификационный, рефлексивно - оценочный.

Дадим характеристику этапов. На этапе адаптивно - мотивационном студенту приходится адаптироваться к изменившимся условиям, образу жизни. По мнению исследователей, это важный этап профессионального становления.

Теоретические основы изучения адаптации личности были заложены в трудах А.Н. Леонтьева, И.А. Милославовой и других. Проблему адаптации студентов разрабатывали исследователи П.С. Кузнецов, И.А. Милославова, Н.Е.Шафажинский, их мнения, в частности, что психологические особенности обучаемых необходимо принимать во внимание в процессе адаптации, будут учтены в работе.

Важно определиться с содержанием по-нятий"адаптация", "социальная адаптация", "профессиональная адаптация" их множество, в исследовании акцентировано внимание на следующих.Согласно словаря С.И.Ожегова, адаптация - приспособление организма к внешним условиям [2,с.20]. Словарь по педагогике Г.М.Коджаспировой и А.Ю Коджаспирова адаптацию социальную трактует, во - первых, как активное приспособление человека к изменившийся среде с помощью различных социальных средств, характеризуется тем, что человек сам, осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; во -вторых, оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение

целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидумом норм и традиций группы, вхождение в её ролевую структуру; в - третьих, процесс и результат освоения им новых для него социальных ролей и позиций, значимых для него и его социального окружения [3,с. 70]. Социальная адаптация является основой профессиональной адаптации, под которой следует понимать вхождение студента - первокурсника в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой и деятельностью [4].

Приспособление студента к изменившейся среде, гармонизация отношений с окружающими, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, освоение новых социальных ролей, вхождение его в профессию, конструктивное взаимодействие с профессиональной средой будет более успешным в условиях мотивации.

Мотивация - это всё, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы и т.д.[5,с.7].По нашему мнению, особая задача педагога на первом этапе - формирование стремления студента быть полноценным субъектом образовательного процесса, способным рассуждать о причинах (мотивах) своей деятельности, и по выводам исследователей, воздействовать на следующие мотивы: стать хорошим профессионалом; построить успешную карьеру и чего - то добиться жизни; реализовать свой творческий потенциал, чтобы самоутвердиться, найти своё место в мире; изменить самого себя, чтобы возвысить свой дух в полезной для окружающих людей профессиональной деятельности [5,с.307].

Исходя из необходимости сочетания процессов социальной, профессиональной адаптации и мотивации нами и определён в подготовке профессиональных специалистов первый этап - адаптивно -мотивационный. На котором предусмотрено для выявления типичных проблем проведение социологического опроса, психолого - педагогической диагностики с целью выявления у первокурсников уровня их социального развития, тестирование на профессиональное самоопределение для оптимизации, индивидуализации процесса адаптации, актуализации мотивов образовательного процесса. При этом важно определить группу риска для организации их индивидуальной социально - педагогической поддержки.

На основе проведённого исследования важно составить план действий реализации адаптивно

Вестник «Oрлеу»-kst

- мотивационного этапа, предусматривающий мониторинг социальной и профессиональной адаптации в образовательном процессе, с соответствующими методическими рекомендациями по выполнению плана преподавателям, мастерам. Согласно мониторинга в процессе первого этапа корректировать этот план.

Следующий этап деятельностно -идентификационный, предусматривающий идентификацию студентов с профессией в процессе учебной и профессиональной деятельности, на котором важна организация практической деятельности, направленная на развитие способностей решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества. На этом этапе следует обеспечить интеграцию предметов с целью формирования у студентов общеучебных , коммуникативных умений и навыков, необходимых для успешного овладения профессиональными компетенциями, становления квалифицированного специалиста и успешной личности. Деятельностно - инден-тификационный этап предусматривает профессиональную работу супервизоров, для чего необходимо их обучение в условиях ресурсного центра колледжа, который будет создан в процессе подготовки к экспериментальной работе. На этом этапе важно использование инновационных технологий в образовательном процессе в условиях взаимодействия колледжа с будущими работодателями, проведение различных внеаудиторных мероприятий: конкурсов профмастерства, олимпиад, диспутов и т.д.

Заключительный этап - рефлексивно - оценочный. В исследовании рефлексия есть фактор продуктивной мыслительной деятельности (И.С. Ладенко, Я.А.Пономарёв), рефлексия способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению, стимулирует процессы самосознания, обогащает "Я - концепцию человека", является важнейшим фактором личностного самосовершенствования ( А.Г. Асмолов, Р. Берс, В.П. Зинченко). Следовательно, рефлексия

- процесс оценивания знаний и действий студента, из чего следует, что рефлексивно - оценочный этап направлен на саморегуляцию поведения и деятельности, осознание, оценку студентом своих учебных и профессиональных действий, актуализацию личностных качеств, отражающих конкурентоспособность, развитие способностей проектировать своё профессиональное развитие. На этом этапе особую актуальность приобретает взаимодействие колледжа с будущими работо-

дателями, которые должны обеспечить соблюдение принципов социального партнёрства, закреплённые в действующем Трудовом Кодексе РФ, Закона РК "Об образовании" в статье 45

- 1 "Социальное партнёрство в области профессионального образования", создать условия на практике, соответствующие инновационности современных производственных процессов, стимулирующие повышение производительности труда студентов и желание их трудоустроится на предприятии.

Содержание каждого этапа обусловлено успешным освоением образовательной программы специальности, потенциалом гуманитарных, социально - экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин, содержанием всех видов практики.

В основе преемственности этапов лежит идея формирования личности студента как субъекта учебной и профессиональной деятельности, всего воспитательного процесса в условиях обучения в образовательно - производственном кластере.

Взаимодействие колледжа с работодателями в подготовке профессиональных кадров, проходящей в своём развитии три последовательных и взаимосвязанных этапа: адаптивно - мотиваци-онный, деятельностно - индентификационный, рефлексивно - оценочный, позволили определить сначала модель специалиста - профессионала, а затем стуктурно - функциональную модель формирования профессиональных кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1.Дик, Н.Н. Настольная книга руководителя лицея, колледжа [Текст]/Н.Н. Дик, Т.И. Дик. -Ростов н/Д: Изд - во «Феникс», 2006. - 352с.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка[-Текст]/Под ред. Н.Ю.Шведовой. - 20-е изд. М.: Рус.яз. - 1988. - 750с.

3.Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст]/Г.М. Коджаспиро-ва, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005.

- 448с.

4.Профессиональная адаптация личности сайтstudeme.org/157806155549/psihologya/ professionalhaya-adaptatsiya-lichnosti

5. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]Н.С. Пряжников. - М.: Издательский центр "Академия", 2008 - 368с.

т

о

Рч РЧ

О *

1-4

о §

Рч

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.