92
m
о
<с
Рч
w О
¡3
О
о g
Й -Q
X X О
m
о х
Цебер И.С.,
заместитель директора по
учебной работе КГКП «Рудненский колледж строительства и транспорта»
Нег1зг1 свздер: маман, внд1р1ст1к оцыту, внд1р1ст1к тэж1рибе, тэл1мгер, элеуметтт серттестер, цала цалыптасты-рушы внеркэст, ецбек нарыгы, талап ету, вз бшмт квтеру, тэу-елЫз аттестаттау комиссиясы, ецбекпен цамту, ТжКБ.
Ключевые слова: профессионал, производственное обучение, производственная практика, наставник, социальные партнёры, градообразующее предприятие, рынок труда, востребованность, самообразование, независимая аттестационная комиссия, трудоустройство, ТиПО.
Keywords: professional,
inservice training, work practice, mentor, social partners, city-forming enterprise, labor market, demand, self-education, independent certifying commission, employment,TaPE.
Вестник «Орлеу^-kst
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОТРУДНИЧЕСТВА С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
Ацдатпа
Аталмыш макала элеуметпк серштеспк мэсе-лелерше арналган. М^нда элеуметпк серштестер-мен, жумыс берушшердщ талаптарына сэйкес бшкп мамандарды дайындауга септшн типзетш, колледж тYлектершщ ж^мыскд орналасуына мYмкiндiк бе-ретiн бiрлескен жагдайлар жасау, езара тыгыз байла-ныстар туралы айтылган.
Аннотация
Данная статья посвящена вопросам социального партнёрства. В ней говорится о тесном взаимодействии с социальными партнёрами, о совместном создании условий, которые помогают в подготовке квалифицированных специалистов в соответствии с требованиями работодателей, способствуют росту трудоустройства выпускников колледжа.
Annotation
This article is devoted to questions of social partnership. In it is spoken about close interaction with social partners, about joint creation of conditions which help with training of the qualified experts according to requirements of employers, promote growth of employment of graduates of college.
В условиях реформирования казахстанского общества система ТиПО играет значительную роль в удовлетворении интересов личности, потребностей рынка труда, перспектив развития экономики и социальной сферы [1].
Вопросу повышения эффективности качества подготовки рабочих кадров в последнее время начали уделять достойное внимание. Предприятия предъявляют к современному рабочему высокие требования: профессионализм, инициативность, инновационность и мобильность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные
Вестник «Oрлеу»-kst
93
решения, работать в команде.
Особенностью обучения в колледже является то, что обучение в мастерских, лабораториях должно сочетается с обучением в условиях производства. Поэтому одно из приоритетных направлений производственного обучения нашего Рудненско-го колледжа строительства и транспорта -формирование устойчивой взаимосвязи с производством, направленной на приближение подготовки специалистов к требованиям рынка труда в рамках социального партнерства. Основными социальными партнерами колледжа являются городские предприятия.
Свое взаимодействие мы начали с отделом занятости и социальных программ, с градообразующим предприятием АОССГПО, ТОО «Рудныйсоколовстрой» и другими предприятиями и организациями. Социальное партнерство реализуется по трем направлениям: прогнозирование потребности в подготовке квалифицированных специалистов, совместная корректировка рабочих учебных программ по специальным дисциплинам, организация профессиональной практики.
Чтобы сегодня соответствовать современным требованиям, специалист, выпущенный из учебного заведения, должен не только уметь выполнять свою работу, а также должен уметь работать в социуме, планировать свою работу, де -лать технологические и экономические расчеты и заниматься самоконтролем своего труда, но самое главное быть востребованным на рынке труда. Для решения этой задачи инженерно-педагогический коллектив колледжа стремится полнее изучать кадровую потребность работодателей города Рудного и Коста-найской области. С этой целью анализируются заявленные вакансии, посещаются предприятия и организации, проводится анкетирование и встречи с работодателями. Проходят совместные семинары и круглые столы.
Учитывая результаты мониторинга,
проводим набор учащихся на новый учебный год.
В результате работы, проводимой под руководством администрации колледжа, подписаны трёхсторонние меморандумы о взаимном сотрудничестве с градообразующим предприятием АО ССГПО, включающим 12 структурных подразделений:
- «Управление горного железнодорожного транспорта»,
- «Строительно- монтажное управление»,
- «Ремонтно-механический завод»,
- «Подземный, Соколовский , Сарбай-ский рудник » ,
- «Дробильно-обогатительная фабрика»,
- «Тепло-электроцентраль»,
- АТУ,
- ЦГДМ,
- ЦСП,
- УРПС и другие.
и АО « Рудныйсоколовстрой», включающее 6 структурных подразделений:
- «Отделстрой»,
- « Промстрой»,
- « Горжилстрой» и другие.
Заключены 10 долгосрочных договоров для прохождения производственной практики и в ТОО «АМИД», «Казогнеу-пор», «Стройдеталь», «Ремонтно-механи-ческий завод», «Рудрем-3», «Водоканал», «Имсталькон», «УМР».
Кроме того, колледж заключает краткосрочные договора с организациями, предприятиями, частными мастерскими города, на которых студенты выпускных групп будут проходить производственную практику. Большое внимание уделяется работе по заключению договоров о проведении оплачиваемой производственной практики.
Разработаны и согласованы с работодателями:
- перечни компетенций (квалификационных характеристик);
- детальная программа проведения предвыпускной производственной прак-
т
о
Рч РЧ
О
О
о
Й -а X X О
к
т
о
X
94
Вестник «Oрлеу»-kst
тики по профессии по всем выпускаемым специальностям с учетом современных технологий, техники и оборудования предприятий.
Программы производственного обучения и специальных предметов разрабатываются с учетом современных производственных технологий (введены дополнительные учебные элементы по изучению современных строительных технологий, строительных машин и оборудования). Учебные планы и программы по производственному обучению (производственная практика) разрабатываются с учетом режима работы предприятий, имеющейся на предприятиях современной техники. Разрабатываются методические рекомендации по использованию современных форм и методов обучения способствующих повышению качества профессиональной подготовки учащихся.
Учебным заведением совместно с социальными партнёрами спланировано участие работодателей в независимой оценке качества обучения и включает в себя:
- согласование состава независимой аттестационной комиссии по итоговой аттестации;
- работа в составе государственной аттестационной комиссии по приему выпуск-
цн ных квалификационных экзаменов;
5 - оценка выполнения пробных практи-
и ческих работ на производстве; о
^ - независимая оценка качества подго-
рч товки кадров;
¡3 - участие в составе жюри при проведе-
о нии внутрилицейских, городских конкурсов ^ профессионального мастерства учащихся по ^ профессии.
Й Детальные программы предвыпускной
производственной практики также разрабатываются с учетом требований производства
и согласовываются с работодателем.
Для отбора и сопровождения студентов, на стадии обучения в условиях производства закрепляются наставники из числа высококвалифицированных специалистов предприятия. Наставники оказывают помощь в адаптации учащихся к условиям производства, в овладении профессией, отслеживают профессиональный рост и производят отбор выпускников для дальнейшего трудоустройства.
Осуществляется тесное взаимодействие руководства и инженерно-педагогических работников колледжа с отделами подготовки кадров предприятий в области проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов и мастеров производственного обучения, совместного проведения мероприятий.
При активном участии работодателей разрабатываются программы повышения квалификации рабочих кадров по профессиям строительного цикла.
Такой уровень социального партнёрства даёт положительные результаты.
Актуализация проблемы сочетания профессионально-отраслевого и областного заказов на подготовку специалистов привела к усилению ориентации колледжа на потребности городского и областного рынка труда, что способствует повышению роли учебного заведения в удовлетворении образовательных запросов населения и кадровых потребностей работодателей, а также росту трудоустройства наших выпускников.
ЛИТЕРАТУРА:
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 20112020 годы / Министерство образования и науки Республики Казахстан// Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года №1118.