Научная статья на тему 'Социальное парнерство -залог успешности профориентационной работы'

Социальное парнерство -залог успешности профориентационной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / VOCATIONAL GUIDANCE WORK / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СТАЖИРОВКА / SOCIAL AND LABOR TRAINING / КәСіПТіК БАГДАРЛАУ ЖұМЫСЫ / әЛЕУМЕТТіК СЕРіКТЕСТіК / ЖЕЛіЛіК өЗАРА әРЕКЕТТЕСТіК / әЛЕУМЕТ-ТіК ЕңБЕК ТәЖіРИБЕ АЛМАСУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миниахметова Н.Г., Гнучая С.В.

В настоящей статье рассматривается актуальность внедрения социального партнерства в профориентационную работу образовательных учреждений. Для успешной социализации выпускников в современных социально-экономических условиях в МУПК создана модель сетевого взаимодействия субъектов образования с предприятиями и организациями города. Данный процесс способствует профессиональному ориентированию учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное парнерство -залог успешности профориентационной работы»

ИИ

Вестник «0рлеу»-к^

3s

s

х

^

О «

о с о

W

S

и

as ^

о с

3s

s

X =

и о га

ьн

^

га О

Û-=

I—I

-с X

-с -

£

H «

<

Н.Г. Миниахметова,

заместитель директора по воспитательной работе КГУ «МУПК»

С.В. Гнучая,

заместитель директора по учебной

работе КГУ ««МУПК», г.Лисаковск, Костанайская область

Нег1зг1 свздер: кэсттЫ багдарлау жумысы, элеуметт1к серттестщ жел1лт взара эрекеттестж, элеумет-т1к - ецбек тэж!рибе алмасу.

Ключевые слова: профориентацион-ная работа, социальное партнерство, сетевое взаимодействие, социально-трудовая стажировка.

Keywords: vocational guidance work, social partnership, networking, social and labor training.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРНЕРСТВО -ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Ацдатпа

Б^л макалада бтм беру мекемелершщ кэсштш багдарлау ж^мысына элеуметлк сер^еслкл енпзудщ езектшт каралады. Заманауи элеуметтш-экономикальщ жагдай-ларда бiтiрушiлердi сэтл элеуметтендiру ушш МОЭК-да бiлiм беру субъектшершщ кала кэсшорындарымен жэне ^йымдарымен желiлiк езара эрекеттестж Yлгiсi к^рылды. Б^л Yдерiс окушылардыц кэсштш багдарла-нуына ыкпалын тигiзедi.

Аннотация

В настоящей статье рассматривается актуальность внедрения социального партнерства в профориентационную работу образовательных учреждений. Для успешной социализации выпускников в современных социально-экономических условиях в МУПК создана модель сетевого взаимодействия субъектов образования с предприятиями и организациями города. Данный процесс способствует профессиональному ориентированию учащихся.

Annotation

In this article, the relevance of the introduction of social partnership in vocational guidance work of educational institutions is considered. For the successful socialization of graduates in modern social and economic conditions, a model of the network interaction of subjects of education with enterprises and organizations of the city has been created in the IVTC. This process contributes to the professional orientation of students.

Третья модернизация Казахстана в настоящее время является самым обсуждаемым предметом в обществе. Приоритетным направлением модернизации в статье «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» Глава государства определил культ образования: «каждый казахстанец должен

Вестник «врлеу»-kst

Ш

понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером» [1].

Потребность государства в конкурентоспособном кадровом потенциале ставит ряд задач перед системой образования. Одним из типов взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, общественными организациями, государственными и местными органами власти, направленными на согласование интересов всех участников этого процесса, является социальное партнерство в образовании, как форма профо-риентационной работы.

Внедрение соцпартнерства в систему образования проводится в соответствии со статьей 45-1 Закона Республики Казахстан «Об образовании» «Социальное партнерство в области профессионального образования» [2].

В своей программе «Рухани жацгыру» Президент говорит о вступлении Казахстана в новую эпоху, в условиях которой «... успешно жить сможет только высообразо-ванный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования»

[1]. Поэтому система отношений учебного заведения и различных социальных субъектов ориентирована на достижение общих интересов: подготовку творчески и профессионально грамотных, мобильных, легко адаптирующихся к условиям конкретного рынка специалистов.

В КГУ «Межшкольный учебно-производственный комбинат» отдела образования акимата г.Лисаковска создана модель образовательного процесса, ориентированная на технические специальности, способствующая развитию у школьников адаптационных способностей к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. Данный процесс возможен через развитие партнерских связей между образовательным учреждением и социальными партнерами, из которых складываются новые подходы к профессиональному ориентированию учащихся.

Практика социального партнерства введена в КГУ «МУПК» с 2008 года. Этот аспект в нашей работе осуществляется на основе совместных планов мероприятий сетевого взаимодействия с предприятиями и организациями города. Опыт показал, что соцпартнерство способно наиболее эффективно решать вопросы социализации школьников.

ш Ч

О «

о с о и м Е?

2

<

н

о

а «

о с

с

о о и

щ

РЧ

о

с

м

нн ^

£

Н

<

Вестник «Oрлеу»-kst

На основе сетевого взаимодействия по инициативе доцента кафедры экономики и управления, кандидата экономических наук РИИ Лесковой Л.Г. в МУПК разработаны принципы преемственности, дающие возможность школьникам сделать выбор направления дальнейшего образования.

Принцип преемственности между средним и послешкольным образованием

КГУ «МУПК» профиль обучения РГКП на ПХВ «РИИ» специальность КГКП «ЛТК» специальность

Швейное дело Технология и конструирование изделий легкой промышленности -

Торговое дело Маркетинг Маркетинг по отраслям

Автодело Транспорт, транспортная техника и технологии Организация перевозок, движения и эксплуатации транспорта Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта

Строительное дело Строительство Производство строительных материалов, изделий и конструкций Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Организация ЭВМ и программное обеспечение Вычислительная техника и программное обеспечение Информационные системы Вычислительная техника и программное обеспечение

- Технология и конструирование изделий легкой промышленности -

На всех профилях преподается курс «Основы современной экономики» Экономика Менеджмент Маркетинг Экономика, бухгалтерский учет и аудит

ш Ч

РЧ

О о. С

ш

К -а

¡3

Н *

С

Одним из мероприятий профориента-ционной направленности, в рамках со-цпартнерства, является тренинг «Ярмарка вакансий». Традиционно он проводится в ноябре. На встречу приглашаются учащиеся 11 классов, обучающиеся в МУПК, представители профессиональных образовательных учреждений города, а также представители кадровых служб предпри-

ятий и организаций города, общественное объединение предпринимателей. В подготовке мероприятия информационную поддержку оказывают специалисты ГУ «Отдела занятости и социальных программ г.Лисаковска», которые представляют информацию о рынке труда. Учащиеся не только знакомятся с потребностями местного рынка труда, но и учатся правильно

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

составлять резюме, грамотно строить беседу с работодателем. На ярмарку приходят представители филиала «ОАО Алюминий Казахстана КБРУ», ТОО «Алтын - Омир», ТОО «Жиhаз», ТОО Дон Мар, КСП 5 микрорайона, ГУ «Отдел занятости и социальных программ акимата города Лиса-ковска», Центр занятости, медицинский центр «Мирас» и ЦГБ, КГКП «ЛТК» и РИИ. В ходе мероприятия поднимаются актуальные вопросы: какова ситуация на рынке труда, какую профессию лучше выбрать, чтобы стать востребованным специалистом, каковы требования работодателей к потенциальным сотрудникам.

Начальник отдела кадров ОАО «Алюминий Казахстана» Колесников Н.В. знакомит школьников с профессиями, которые востребованы в настоящее время в горной промышленности, а также ребята получают информацию об условиях получения грантов от КБРУ.

Как правильно определиться с выбором учебного заведения? Своим мнением на этот вопрос делятся представители Рудненского индустриального института и Лисаковского технического колледжа. Учащиеся получают информацию о специальностях, правилах приёма, сроках подачи документов в учебные заведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание потенциала качественной рабочей силы невозможно без поддержки предпринимательства. Представители Палаты предпринимателей Костанайской области знакомят школьников с программой «Дорожная карта», в рамках которой ведётся переобучение и трудоустройство молодых людей на предприятия малого и среднего бизнеса. Ведь у них есть отличная возможность увидеть в нынешних выпускниках потенциальных работников и уже сейчас познакомить их со спецификой своих предприятий.

Ярмарка показывает заинтересованность в таких мероприятиях социальных партнеров, а выпускники имеют возможность получать опыт общения с работода-

телями, скорректировать свои представления о продолжении образования в вузе или колледже.

Помимо технологического и экономического образования, которое школьники получают в стенах МУПК необходим ещё и практический опыт. Каждый год десятиклассники, обучающиеся в МУПК проходят социально-трудовую стажировку в организациях города и на предприятиях малого и среднего бизнеса. После прохождения стажировки учащиеся объективно оценивают свои резервы и способности к продолжению образования по профилям, осознанно осуществляют выбор курса.

Взаимодействие учащихся с субъектами соцпартнерства осуществляется в форме экскурсий на производство, обсуждения перспектив профессии со специалистами, круглые столы, брифинги и конференции с участием представителей городского отдела занятости и социальных программ, , колледжа и РИИ, работодателей. ^

Исходя из опыта работы, можно сделать щ

м

вывод, что социальное партнерство - это ч

создание благоприятных условий для са- ^

мореализации учащихся путем взаимо- С

действия и сотрудничества всех сторон, ^ участвующих в процессе воспитания. Оно

способствует воспитанию активной граж- ^

данской и жизненной позиции, созданию о

условий для социализации подростков, Рн определения их профессиональной пер- О спективы.

К

ЛИТЕРАТУРА |

1. Назарбаев, Н.А. Взгляд в будущее: С модернизация общественного сознания О [Электронный ресурс]www.akorda.kz/.../ 3 statiya-glavy-gosydarstva-vzglyad-v-budush- и chee-modemizaciya-o... м

2. Закон РК «Об образовании» (с из- ^

менениями и дополнениями по состоя- Н

л

нию на 11.07.2017) [Электронный ресурс] К https://online.zakon.kz/Document/?doc_ ^ id=30118747 £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.