Научная статья на тему 'THE ROLE OF ANIMALS IN THE FORMATION OF THE WORLD IN THE LYRICS OF S. A. YESENIN. AN ATTEMPT TO LOOK AT YESENIN'S ANIMALS THROUGH THE PRISM OF POST-ANTHROPOCENTRISM'

THE ROLE OF ANIMALS IN THE FORMATION OF THE WORLD IN THE LYRICS OF S. A. YESENIN. AN ATTEMPT TO LOOK AT YESENIN'S ANIMALS THROUGH THE PRISM OF POST-ANTHROPOCENTRISM Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
135
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Grajewski K.

The attitude of man to animals has changed over the centuries. In recent years, new humanitarian directions have appeared - post-anthropocentrism, animal studies, which provide an opportunity for a new look at the text. Animals appear in many poems by Sergei Yesenin. This article is an attempt to look at Yesenin's attitude to animals through the prism of new directions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «THE ROLE OF ANIMALS IN THE FORMATION OF THE WORLD IN THE LYRICS OF S. A. YESENIN. AN ATTEMPT TO LOOK AT YESENIN'S ANIMALS THROUGH THE PRISM OF POST-ANTHROPOCENTRISM»

основной смысл состоит в том, что человек не является главной фигурой мира. Большой вклад в развитие так называемого «экологического постгуманизма» внесла итальянская философ Рози Брайдотти, которая стремится к эгалитаризму оживленных элементов природы ^ое), называя это <«ое-эгалитарным поворотом»10. Брайдотти продолжая свои рассуждения пишет о субъектности животных, а также о переносе внимания с антропоцентризма на zoe-центризм.

Животные являются неотъемлемым элементом деревенского быта. Сергей Есенин свое детство провел в селе Константиново Рязанской губернии, поэтому не должен вызывать удивления факт, что природный мир занимает важное место в его творчестве. Во многих стихотворениях Есенина присутствуют разнообразные элементы природы — названия растений и животных — домашних и диких (конь, корова, собака, кот, лиса, крыса), насекомых, а также птиц (лебеди, воробьи и другие). Целью настоящей статьи является новый взгляд на отношение лирического субъекта

стихотворений Сергея Есенина к животным. Новизна взгляда заключается в рассмотрении образа животных через animal studies.

Материалом для написания настоящей статьи является 200 случайно избранных стихотворений из разных периодов творчества Есенина. При их рассмотрении автор исследования обращал внимание на присутствие лексики именующей породы животных. При анализе не были учтены общие собирательные названия (рыбы, звери, птицы), прилагательные, образованных от названий животных, а также повторяющиеся названия в пределах одного стихотворения. В результате исследования было выявлено, что в 77 из 200 (в 39%) произведений упоминаются названия диких и хозяйственных животных, птиц, насекомых и рыб. Дополнительно необходимо обратить внимание, что не все животные, появляющиеся в творчестве Есенина, являются хозяйственными или дикими, так как выступают также экзотические (с точки зрения русской природы) виды — канарейка, косар.

В 77 стихотворениях было обнаружено 46 разных названий животных:

Конь — 23 Орел — 1

Соловей — 10 Овца — 1

Корова — 7 Мухи — 1

Собака — 7 Мошки — 1

Журавль — 6 Медузы — 1

Вороны — 5 Медведь — 1

Сова — 5 Кукушка — 1

Лебедь — 4 Косар — 1

Кот — 3 Коршун — 1

Петух — 3 Карась — 1

Синица — 2 Канарейка — 1

Мышь — 2 Иволга — 1

Лягушка — 2 Змея — 1

Лиса — 2 Дятел — 1

Куры — 2 Дергач — 1

Глухарь — 2 Гуси — 1

Воробей — 2 Грач — 1

Щука — 1 Голубь — 1

Цыплята — 1 Галка — 1

Цапля — 1 Волк — 1

Утка — 1 Аист — 1

Тараканы — 1 Муравьи — 1

Сокол — 1

Осел — 1

10 Braidotti R., Po czlowieku, Warszawa 2015, с. 156

Максим Горький в своем очерке «Сергей Есенин» написал следующее: «Он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных. — Да, я очень люблю всякое зверье, — молвил Есенин задумчиво и тихо...»11. В одном из стихотворений Сергей Есенин зверей назвал «братьями нашими меньшими»:

«Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове»12 (1924) Фразеологизм, называющий животных «братьями нашими меньшими» в русском народе присутствует с начала XX в13. Однако определение восходит от традиции Франциска Ассизского. Тема типологических сходств на уровне Сергей Есенин -Франциск Ассизский неоднократно поднималась учеными. Первая работа (Kazimierz Andrzej Jaworski - «Franciszkanski Ли%ап»14) была опубликована уже в 1929г. Шире эта тема была обобщена Н. И. Шубниковой-Гусевой в статье «Русский Франциск Ассизский»15.

В другом из своих стихотворений Есенин, наделяя животных человеческими способностями, написал:

«Для зверей приятель я хороший, Каждый стих мой душу зверя лечит»16 (1922) В поэме «Кобыльи корабли» (1919) роднит себя с миром животных, что соответствует ценностной системе постантропоцентризма, в которой животные стоят наравне с людьми: «Сестры-суки и братья кобели»17 Следующая степень родства с животными высказывается в словах:

«Никуда не пойду с людьми, Лучше вместе издохнуть с вами, Чем с любимой поднять земли В сумасшедшего ближнего камень»18 В этих словах Есенин исповедально признается о своем соединении с миром животных. Лирический герой горько разочарован миром людей, их жестокими поступками, отсутствием справедливости. Однако поэт не теряется свой моральный стержень и сохраняет

доброжелательное отношение, не только к

животным, но и к людям; он не желает никому причинять боль.

В «Кобыльих кораблях» Есенин пишет продолжает:

«Не обижу ни козы, ни зайца». В творчестве Сергея Есенина самыми распространёнными животными являются конь, собака и корова (на втором месте в нашем списке выступает соловей, однако чаще всего он не является главным мотивом произведения, а лишь дополнением поэтического образа). Именно эти животные преобладают в деревенской жизни. На основе анализа поэтических образов будет определена роль этих животных в формировании поэтического мира творчества Сергея Есенина.

Повседневным элементом крестьянского быта является корова. Летом 1921 года Есенин говорил Ивану Грузинову: «-Кто о чем, а я о корове. Знаешь ли, я оседлал корову. Я еду на корове. Я решил, что Россию следует показать через корову. Лошадь для нас не так характерна. Взгляни на карту — каждая страна представлена по-своему: там осел, там верблюд, там слон... А у нас что? Корова! Без коровы нет России»19.

И, следуя этим словам, у Есенина образ России ассоциируется с коровой: «О родина, счастливый И неисходный час! Нет лучше, нет красивей Твоих коровьих глаз»20 (август 1918). Внимания заслуживает также стихотворение «Корова» (1915), которое вполне посвящено титульному животному. Есенин, с помощью антропоморфизации, придает корове человеческие качества — корова чувствует, снится ей сон. В анализируемом стихотворении поэт представляет конкретный бытовой образ — старость животного: «Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах»

В дальнейшем Есенин обращает подчеркивает жестокость людей к животным: «Бил ее выгонщик грубый На перегонных полях»

Дальше поэт напрямую раскрывает судьбу коровы:

«Свяжут ей петлю на шее И поведут на убой»21.

11 Горький M., Сергей Есенин, w: http://esenin.ru/o-esenine/vospominaniia/gorkii-m-sergei-esenin (24.09.2019)

12 Есенин С. А., Мы теперь уходим понемногу, w: Сергей Есенин. Полное собрание сочинений в одном томе, Москва 2016, s. 87

13 Autor nieznany, Братья наши меньшие, https://frazeolog_ru.academic.ru/35/%D0%B1%D1% 80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_%D0%BD %D0%B0%D1%88%D0%B8_%D0%BC%D0%B5% D0%BD%D1%8C%D1%88%D0%B8%D0%B5 (24.09.2019)

14 Jaworski K. A., Franciszkanski chuligan, (w:) Glos

prawdy, numer 281, Warszawa, 20 stycznia 1929. S.

62-63

15 Шубникова-Гусева Н.И., Русский Франциск Ассизский, https://elibrary.ru/item.asp?id=30457782 (24.09.2019)

16 Есенин С.А., Я обманывать себя не стану, w: op. cit., s. 69

17 Ibid., s. 169

18 ibid., s. 170

19 Гусляров E., Есенин в жизни. Систематизированный свод воспоминаний современников, Калининград 2000, s. 289

20 Есенин С. А., Октоих, w: ор. cit., Москва 2016, s. 147

21 Есенин С. А., Корова, w: op. cit., Москва 2016, с. 36

О своем отношении к коровам автор Сорокоуста вспомнил также в

автобиографическом стихотворении «Исповедь хулигана» (1920). Здесь также поднимается вопрос убоя животных на мясо:

«Каждой корове с вывески мясной лавки Он кланяется издалека»22

Интересно подчеркнуть, что в свое время Есенин пытаться стать вегетарианцем. В одном из писем поэт своему другу Грише Панфилову в 1913г писал: «Я бросил есть любое мясо и рыбу, прихотливые вещи, как-то вроде шоколада, какао, кофе не употребляю и табак не курю... Сахар не употребляю, хочу скидывать с себя все кожаное, но не хочу носить названия „вегетарианец"»23.

Вслед за коровой следующим важным животным для Есенина является конь. В русской деревне корова была кормилицей, а конь - главным помощником крестьянина.

Говоря о конях, нельзя не упомянуть стихотворение «Табун» (1915). Стихотворение имеет тричастичную композицию. Каждая часть состоит из четырех строф, по две строки в каждой. Первая часть стихотворения представляет ночной образ табуна коней, где: «В холмах зеленых табуны коней», «.они ждут новый день». Вторая часть посвящена описанию разгара дня — «Весенний день звенит над конским ухом / С приветливым желанием к первым мухам». В последней части стихотворения описывается время после заката, когда приходит пастух, который «играет песню на рожке»24. Стихотворение представляет собой мирную сельскую картину. Есенин в простых словах уловил тонкости деревенского пейзажа, сумел передать словами настроение еле уловимых моментов.

Однако не всегда есенинские кони счастливы. В стихотворении — «Этой грусти теперь не рассыпать» (1924) Есенин пишет:

«Покосившаяся избенка,

Плачь овцы, и вдали на ветру Машет тощим хвостом лошаденка, Заглядевшись в неласковый пруд»25

В этих строках Есенин показывает образ гибнущей традиционной русской деревни. Стихотворение пронизано нотами тоски по дореволюционному быту. В тяжелые советские годы конь, который раньше был символом силы и

мужества, становится «лошаденкой», которая отображает настроение гибнущей старинной деревни. Нагрянувшая советская власть полностью преобразила крестьянскую деревню.

В интересной функции образ коня появляется в поэме «Сорокоуст» (1920). Толчком для написания этого произведения является непосредственный эпизод из жизни Есенина. Однажды поэт, ехав на поезде, заметил, как изо всех сил бежит жеребенок, пытаясь обогнать поезд26. Этот случай так сильно запечатлелся в памяти Есенина, что он решил ввести его в сюжет поэмы. Есенин рисует образ соревнований между молодым конем и поездом: «Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озорных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунный поезд?

А за ним

По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок?». Автор Анны Снегиной вводит образ коня с целью отображения процесса технического развития. Молодой жеребенок изо всех сил пытается обогнать поезд. Лирический субъект выражает тоску по неискаженной крестьянской деревне.

«Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?»27.

В этих строках Есенин уверяет, что жеребенок не имеет шансов на победу в гонке за поездом. Ведь машины сильнее и быстрее животных. В поэме образ коня является символом патриархальной деревни, которая в те годы теряла свой прежний древний характер и становилась советской. Образом прошлого здесь является жеребенок, а нового - поезд. Соревнования жеребенка с паровозом описанные в третьей главке поэмы построены по принципу противопоставлений, контраста, которые отображают конфликт старого с новым.

22 Есенин С.А., Исповедь хулигана, w: op. cit., Москва 2016, s. 174

23 Есенин С.А., письмо Грише Панфилову, w: Глуховская Е., Как притвориться деревенским поэтом, http ://arzamas.academy/materials/3 20 (24.09.2019)

24 Есенин С.А., Табун, w: op. cit., Москва 2016, s.

138

25 Есенин С.А., Этой грусти теперь не рассыпать, w: op. cit., Москва 2016, s. 79

26 Мекш Э., Время апокалипсиса (поэма Есенина «Сорокоуст»), w: http://sp.voskres.ru/critics/meksh.htm , (24.09.2019)

27 Есенин С.А., Сорокоуст, w: op. cit., Москва 2016, s. 172-173

Поезд Жеребенок

Чугунные лапы Тонкие ноги

Бежит Скачет

С железной ноздрей Красногривый

(бежит) в туманах (...) кроясь (скачет) как на празднике

Железной ноздрей храпя Закидывая ноги к голове

Ряд выделенных противопоставлений, а также определения коня «милый, смешной дуралей» явно выражают трепетное отношение лирического субъекта к описываемому образу.

Отношение к лошади проявляется также в других стихотворениях. В автобиографическом стихотворениш «Исповедь хулигана» (1920) Есенин открыто заявил о своей любви к лошадям:

«И, встречаясь с извозчиками на площади, Вспоминая запах навоза с родных полей, Он готов нести хвост каждой лошади, Как венчального платья шлейф»28.

В подобном шокирующем духе свое отношение к лошадям Есенин выражает в стихотворении «Я обманывать себя не стану» (1922). Поэт, наверное, на основе своих неудачных отношений с женщинами, признается, что его настоящей любовью являются не женщины, а природа:

«Я хожу в цилиндре не для женщин -В глупой страсти сердце жить не в силе, -В нем удобней, грусть свою уменьшив, Золото овса давать кобыле»29.

Следующим животным, занимающим важное место в творчестве Сергея Есенина, является собака. Во многих языках существует поговорка, что собака является лучшим другом человека. В деревенской жизни собака помогала на охоте и охраняла дом.

Говоря о собаке в стихотворениях Есенина, нельзя не вспомнить «Песнь о собаке» (1915). Поэт представил бытовую ситуацию. В первой строфе содержится информация, что:

«Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят»30.

В дальнейшей части следует образ, как собака, радуясь своим материнством, заботится о своих щенках:

28 Ibid., Москва 2016, s. 174-175

29 Есенин С.А., Я обманывать себя не стану, w: op. cit., Москва 2016, s. 70

30 Есенин С.А., Песнь о собаке, w: op. cit., Москва 2016, s. 174

31 Ibid., s. 174

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Ibid. s. 174

33 Ibid. s. 174

«До вечера она их ласкала, причесывая

31

языком»31.

Однако суке не было дано долго радоваться своим материнским счастьем, так как вскоре «хмурый хозяин» отобрал у нее щенят и утопил их: «И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь»32. Жестокость хозяина к щенкам нарушает естественную гармонию мира. В двух последних строфах действие происходит в двух «мирах» одновременно — в земном и космическом мире. «Покатились глаза собачьи Золотыми

33

звездами в снег»33.

Обессиленная собака, у которой отняли ее детенышей, со своей болью обращается в небо: «В синюю высь звонко Глядела она, скуля»34 Где в наполненной тоской собачьей душе: «Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков»35

Стихотворение «Песнь о собаке» содержит огромную эмоциональную силу. Людмила Бельская пишет, что «"Песнь о собаке" стала событием не только в есенинском творчестве, но и во всей русской поэзии: никто из поэтов до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом»36

Образ собаки является центральным образом в стихотворении «Сукин сын» (1924). Правда, стихотворение посвящено описанию несчастной любви, однако Есенин больше внимания посвятил собаке, чем любви к «девушке в белом». Поэт пишет здесь о собаке, которая является его другом и воспоминанием молодости:

«Мне припомнилась нынче собака, Что была моей юности друг»37. Лирический герой очень ценит эту собаку и относится к ней с особенной лаской:

34 Ibid., s. 174

35 Ibid., s. 174

36 Бельская Л., Загадка «Песни о собаке», http://a4format.ru/pdf_files_bio2/478cc169.pdf (07.06.2017)

37 Есенин С.А., Сукин сын, w: op. cit., Москва 2016, s. 89

«Хочешь, пес, я тебя поцелую За пробуженный в сердце май? Поцелую, прижмусь к тебе телом И, как друга, введу тебя в дом...»38

Возможно, что такая глубокая любовь к собаке в этом случае вытекает из несчастной любви к женщине. Лирический герой верит, что только собака способна любить преданно и навсегда.

Образ собаки в интересном значении появляется также в стихотворении «Собаке Качалова» (1925). Стих имеет интересную историю написания. Есенин, который был в гостях у артиста Качалова, познакомился с его собакой. Поэт сразу подружился с питомцем, которому посвятил одно из стихотворений.

Стих начинается с дружеского обращения к собаке:

«Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду»39.

Однако уже в двух следующих строках появляется драматизм и желание быть наравне с собакой:

«Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду»40.

Лирический герой подчеркивает необычную красоту собаки, которая поражает всех:

«Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей»41.

Однако смысл стихотворения другой. Есенин образ собаки использует для рассказа о женщине. Литературоведы отмечают, что стихотворение было посвящено Галине Бениславской, которую Есенин любил только как друга, а не так женщину [С. и Ст. Куняевы, с. 498]. Есенин в душевном падении признает свою виноватость, о чем говорят последние строки стихотворения:

«Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила? Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку» За все, в чем был и не был виноват»42 Образ собаки как друга человека появляется также в стихотворении «Я обманывать себя не стану» (1922):

«Каждому здесь кобелю на шею Я готов отдать мой лучший галстук»43 Животные в творчестве Сергея Есенина выполняют разные роли. Нередко являются они лишь фоном главного лирического образа. Лирический герой Есенина к оживленной части природы относится с особенной лаской и любовью,

38 Ibid., s. 89

39Есенин С.А., Собаке Качалова, w: op. cit., Москва 2016, s. 91

40 Ibid.s. 91

41 Ibid., s. 91

42 Ibid., s. 92

43 Есенин С.А., Я обманывать себя не стану, w: op.

cit., Москва 2016, s. 69

а также с сочувствием. Бывали моменты, когда поэт гласил, что люди стали хуже зверей, и поэтому убегал в мир природы. Такое отношение ярко показано в мини-поэме «Кобыльи корабли», где лирический субъект ставит себя наравне с миром животных: «Сестры-суки и братья кобели, / Я, как вы, у людей в загоне.»44, или в другом фрагменте того же произведения: «Если хочешь, поэт, жениться, / Так женись на овце в хлеву»45. Лирический герой Есенина имеет особо чувствительную и деликатную душу, которая видит все проявления жестокости к животным. Поэт был глубоко разочарован жестоким людским миром, не мог найти себе место в обществе. Лишь природа давала успокоенье. Теплое отношение и сочувствие к животным не менялось на пространстве всего творчества Сергея Есенина.

Есенин в своем творчестве животным сумел отвести серьезную роль. не всегда являются они только элементом пейзажа. Итак, корова стала символом России. На основе каждого из проанализированных животных Есенин показал жестокость человека. Старую корову или коня люди отправляют на убой на мясо. Однако человек проявляет жестокость не только к хозяйственным животным, но и к диким — стихотворение «Лисица» (1915). Интересную роль поэт придал коню — представил его как символ гибнущей крестьянской дореволюционной деревни (Есенин представил коня проигравшего гонки с паровозом для критики технического прогресса за всякую цену). Собака у Есенина является лучшим другом человека, а также жертвой людской жестокости («Песнь о собаке»).

Сергей Есенин к животным относился с чистым гуманизмом. Следует согласиться с н. Вержбицким, который писал так: «Евангельское выражение "блажен, иже и скоты милует" Есенин так переводил со славянского: "Достоин славы и уважения тот, кто не только к людям, но и к животным относится с добрым чувством"»46

наконец необходимо подчеркнуть, что идейный слой анализируемых стихотворений Сергея Есенина соответствует этике современного постгуманизма. В рассматриваемых произведениях наблюдается срыв с антропоцентризмом и иерархичностью бытия, благодаря чему животное становится полноценным и полноправным субъектом мира. Есенин не мог согласится с предметным и товарным отношением к животным, которые воспринимались как источник тяговой силы, мяса, молока и т.д. Человек как бытие, оснащенное разумом и волей, способен делать добро, как и зло. Поэт испытывал разочарование

44 Есенин С.А., Кобыльи корабли, w: op. cit., Москва 2016, s. 170

45 Ibid., s. 170

46 Вержбицкий Н., Наши младшие братья, http://esenin-lit.ru/esenin/kritika/esenin-i-sovremennost/verzhbickij-nashi-mladshie-bratya.htm 10.08.2019

людьми, которые способны заведомо причинять боль другим. Именно в мире животных Есенин видел чистоту и неиспорченность, где в жестоких людских условиях животные казались «моральнее» разумных людей. Данное исследование доказывает, что животные в творчестве Сергея Есенина являются интересным материалом для рассмотрения с помощью современных гуманитарных направлений названных «animal studies».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Autor nieznany, Братья наши меньшие, https://frazeolog_m.academic.ru/35/%D0%B1%D1%8 0%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_0/oD0%BD% D0%B0%D1%88%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D 0%BD%D1%8C%D1%88%D0%B8%D0%B5 (24.09.2019)

2.Braidotti R., Po czlowieku, Warszawa 2015

3.Jaworski K. A., Franciszkanski chuligan, (w:) Glos prawdy, numer 281, Warszawa, 20 stycznia 1929. S. 62-63

4.Бельская Л., Загадка «Песни о собаке», http://a4format.ru/pdf_files_bio2/478cc169.pdf (07.06.2017)

5.Вержбицкий Николай Константинович., Наши младшие братья, http://esenin-lit.ru/esenin/kritika/esenin-i-

sovremennost/verzhbickij-nashi-mladshie-bratya.htm 10.08.2019

6.Глуховская Елена Александровна., Как притвориться деревенским поэтом, http://arzamas.academy/materials/320 (24.09.2019)

7.Горький Максим., Сергей Есенин, w: http://esemn.ru/o-esemne/vospominamia/gorkii-m-sergei-esenin (24.09.2019)

8.Гусляров Евгений Николаевич, Есенин в жизни. Систематизированный свод воспоминаний современников, Калининград 2000, издательство Янтарный Сказ

9.Есенин Сергея Александрович, Сергей Есенин. Полное собрание сочинений в одном томе, Москва 2016, Издательство Альфа-Книга

Ю.Кожевникова М., Постгуманизм / постантропология: ценность биологического тела, (в:) Антропологический форум. 2018. №38, р. 33

11.Мекш Э., Время апокалипсиса (поэма Есенина «Сорокоуст»), w: http://sp.voskres.ru/critics/meksh.htm , (24.09.2019)

12.Поломошнов П.А., Постгуманизм: вершина или конец классического гуманизма?, (в:) Вестник Донского государственного аграрного университета, Выпуск^ 2(24.2), 2017, часть 2 социально-гуманитарные науки, p. 5

13.Сигнаевская О.Р., Постантропологическая эпоха: переосмысление мировоззренческих и эпистемологических установок мира человека. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011/ 4 (28), p. 72

14.Шубникова-Гусева Наталия Игоревна., Русский Франциск Ассизский, https://elibrary.ru/item.asp?id=30457782 (24.09.2019)

_КОЛИЧЕСТВЕННО-ИМЕННЫЕ СВЯЗАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.3.78.1015

Агаев Мугаддин

Преподаватель кафедры иностранных языков, Ленкоранский государственный университет

Азербайджан

QUANTITATIVELY NOMINAL RELATED PHRASES

Aghayev Mugaddin

Lankaran State University Azerbaijan

АННОТАЦИЯ

Как видно из названия параграфа, в данном случае речь пойдёт об одном типе связанных подчинительных словосочетаний, который формируется не в структуре предложения, а как «допредложенческая», самостоятельная единица номинации.

В этой группе единиц представлены такие конструкции, как количественно-именные (десять книг, много людей, несколько студентов, группа альпинистов, табун лошадей и т.п.), сочетания со значением совместности (Мы с мамой, брат с сестрой и т.д.), сочетания со значением избирательности (кто-то из нас, один из представителей и т.п.) и др.

ANNOTATION

As can be seen from the title of the paragraph, in this case we will talk about one type of related subordinate phrases, which is formed not in the structure of the sentence, but as a "pre-sentence", an independent unit of nomination.

In this group of units, such constructions are represented as quantitative and nominal (ten books, many people, several students, a group of climbers, a herd of horses, etc.), combinations with the meaning of compatibility (Mom and I, brother and sister, etc. .), combinations with the meaning of selectivity (one of us, one of the representatives, etc.), etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.