Научная статья на тему 'Эсхатологическая символика поэм С. А. Есенина "Кобыльи корабли" и "Сорокоуст" (1919)'

Эсхатологическая символика поэм С. А. Есенина "Кобыльи корабли" и "Сорокоуст" (1919) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
563
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСЕНИН / YESENIN''S "LITTLE POEMS" / "МАЛЕНЬКИЕ ПОЭМЫ" / "LITTLE POEMS" / АПОКАЛИПСИЧЕСКИЕ МОТИВЫ / APOCALYPTIC MOTIFS / ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СЮЖЕТ / GOSPEL STORY / БИБЛЕЙСКАЯ МЕТАФОРА / BIBLICAL METAPHOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юдушкина О.В.

В символических образах поэм С.А. Есенина «Кобыльи корабли» и «Сорокоуст» выражается сопереживание человека кровавым событиям Гражданской войны. Каждое произведение отклик к трагическому времени. В сложных метафорических рядах стихотворений обрисованы картины деревенского быта, угнетающей действительности, ставшие доказательством неминуемой гибели прошлого патриархальной Руси. Аллегорические сюжетные линии поэм наполнены библейскими иносказаниями, что придает этим произведениям особое эсхатологическое звучание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The eschatological symbolism of Sergei Yesenin''s poems "Mare''s ships" and "Prayers" (1919)

The symbolic images of Sergei Esenin's poems "Mare's ships" and "Prayers" are expressed empathy to human bloody events of the Civil War. Each piece is a response to a tragic time. In a complex series of metaphorical poems painted a picture of rural life, depressing reality, become the proof for imminent death of the patriarchal Russia. Allegorical storylines filled biblical allegories, that gives these poems a special eschatological meaning

Текст научной работы на тему «Эсхатологическая символика поэм С. А. Есенина "Кобыльи корабли" и "Сорокоуст" (1919)»

Humanity space International almanac VOL. 3, No 4, 2014: 652-661

Эсхатологическая символика поэм С.А. Есенина «Кобыльи корабли» и «Сорокоуст» (1919)

О.В. Юдушкина

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования» Российской Академии Образования

119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп.1

Federal State Budget Research Institution of the Russian Academy of Education «Institute of Art Education»

Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: oyudushkina@yandex.ru

Ключевые слова: Есенин, «маленькие поэмы», апокалипсические мотивы, евангельский сюжет, библейская метафора.

Key words: Yesenin's "little poems", apocalyptic motifs, Gospel story, the biblical metaphor.

Резюме: В символических образах поэм С.А. Есенина «Кобыльи корабли» и «Сорокоуст» выражается сопереживание человека кровавым событиям Гражданской войны. Каждое произведение - отклик к трагическому времени. В сложных метафорических рядах стихотворений обрисованы картины деревенского быта, угнетающей действительности, ставшие доказательством неминуемой гибели прошлого патриархальной Руси. Аллегорические сюжетные линии поэм наполнены библейскими иносказаниями, что придает этим произведениям особое эсхатологическое звучание.

Abstract: The symbolic images of Sergei Esenin's poems "Mare's ships" and "Prayers" are expressed empathy to human bloody events of the Civil War. Each piece is a response to a tragic time. In a complex series of metaphorical poems painted a picture of rural life, depressing reality, become the proof for imminent death of the patriarchal Russia. Allegorical storylines filled biblical allegories, that gives these poems a special eschatological meaning.

[Yudushkina O.V. The eschatological symbolism of Sergei Yesenin's poems "Mare's ships" and "Prayers" (1919)]

В первых послеоктябрьских поэмах С.А. Есенин искренне, горячо приветствует революцию («Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Инония», Преображение» и др.). Романтическая мечта о том, что революция даст людям свободу, сменяется осознанием, более глубоким осмыслением всего значения исторических и социальных перемен в жизни русского народа и, особенно, деревни.

Любая революция - очень большое потрясение для страны. Это требовало от людей огромного напряжения всех

сил, железной дисциплины, беспрекословного подчинения единой цели - победить всех врагов и вступить в светлое будущее. Чтобы спасти от голода рабочих в городах и дать фронту продовольствие, была запрещена частная торговля хлебом, установлена продразверстка, взяты на учет все «излишки» продуктов у крестьян. В ходе этой политики у крестьянина отбирались не только излишки - последние крохи, предназначенные на поддержание жизни крестьянских семей. Фактически деревня стала основным источником ресурсов для страны, но взамен не получила ничего. Это послужило причиной обострения отношений между деревней и городом.

Конечно, политика военного коммунизма была лишь временным явлением, вызванным разрухой народного хозяйства и войной. Но для многих людей этот период стал временем краха всех надежд и идеалов. Очень многие писатели, философы не могли осмыслить и принять неизбежный крутой поворот в жизни России. Есенин писал об этом в 1920 году: «История переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений» (Есенин, 1995-2001 (6): 116). Это находит отражение и в творчестве Сергея Есенина.

Именно в этот период наиболее ощутимо проявляется «крестьянский уклон» поэта. Выражая свое отношение к революционным событиям, он писал: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном» (Есенин, 1995-2001 7(1): 20). Следовательно, Есенин в 1917 году принимал революцию, как предвестницу светлого будущего, когда жизнь будет строиться по Библии, по десяти ее заповедям.

В поисках необходимой литературной формы при описании современной истории Есенин обращается к евангельским сюжетам, в чем проявляется синтез двух начал -авторской позиции и христианского источника, ставшего объектом внимания творчества поэта. Библейская метафора в «маленьких поэмах» этого периода - шаг к рождению нового

неповторимого художественного образа. Есенин обращается к Новозаветным текстам, как к вечному опыту человечества других эпох, показывая, что все в этом мире повторяется, что все имеет свою закономерность.

Ведущим началом лирики Есенина в постреволюционный период становится любовь, преданность родине. В символических образах выражается сопереживание человека кровавым событиям Гражданской войны. Они прошли через душу, сознание поэта. Каждое произведение - отклик к событиям трагического времени. Поэт адресует их читателям, помогая им разобраться и в произошедшем, и в самих себе.

К 1919 году идеалистические мировосприятие постепенно исчезает из поэзии Есенина. Это касается и «маленьких поэм» «Кобыльи корабли» и «Сорокоуст». Восторженный пафос предыдущих стихотворений в этих поэмах сменяется романтической иронией, представляющей собой способ диалектически объемного отображения окружающего мира. Исповедальная интонация «маленьких поэм» - «крик души» лирического героя. Он не старается изменить мир, как это было в 1918 году, его главная задача - сохранить в своей душе доброту, уважение к людям, силу духа. В апокалипсическом ключе рисуются образы времени, с иронией, чаще с горечью. Тональность стихов по большей мере патетическая, призывная, но за ней скрыта глубокая боль от понимания случившегося с родиной.

Исследователь Л.В. Занковская отмечает: «Имажинистские «маленькие поэмы» от прежних отличались эмоциональным настроем и новыми приемами, в которых ведущее место занимали аллегория и символ. Мечты о возвышенном, о целесообразных преобразованиях в России оказались утопией» (Занковская, 2005: 158).

Перед Есениным встает мучительный вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Кругом разруха, обезлюдившие, опустевшие села, опаленная засухой, растрескавшаяся земля, изможденные голодом и непосильным трудом люди, гражданская война, когда сын идет против отца, брат убивает брата. В результате революции не получилось чудесной светлой Инонии.

Стоит отметить, что 1919 - 1920 годы в творчестве Есенина - это эпоха «двойного зрения». Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем, Р. Ивневым. В начале 1919 года они объединяются в группу имажинистов (Имажинизм (от англ и франц. image - образ) - русская литературная группа, утверждающая примат самоцельного образа и формотворчества над смыслом, идеей). Основной декларацией их творчества становится теоретическая работа Есенина «Ключи Марии» (1918).

«Образ как таковой» - основной принцип поэзии, провозглашенный теорией имажинизма. Основа - слово-метафора с одним определенным значением. «Образ, и только образ. Образ - ступнями от аналогий, параллелизмов -сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и раскрытые, приложения политематического, многоэтажного построения -вот орудие производства мастера искусства» (Декларация, 1997: 20). Поэтому принятие искусства в качестве цельного образа сводится имажинистами к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору. Другими словами, поэтический образ в теории сопоставляется с «внутренней формой слова». Важным источником имажинистской поэтики являлись работы А. Потебни, А. Веселовского и других русских филологов XIX - XX вв.

Однако Есенин лишь отчасти разделял платформу имажинизма - стремление очистить форму от «пыли содержания». Эстетические интересы поэта обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству -духовной первооснове художественного образа. Если говорить об имажинистском (образном) стиле в русской поэзии, то он представлен Есениным, его произведениями 1919 - 1924 годов. Поэмы «Кобыльи корабли» (1919) и «Сорокоуст» (1920) являются последними в цикле революционных «маленьких поэм» и представляют собой совершенно иные произведения, отличающиеся по тематике от предыдущих стихотворений. В центре - русский народ, тяжело переживающий исторические катаклизмы, выпавшие на долю Руси.

Пересмотрев свои взгляды на революцию, Есенин создает

поэму «Кобыльи корабли», впервые опубликованную в имажинистском сборнике «Харчевня зорь» в 1920 году. Обстановка в стране, описанная в поэме, получит явное апокалипсическое звучание:

Если волк на звезду завыл, Значит, небо тучами изглодано. Рваные животы кобыл, Черные паруса воронов. Не просунет когтей лазурь Из пургового кашля-смрада; Облетает под ржанье бурь

Черепов златохвойный сад (Есенин, 1995-2001 (2): 77). Центральная тема «Кобыльих кораблей» - голод в Поволжье:

Нет, не рожь! Скачет по полю стужа, Окна выбиты, настежь двери (Есенин, 1995-2001(2): 78). Иносказания, в основе которых лежит смысловой диссонанс, - новый прием метафорической образности поэта.

В названии - «Кобыльи корабли» - соединяются два противоположных по смыслу начала: «кобыльи - слово разговорное, приземленное, и - «корабли» - романтическое, воздушное, космическое. Получался своеобразный гибрид, неспособный ни к полету, ни даже к движению вперед. Это мертвые корабли, ибо у них «рваные животы» и черные паруса воронов» (Занковская, 2005: 159).

Возможно здесь и другое толкование этого символического заголовка. «Кобыльи корабли» - это аллюзия мифа о Ноевом ковчеге, в названии также прочитывается этот образ. Есенин, полностью разочаровываясь в идеях русской революции, видя нищету деревни и понимая слабость политической системы, в связи с приближающейся катастрофой государства (как физической, так и духовной) рисует ярчайшие образы современности:

Слышите ль? Слышите звонкий стук? Это грабли зари по пущам. Веслами отрубленных рук

Вы гребетесь в страну грядущего (Есенин, 1995-2001 (2):

Сравним:

«И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём» (Быт. 6:5,6)

Так начинается повествование о Всемирном Потопе, произошедшем из-за большого нравственного падения человека. Есенин вводит этот образ намеренно: в дальнейшем он рисует картины конца света («Скачет по полю стужа», «солнце мерзнет, как лужа», «сосут край зари собаки», «человек съел дитя волчицы» (Есенин, 1995-2001 (2): 78).

Апокалипсический мотив ужасен в своем исполнении: Посмотрите: у женщин третий Вылупляется глаз из пупа. Вон он! Вылез, глядит луной,

Не увидит ли помясистей кости (Есенин, 1995-2001 (2):

78).

Теперь образ Мессии представлен как Ной, спасающий «братьев наших меньших». Но сам он отказывается от помощи («Не нужны мне кобыл корабли / И паруса вороньи» (Есенин, 1995-2001 (2): 79). И снова мотив братоубийства, продолжающий тему Гражданской войны: Никуда не пойду с людьми, Лучше вместе издохнуть с вами, Чем с любимой поднять земли

В сумасшедшего ближнего камень (Есенин, 1995-2001 (2): 79).

Л.В. Занковская, изучая поэму «Кобыльи корабли» очень точно определила ее символическое звучание. «Исходя из названия поэмы, многое становится на свои места, - пишет исследователь. - Например, ошибка Устинова при цитировании слова «гребетесь» (он пишет «гребете»), у Есенина глагол «гребетесь» (непереходный, возвратный), означающий стояние на месте, а не движение вперед.

Есть еще интересное предположение по поводу глубины идеи и названия этого произведения. На Рязанщине, по преданию, была деревня, которую называли Кобыльи корабли. Со временем она затонула, как Атлантида, и только образ ее да

название остались в памяти людей. Возможно, Есенин знал об этом; во всяком случае, метафора, использованная в стихотворении поэтом, оказалась пророческой: исчезала Русь» (Занковская, 2005: 159).

Из отзывов и комментариев на «маленькую поэму» «Кобыльи корабли» наиболее близки к авторскому замыслу слова Н. Асеева. Он первым приветствует стихи, взятые из «самой жизни», искренние в своем желании «отобразить искаженные гневом и болью черты мученического лика народа». «Мы не боимся, - писал он, - а радуемся за поэта, сумевшего «неожиданно громко» запеть среди подавленности и тишины искушения страны» (Асеев, 1921).

Одним из ярчайших произведений постреволюционного времени становится «маленькая поэма» «Сорокоуст» (1920), опубликованная в журнале «Творчество» в 1920 году. В ней Есенин выражает свои размышления, думы о происходящем с особенной взволнованностью, лиричностью и откровенностью. Сложные метафорические ряды, синтаксические обороты свидетельствуют об изменении позиции автора по отношению к государственным переменам.

Эта маленькая поэма, как и многие предыдущие, состоит из четырех главок. Эпическая сторона содержания усилена: лирический герой как свидетель времени бросает вызов системе: «Вы, любители песенных блох, / Не хотите ль пососать у мерина» (Есенин, 1995-2001 (2): 81), с иронией и злобой: «Хорошо, когда сумерки дразнятся / и всыпают вам в толстые задницы / Окровавленный веник зари (Есенин, 1995-2001 (2): 81).

Символичен заголовок произведения. В православии Сорокоуст - это молитвы об усопшем, читаемые в церкви в течение сорока дней. В данном случае Есенин переживает трагическую гибель столь любимой им деревенской, патриархальной Руси, родины его предков, - это тема поэмы. Трубит, трубит погибельный рог! Как же быть, как же быть теперь нам На измызганных ляжках дорог?(Есенин, 1995-2001(2): 81) Никуда вам не скрыться от гибели, Никуда не уйти от врага (Есенин, 1995-2001 (2): 81)

Идет, идет он страшный вестник,

Пятой громоздкой чащи ломит (Есенин, 1995-2001(2): 82) Наступающая большевистская действительность представляется поэту врагом, «скверным гостем». Лирический герой из пророка, предвестника грядущего рая, становится псаломщиком, скорбный удел которого отпевать умершую Русь: Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной «аллилуйя» (Есенин, 1995-2001 (2):

83).

Здесь звучит тема поэта, искренне сострадающего судьбе родины.

Романтический рассказ в третьей главке о том, как паровоз обогнал тонконого жеребенка, имеет глубокий внутренний смысл: Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд? А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок? (Есенин, 1995-2001 (2):

82- 83)

Ярким образом поэмы становится «красногривый жеребенок». «Конь стальной, - замечает по этому поводу поэт, -победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни...» (Есенин, 1995-2001 (6): 115-116).

В сложных метафорических рядах обрисованы картины деревенского быта: олицетворение «Водит старая мельница ухом» (Есенин, 1995-2001 (2): 82), эпитет «Дворовый молчальник бык» (Есенин, 1995-2001 (2): 82), через имитационные звуки передана грустная интонация: «Так плачет жалостно гармоника: / Таля-ля-ля, тили-ли-гом» (Есенин, 19952001 (2): 82), и в антитезе показан мотив борьбы мира нового и мира старого. Но в этой жестокой схватке побеждает «чугунный

поезд»:

О, электрический восход, Ремней и труб глухая хватка, Се изб древенчатый живот

Трясет стальная лихорадка! (Есенин, 1995-2001 (2): 82) Поэту кажется, что все это «механически мертвое», что деревне угрожает «железный гость». Под этим неумолимым гнетом «деревянная Русь» обречена на гибель - она не в силах бороться с наступающей цивилизацией. Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужели он не знает, что живых коней Победила стальная конница? (Есенин, 1995-2001 (2): 83) Л.В. Занковская отмечает: «Только Есенину в образе непокорного жеребенка дано было увидеть лик деревянной Руси, погибающей в схватке с неравной силой. Произведение, названное поэтом символически «Сорокоуст», аллегорически точно отражает главную мысль поэмы, запечатлевшей трагедию России» (Занковская, 2005: 160).

Поэма, наполненная мрачным пафосом и вместе с тем элегической грустью, завершается апокалипсической картиной умирания всего живого:

Оттого-то в сентябрьскую склень На сухой и холодный суглинок, Головой размозжась о плетень, Облилась кровью ягод рябина. Оттого-то вросла тужиль В переборы тальянкой звонкой. И соломой пропахший мужик

Захлебнулся лихой самогонкой (Есенин, 1995-2001(2): 84) В. Брюсов, председательствуя на вечере поэтов в Политехническом музее (вечер проходил 17 октября 1921 года) скажет: «Я утверждаю, что данное стихотворение Есенина самое лучшее из всего, что появилось в русской поэзии за последние два или три года» (Розанов, 1986: 435).

В начале 20-ых годов ХХ века поэт переживает глубокий духовный кризис, вызванный неприятием постреволюционной действительности. Особенно возмущала поэта культурная

политика новой власти и, особенно, классовый подход к явлениям эстетического порядка. Эту мысль он высказал еще в 1918 году в «Ключах Марии»: «То, что сейчас является нашим глазам в строительстве пролетарской культуры, мы называем: «Ной выпускает ворона». Мы знаем, что крылья ворона тяжелы, путь его недалек, он упадет, не только не долетев до материка, но, даже не увидев его, мы знаем, что он не вернется, знаем, что масличная ветвь будет принесена только голубем - образом, крылья которого спаяны верой человека не от классового сознания, а от сознания обстающего его храма вечности» (Есенин, 1995-2001 (5): 221).

С этого момента начинается новый этап творческого восприятия действительности Есениным. Это накладывает отпечаток и на его поэзию: в ней появляются мотивы одиночества, душевной усталости и трагической безысходности. Религиозная символика исчезает из стихотворных произведений поэта.

ЛИТЕРАТУРА

Асеев Н. «Дальневосточная трибуна». Владивосток, 1921. № 16, 12 февраля. Декларация // Поэты-имажинисты. М.; СПб., 1997.

Есенин С. Полн. собр. соч. В 7 т., 9 кн. М., 1995 - 2001. (в дальнейшем ссылки

на это издание даются с указанием тома и страницы). Занковская Л.В. «Большое видится на расстояньи...» С. Есенин, В.

Маяковский и Б. Пастернак. М., 2005. Розанов И.Н. Воспоминания о С. Есенине // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. М., 1986. Т. 1.

Получена /Received: 20.10.2014 Принята/Accepted: 26.11.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.