Научная статья на тему 'The role and importance of the investment policy of the Russian region in achieving sustainable economic development'

The role and importance of the investment policy of the Russian region in achieving sustainable economic development Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INVESTMENT / MODERNIZATION / INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Расулова Х. М.

Сохранение сегодняшних тенденций сложившейся инвестиционной модели, принципиально не позволяющей обеспечить модернизацию основных фондов, утяжеленная структура экономики в рамках ее экспортно-сырьевой модели и связанные с этим низкие темпы снижения энергои электроемкости производства, слабая инновационная активность вот что не позволяет вырваться на траекторию форсированного экономического роста в среднесрочном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The role and importance of the investment policy of the Russian region in achieving sustainable economic development»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

РОДЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РАСУЛОВА Х.М.,

преподаватель, Дагестанский государственный университет, e-mail: khadija2709@mail.ru

Сохранение сегодняшних тенденций сложившейся инвестиционной модели, принципиально не позволяющей обеспечить модернизацию основных фондов, утяжеленная структура экономики в рамках ее экспортно-сырьевой модели и связанные с этим низкие темпы снижения энерго- и электроемкости производства, слабая инновационная активность — вот что не позволяет вырваться на траекторию форсированного экономического роста в среднесрочном периоде.

Ключевые слова: инвестиции; модернизация; инвестиционная политика.

Maintaining the current trends prevailing investment model is not intrinsically capable of supporting the modernization of fixed assets, weighted structure of the economy through its export-commodity model and the associated low rate of decline in energy and electricity intensity of production, weak innovation activity — that does not allow to break the trajectory of the forced economic growth in the medium term.

Keywords: investment, modernization, investment policy.

Коды классификатора JEL: O18, R51.

Помимо разработки отдельных удачных инвестиционных проектов каждый российский регион, в соответствии со своими конституционными правами, обладает возможностями выработки собственной единой концепции инвестиционной политики на своей территории. Особенность такой политики, по нашему мнению, в том, что она является одновременно:

♦ составной частью общероссийской федеральной инвестиционной политики, прежде всего — в сфере промышленности;

♦ частью общей концепции (или программы) стабилизации и обеспечения устойчивого и долгосрочного экономического роста региона.

Концепция инвестиционной политики региона должна включать в себя цели, которые регион ставит в части привлечения на свою территорию, и прежде всего — в отрасли и объекты реального сектора экономики, капиталовложений из внутренних и зарубежных источников, а также совокупность средств и методов по их осуществлению.

В соответствии со сказанным, инвестиционная политика любого российского региона должна учитывать сложившиеся к настоящему времени факторы инвестиционной привлекательности данного региона — как объективного, так и субъективного порядка.

© Расулова Х.М., 2010

По мнению автора, в качестве основы экономической составляющей региональной концепции инвестиционной политики следует принять научно разработанную систему целей, призванных обеспечить максимально возможное использование капиталовложений в наиболее передовые и перспективные отрасли экономики данного региона для решения задачи долгосрочного социально-экономического развития территории, занимаемой этим регионом, и всестороннего подъема и совершенствования качества жизни проживающего на ней населения. К таким целям, в частности, относятся:

♦ достижение высокого уровня развития общего хозяйственного потенциала региона в интересах всестороннего социально-экономического развития данного региона как территории, а также проживающего на ней населения;

♦ поиск и использование внутренних резервов экономического роста, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие хозяйственного и прежде всего — промышленного комплекса региона при особом внимании к социальной составляющей такого развития;

♦ создание оптимальных организационно-экономических условий для наиболее рационального и эффективного использования имеющихся в регионе научных, производственных, финансовых, кадровых, информационных и других ресурсов;

♦ организация всесторонней поддержки инвестиционных проектов, способствующих, в первую очередь, формированию благоприятного социального климата на территории региона, рациональному использованию факторов производства, снижению трудо-, материало- и энергоемкости производства, прежде всего — в отраслях и предприятиях обрабатывающей промышленности.

В основу юридической составляющей региональной концепции инвестиционной политики должны быть положены законодательные акты субъекта Федерации, служащие дополнением к соответствующему федеральному законодательству.

По мнению автора, совершенствование организации инвестиционных потоков в отрасли и предприятия промышленности в регионах может быть достигнуто с помощью разработки и принятия общерегиональных инвестиционных программ. В этом случае для управления этими программами могли бы быть созданы и специальные государственные органы; в управлении программами должны участвовать как региональные, так и органы власти местного самоуправления. Таким образом, по нашему мнению, подобные программы имели бы действительно общерегиональный характер охвата, направленный на ключевые участки, или направления, развития хозяйства того или иного субъекта Федерации, и обеспечивали бы активное участие в их выполнении всех управленческих и, если требуется, законодательно-представительных структур.

При этом мы полагаем, что можно также предусмотреть создание специализированных компаний, консорциумов с государственным, частным, смешанным капиталом для финансирования этих программ.

Наконец, важным направлением, способным (при наличии прочих условий) повысить интенсивность и масштаб притока именно иностранных инвестиций в несырьевые сектора экономики регионов, является и создание образа (инвестиционного имиджа) данного региона в глазах инвестиционного сообщества. Улучшение такого образа региона может включать в себя:

■ деятельность властных региональных структур по целенаправленному продви-

жению (формированию) положительного имиджа региона среди потенциальных инвесторов;

■ мероприятия по непосредственному привлечению иностранных инвестиций (в том числе по долгосрочному созданию благоприятного инвестиционного климата);

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

■ всестороннее обеспечение уже действующих на территории региона инвесторов необходимыми инвестиционными, а также правовыми, организационноинституциональными и пр. услугами.

В качестве методов, повышающих конкурентоспособность регионов на финансовом рынке и, как следствие, их инвестиционную привлекательность, можно рассматривать создание системы консолидации и локализации финансовых ресурсов, например на основе создания региональных инвестиционных структур на базе отдельных муниципальных образований. Данные структуры могли бы сконцентрировать существующие активы и финансовый капитал, направить их на развитие территории в рамках комплексных инвестиционных проектов, рассчитанных на предприятия промышленности. В основе этого метода лежит идея о необходимости реформирования существующей системы хозяйственного управления. Создание региональных инвестиционных структур создаст условия, когда средства региона будут сохраняться в рамках региона и вкладываться в развитие данного территориального образования.

В целом же одной из ключевых задач политики региона по привлечению инвестиционных ресурсов прежде всего в промышленное производство является доведение совокупности хозяйствующих субъектов региона до «рыночного вида» посредством создания соответствующей инфраструктуры: трастовых компаний, лизинговых механизмов, финансовых, страховых компаний и др.

К важным задачам государственной инвестиционной политики относится и обеспечение нормального функционирования экономической инфраструктуры и всех аспектов, связанных с подготовкой рабочей силы. При благоприятном и успешном развитии экономики, как, например, в Китае, в этом деле участвуют и негосударственные организации, причем в рамках долговременной государственной политики.

Опыт Китая с позиций обеспечения устойчивого несырьевого роста при безусловном учете задач международной экономической безопасности страны, с нашей точки зрения, заслуживает внимания и может быть плодотворно использован в России.

Все сказанное выше свидетельствует о необходимости проведения в России активной и, главное, последовательной на всех уровнях государственной инвестиционной политики. При этом главные задачи государственной инвестиционной политики должны быть связаны с созданием условий:

а) для удержания внутри страны имеющихся ресурсов, а также для привлечения из-за рубежа дополнительных средств, которые без государственного вмешательства, при свободной межстрановой конкуренции в условиях глобализации, были бы размещены вне национальной экономики;

б) для привлечения и эффективного использования этих ресурсов в тех секторах национальной экономики, которые наиболее перспективны с точки зрения задач долгосрочного развития, даже если текущие чисто рыночные, конъюнктурные факторы создают временные преимущества для иных, менее перспективных в долгосрочном плане секторов.

Такая постановка задач означает более важную роль государственной структурной политики в системе мер макроэкономического регулирования. Макроэкономическое регулирование влияет на конъюнктуру внутреннего рынка в целом, между тем для российских условий необходимо целенаправленное изменение структурных пропорций в экономике.

По мнению автора, объективный анализ ресурсов форсированного роста в современной России показывает, что напрасно было бы искать какой-то «сверхфактор», ухватившись за который можно втянуть всю цепь. Речь должна идти об умелом использовании целого ряда механизмов и факторов, о создании синергетического эффекта гибкости и маневренности управления социально-экономическим процессами и последовательности в сохранении ориентации на стратегическую задачу ускорения роста через

преимущественное развитие приоритетных с точки зрения обеспечения НТП отраслей промышленности.

Такая система предполагает критическое переосмысление способов использования наиболее очевидных ресурсов роста и, прежде всего, громадного богатства российских недр и того потенциала добычи и переработки полезных ископаемых, который был создан за предшествующие десятилетия трудом нескольких поколений.

Во-первых, в России все еще сохраняется, несмотря на резкую деградацию образования и науки, потенциал высококвалифицированных трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Еще один значительный и до сих пор плохо используемый резерв ускорения связан с теми немногими наукоемкими отраслями, в которых Россия до сих пор, несмотря на понесенные потери, сохраняет конкурентоспособность. Прежде всего, это ядерная и авиакосмическая отрасли, производство современных вооружений. Реалии современности ясно показывают, что мы должны последовательно задействовать все возможности государства в борьбе за интересы отечественных производителей, прежде всего в конкурентоспособных отраслях промышленности.

Во-вторых, важнейшей предпосылкой форсированного экономического роста является увеличение объемов эффективных инвестиций в производство и обслуживающую его инфраструктуру. Достичь этого можно лишь с помощью активной, целенаправленной и последовательной государственной инвестиционной политики.

Сама постановка задачи по максимально возможному ускорению экономического роста требует полного использования всех доступных источников капиталовложений: как частных, российских и зарубежных, так и государственных. Подчас сравнение потенциала этих двух источников приводит к выводу, что главную роль должны играть частные инвестиции, прежде всего российского происхождения. На долю государственных капиталовложений приходится роль вспомогательная, но важная — финансирование программ, мало привлекательных для частных инвесторов, но полезных для улучшения инвестиционных условий в России, а также участие в финансировании ключевых инвестиционных проектов, которые полностью передать частным инвесторам невозможно или нецелесообразно.

Чтобы добиться значительного увеличения объемов частных инвестиций, необходимо существенно улучшить соотношение между прибыльностью инвестиций и уровнем делового риска в стране, сделать инвестиционный климат в России в целом и в промышленном секторе, в частности, конкурентоспособным по мировым стандартам.

Важно подчеркнуть, что это нужно не только для привлечения иностранных инвестиций. Российские инвесторы также располагают альтернативными вариантами размещения своих средств. Так, они имеют возможность вывезти капитал за границу, вложить его в «теневой» сектор или в финансово-спекулятивные (то есть оторванные от производственного оборота) операции или, наконец, просто использовать на потребление. Чтобы направить финансовые потоки в сектора экономики, развитие которых отвечает долгосрочным интересам России, нужно создать там более привлекательные условия инвестирования по сравнению с другими возможными вариантами использования средств.

Именно поэтому программа ускоренного экономического роста должна предусматривать активизацию государственной инвестиционной политики. Ключевой вопрос при решении этой задачи — привлечение и эффективное использование значительных финансовых ресурсов. И у России пока есть шанс для осуществления крупного инвестиционного маневра, поскольку, по мнению автора, в настоящее время сложилась исключительно благоприятная ситуация для ее экономики с точки зрения наличия финансовых ресурсов.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

Во-первых, связанные с укреплением рубля процессы — сокращение доли расходов по обслуживанию внешнего долга (за счет повышения денежной оценки экономики относительная стоимость внешнего долга для бюджета снижается), дедолларизация активов и ограничение вывоза капитала — ведут к появлению значительных дополнительных финансовых средств в экономике.

Во-вторых, сохраняющаяся благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и накопленные размеры Стабилизационного фонда позволяют увеличить поступление средств в бюджет за счет увеличения «цены отсечения» нефти для пополнения Стабилизационного фонда.

Первый, часто используемый аргумент против государственных инвестиций, или инвестиций с участием государства, заключающийся в том, что «средства обязательно разворуют», на наш взгляд, несостоятелен. Как показывает опыт стран, успешно реализовавших государственные программы роста, необходима политическая воля, чтобы не допустить растраты этих средств и обеспечить их концентрированное использование на решение крупных экономических и социальных проблем, требующих вмешательства и финансовых вложений со стороны государства.

Второй, не менее часто используемый аргумент, состоит в том, что государство не способно вкладывать средства эффективно. Государственные фонды и холдинги существуют и успешно действуют в десятках стран мира, в том числе развитых. Вопрос не в том, кто именно является владельцем — государство или частные акционеры, а в том, насколько эффективно организовано управление, какова система ответственности управляющих.

Сохранение сегодняшних тенденций сложившейся инвестиционной модели, принципиально не позволяющей обеспечить модернизацию основных фондов, утяжеленная структура экономики в рамках ее экспортно-сырьевой модели и связанные с этим низкие темпы снижения энерго- и электроемкости производства, слабая инновационная активность — вот что не позволяет вырваться на траекторию форсированного экономического роста в среднесрочном периоде.

Для повышения эффективности и конкурентоспособности производства требуется переход к новой инвестиционной модели, позволяющей не только радикально, в 2-3 раза, увеличить объемы капиталовложений, но и осуществить «двойной маневр»: между секторами экономики (в пользу конечных секторов) и между источниками инвестиций (в пользу заемных средств). Кроме того, необходимо резкое повышение инновационного наполнения инвестиций (в противном случае, рост инвестиций может способствовать воспроизводству устаревших технологий и консервировать экономическую отсталость) и значительное, в 2-3 раза, увеличение нормы выбытия устаревшего оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.