Научная статья на тему 'THE ORGANIZATION OF THE CORRECTIONAL HELP TO CHILDREN IN TERMS OF INTRODUCTION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS'

THE ORGANIZATION OF THE CORRECTIONAL HELP TO CHILDREN IN TERMS OF INTRODUCTION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ПЕРЦЕПТИВНАЯ СФЕРА / НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MENTAL RETARDATION / GENERAL SPEECH IMMATURITY / PERCEPTIVE SPHERE / DIRECTIONS OF CORRECTIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Zaharova E. A.

The article is devoted to the description of features of emotional spheres of children with the delay of mental retardation and general speech immaturity in a comprehensive school. The article will also be useful for psychologists, teachers of initial classes and logopedists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «THE ORGANIZATION OF THE CORRECTIONAL HELP TO CHILDREN IN TERMS OF INTRODUCTION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS»

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Е. А. ЗАХАРОВА, кандидат психологических наук, учитель-логопед МОУ СОШ № 85 с углубленным изучением отдельных предметов Н. Новгорода zakat_83@bk.ru

Статья посвящена описанию особенностей совершенствования перцептивной сферы младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи* в условиях массовой общеобразовательной школы и будет полезна для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей начальных классов.

The article is devoted to the description of features of emotional spheres of children with the delay of mental retardation and general speech immaturity in a comprehensive school. The article will also be useful for psychologists, teachers of initial classes and logopedists.

Ключевые слова: задержка психического развития, общее недоразвитие речи, перцептивная сфера, направления коррекционной деятельности

Key words: mental retardation, general speech immaturity, perceptive sphere, directions of correctional activity

Значительные изменения в современной системе образования, разработка Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, направленных на развитие личности каждого ученика, ставят педагогическое сообщество перед необходимостью создания условий обучения и воспитания, максимально учитывающих индивидуальные психологические и физио-

* Исследование особенностей обучения и развития этих групп обучающихся проводится нами при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках темы «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования» (государственный контракт № 14.740.11.0992 от 6.05.2011).

логические особенности обучающихся, образовательные потребности разных групп младших школьников.

Диапазон детей, поступающих в общеобразовательную школу, достаточно велик: от нормально развивающихся и испытывающих временные и устранимые трудности до учеников с серьезными нарушениями физического и психического развития.

Необходимость создания системы дифференцированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей рост их творческого потенциала, познавательной мотивации, расширение зоны ближайшего развития, учтена при разработке новых образовательных

стандартов. Авторами определены цели и задачи коррекционной работы образовательных учреждений, прописаны основные направления и этапы деятельности.

Интеграция в образовательную среду детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает как различные формы получения образования, так и разнообразные варианты специального сопровождения указанных групп обучающихся.

Многие авторы (Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова) свидетельствуют о значительных изменениях в составе обучающихся массовой и специальной (коррекционной) школ. Значительный приток детей с наиболее легкими формами психического и физического недоразвития отмечается в общеобразовательных школах; в специальных (коррекционных) школах растет доля детей со сложной структурой нарушенного развития.

Вследствие этого встают задачи более точной дифференциации уровней образования детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения гарантий получения специальной психолого-педагогической помощи детям с проблемами, обучающимся в общеобразовательной школе [2].

Наше особое внимание привлекла проблема изучения школьников с задержкой психического развития (далее ЗПР) и общим недоразвитием речи (далее ОНР) как наиболее распространенных недостатков в развитии, встречающихся в современной начальной школе.

Разработка психокоррекционной помощи этим детям в условиях перехода к инклюзивному обучению становится остро актуальной проблемой в связи с ростом числа обучающихся с указанными отклонениями в развитии, недостатком научных данных о психологических особенностях детей с ЗПР и ОНР в младшем школьном возрасте. Наибольший интерес для нас представляла деятельность, связанная с перцептивным развитием детей с ЗПР и ОНР. Восприятие играет важней-

шую роль в процессе овладения учащимися специфическими знаниями об окружающем мире, учебными навыками. Для детей с нарушениями развития этот канал информации на начальных этапах обучения является важнейшим.

Анализ психологических исследований проблем становления перцептивной сферы у детей с ЗПР и ОНР показывает, что в настоящее время в кор-рекционной психологии крайне мало работ, посвященных комплексной диагностике и формированию различных типов восприятия младших школьников с ЗПР и ОНР, в то время как развитие перцептивной сферы создает фундамент для формирования универсальных учебных действий. Восприятие не является полностью автономным познавательным процессом. В формировании образов восприятия участвуют цели, мотивы, установки, эмоционально-волевая сфера, другие познавательные процессы (внимание, мышление и т. д.). Аналитико-синтетическая деятельность восприятия совершает переход от образов к понятиям, слову. Мышление помогает субъекту понимать смысл увиденного, переосмысливать, обобщать.

На значимость вербализации процессов ощущения и восприятия для познавательной деятельности ребенка указывали А. Л. Крылова, А. Н. Леонтьев, А. Д. Лог-виненко, С. Л. Рубинштейн. Развитие понимания читаемого в процессе формирования навыков чтения у детей тесно связано с развитием процесса восприятия (А. В. Трошин, Т. Г. Егоров, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова и др.). Последнее теснейшим образом связано с развитием мышления, а значит, и логических мыслительных операций, развитием речи, формированием навыков чтения и письма, информационным поиском, знаково-символическими действиями, произвольным и осознанным построением речевых высказываний.

Разработка психокоррекционной помощи детям с ЗПР и ОНР в условиях перехода к инклюзивному обучению становится остро актуальной проблемой в связи с ростом числа обучающихся с указанными отклонениями в развитии.

Обучение в начальных классах, особенно на ранних этапах, опирается преимущественно на слуховой анализатор, вследствие этого недостатки слухового восприятия оказывают существенное влияние на процесс овладения обучающимися письменной речью.

Младший школьный возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления и обобщения представлений об окружающем мире. Наибольшее значение для процесса обучения имеет развитие трех основных типов восприятия: зрительного, слухового и осязательного. А. В. Запорожец подчеркивает, что успешность обучения младших школьников в значительной мере зависит от уровня зрительного восприятия [3]. Отставание в развитии зрительного восприятия ведет к трудностям запоминания и воспроизведения графических образов буквы и цифры. Нарушения зрительного опознания обусловливают трудности чтения, нарушения различения фигур.

Обучение в начальных классах, особенно на ранних этапах, опирается преимущественно на слуховой анализатор, вследствие этого недостатки слухового восприятия оказывают существенное влияние на процесс овладения обучающимися письменной речью.

Неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентировки и конструктивной деятельности ведет к трудностям в овладении знаниями и навыками по математике, чтению и письму. Дети плохо ориентируются в строении тела, путают левую и правую стороны у себя и собеседника. Трудности возникают при не-обходи мости определить форму, особенно трехмерную, соотнести части целого, сопоставить форму с образцом [1]. Знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Представления, которые формируются у детей при непосредственном восприятии, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они под-

держиваются знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, свойствах вещей и явлений [4].

Особое место в системе чувственного отражения объективной действительности занимает осязание. Оно отражает такие пространственные признаки внешних предметов, как контур, форма и т. д., а также, в отличие от зрения, их материальные качества: структуру поверхности, плотность, упругость и т. д.

Рассмотрим организацию помощи указанным группам обучающихся с учетом выделенных разработчиками стандартов направлений деятельности: диагностического, коррекционно-развивающего, консультативного, информационно-просветительского.

Диагностическая работа

В качестве показателей развития зрительного восприятия можно выделить: восприятие пространственных отношений, восстановление и воспроизведение фигур на основе образца, фигуро-фоновое различение, зрительно-моторную координацию. Для диагностики можно использовать модифицированную методику комплексной диагностики зрительного восприятия детей 5— 7 лет (авторы: М. М. Безруких, Л. В. Морозова).

Среди показателей слухового восприятия могут быть изучены: восприятие неречевых звуков, восприятие оппозиционных звуков, вычленение слов из звукового потока, восприятие словесных инструкций. Диагностика слухового восприятия включает в себя следующие задания: «Узнай звук», «Повтори цепочку слогов», «Найди слова в цепочке звуков», «Рисование домика лесника» (автор У. В. Уль-енкова).

Осязательное восприятие можно изучать по следующим показателям: восприятие предметов, восприятие признаков предметов, восприятие графических знаков. Диагностика включает в себя задания: «Узнай предмет», «Найди предмет с такими же признаками», «Волшебный мешочек».

Коррекционно-развивающая работа

Стихийное развитие перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья не приводит к формированию необходимого уровня восприятия. Мы предположили, что целенаправленное развитие восприятия у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи может быть эффективным при введении в систему их обучения специально разработанной программы интегрированного характера, основанной на применении комплексного подхода к развитию перцептивно-речевой сферы.

Совершенствование восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья не может быть осуществлено в короткий срок. Нарушения перцептивной сферы учащихся начальных классов носят сложный характер в связи с тем, что указанные недостатки не были выявлены вовремя, не исправлялись или исправлялись не должным образом. На наш взгляд, процесс коррекции может быть максимально эффективным только при его специальной целенаправленной организации.

Основными задачами разработанной нами программы развития восприятия младших школьников с ЗПР и ОНР явились следующие:

3 совершенствование нарушенных компонентов зрительного, слухового и осязательного восприятия;

3 преодоление нарушений речевой сферы младших школьников, обусловленных недостатками перцептивной сферы;

3 развитие и коррекция психических функций;

3 совершенствование коммуникативно-речевой деятельности и навыков социального взаимодействия.

При разработке программы коррекци-онной деятельности учитывались следующие принципы.

3 Создание положительной мотивации при выполнении сложных для учащихся видов деятельности. Наличие у детей с проблемами в развитии опыта неудач, трудностей при выполнении различных

видов деятельности усложняет процесс их включения в активную работу, замедляет адаптацию и не позволяет достигнуть уровня максимальных возможностей.

3 Опора на взаимосвязь перцептивной и речевой деятельности. Формирование восприятия различной модальности — зрительного, осязательного, слухового — создает основу для обобщения восприятия и формирования образов реального предметного мира. Речь, в свою очередь, оказывает существенное влияние на развитие образов восприятия, уточняя и обобщая их. Вербализация чувственного опыта способствует его категоризации, развитию обобщенного и в то же время дифференцированного отражения действительности (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. Р. Лурия).

3 Использование групповой формы работы разновозрастных групп учащихся. Эта форма работы, предполагающая эффект разделенной ответственности, позволяет учащимся с проблемами в развитии снизить тревожность, повысить инициативность. Кроме того, данный принцип связан с требованием стандартов о максимальном использовании учебного сотрудничества в работе с младшими школьниками.

3 Учет индивидуальных особенностей младших школьников, использование дифференцированных заданий и упражнений различных видов. Объединение усилий коррекционных и образовательных служб школы, на наш взгляд, позволит учащимся в кратчайшие сроки наиболее эффективно овладеть необходимыми умениями и навыками, обеспечит их закрепление, будет способствовать установлению прочных межпредметных связей. В связи с этим в коррекционной работе со школьниками принимают участие педагог-психолог, учитель, учитель-логопед.

Мы предположили, что целенаправленное развитие восприятия у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи может быть эффективным при введении в систему их обучения специально разработанной программы интегрированного характера.

Продумывая содержание коррек-ционной части работы, мы опирались на необходимость формирования всех типов универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Мы выделили два основных направления коррекционной программы: восприятие неречевого материала и восприятие речевых единиц. В рамках каждого направления нами были выделены основные блоки: 1-й блок — коррекция зрительного восприятия, 2-й блок—коррекция слухового восприятия, 3-й блок—коррекция осязательного восприятия. Коррекционно-развивающая деятельность в рамках каждого блока строилась с учетом усложнения или изменения условий деятельности (макроплоскость, деци плоскость, микроплоскость), типов заданий, уровня предъявляемой помощи.

Каждое занятие, проводимое педагогом-психологом школы, может включать в себя несколько этапов.

3 Организационно-мотивационный этап. Его цель — создание положительного настроя на предстоящее занятие, организация внимания и внутренней готовности, активизация зон коры головного мозга, межполушарного взаимодействия.

3 Ориентировочный этап. Основными психологическими задачами этого этапа являются определение содержания урока, составление плана совместной деятельности, распределение функций между участниками педагогического процесса. Дети знакомятся с темой занятия при использовании различных видов кодирования, проблемных вопросов.

3 Операционный этап. Его задача — совершенствование нарушенных функций восприятия за счет включения учащихся в коррекционную деятельность. На этом этапе применяются специальные задания, направленные на развитие зрительного, слухового, осязательного восприятия; беседы с детьми по изучаемой теме; комментирование выполнения заданий, вербализация деятельности.

3 Контрольно-оценочный этап. Он предполагает подведение итогов деятельности, результатов, определение причин возник-

ших трудностей, продумывание путей их преодоления. С этой целью могут применяться: беседа с детьми, заполнение шкал оценивания, отчет групп о выполненной работе.

Таким образом, продумывая содержание коррекционной части работы, мы опирались на необходимость формирования всех типов универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. В процессе коррекционной деятельности были разработаны рекомендации для учителей начальных классов и учителей-логопедов школ, затрагивающие организационный и содержательный аспекты работы.

Организационный аспект предусматривает:

3 максимальное использование на занятиях групповых форм деятельности с привлечением учащихся с ЗПР и ОНР к выполнению различных ролевых функций;

3 соблюдение необходимых этапов, организационную четкость урока, предполагающую:

— включение упражнений, способствующих установлению межполушарных связей, развитию мелкой моторики и координации движений (организационно-мотива-ционного этапа);

— подготовку к усвоению программного материала с включением в деятельность специальных упражнений для развития зрительного, слухового и осязательного восприятия (ориентировочный этап);

— активное использование в процессе занятий разнообразных методов и приемов формирования навыков самоконтроля и самооценки, требующих речевого оформления результатов собственной деятельности.

Содержательный аспект работы предусматривает подбор специальных упражнений, ориентированных на развитие изучаемых типов восприятия применительно к разным предметным областям, а также направлениям коррекционно-развивающей работы логопедической службы. Определен список речевых тем, способствующих

более глубокому осознанию материала. Отработка указанных тем осуществляется учителем-логопедом.

Консультативная работа

Данная деятельность реализуется в направлениях «специалист — родитель — ребенок» и «специалист — специалист».

Педагоги проводят регулярные консультации для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья, корректируя образовательный маршрут ребенка, определяя точки роста и наиболее проблемные стороны. Параллельно проводятся мини-педсоветы с участием всех специалистов образовательного учреждения, организуются взаимопосещение занятий, обмен опытом.

Информационно -просветительная ра -бота

Предусматривает взаимосвязанную деятельность всех специалистов образовательного учреждения, направленную на ознакомление родителей и обучающихся с различными методами, приемами развития восприятия, в том числе с использованием информационных технологий.

Качественно-количественные изменения, выявленные в результате использования предложенной нами программы, свидетельствуют о значимой положительной динамике. Так, среди детей с ЗПР 73,3 % имеют более высокие показатели

зрительного и осязательного восприятия, 46,7% — слухового. В группе младших школьников с ОНР положительная динамика отмечена в развитии зрительного восприятия у 80 % испытуемых, слухового — у 73,3 %, осязательного — у 60 %.

Таким образом, предлагаемая нами система работы по развитию зрительного, слухового и осязательного восприятия обучающихся с ЗПР и ОНР включает в себя все обозначенные в новых стандартах направления деятельности и может быть использована в практике общеобразовательного учреждения при планировании кор-рекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Дробинская, А. О. Клинико-психолого-нейрофизиологи-ческие механизмы ЗПР у детей / А. О. Дробинская,

М. Н. Фишман // Диагностика и коррекция ЗПР у детей. — М., 2001.

2. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев [и др.] // Альманах ИКП. — 2009. — № 13.

3. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. / А. В. Запорожец. — М., 1986.

4. Метиева, Л. А. Развитие сенсорной сферы детей / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. — М. : Просвещение, 2009.

В 2011 году библиотека ГОУ ДПО НИРО пополнилась новым изданием:

Оценка достижений планируемы« результатов в начальной школе: Система заданий в 3 ч. Ч. 2 / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2011. 240 с.

В книге представлена система заданий по окружающему миру, иностранному языку, музыке и изобразительному искусству, ориентированная на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. В пособии предлагаются демонстрационные варианты итоговых работ по предметам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.