УДК 821.161.1.-31.09.
В. В. Лелаус
РОМАН Вс.Н. ИВАНОВА «ЧЕРНЫЕ ЛЮДИ»: СПЕЦИФИКА ЖАНРА
Рассматривается проблема возникновения жанровых модификаций исторического романа, исследуются основные жанровые параметры и доминанты данных дефиниций (исторического романа и исторического повествования).
Ключевые слова: жанр, роман, композиция, время, пространство, мотив, повествование.
The novel «Common People» by V. N. Ivanov: the genre peculiarity. VIKTORIA V. LELAUS (Far-Eastern National Technical University, Vladivostok).
The article deals with the problem of the origin of the genre modifications of the historical novel. The principal parameters and dominants of these genre definitions (a historical romance and a historical narration) are considered as well.
Key words: time; genre; composition motif; novel; narration, report; space.
В контексте времени шестидесятых появление романа «Черные люди» (1963) Вс.Н. Иванова (1888-1971), историка, философа, писателя-эмигранта, вернувшегося в Россию в 1945 г., можно считать явлением знаковым, поскольку время хрущевской оттепели позволило по-иному взглянуть на русскую историю и увидеть не «взлеты и падения», а непрерывный закономерный исторический процесс, в котором действуют объективные законы: перед знаменитым царствованием Петра I был долгий период становления русской государственности.
Жанровое своеобразие произведений Вс.Н. Иванова интерпретируют по-разному. Так, А.И. Пауткин в исследовании «Исторический роман 60-70-х годов» (1980), С.И. Якимова в работе «Жизнь и творчество Вс.Н. Иванова в историко-литературном контексте ХХ века» (2001), Ю.Я. Букреев в послесловии «Вс.Н. Иванов и его литературное наследие» (1991) определяют произведение «Черные люди» (1963) как историческое повествование. П.А. Николаев в предисловии «Историк и очевидец» (1992), В. Оскоцкий в книге «Роман и история»(1980) придерживаются определения жанра произведения «Черные люди» как романа.
Таким образом, к числу наиболее актуальных вопросов, связанных с изучением творчества Вс.Н. Иванова, можно отнести сложность его жанровых исканий, поиски формы, которые определяют смысловую сущность исторической прозы писателя.
Термин «историческое повествование» был введен Вяч. Шишковым при определении им своего произведения «Емельян Пугачев» (1938-1941) и с тех пор неоднократно использовался в литературе. Границы собственно исторического повествования и исторического романа в литературоведении четко не определены. Задача статьи - выявить основные жанровые критерии и жанрообразующие элементы, их содержание, организацию и структуру данных жанровых форм на примере романа «Черные люди».
Жанр исторического повествования большинство исследователей (С.М. Петров, С.И. Якимова и др.) считают модификацией романа. Однако многие признаки исторического повествования делают спорной саму принадлежность его к роману, поскольку оно не обладает рядом параметров, характерных для этого жанра: сюжетную линию мы не обнаруживаем, а группировка образов, их сопоставление и
противопоставление, достаточно четко, по сравнению с романом, не выражены. В то время как «классический» исторический роман при всем его жанровом своеобразии имеет общие черты с романом как таковым, главное - наличие вымышленного романизированного сюжета, который в повествовании сведен к минимуму. В романе подлинные исторические события служат лишь фоном, на котором разворачивается действие.
Жанр формирует, как известно, жанровое содержание (тематика, проблематика, пафос), которое требует определенной формы (композиции, хронотопа, образной системы и т.д.). С содержанием
ЛЕЛАУС Виктория Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологиии и культуры Института повышения квалификации (Дальневосточный государственный технический университет, Владивосток). E-mail: vlelaus @yandex.ru
© Лелаус В.В., 2GG9
непосредственно связана концепция личности - это один из образующих факторов жанра в литературоведческом процессе: «Каждая историко-литературная эпоха выдвигает качественно новую концепцию личности, и смысл историко-литературного движения в течение эпохи состоит в эстетическом освоении обновленных представлений о человеке» [2, с. 32].
Если в 1920-1930-е годы время формировало в литературе концепцию «творящего человека», то в конце 1950-х - в 1960-е годы, время так называемой оттепели, преобладает концепция человека «коллективного», существующего в обществе. В этот период в прозе на первый план выдвигается проблема самоценности личности, человек осознается как часть коллектива, а коллектив - как диалектическое сочетание индивидуальностей. Обращение к истории было явлением необходимым и закономерным: оно открывало возможность понять, увидеть, проанализировать единый процесс развития русской нации: только обратившись к осмыслению допетровского времени можно постигнуть всю глубину последующих реформ и исторических изменений.
Появление романа «Черные люди» в определенной мере символично и может быть соотнесено с литературным процессом того периода: в нем отражены наиболее значительные события XVII века. Идея строительства русского государства диктуется не только творческим замыслом автора, она соизмерима со временем написания романа: это были годы создания БАМа, «хрущевской оттепели», ощущения свободы человеческой личности. Это новое общественное сознание отразилось в стремлении художников постичь закономерности истории. Художественное осмысление объективных процессов современности потребовало широкого эпического размаха, что выразилось в тяготении к роману объективно-повествовательной структуры и воплотилось в форме объективного саморазвития художественного мира. Однако жанр во многом формирует и концепция личности, которая порождается «состоянием мира», в данном случае это концепция созидательного, активного, деятельного человека эпохи пятидесятых - шестидесятых.
Концепция личности в свою очередь напрямую связана с национально-исторической проблематикой, со всем огромным диапазоном человеческих характеров и событий, а также временных и пространственных, идейных масштабов произведения. Отражение сложного XVII века - времени становления русского государства, возрождения нации после Смуты, роста городов, экономики, торговли и одновременно века огромных стихийных волнений, бунтов - это предмет охвата романа, это национальное, уже эпическое прошлое, время особенное - переломное для русской нации. «Жанровая структура, выстраиваемая в романе, представляет собой «модель» тех связей и отношений «человеческого мира», диалектическим сцеплением, борьбой, единством которых держится и движется жизнь. В эстетическом освоении связей действительности, диалектики противоположностей, единства процесса жизни, неостановимого развития и непрекращающейся борьбы состоит эпическая сущность романа нового времени» [2, с. 140]. Историческая личность, частный человек в соотношении с потоком жизни, потоком времени; история нации определяют в «Черных людях» сущность жанра, эпический размах. Все параметры данной структуры позволяют назвать данное произведение романом.
Собирательный образ народа - «черных людей» - является главным в произведении. Личные судьбы частных людей автор совмещает с судьбами историческими. Пространство и время - всё подчинено главной идее - показать становление русской государственности в тяжелый для страны период. Широта проблематики романа «Черные люди» потребовала грандиозного охвата переломного времени, поэтому Вс.Н. Иванов избирает хроникальный принцип композиции: одно за другим проходят важнейшие события этого периода: «Соляной бунт», «Медный бунт», возвышение и падение Никона, раскол церкви, восстание Степана Разина, освоение новых земель Ерофеем Хабаровым. Насыщенность жанрового содержания диктует большую жанровую форму.
Интересным материалом для понимания замысла писателя служат рукописи и другие материалы, переданные после смерти писателя в Хабаровский краеведческий музей. В частности, протокол обсуждения первого варианта произведения, где писатель объяснял: «... этот период XVII века, вторая его половина, заинтересовали меня еще и потому, что это было время больших народных движений. А с другой стороны, этот период ознаменовался стабилизацией государственной линии, возникшей после 1613 года, после изжития Смутного времени и чужеземной интервенции.»1. Практически все рецензенты (профессора С.М. Петров и П.А. Николаев, писатели и историки С.Н. Марков, Н.П. Задорнов, Д.И. Ерёмин и др.) во время обсуждения отметили грандиозность замысла, громадный размах и историческую точность произведения. Вот некоторые суждения и оценки.
Д.И. Ерёмин: «Сорок лет царствования Алексея Михайловича даны в самых разных - географическом, этнографическом, историко-культурном, личном, классовом, военно-политическом - и всяких других разрезах и направлениях. это просто потрясает.»2. С.М. Петров: «Надо сказать, что самое время Алексея Михайловича осваивается впервые так широко»3.
1 Архив Вс.Н. Иванова // Хабаровский краеведческий музей. Ф. 52: Вс.Н. Иванов (1888-1971). Оп. 78. Ед. хр. № 105. Л. 4.
2 Там же. Л. 7.
Требует внимания авторская дефиниция жанра: Вс.Н. Иванов обозначил произведение как историческое повествование. С. М. Петров считает, что для этой жанровой разновидности основным критерием являются особенности композиционного построения, а именно сюжетостроения: «В основе его (исторического повествования. - В.Л.) лежит само историческое событие, являющееся композиционным центром» <...> Если в романе история входит в частную жизнь людей через романический сюжет, то в историческом повествовании роль последнего сводится к минимуму, однако все же необходимому» [3, с. 78], сама история организует произведение. Кроме того, огромное количество исторических фактов диктует более широкое включение публицистических, историко-философских и других рассуждений.
Показательно, что в библиографическом словаре «Русские писатели» (1998) произведение «Черные люди» названо романом; книга стала, по мнению составителей, заметным явлением в русской литературе. «Роман вызвал сочувственные отклики таких знатоков XVII века, как В.И. Малышев и историк русского землепроходчества М.И. Белов» [4, с. 549].
Споры вокруг жанра произведения: роман или историческое повествование (как указывает автор) -рождает субъективная, в определенной мере, организация повествовательной структуры произведения: преобладание в нем описательного характера повествования отодвигает на второй план и его четкую структуру, и систему образов в их сопоставлении и противопоставлении, его внутреннюю диалогичность, усиливая эпичность романа.
Одним из основных признаков романа является особый хронотоп, который играет важнейшую роль, разворачивая повествование в обширном пространстве и времени. В историческом повествовании преобладает изложение событий в хроникальном порядке с высокой долей публицистической оценочности.
Роман предполагает романную, частную, коллизию и «многоязычие» (термин М.М. Бахтина), - это важнейшие отличия романа от исторического повествования как его разновидности. В произведении «Черные люди» история Тихона - реального исторического лица, представленного здесь, скорее, в качестве вымышленного персонажа, позволяет указать на обычную романную коллизию произведения (любовь героев - потеря любимой - разлука), хотя С.М. Петров, говоря о первоначальном варианте, замечал: «Не стоило бы отказываться и от романического сюжета. »4. «У Вас фигуры исторические, эпизодические более крепко сделаны, более рельефно, чем семья Босых - Тихон Босой и другие»5.
И в первом варианте, и в окончательной редакции перипетии жизни героя, Тихона Босого, практически не изменилась, поэтому мы не можем согласиться с точкой зрения С.М. Петрова: романная коллизия безусловно присутствует, сюжетная линия жизни героя органично входит в ткань произведения (возможно, это результат доработки писателя после обсуждениия первого варианта романа). Тихон, по мысли автора, -один из вечных русских тружеников, работающих для государства и народа. «Наше оно Белое, студеное, рыбное море! Всё возьмем от него, что всем на потребу, жить будем и красно, радостно, сытно, свободно, в достатке. И Тихон ведет свои артели за великой, высокой добычей, как допрежь того старые новгородские люди на свои синие озера да моря важивали.» [1, с. 13].
Путь героя, его любовь, поиски правды, борьба за свою любовь (невесту), трудовая жизнь - вехи нелегкого пути. Элементы авантюрного романа налицо: случай вмешивается в судьбу героев (воевода-князь Ряполовский увозит любимую Аньшу), но элементы авантюрного времени («вдруг», «неожиданно») на этом и заканчиваются, поскольку случай хотя и управляет судьбой героя, но вместе с тем развиваются, изменяются персонажи, что нетипично для данного хронотопа. Впрочем, оговоримся сразу: авантюрное начало не привносилось автором произвольно - оно приходило из самой реальной жизни: будь то огнепальный протопоп Аввакум, землепроходец Ерофей Хабаров или Тихон Босой.
Так, Тихон случайно видит на венчании царя среди поезда государева своего обидчика - князя Василия Ивановича Ряполовского: «Тихон так тяжело дышал, так смотрел сквозь слезы, что мерзли на щеках, в бороде, что схвативший его стрелец поласковел, улыбался. И, пройдя, уходил от Тихона обидчик, недосягаемый, как само небо» [1, с. 114].
Есть в романе и традиционный мотив встречи и дороги, есть разлука, и потеря, и брак с нелюбимым человеком, однако на протяжении романа автор показывает, как изменяется сама личность героя, проходящего горькие испытания. Любовная линия Тихона входит в общую ткань произведения, а бедственное положение народа переплетается с его личной обидой, которая усиливает трагизм «Соляного бунта»: «Как два голубя, они любили друг друга, любили просто и ясно. Они хотели свить гнездо, чтобы жить дальше, а злые люди разлучили их, сломали их жизнь, разбили ее, как стекло» [1, с. 167].
3 Там же. Л. 16.
4 Архив Вс. Н. Иванова // Хабаровский краеведческий музей. Ф. 52: Вс.Н. Иванов (1888-1971). Оп. 78. Ед.хр. № 105. Л. 23.
5 Там же. Л. 15.
Символично, что детали портрета героини (особенно глаза) напоминают лик Богородицы: «Черный, низко повязанный платок закрывал лоб, лицо стало матово-бледным, огромные скорбные глаза сияли, как свечи, и, как рана, алели губы» [1, с. 166].
Мотив испытания героя и героини, случай, играющий роковую роль, авантюрный хронотоп - признаки романного мира. «Форма времени» организует жанр. Подобные мотивы и сюжетные элементы формируют художественное единство структуры, которая воплощает «эстетическую концепцию» действительности. Так создается единый образ бытия, близкий прежде всего к романному по идейно-композиционным особенностям, по структуре сюжета.
Трехчастная композиция произведения «Черные люди» предполагает смену главных героев. Романная коллизия первой части основывается на событиях, касающихся жизни Тихона Босого. Образ Аввакума в первой части обозначен в главе «Деревенский поп», основное развитие он получит в третьей. Во второй части в произведение будет введена колоритная фигура Ерофея Хабарова. Символичны сами названия частей: «Белое море», «На Западе и на Востоке», «Театр и костры». Они отражают масштабность и грандиозность событий XVII века: становление государственности, подвижничество. Название третьей части, «Театр и костры», раскрывает ее содержание: противостояние царя и Аввакума, боярыни Морозовой и Соловецкой обители - оплота раскола. Так через события исторического масштаба Вс.Н. Иванов выстраивает законченное целое, рисует огромный эпический мир.
В романе повествование как способ организации речи является главной формой произведения, благодаря которой представлен широкий эпический разворот эпохи, здесь диалог как способ организации речи отходит на второй план, а преобладает описание событий, которое пронизывается внутренней диалогичностью, активнее используется внутренний монолог, несобственно-прямая речь является основным средством раскрытия характера героя:
«Рассказывай! - говорил Ртищев.
А чего рассказывать-то? Велик ли он, протопоп, со всеми его делами?.. У боярина дела на всю землю. Государственные. А протопоп он с народом, он мужичий, а народ что пух весной на тополе - летит, одно семя землю засевает, а тьмы тем гибнут. Улыбается даже протопоп. Ну что ему рассказать.» [1, с. 470]. Здесь мастерски используются подробная портретная, прямая авторская и косвенные характеристики:
После одиннадцати лет ссылки протопоп вновь встречается с царем, и облик «тишайшего» царя Алексея дается через восприятие его Аввакумом, который видит «тучного золотого человечка на слабых ногах», с «опухшим, хмурым лицом», с «карими, острыми, изучающими, холодными, усталыми глазами» [1, с. 476, 477]. После того как царь Алексей надел корону, восприятие происходящего, пронизанное внутренней диалогичностью (язык персонажей смешивается с языком автора), дается с точки зрения то самого царя, то Аввакума, то перемежается с авторской речью: «А на него смотрела подобострастная толпа - меховая, волосатая в золотных да бархатных шубах, гул льстивых одобрений носился по палате. Он был пьян от роскошного зрелища, упоен лестью, захвачен видениями будущего.
Радость жгла душу царя, не давала дышать. Он снял с себя золотую шапку и надел ее на царевича. Маленькое бледное личико скрылось в ней, тонкая шейка мотнулась жалостно» [1, с. 480].
Внутренние монологи персонажей и авторские характеристики в одних случаях отделены друг от друга, а в других - как бы сливаются с несобственно-прямой речью. Это авторская речь, насыщенная лексикой, конструкциями речи персонажа, его чувствами и мыслями (романное многоязычие): «И милости впрямь сыпались на протопопа, как белый пушистый снег, что кроет теплым покровом поле, где дремлют пока что силы вечной жизни, выжидая, чтобы восстать им весной в вечном воскресении» [1, с. 490].
В несобственно-прямой речи воссоздаются языковые приемы того персонажа, о ком говорится в третьем лице. Автор приближает свою манеру высказывания к речи героя: «Натянув кафтанец на посконное полосатое исподнее, встал протопоп на молитву - сна ему никак нет.
Нет, никак. Все слышится тихий голос, немногие слова, зовущие во вдовью обитель. Неужто кинуть опять Москву на издевки, мытарства? Ту Москву, что приняла протопопа словно ангела божия?» [1, с. 491].
Такая эмоционально-вещная, органичная форма повествования позволяет художнику проникать во внутренний мир персонажей через действия, поступки, жесты. Используя прием психологического анализа, писатель создает колоритные художественные образы, в частности Аввакума.
Так, Аввакум попадает в царские покои и рассказывает боярыням, затворницам, «рабыням своих жестоких мужей» о своих злоключениях: «Какие красавицы улыбаются ему в парчах, в шелку, в драгоценных мехах», они с жадностью внимают каждому его слову, для них он словно «глоток свежего воздуха» их далекого мира, чувствует Аввакум и внимание, и «блаженство славы» [1, с. 489].
«Женщины ловили каждое его слово» [там же], но, главное, он сам испытывает внутреннее смятение, симпатию: «И увидал протопоп тут одни такие женские глаза, от которых задохнулось, остановилось сердце, утонул в них протопоп, - глаза бездонные, словно серебряное озеро Китежское, всклянь налитое тихим жаром» [1, с. 488].
Огромную роль играет в романе описание вещного мира: это достоверно воссоздаваемые детали быта XVII века. Известно, что Вс.Н. Иванов хорошо рисовал, и в Хабаровском краеведческом музее хранятся подробные рисунки, планы изображаемых в романе мест.
Не случайно роман открывается образом моря. «За валом вал, гряда за грядой. Неутомимые, беспрестанные, вечные, поднимаются они, бегут, наступают на берег из тумана-бели, шумят, грохочут о скалы» [1, с. 6]. Образ моря, стихии ассоциируется с образом черных людей, олицетворяя символическую картину мира произведения, расширяя его пространственно-временную организацию и придавая эпическое звучание. Изображение бунтов Соляного, Новгородского, Псковского, Коломенского, крестьянской войны, Разина, Морозовщины, Соловецкого бунта воссоздают цепь жестоких исторических событий. Символично, что произведение заканчивается годом рождения будущего реформатора, Петра I, - весь мир романа представлен
композиционно стройно, целостно и в то же время открыто: события словно соотнесены со следующим важным периодом истории - началом глобальных преобразований в государстве.
Итак, мы установили, что произведение «Черные люди» имеет сложную полифоническую структуру: компоненты жанра повествования в романе «Черные люди» явно присутствуют - «зона автора» в некоторых фрагментах становится преобладающей, поэтому авторская дефиниция - «историческое повествование» не случайна, но четко выраженные романные жанровые доминанты превалируют в произведении, которому присуще панорамное изображение XVII века, представленное в развернутой системе образов протопопа Аввакума, Ерофея Хабарова, Степана Разина, царя Алексея и др. Здесь присутствует и романная коллизия Тихона Босого, воплощающая «частное существование», и романный хронотоп, и «многоязычие», полифонизм - все это позволяет называть произведение «Черные люди» романом, а не историческим повествованием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванов Вс.Н. Черные люди. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во. 1989. 607 с.
2. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во,1982. 256 с.
3. Петров С.М. Советский исторический роман. М.: Современник, 1980. 413 с.
4. Русские писатели. ХХ век: библиогр. словарь. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Н.Н. Скатова. М.: Просвещение, 1998. 784 с.