Научная статья на тему '2016. 04. 006. Фесенко Э. Я. Притяжение Севера. - Архангельск: САФУ, 2015. - 426 с'

2016. 04. 006. Фесенко Э. Я. Притяжение Севера. - Архангельск: САФУ, 2015. - 426 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО СЕВЕРА / XX ВЕК / МОТИВ / РОМАН / ПОВЕСТЬ / ОЧЕРК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 006. Фесенко Э. Я. Притяжение Севера. - Архангельск: САФУ, 2015. - 426 с»

2016.04.006. ФЕСЕНКО Э.Я. ПРИТЯЖЕНИЕ СЕВЕРА. - Архангельск: САФУ, 2015. - 426 с.

Ключевые слова: литература Русского Севера; XXвек; мотив; роман; повесть; очерк.

В монографии профессора Э.Я. Фесенко (Сев. (Арктич.) фе-дер. ун-т им. М.В. Ломоносова), лауреата конкурса «Книга 2015» в номинации «Лучшая книга о Русском Севере», рассматривается литература Севера как часть русской общенациональной культуры. Исследование «северного текста» дает возможность определить место литературы, разрабатывающей тему Русского Севера, в контексте всего литературного процесса XX в., выявить мотивный спектр созданных произведений (мотивов памяти, смерти, страдания, мужества, веры, чести и долга и др.). К анализу привлечен материал литературных произведений (художественных и документальных), авторы которых в основном не являются уроженцами Севера, но, познакомившись с ним, были покорены его природой, богатством духовного мира и менталитетом северян. В этом ряду: выходец с Дальнего Востока Вс.Н. Иванов, донской казак А. Знаменский, северянин А. Чапыгин; моряки М. Чесноков и В. Конецкий; участники арктических экспедиций Б. Пильняк, Б. Горбатов, В. Санин. В северных лагерях проходили свой крестный путь А. Знаменский и О. Волков; долгие десятилетия работал геологом на Приполярном Севере О. Куваев; путешествовали по Северу писатели М. Пришвин и Ю. Казаков; в период революций и Гражданской войны на Севере оказались Л. Леонов и М. Зощенко; в Великую Отечественную на Северном флоте проходили службу Ю. Герман и В. Каверин.

Книга состоит из четырех глав: «История России сквозь призму Севера», «Север в жизни, судьбе и творчестве русских писателей», «"Северные богатыри" в произведениях русских писателей», «Русская Арктика в литературе XX века».

На страницах исторических романов Вс.Н. Иванова и Ю. Германа перед читателем предстает Россия XVII - начала XVIII в. Допетровская эпоха показана в историческом повествовании Вс.Н. Иванова «Черные люди», рассказавшего о нравственном поединке протопопа Аввакума с патриархом Никоном и русским царем. Петровское время нашло отражение в романе Ю. Германа

«Россия молодая»; в основу сюжета положены события, связанные со строительством флота на Севере и Северной войной - с защитой от шведов Архангельска, который в те годы был единственным океанским портом страны. В романе Вс.Н. Иванова и Никон, и Аввакум представлены как порождение «черных людей», оба - сыновья своего века. Писатель соединил в произведении хронику историческую с хроникой семейной, создав многогранные и полнокровные русские национальные характеры. Ю. Герман не приукрашивает Петровскую эпоху с ее жестокостью, несправедливостью властей, тяжелым положением народа, протест которого варварски подавляется. Много внимания писатель уделяет теме засилья иностранцев в России, большинство из которых рассматривали страну как сырьевой придаток Швеции и Англии. Царь Петр Великий показан в романе и как человек, и как государственный деятель (стратег Северной войны, организатор строительства военного флота России).

Для К. Паустовского первым произведением на историческую тему стала его повесть «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933) -пленного офицера-артиллериста, участника Французской революции и наполеоновского похода в Россию. Он был отправлен в Петрозаводск и работал там на пушечном заводе, на котором столкнулся с жестоким отношением к рабочим. Герой прожил свою жизнь как бы в двух разных эпохах, и Паустовский создает «эффект смещения временных пластов», «убедительный хронотоп времени и пространства» (с. 57). Шарль Лонсевиль выступает не только в роли главного героя повести, но и историка, оставившего интересные записки. Восстание приписных крестьян, длившееся три года, - одна из ярких страниц жизни завода, на котором он оказался. Эта тема заинтересовала его так, что стала главной в его историческом исследовании, заставив его решить, что он «отныне пишет не биографию великого человека, но биографию крестьянского возмущения» (цит. по: с. 59).

Своеобразным продолжением повести о Шарле Лонсевиле стала «Северная повесть» - самое крупное произведение северного цикла Паустовского. Произведение «представляет собой своеобразный триптих, в котором прослеживается судьба трех поколений людей, вовлеченных в исторические события» (с. 63). В «Северной повести» рассказывается о восстании декабристов и его последствиях в дальнейшей истории России. Через героев своих историче-

ских повестей писатель восстанавливал «связь времен» с современным ему читателем, который должен был воспринимать исторические события не как «далекое прошлое», а испытывать драгоценное «чувство истории». В произведении переплетаются прошлое и настоящее, исторические факты и вымысел. К. Паустовский был убежден, что «писатель, пишущий о прошлом, и историк - не соперники. Они соратники», по-разному делающие общее дело, «они реально дают нам чувство истории»1.

В Архангельске началась литературная деятельность Л.М. Леонова. Многие его ранние рассказы, хотя в них и наблюдались элементы символистской прозы, были ориентированы на северные сказки и житийную литературу: «Бурыга», «Гибель Егорушки», «Случай с Яковом Пигунком». Спустя восемь лет после разгрома белогвардейцев и интервентов на Севере, Леонов написал повести «Запись на бересте» (1926) и «Белая ночь» (1927-1928). Появление повести «Белая ночь» доказывало, что, события тех лет не забывались писателем: эпизоды жизни в оккупированном Архангельске глубоко отложились в юношеской памяти, помогая ему позднее воссоздать исторические события, происходившие в его повести» (с. 136).

В дни войны Ю.П. Герман написал повести «Далеко на Севере» (1943), «Студеное море» (1943), «Аттестат» (1945). Человек, который служит своему Делу, - главный герой всех книг писателя. В повесть «Студеное море» входит мотив «старины поморской» -традиций народных, с которым неразрывно связана тема родины, занявшая в годы Великой Отечественной войны главное место в советской литературе. Размышляя о подвиге народа в этой войне, Герман задумывался о его истоках. И рассказывая в повести о подвиге капитана Александра Ладынина, писатель поставил перед собой задачу проследить корни патриотизма молодого человека, который никогда не трусил перед врагами, понять истоки его подвига, их связь с традициями дедов и отцов. Воспитанный на традициях поморов, Ладынин всегда знал, что его дело - беречь родную землю. Сфера его деятельности и его эмоциональной жизни была связана с осознанием долга, служения делу. В повести «Студеное море» актуализированы мотивы чести, мужества, со-

1 Паустовский К.Г. Собр. соч.: В 9 т. - М., 1984. - Т. 8. - С. 262.

борности, ответственности. Каждый поступок капитана и его команды заключал как бы в свернутом виде всю их жизнь в ее неповторимости, а последние их мгновения доказали духовную и душевную ценность этих людей.

О Севере М. Пришвин написал книгу очерков «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)», «Отцы и дети (Онего-Беломорский край)», «Соловки (Письма другу)», «Берендеева чаща», «Осударева дорога», повести-сказки «Корабельная чаща», «За волшебным колобком», повесть «У стен града невидимого» и др. С выходом первой книги «В краю непуганых птиц» (1907) начинают обозначаться особенности стиля М. Пришвина: «документальный характер описываемых событий, наличие этнографических свидетельств, поэтизация жизни, присутствие в прозе лирического начала, яркость и точность языка и образов» (с. 157). Русская природа, в частности природа Севера, стала главным героем не только пришвинских художественных произведений, но и его дневников, при этом ее связь с человеком характеризует нравственные ценности, которых он придерживается.

В 1935 г. Пришвин совершил свою последнюю поездку на Север: Вологда, Устюг, Верхняя Тойма, Пинега, «тихая великая Двина». Краткие записи о путешествии в дневнике писателя, рассматриваемые Э.Я. Фесенко, содержат и пейзажные зарисовки, и размышления об Архангельске, и осмысление своей работы над «Кащеевой цепью», «философским венцом», которой станет «Журавлиная родина». Работа над «северным романом» «Осударева дорога (Государева дорога)», в котором была рассказана история жизни мальчика Зуйка среди людей, строящих Беломоро-Бал-тийский канал, шла на протяжении долгих лет. В дневнике писателя за апрель 1951 г. есть запись о том, что он пишет новое введение к этому роману, что у него появился план его коренной переработки.

Своими рассказами о Севере Пришвин оказал большое влияние на Ю.П. Казакова. Оба писателя нашли в Русском Севере сочетание настоящего и прошлого, современности и истории, человека и природы. В первых северных рассказах Ю. Казакова, написанных в 1957 г. («Никишкины тайны», «Поморка», «Арктур - гончий пес», «Манька»), появляются и описания северной природы, и поморского быта, и характера людей. В период с 1960 по 1972 г. пи-

сатель создал очерки, составившие его «Северный дневник», страницы которого полны трагическими размышлениями о том, что на Русском Севере исчезает вековечный крестьянский уклад, что драматично складывается судьба поморов, что старинный монастырь на Соловецких островах был превращен властями в 1920-х годах в концлагерь. Ю. Казакова заботила судьба малых северных народов, гибель целых пластов культуры. Позднее в его творчестве не раз возникало противопоставление идеальной чистоты Севера и жизни срединной России, хотя он любил среднерусские равнины, Оку, Тарусу.

«Импрессионистическая наблюдательность» присуща была не только рассказам писателя, но и его очеркам. Это особенно заметно при изучении стилевого своеобразия «Северного дневника», в котором есть авторские рассуждения по сложным вопросам, портретные зарисовки встреченных на Севере людей и описание поразивших писателя природных явлений, а все пережитые им мгновения «уподоблены вечности».

Ю. Казаков был первым писателем, который добровольно оказался на Соловках и прикоснулся к трагическим страницам истории своей страны. Результатом поездки стал очерк «Соловецкие мечтания» (1966). Основным жанром в творчестве писателя стал «лирический рассказ, где словно бы отсутствовала внешняя "занимательность", не было в нем никакой суеты событий, как ее не было во внутреннем мире казаковских персонажей, которые в основном достойно проходили сложный путь поиска своего места в жизни» (с. 173). Отсюда - часто звучащий в рассказах мотив памяти и мотив странничества по миру и по собственной душе. «Естественная» жизнь с ее простотой и непостижимостью стала главной героиней казаковской прозы, отмечает исследовательница.

В «Северном дневнике» Ю. Казакова, несмотря на его очерковый характер, основным жанром стал рассказ, в центре которого всегда оказывался «природный человек», свободный в своем волеизъявлении и своем поведении. Север стал не только темой, но и его «второй, духовной, родиной». Мотив дороги (странничества) звучит не только в «Северном дневнике», но и в рассказах «На полустанке», «По дороге», «Поедемте в Лопшеньгу». Дорога всегда трудна: в кузове, телеге, вагоне, лодке. Героиней многих рассказов стала женщина-поморка («Манька», «Осень в дубовых лесах»,

«Поморка» и др.). Это женщины, обреченные на вечное ожидание мужей и сыновей, всегда уходящих в студеное море и не всегда возвращающихся.

Рассказ «Нестор и Кир» - обвинение и плач по Руси несоветской. Писатель показал, что сделали с народом большевики, какой невосполнимый урон нанесли нашему генофонду. Нестор - своеобразный народный философ. Он понимает, какие последствия имело уничтожение хозяина на земле. В произведениях Ю. Казакова природа во всех своих проявлениях находится всегда вокруг человека, всегда рядом с ним. При этом человек может и не осознавать ее роль в своей жизни, в своих настроениях, то, что она может врачевать его душу или переворачивать ее, заставляя над многим задуматься.

Э.Я. Фесенко рассматривает книги моряка и писателя В.В. Конецкого «Соленый лед» (1969), «Среди мифов и рифов» (1972), «Морские сны» (1979), которые позднее были объединены в роман-путешествие «За доброй надеждой»; заключительной книгой стали «Вчерашние заботы» (1979). В них осмыслялась философия романтического противостояния человека миру, в котором испы-тывалась его воля. За частностями человеческой жизни писатель видел черты общего, происходящего в социуме и в мире. Богатый морской опыт (служба на аварийно-спасательных кораблях Северного флота и около сотни спасенных жизней, служба в Мурманском морском пароходстве, где он водил корабли по Северному морскому пути, а также в Америку и Азию) определили тематику его книг. Писатель «возродил» и «преобразовал» жанр морских путевых заметок. Его проза всегда полна неожиданностей.

Все книги В. Конецкого относятся к лирической прозе. На первый план в них всегда выходит авторское начало, отчего создается сложный жанр, в котором тесно соединяются публицистический очерк и повесть-исповедь. Самоанализ автора связан с его устремленностью к вечным вопросам бытия, с желанием находить ответы на вопросы, которые всегда стоят перед человеком. Через философские раздумья В. Конецкий шел к самопознанию и познанию психологии других людей, обогащая русскую литературу созданием образов персонажей незаурядных, всегда живых и волнующих, следуя традиции русской классики. «Соленый лед» - первый опыт его путевой прозы. В ней нет сквозного сюжета. Она

представляет собой собрание зарисовок и очерков и состоит из лирических отступлений, в которых ярко проступает личность автора. При этом в книге очень значимо документальное начало.

Тема Севера в русской литературе XX в., заключает Э.Я. Фе-сенко, занимает значительное место, ибо Север России - это особое пространство, своеобразное хранилище русской духовности и народной нравственности.

Т.Г. Петрова

2016.04.007. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА ХХ - НАЧАЛА ХХ1 в. (Сводный реферат).

1. ЧЕРНЯК В. Д., ЧЕРНЯК М.А. Массовая литература в понятиях и терминах: Учеб. словарь-справочник. - М.: Флинта: Наука, 2015. -192 с.

2. ЧЕРНЯК М.А. От «Глянца» к «Антиглянцу»: Остановка по требованию (к вопросу о новых маршрутах современной массовой литературы) // Черняк М.А. Актуальная словесность XXI в.: Приглашение к диалогу: Учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. -С.169-179.

Ключевые слова: массовая литература; паралитература; постомодернизм; гламур; постфольклор; медийная словесность.

Авторы словаря-справочника доктора филол. наук В.Д. Черняк и М.А. Черняк (обе - проф. РГПУ) в предисловии пишут: «Современная массовая культура многообразна в своих проявлениях. Ю.М. Лотман точно определил ее роль как обязательной составляющей переходных эпох: "Размывание границ между высоким и низким, элитарным и массовым путем их объединения в процессе восприятия - характерное выражение не только очередной смены эстетических парадигм, но и отличительных особенностей содержания происходящих изменений"1» (1, с. 3).

В справочнике впервые в словарной форме представлены базовые понятия массовой литературы. Их знание необходимо для ориентации в современном книжном потоке, являющемся частью социокультурного пространства. Отсюда - неоднородный состав

1 Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М. Избранные статьи. - Таллинн, 1994. - Т. 3. - С. 161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.