пожимают плечами. Однако нередко одно и то же выразительное движение у разных народов способно иметь и различное значение, и легкомысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям [3, с. 54].
Вывод. Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Они передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. То есть, невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.
Использованные источники:
1. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. /Актуальные вопросы профессиональной коммуникации в государственном и муниципальном управлении. Сборник научных статей научно-практической конференции. -Уфа: БАГСУ, 2010. - С.72 - 76.
2. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.
3. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.
4. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / И. Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.431 с.
Халтаева С.Р., д.э.н.
доцент Хардаев Н.Э.,
доцент
ФГБОУВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
Россия, г. Улан-Удэ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА
Аннотация: В статье определены требования к формированию
стратегии, рассмотрен процесс формирования и реализации стратегии. На основе процессного подхода выделены укрупненные этапы: разработки, принятия и реализации стратегии. Более подробно рассмотрены этапы разработки и принятия стратегии. Определена оптимальная последовательность и обоснованность каждого подэтапа.
Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития региона, этапы разработки стратегии, конкурентные преимущества региона, концепция стратегии, сильные и слабые стороны, внешняя среда, стратегическая пирамида
THE MAIN STAGES OF FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF REGION Abstract: The article defines the requirements for the formation of strategy formation and strategy implementation. On the basis of the process approach highlighted the integrated phases: drafting, adoption and implementation of the strategy. In more detail the stages of development and adoption of the strategy. The optimal sequence and the validity of each sub.
Key words: strategy of social and economic development of the region, the stages of strategy development, competitive advantages of the region, concept strategies, strengths and weaknesses, the external environment
Стратегия социально-экономического развития регионов рассматривается как система планируемых мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных региональных целей с учетом тесной увязки их с задачами развития государства и рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, внешнеэкономической ситуации, т.е. от системы условий и факторов, влияющих на целевые установки развития общества в рамках единого государства. Кроме этого на стратегию развития регионов, как и на отечественную экономику, как части мирового экономического пространства оказывают влияние процессы глобализации, увеличения интеллектуальной составляющей в результатах производства, опережающего развития сферы услуг, информатизации современного общества, развития сетевых форм организации, исчерпывания традиционных источников социально-экономического роста.
Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, уровня развития различных сфер экономики, условий вхождения в рыночную экономику, темпов трансформации форм собственности и т.д. Поэтому стратегия регионального развития государства,
формирует, с одной стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов. В этих условиях все более актуальным становится совершенствование механизма формирования региональной стратегии, учитывающего в комплексе, как особенности развития региона, так и влияние внешнего окружения: межрегиональные процессы и связи, государственную политику, внешнеэкономическую ситуацию.
В современных условиях стратегия социально-экономического развития региона должна:
- синтезировать технологические, экономические, управленческие, экологические и другие аспекты развития региона;
- интегрировать различные стороны и специфику управляемого объекта;
- ориентироваться на достижение обоснованных стратегических целей;
- воплощать в себе передовые научные достижения;
- быть гибкой, учитывать многовариантность стратегических ситуаций;
- концентрировать стратегические и тактические конкурентные преимущества региона;
- быть умеренно рискованной, но не занижающей стратегические преимущества региона.
В систему планов стратегического развития регионов в зависимости от сроков исполнения входят:
- долгосрочная программа социально-экономического развития на 2025 лет, определяющая приоритеты и перспективы развития региона;
- среднесрочная программа социально-экономического развития на 3-6 лет, содержащая согласованный перечень мероприятий и проектов, которые позволят реализовать намеченные в рамках стратегии цели;
- краткосрочные планы органов власти на год, описывающие первоочередные задачи, которые необходимо решить для выполнения программы социально-экономического развития региона.
На сегодня во всех регионах Сибирского федерального округа Российской Федерации разработаны основные стратегии и комплексные программы социально-экономического развития. Незначительные различия в разработке и формах документов заключаются в сроках разрабатываемых стратегий, в формировании и структуре самих планов и программ.
Управление социально-экономическим развитием региона на основе формирования стратегии и долгосрочных программ является центральной функцией органов власти региона, которая становится все более актуальной. Составление стратегических планов развития с учетом сложности, изменчивости и турбулентности факторов внешней среды дает возможность оценить структурные изменения, минимизировать возможные потери в
случае кризисных проявлений, активно воздействовать на процессы социально-экономического развития, планомерно использовать имеющийся потенциал, ключевые факторы успеха и создавать новые преимущества. К сожалению, региональные органы управления в большей степени поглощены процессом оперативного управления, а поэтапная реализация стратегии, мониторинг выполнения поставленных целей и их корректировка отходит на второй план. Эта проблема обусловлена отсутствием ясного представления о стратегической пирамиде, о процессе формирования стратегии и взаимосвязи его этапов.
Большое значение в формировании стратегической пирамиды имеют стратегии развития макрорегионов. Например, стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1120-р от 5 июля 2010 г., определяет основные направления развития сибирских регионов с учетом интеграции их в Евразийскую экономическую зону. В свою очередь, стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ № 2094-р от 28 июля 2009 г., увязывает развитие сибирских регионов граничащих с регионами Дальнего Востока. В этом программном документе определены основные направления стратегического комплексного развития макрорегиона в части разработки новых месторождений полезных ископаемых, строительства железных дорог и новых электростанций, создания новых производственных мощностей по переработке нефти, газа, лесных ресурсов, цветных и черных металлов. Таким образом, в составе стратегической пирамиды можно выделить государственную стратегию, стратегии макрорегионов и в основе пирамиды - стратегии регионов.
Формирование стратегии социально-экономического развития региона является важным элементом стратегического регионального управления. Процесс формирования и реализации стратегии социально-экономического развития региона включает укрупненные этапы или стадии: разработки, принятия и реализации.
В этап разработки стратегии входят:
- определение целей и задач стратегии;
- анализ и оценка стратегического положения региона: анализ внешней среды, сильных, слабых сторон и конкурентоспособности региона;
- анализ и оценка альтернативных вариантов развития;
- выбор оптимального варианта, определяющего общую концепцию развития региона.
В этап принятия стратегии входят:
- общественные слушания по общей концепции развития региона;
- доработка концепции до плана осуществления стратегии с учетом результатов слушаний;
- принятие стратегии социально-экономического развития региона.
В этап реализации стратегии входят:
- обеспечение обратной связи о реализации стратегии: поэтапные отчеты о реализации, оценка достижения основных параметров стратегии,
- анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.
В рамках формирования стратегии социально-экономического развития региона из выделенных этапов нас интересуют этапы разработки и принятия стратегии. Не умаляя значений последующих этапов, необходимо отметить важность и приоритетное значение первого этапа формирования стратегии. Цели стратегического развития характеризуют желательный уровень качества среды проживания в регионе, формируют количественные и качественные ориентиры экономического развития. Цели опираются на количественные и качественные данные, должны быть достаточно гибкими и поддаваться трансформации в зависимости от социально-экономических условий. Общие цели стратегии развития региона трансформируются в более конкретные, которые дают подробные количественные ориентиры и соответствующие критерии, с помощью которых можно контролировать социально-экономическое развитие региона.
Последующий этап анализа и оценки стратегического положения региона основан на анализе факторов внешней среды, сильных и слабых сторон региона. При анализе внешней среды региона, оцениваются благоприятные и неблагоприятные факторы развития региона (географические, экологические, демографические, ресурсные, исторические и пр.), проводится системный анализ внешних социально-экономических возможностей и угроз. С помощью анализа экономической, социальной и институциональной внешней среды уточняются и оцениваются внешние ресурсы, которые можно привлечь для развития региона (финансовые, человеческие, природные, институциональные), ключевые социально-экономические параметры внешней среды (динамика внутреннего регионального продукта, инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция и другие).
При анализе сильных и слабых сторон региона оцениваются результаты осуществления предшествующих стратегий и программ социально-экономического развития региона, выявляются причины успехов и провалов, проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон региона, анализируются объективные данные о человеческих, природных и экономических ресурсах региона. В рамках стратегического планирования предусматривается использование имеющихся преимуществ региона. Выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данный регион от других, а также возможные новые конкурентные позиции, поддающиеся формированию в процессе управления экономическим развитием. Основной упор делается на создание новых местных преимуществ: развитие рыночной инфраструктуры и линий коммуникаций; безопасность; наличие институтов,
поддерживающих бизнес, и высококвалифицированных кадров; создание благоприятных условий для инвестиций.
На этапе анализа и оценки альтернативных вариантов разрабатываются возможные сценарии, модели, варианты развития региона с учетом прогнозов и тенденций развития внешней среды, основных системообразующих факторов, региональных ограничений и особенностей.
Этап выбора оптимального варианта, определяющего общую концепцию развития региона, связан с разработкой критериев. На основе оптимальной, обоснованной системы критериев должен проходит процесс сравнения альтернативных вариантов стратегии с целью выбора оптимального варианта, который определит концептуальную модель развития региона.
После того, как будет сформулирована концепция стратегии социально-экономического развития региона, общий вывод о стратегических целях, факторах, методах управления и механизме развития необходимо обеспечить процедуру доработки концепции до окончательного варианта на основе широкого ее обсуждения, дополнения и корректировки. В некоторых регионах с этой целью проводят общественные слушания, которые дают возможность желающим принять участие в обсуждении и формировании стратегии, а органам власти увидеть и оценить обратный отклик с целью совершенствования концепции и разработки окончательного варианта стратегии.
Этап доработки концепции до плана осуществления стратегии с учетом результатов слушаний включает:
- уточнение конкретных действий, задач и сроков их решения, расчетов ожидаемых результатов, размеров и источников финансирования, возможных последствий реализации планов и программ;
- разработку действующего механизма контроля и обратной связи как основного элемента эффективной реализации;
- определение исполнителей и ответственных лиц и другие действия, связанные с уточнением и дополнением концепции до окончательного варианта стратегии.
С целью достижения высокого уровня защищенности экономики от непродуманных действий или ошибок разработчиков на этапе доработки необходимо провести независимую оценку основных параметров стратегии. К тому же, это исключит возможность копирования или повторения предыдущих стратегий с подменой количественных данных, а также использования в стратегии необоснованных, завышенных или заниженных показателей.
Заключительным этапом в стадии формирования стратегии является принятие и утверждение стратегии социально-экономического развития региона в правительстве (исполнительном органе) региона.
Соблюдение основных этапов формирования стратегии региона
позволит свести к минимуму риски и угрозы ее реализации в условиях сложности и неопределенности внешней среды. Именно стабильный, эффективный механизм формирования стратегии во многом определяет последующие этапы ее реализации. Качество, своевременность, ритмичность прохождения этапов процесса стратегического планирования обеспечивает качество прохождения последующих процессов.
Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь - технологией и методами регионального управления, в том числе применением эффективного механизма разработки и формирования стратегии. Практика последних лет показала, что регионы, использовавшие прогрессивные методы стратегического планирования и управления, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели и имеют регионы, использовавшие современные методы прогнозирования, разработки и формирования стратегии.
Хамидулин М.Б., д.э.н. зав. кафедрой «Финансы и кредит» «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Ташкенте Республика Узбекистан, г. Ташкент ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР УЗБЕКИСТАНА Аннотация. Правительством Республики Узбекистан поставлена задача реализации не менее 15 процентов акций узбекских акционерных обществ иностранным инвесторам. В статье рассматриваются вопросы повышения инвестиционной привлекательности узбекских эмитентов и вывода эмитированных ими акций на мировые рынки капитала.
Annotation. Government of the Republic of Uzbekistan tasked with the shares of at least up to 15 percent of the Uzbek joint-stock companies to foreign investors. The article deals with issues of improving the investment attractiveness