Научная статья на тему 'THE MAIN STAGES OF FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF REGION'

THE MAIN STAGES OF FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF REGION Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГИОНА / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ / КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ / СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халтаева С.Р., Хардаев Н.Э.

В статье определены требования к формированию стратегии, рассмотрен процесс формирования и реализации стратегии. На основе процессного подхода выделены укрупненные этапы: разработки, принятия и реализации стратегии. Более подробно рассмотрены этапы разработки и принятия стратегии. Определена оптимальная последовательность и обоснованность каждого подэтапа.The article defines the requirements for the formation of strategy formation and strategy implementation. On the basis of the process approach highlighted the integrated phases: drafting, adoption and implementation of the strategy. In more detail the stages of development and adoption of the strategy. The optimal sequence and the validity of each sub.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «THE MAIN STAGES OF FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF REGION»

пожимают плечами. Однако нередко одно и то же выразительное движение у разных народов способно иметь и различное значение, и легкомысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям [3, с. 54].

Вывод. Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Они передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. То есть, невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. /Актуальные вопросы профессиональной коммуникации в государственном и муниципальном управлении. Сборник научных статей научно-практической конференции. -Уфа: БАГСУ, 2010. - С.72 - 76.

2. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.

3. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.

4. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / И. Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.431 с.

Халтаева С.Р., д.э.н.

доцент Хардаев Н.Э.,

доцент

ФГБОУВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

Россия, г. Улан-Удэ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

РЕГИОНА

Аннотация: В статье определены требования к формированию

стратегии, рассмотрен процесс формирования и реализации стратегии. На основе процессного подхода выделены укрупненные этапы: разработки, принятия и реализации стратегии. Более подробно рассмотрены этапы разработки и принятия стратегии. Определена оптимальная последовательность и обоснованность каждого подэтапа.

Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития региона, этапы разработки стратегии, конкурентные преимущества региона, концепция стратегии, сильные и слабые стороны, внешняя среда, стратегическая пирамида

THE MAIN STAGES OF FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF REGION Abstract: The article defines the requirements for the formation of strategy formation and strategy implementation. On the basis of the process approach highlighted the integrated phases: drafting, adoption and implementation of the strategy. In more detail the stages of development and adoption of the strategy. The optimal sequence and the validity of each sub.

Key words: strategy of social and economic development of the region, the stages of strategy development, competitive advantages of the region, concept strategies, strengths and weaknesses, the external environment

Стратегия социально-экономического развития регионов рассматривается как система планируемых мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных региональных целей с учетом тесной увязки их с задачами развития государства и рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, внешнеэкономической ситуации, т.е. от системы условий и факторов, влияющих на целевые установки развития общества в рамках единого государства. Кроме этого на стратегию развития регионов, как и на отечественную экономику, как части мирового экономического пространства оказывают влияние процессы глобализации, увеличения интеллектуальной составляющей в результатах производства, опережающего развития сферы услуг, информатизации современного общества, развития сетевых форм организации, исчерпывания традиционных источников социально-экономического роста.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, уровня развития различных сфер экономики, условий вхождения в рыночную экономику, темпов трансформации форм собственности и т.д. Поэтому стратегия регионального развития государства,

формирует, с одной стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов. В этих условиях все более актуальным становится совершенствование механизма формирования региональной стратегии, учитывающего в комплексе, как особенности развития региона, так и влияние внешнего окружения: межрегиональные процессы и связи, государственную политику, внешнеэкономическую ситуацию.

В современных условиях стратегия социально-экономического развития региона должна:

- синтезировать технологические, экономические, управленческие, экологические и другие аспекты развития региона;

- интегрировать различные стороны и специфику управляемого объекта;

- ориентироваться на достижение обоснованных стратегических целей;

- воплощать в себе передовые научные достижения;

- быть гибкой, учитывать многовариантность стратегических ситуаций;

- концентрировать стратегические и тактические конкурентные преимущества региона;

- быть умеренно рискованной, но не занижающей стратегические преимущества региона.

В систему планов стратегического развития регионов в зависимости от сроков исполнения входят:

- долгосрочная программа социально-экономического развития на 2025 лет, определяющая приоритеты и перспективы развития региона;

- среднесрочная программа социально-экономического развития на 3-6 лет, содержащая согласованный перечень мероприятий и проектов, которые позволят реализовать намеченные в рамках стратегии цели;

- краткосрочные планы органов власти на год, описывающие первоочередные задачи, которые необходимо решить для выполнения программы социально-экономического развития региона.

На сегодня во всех регионах Сибирского федерального округа Российской Федерации разработаны основные стратегии и комплексные программы социально-экономического развития. Незначительные различия в разработке и формах документов заключаются в сроках разрабатываемых стратегий, в формировании и структуре самих планов и программ.

Управление социально-экономическим развитием региона на основе формирования стратегии и долгосрочных программ является центральной функцией органов власти региона, которая становится все более актуальной. Составление стратегических планов развития с учетом сложности, изменчивости и турбулентности факторов внешней среды дает возможность оценить структурные изменения, минимизировать возможные потери в

случае кризисных проявлений, активно воздействовать на процессы социально-экономического развития, планомерно использовать имеющийся потенциал, ключевые факторы успеха и создавать новые преимущества. К сожалению, региональные органы управления в большей степени поглощены процессом оперативного управления, а поэтапная реализация стратегии, мониторинг выполнения поставленных целей и их корректировка отходит на второй план. Эта проблема обусловлена отсутствием ясного представления о стратегической пирамиде, о процессе формирования стратегии и взаимосвязи его этапов.

Большое значение в формировании стратегической пирамиды имеют стратегии развития макрорегионов. Например, стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1120-р от 5 июля 2010 г., определяет основные направления развития сибирских регионов с учетом интеграции их в Евразийскую экономическую зону. В свою очередь, стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ № 2094-р от 28 июля 2009 г., увязывает развитие сибирских регионов граничащих с регионами Дальнего Востока. В этом программном документе определены основные направления стратегического комплексного развития макрорегиона в части разработки новых месторождений полезных ископаемых, строительства железных дорог и новых электростанций, создания новых производственных мощностей по переработке нефти, газа, лесных ресурсов, цветных и черных металлов. Таким образом, в составе стратегической пирамиды можно выделить государственную стратегию, стратегии макрорегионов и в основе пирамиды - стратегии регионов.

Формирование стратегии социально-экономического развития региона является важным элементом стратегического регионального управления. Процесс формирования и реализации стратегии социально-экономического развития региона включает укрупненные этапы или стадии: разработки, принятия и реализации.

В этап разработки стратегии входят:

- определение целей и задач стратегии;

- анализ и оценка стратегического положения региона: анализ внешней среды, сильных, слабых сторон и конкурентоспособности региона;

- анализ и оценка альтернативных вариантов развития;

- выбор оптимального варианта, определяющего общую концепцию развития региона.

В этап принятия стратегии входят:

- общественные слушания по общей концепции развития региона;

- доработка концепции до плана осуществления стратегии с учетом результатов слушаний;

- принятие стратегии социально-экономического развития региона.

В этап реализации стратегии входят:

- обеспечение обратной связи о реализации стратегии: поэтапные отчеты о реализации, оценка достижения основных параметров стратегии,

- анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

В рамках формирования стратегии социально-экономического развития региона из выделенных этапов нас интересуют этапы разработки и принятия стратегии. Не умаляя значений последующих этапов, необходимо отметить важность и приоритетное значение первого этапа формирования стратегии. Цели стратегического развития характеризуют желательный уровень качества среды проживания в регионе, формируют количественные и качественные ориентиры экономического развития. Цели опираются на количественные и качественные данные, должны быть достаточно гибкими и поддаваться трансформации в зависимости от социально-экономических условий. Общие цели стратегии развития региона трансформируются в более конкретные, которые дают подробные количественные ориентиры и соответствующие критерии, с помощью которых можно контролировать социально-экономическое развитие региона.

Последующий этап анализа и оценки стратегического положения региона основан на анализе факторов внешней среды, сильных и слабых сторон региона. При анализе внешней среды региона, оцениваются благоприятные и неблагоприятные факторы развития региона (географические, экологические, демографические, ресурсные, исторические и пр.), проводится системный анализ внешних социально-экономических возможностей и угроз. С помощью анализа экономической, социальной и институциональной внешней среды уточняются и оцениваются внешние ресурсы, которые можно привлечь для развития региона (финансовые, человеческие, природные, институциональные), ключевые социально-экономические параметры внешней среды (динамика внутреннего регионального продукта, инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция и другие).

При анализе сильных и слабых сторон региона оцениваются результаты осуществления предшествующих стратегий и программ социально-экономического развития региона, выявляются причины успехов и провалов, проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон региона, анализируются объективные данные о человеческих, природных и экономических ресурсах региона. В рамках стратегического планирования предусматривается использование имеющихся преимуществ региона. Выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данный регион от других, а также возможные новые конкурентные позиции, поддающиеся формированию в процессе управления экономическим развитием. Основной упор делается на создание новых местных преимуществ: развитие рыночной инфраструктуры и линий коммуникаций; безопасность; наличие институтов,

поддерживающих бизнес, и высококвалифицированных кадров; создание благоприятных условий для инвестиций.

На этапе анализа и оценки альтернативных вариантов разрабатываются возможные сценарии, модели, варианты развития региона с учетом прогнозов и тенденций развития внешней среды, основных системообразующих факторов, региональных ограничений и особенностей.

Этап выбора оптимального варианта, определяющего общую концепцию развития региона, связан с разработкой критериев. На основе оптимальной, обоснованной системы критериев должен проходит процесс сравнения альтернативных вариантов стратегии с целью выбора оптимального варианта, который определит концептуальную модель развития региона.

После того, как будет сформулирована концепция стратегии социально-экономического развития региона, общий вывод о стратегических целях, факторах, методах управления и механизме развития необходимо обеспечить процедуру доработки концепции до окончательного варианта на основе широкого ее обсуждения, дополнения и корректировки. В некоторых регионах с этой целью проводят общественные слушания, которые дают возможность желающим принять участие в обсуждении и формировании стратегии, а органам власти увидеть и оценить обратный отклик с целью совершенствования концепции и разработки окончательного варианта стратегии.

Этап доработки концепции до плана осуществления стратегии с учетом результатов слушаний включает:

- уточнение конкретных действий, задач и сроков их решения, расчетов ожидаемых результатов, размеров и источников финансирования, возможных последствий реализации планов и программ;

- разработку действующего механизма контроля и обратной связи как основного элемента эффективной реализации;

- определение исполнителей и ответственных лиц и другие действия, связанные с уточнением и дополнением концепции до окончательного варианта стратегии.

С целью достижения высокого уровня защищенности экономики от непродуманных действий или ошибок разработчиков на этапе доработки необходимо провести независимую оценку основных параметров стратегии. К тому же, это исключит возможность копирования или повторения предыдущих стратегий с подменой количественных данных, а также использования в стратегии необоснованных, завышенных или заниженных показателей.

Заключительным этапом в стадии формирования стратегии является принятие и утверждение стратегии социально-экономического развития региона в правительстве (исполнительном органе) региона.

Соблюдение основных этапов формирования стратегии региона

позволит свести к минимуму риски и угрозы ее реализации в условиях сложности и неопределенности внешней среды. Именно стабильный, эффективный механизм формирования стратегии во многом определяет последующие этапы ее реализации. Качество, своевременность, ритмичность прохождения этапов процесса стратегического планирования обеспечивает качество прохождения последующих процессов.

Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь - технологией и методами регионального управления, в том числе применением эффективного механизма разработки и формирования стратегии. Практика последних лет показала, что регионы, использовавшие прогрессивные методы стратегического планирования и управления, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели и имеют регионы, использовавшие современные методы прогнозирования, разработки и формирования стратегии.

Хамидулин М.Б., д.э.н. зав. кафедрой «Финансы и кредит» «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Ташкенте Республика Узбекистан, г. Ташкент ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР УЗБЕКИСТАНА Аннотация. Правительством Республики Узбекистан поставлена задача реализации не менее 15 процентов акций узбекских акционерных обществ иностранным инвесторам. В статье рассматриваются вопросы повышения инвестиционной привлекательности узбекских эмитентов и вывода эмитированных ими акций на мировые рынки капитала.

Annotation. Government of the Republic of Uzbekistan tasked with the shares of at least up to 15 percent of the Uzbek joint-stock companies to foreign investors. The article deals with issues of improving the investment attractiveness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.