Научная статья на тему 'The legal status of the Polish Kingdom within the Russian Empire (1815-1832)'

The legal status of the Polish Kingdom within the Russian Empire (1815-1832) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / ЦАРСТВО ПОЛЬСКОЕ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ТАМОЖЕННАЯ АВТОНОМИЯ / LEGAL STATUS / THE POLISH KINGDOM / THE RUSSIAN EMPIRE / CONSTITUTION / CUSTOMS AUTONOMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бучэк Эльжбета

The article treats the Polish Kingdom statehood within the Russian Empire caused by the Vienna Congress. The author observes the key provisions of the Constitution (Constitutional Charter) of the Polish Kingdom 1815. The conclusion made by the author is the following: The Polish Kingdom may be treated as possessing statehood if viewed through the prism of the Empire’s and domestic laws. The Kingdom had a possibility to participate in international trade transactions (Art. 9 of the Constitution) though it had only the limited possibility to trade as the subject under the national lawmaking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The legal status of the Polish Kingdom within the Russian Empire (1815-1832)»

Э. Бучэк

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1815-1832 гг.)

Рассматривается государственность Царства Польского в составе Российской империи, возникшая в результате Венского конгресса. Приводится обзор отдельных положений Конституции (Конституционной хартии) Царства Польского 1815 г. Делается вывод о том, что Царство Польское имело собственную государственность. Оно могло принимать участие в международной торговле, несмотря на то что как субъект национального права имело условную возможность заключать торговые трактаты в ограниченных рамках.

Ключевые слова: правовой статус, Царство Польское, Российская империя, конституция, таможенная автономия

По случаю 200-й годовщины образования Царства Польского, долго остававшегося в государственно-правовой связи с Российской империей, автор решил рассмотреть правовой статус царства в период его становления. Это обусловлено тем, что, во-первых, в польской исторической литературе оказалось много мифов, часто используемых для сиюминутных политических целей, и, во-вторых, в польской и российской науке возник серьезный разрыв между историческим мышлением и знаниями, полученными благодаря анализу солидных и объективных первоисточников. Этот период в истории польско-российских отношений нуждается в добросовестных исследованиях, лишенных упрощений, которые характерны для мифов и вымыслов.

В настоящей статье автор предпринимает попытку ответить на вопрос о том, была ли автономия у Польского Царства в 1815-1830 гг. и можно ли его в тот период считать отдельным государством. Чтобы это понять, следует отталкиваться как от исторической ситуации того времени, так и от национального законодательства.

В сентябре 1814 г. в Вене открылся конгресс, созванный по инициативе России, Англии, Австрии и Пруссии после завершения войн коалиций европейских держав против наполеоновской Франции. На него съехались 216 представителей различных государств.

Официальное заседание Венского конгресса началось 1 ноября 1814 г. и закончилось 9 июня 1815 г. принятием Заключительного акта. Данный документ был облечен в форму общего трактата, подписанного представителями России, Пруссии, Австрии, Англии, Франции. К Акту присоединились до мая 1820 г. 35 европейских государств (ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XXXIII. № 25.863. Ст. СХ^П).

Трактат состоял из 121 статьи и включал в себя 17 приложений (трактаты, конвенции, де-

кларации, уставы и другие отдельные акты) [Мартенс 1876: 207]. Этот документ был основной хартией Европы. Он внес существенные изменения в территориально-политическое устройство Европы и сформулировал результаты ее передела и дележа колоний победителями Наполеона.

Особые статьи Заключительного акта Венского конгресса определяли устройство Польши и международные правила сбора пошлин и судоходства по рекам и каналам, которые служили границей государств или же протекали через владения нескольких государств [Акор 1984]. В соответствии со ст. 1 Заключительного акта, а также ст. V Дружественного трактата об утверждении благосостояния поляков, заключенного 21 апреля (3 мая) 1815 г. в Вене между императором Всероссийским, императором Австрийским и королем Прусским, Россия получила часть Польши - Герцогство Варшавское. Оно стало называться Царством Польским.

В Венском трактате отмечалось, что публично-правовой основой, объединяющей Царство и Империю станет конституция, кроме того Царство будет обладать отдельной администрацией. Остальные вопросы, касающиеся верховной власти, стали объектом регулирования внутреннего права, особенно конституции и органических статутов [ВайаЛ, Senkowska-Gluck 1981: 246].

Венский конгресс декларировал предоставление автономии всем польским землям, но фактически только Россия даровала Царству Польскому Конституцию. Царство получило формальные международные гарантии с момента вступления в силу Конституции, данной ему Александром I (ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XXXIII. № 25.824) [ВаМаЛ, Senkowska-Gluck 1981: 256]. 9 мая 1815 г. в Варшаве был объявлен манифест «О договорах, заключенных к пользе государственной; о присоединении к Империи Россий-

РОССИЙСКОЕ ПРАВО

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ЮРИСТОВ

ской обширнейшей части Герцогства Варшавского под наименованием Польского Царства; о подъятии вновь оружия против вышедшего с острова Эльбы Наполеона Бонапарте» (ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XXXIII. № 25.824).

О результатах конгресса и образовании Царства Польского царь Александр I два раза уведомлял поляков. Впервые - в письме председателю Сената Царства Польского Т. Островскому от 18 (30) апреля 1815 г., т. е. за две недели до подписания Венских трактатов, и второй раз - в манифесте с той же датой, что и трактаты 13 (25) мая 1815 г., опубликованном в «Варшавской газете» 20 июня 1815 г. Манифест

Венский конгресс декларировал предоставление автономии всем польским

землям, но фактически только Россия даровала Царству Польскому Конституцию

уведомлял о создании Временного правительства Царства и призывал к присяге на верность. 20 июня 1815 г. состоялось обнародование Конституции Царства Польского, затем последовала клятва Фридриха Августа на верность новому главе государства - императору Александру I.

В дальнейшем Александр I сформировал временное правительство Царства Польского и временный Государственный совет. Работой правительства руководил назначенный императором князь Адам Ежи Чарторыжский. Временное правительство работало коллегиально, принимало решения большинством голосов. К его задачам как верховной власти в стране относились выполнение трактатов и конвенций, заключенных императором, временное назначение на должности в администрации и руководство государственным аппаратом, изменение организации государственного аппарата соответственно постановлениям Конституции. Свою внутреннюю структуру, как и организацию Временного государственного совета, правительство утвердило 30 июня 1815 г. Основным законом, определявшим политический и общественный строй Царства Польского, структуру и компетенции органов власти, а также права и обязанности населения, была Конституция (Конституционная хартия) Царства Польского от 27 ноября 1815 г., обнародованная 24 декабря 1815 г. (Ustawa Konstytucyjna Кго^1»а Polskiego. 27 И-stopada 1815. // Dziennik Pгaw Kr6lestwa РоЬЫе-go. 1816. Т. I. Warszawa, 1860. S. 54) [Grodek 1960: 67-81].

Александр I одобрил положения Конституции Царства Польского, признавая за ними силу

временно действующего закона. «Выше указанные положения Конституции Царства Польского будут служить неизменимым правилом и инструкцией новому Временному правительству этой страны», - говорилось в документе. Положения закрепляли обособленность и суверенитет новой польской государственности, национальные права. Конституцию дополняли органические статуты.

В соответствии со ст. 1 Конституции 1815 г. «Царство Польское навсегда будет присоединено к Российской империи». Статья 4 Конституции гласила: «Конституционный закон определяет способы и правила исполнения верховной власти». Высшая исполнительная власть была сосредоточена в Государственном совете. В соответствии со ст. 76 Конституции было учреждено пять министерств («комиссий»): вероисповедания и народного просвещения, юстиции, внутренних дел и полиции, военное, а также финансов. «Министры-начальники департаментов и члены правительственных комиссий ответственны и подлежат Верховному суду за всякое нарушение Конституционного акта, законов и указов царя, в коем они окажутся виновными» (ст. 82). При особе монарха состоял министр-статс-секретарь, который был официальным посредником между царем и министрами (ст. 77). Статьей 78 учреждалась Контрольная (Расчетная) палата как высшая ревизионная инстанция: «Учреждается Контрольная палата для окончательной проверки счетов и расчетов с представляющими отчеты. Палата будет зависеть от одного только царя».

Статья 31 Конституции устанавливала, что «польский народ будет иметь на вечные времена народное представительство. Оно заключается в Сейме, состоящем из царя и из двух палат. Первая образуется из Сената, вторая - из послов и депутатов от гмин». «Законодательная власть пребывает в особе царя и в двух палатах Сейма» (ст. 86). Согласно ст. 91 Конституции Сейм обсуждал по предложению царя вопросы об увеличении или уменьшении податей, налогов, пошлин и государственных повинностей, а равно о желательных изменениях, о лучшем и наиболее справедливом их распределении, о составлении бюджета доходов и расходов, урегулировании монетной системы, наборе новобранцев, а равно другие предметы, которые будут ему переданы государем (ст. 91). «Проекты законов, составленные Государственным советом, вносятся в Сейм по повелению царя членом назначенного совета», - говорилось в ст. 96 Конституции. Для обсуждения законопроектов каждая палата избирала закрытой баллотировкой по три комиссии. В силу ст. 99 Конституции проекты, вносимые

по повелению царя, не могли изменяться иначе, как Государственным советом вследствие замечаний, представленных соответствующими комиссиями Сейма.

Судебная власть в Царстве распределялась между высшим трибуналом Царства, двумя апелляционными палатами и низшими судами первой степени: гражданским и уголовным в каждом воеводстве [Майков 1904: 194].

В случае своего отсутствия русский император должен был назначить в Царстве наместника. Все представления наместника препровождались для доклада государю к статс-секретарю, от которого сообщались высочайшие повеления по принадлежности: «Министр-статс-секретарь представляет царю дела, которые будут ему доставлены наместником, и определяется наместнику указы царя. Внешние сношения, поскольку они касаются Царства Польского, вверяются ему» (ст. 81 Конституции). Министры Российской империи по вопросам, касающимся Царства Польского, взаимодействовали с министром-статс-секретарем Царства.

На Венском конгрессе также было постановлено, что области бывшего Польского Герцогства, отошедшие к трем различным монархиям, должны сохранить известные торговые связи между собой. Требовалось выработать для Царства Польского таможенный тариф по торговле его с польскими провинциями Австрии и Пруссии, а также меры по устройству там таможенного управления и по транзитной торговле через Царство. И для этого в соответствии с решениями Венского конгресса в 1817 г. в Варшаве была

учреждена трехсторонняя (из представителей трех монархий) комиссия.

При этом вопросы внешних сношений относились к ведению Российской империи. В ст. 8 и 9 Конституции говорилось: «Внешние политические отношения Империи нашей распространяются на Царство Польское... Государю одному принадлежит право определять участие Царства Польского в войнах, каковые будет вести Россия, а равно в мировых или торговых трактатах, каковые могла бы заключить сия держава».

После подавления Польского восстания Конституция Царства Польского 1815 г. была отменена. В 1832 г. для Польши был издан Органический статут (Statut organiczny dla Krolestwa Polskiego z dn. 26 lutego 1832 r. (Грамота Царства Польского от 14 февраля 1832 г.) // Dziennik Praw Krôlestwa Polskiego. 1832. T. XIV. Warsza-wa, 1860. S. 175).

Конституция Царства Польского 1815 г. не отвечала прямо на вопрос о его государственном характере как отдельной геополитической единицы. Определение статуса Царства Польского, в том числе ответ на вопрос о том, являлось ли оно государством, остается предметом исследования науки, в первую очередь истории польского права. Полагаю, что Царство Польское все же обладало государственностью с точки зрения как имперского, так и внутреннего права. В частности, оно могло участвовать в международной торговле, несмотря на то что данное право было ограничено. Государственность Царства Польского, возникшая в результате Венского конгресса, не подлежит сомнению.

Список литературы

А.lsop S. M. The Congress Dances. N. Y., Simon & Schuster (Pocket Books), 1984. 396 p. Bardach J., Senkowska-Gluck M. (red.) Historia panstwa i prawa Polski, tom III od rozbiorow do uwlaszczenia. Warszawa, Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1981. 865 s.

Grodek A. Historia gospodarcza XIX i XX w. Warszawa, Szkola Giowna Planowania i Statystyki, 1960. 371 s.

Майков П. М. Царство Польское после Венского Конгресса // Русская старина. 1904. № 12. C. 183-194.

Мартене Ф. Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами: в 15 т. Т. 3. СПб., Тип. М-ва путей сообщения (А. Бенке), 1876. 550 с.

Эльжбета Бучек - аспирант кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета. 199106, Россия, Санкт-Петербург, 22-я Линия Васильевского острова, 7. E-mail: [email protected].

РОССИЙСКОЕ ПРАВО

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ЮРИСТОВ

The Legal Status of the Polish Kingdom within the Russian Empire (1815-1832)

The article treats the Polish Kingdom statehood within the Russian Empire caused by the Vienna Congress. The author observes the key provisions of the Constitution (Constitutional Charter) of the Polish Kingdom 1815. The conclusion made by the author is the following: The Polish Kingdom may be treated as possessing statehood if viewed through the prism of the Empire's and domestic laws. The Kingdom had a possibility to participate in international trade transactions (Art. 9 of the Constitution) though it had only the limited possibility to trade as the subject under the national lawmaking.

Key words: legal status, the Polish Kingdom, the Russian Empire, constitution, customs autonomy

References

Alsop S. M. The Congress Dances. New York, Simon & Schuster (Pocket Books), 1984. 396 p.

Bardach J., Senkowska-Gluck M. (eds.) Historia pahstwa i prawa Polski, tom III od rozbiorow do uwlaszczenia. Warszawa, Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1981. 865 p.

Grodek A. Historia gospodarcza XIX i XX w. Warszawa, Szkola Glowna Planowania i Statystyki, 1960. 371 s.

Maikov P. M. Tsarstvo Pol'skoe posle Venskogo Kongressa [The Polish Kingdom Since the Vienna Congress]. Russkaya starina, 1904, no. 12, pp. 183-194.

Martens F. F. Sobranie traktatov i konventsii, zaklyuchennykh Rossiei s inostrannymi derzhavami: v 15 t. T. 3. [The Compilation of Treaties and Conventions Concluded by Russia with Foreign States. In 15 vol. Vol. 3]. Saint-Petersburg, Tip. M-va putei soobshcheniya (A. Benke), 1876. 550 p.

Elzbieta Buczek - post-graduate student of the Theory and History of Law chair at the Saint-Petersburg State University (Saint-Petersburg). 199106, Russian Federation, Saint-Petersburg, 22nd Line of Vasil'evskii Island, 7. E-mail: [email protected].

Дата поступления в редакцию / Received: 05.07.2017

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 24.10.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.