УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
2019, Т. 161, кн. 1 С. 9-18
ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 342.61
doi: 10.26907/2541-7738.2019.1.9-18
ВЛИЯНИЕ РЕФОРМ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО В XIX ВЕКЕ
Р. Ястшембски
Варшавский университет, г. Варшава, 00-927, Польша
Статья описывает влияние российских административных реформ на административное устройство Царства Польского в XIX в. Автор рассматривает развитие администрации на польских землях в XVIII - XIX вв. В частности, обращается внимание на отличие административного устройства Царства Польского, что было связано с национальными традициями и принятыми в период Герцогства Варшавского французскими концепциями. В последнем случае речь идет среди прочего о Государственном совете, административной судебной системе, единоличных административных органах. Унификация администрации по российскому образцу произошла только в 70-е годы XIX в. До этого, однако, осуществлялось постепенное введение российских административных порядков, что было результатом политики, проводимой российским государством в отношении Царства Польского, особенно после русско-польской войны (1830-1831 гг.). Исключением стал период так называемых реформ Александра Велёпольского, проводимых до начала январского восстания. Не все российские административные реформы, в частности проводимые в эпоху правления Александра II, распространялись на территорию Царства Польского, среди таковых реформа самоуправления. Это было связано прежде всего с политикой, проводимой российским государством, а также с географическим положением Царства Польского.
Ключевые слова: Царство Польское, административные реформы в России в XIX в., централизм, единоличность административных органов, коллегиальность административных органов
Развитие современной администрации в Европе приходится на эпоху Просвещения. В то время организация и деятельность администрации основывались на научных представлениях, что было связано с определенными философскими воззрениями. Преобладали такие направления, как рационализм, эмпиризм, ли-
Аннотация
берализм, физиократия или же принципы камерализма и естественного права. В частности, абсолютные монархии того времени претворяли в жизнь концепции эвдемонизма, согласно которым целью государства является обеспечение счастья и благосостояния подданных. В связи с этим монарх считался «первым слугой государства». Это было присуще эпохам правления Марии Терезы и Иосифа II в Австрии, Фридриха II в Пруссии, Петра I и Екатерины II в России. На эпоху просвещенной абсолютной монархии пришлось развитие администрации и бюрократической системы, в том числе обязанность государственной службы, что повлекло за собой возникновение так называемого служилого сословия [1, s. 17-33; 2, 8. 223-226].
Формирование польской администрации приходится на правление последнего короля Первой Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. В тот период были проведены реформы как центральной, так и местной администрации. Тогда были созданы казначейские и военные комиссии, Эдукационная комиссия, а в 1775 г. Постоянный Совет, являвшийся коллегиальным органом, в состав которого входили пять департаментов: иностранных дел, военных дел, юстиции, казначейства и полиции, то есть правопорядка. Стоит подчеркнуть, что административные органы того времени, как правило, носили коллегиальный характер. В развитии польской государственности важную роль сыграла Конституция 3 мая 1791 г., в которую вошли новые положения о государственном устройстве. Конституция ввела разделение властей на три ветви и провозгласила принцип верховенства народа. Как ветвь исполнительной власти на ее основании была создана Стража законов во главе с королем в составе пяти министров: полиции, печати, военных дел, казначейства и иностранных дел. В заседаниях Стражи законов без права голоса принимали участие наследник трона, маршал сейма и два секретаря.
Кроме того, государственная администрация состояла из четырех так называемых больших комиссий: полиции, казначейства, военных дел и народного просвещения. Их возглавляли министры, не входившие в состав Стражи законов. Падение польской государственности, вызванное созданием Тарговицкой конфедерации, русско-польской войной, а затем восстанием Костюшко, остановило большинство административных реформ. Поэтому разделившие Польшу государства (Австрия, Пруссия и Россия) вводили собственное административное устройство [3, s. 498-557].
Изменения произошли в связи с образованием Герцогства Варшавского в результате заключения царем Александром I и Наполеоном Бонапартом Тильзитского мира. Император Франции в 1807 г. в Дрездене даровал Герцогству Варшавскому конституцию, а также ввел административное управление по французскому образцу с единоличными административными органами. Административные нововведения заключались прежде всего в централизации, ведомственном разделении, иерархической структуре администрации и формировании профессионального корпуса чиновников. Территория Герцогства Варшавского была разделена на департаменты, управляемые префектами, а в число центральных органов, помимо Совета министров, вошел Государственный совет [4, s. 90-106; 5, 8. 105-155; 6]. Поражение Наполеона Бонапарта
привело к заключению Венского трактата в 1815 г., разделившего польские земли вплоть до Первой мировой войны между тремя государствами: Австрией, Пруссией и Россией. На основании трактата было создано также и Царство Польское, которое долгое время имело особый правовой и политический статус.
Административные реформы в российском государстве, начатые Петром I и продолженные главным образом в эпоху правления Екатерины II, касались в основном организации и деятельности Правительствующего сената, коллегий и местного управления, с чем было связано создание губерний и уездов [7, 8. 396-407]. В России после вступления на трон Александра I начался новый этап государственных преобразований. В 1802 г. было создано восемь министерств вместо упраздненных коллегий, в число которых вошло министерство юстиции [8, s. 290-294]. Его первым министром в истории России и одновременно генерал-прокурором стал Гавриил Романович Державин [9]. Помимо этого, в рамках запланированных реформ в 1810 г. был образован Государственный совет как совещательный орган при императоре. Административно-территориальное деление российского государства на губернии во главе с губернаторами, включая генерал-губернаторства во главе с генерал-губернаторами, введенное Петром I и реформированное в эпоху правления Екатерины II, существенно не изменилось. В этой административной системе особое положение занимало Царство Польское, которое по Конституции 1815 г. было связано с Россией личной унией, то есть русский император одновременно являлся царем Царства Польского, а оба государства объединяла только личность правителя [5, 8. 185-216].
В конституционный период (1815-1830 гг.) устройство Царства Польского регулировалось Конституцией 1815 г., дарованной царем Александром I. Конституция гарантировала Царству Польскому отдельное правительство, а представителем монарха являлся наместник как глава административной власти. Первым наместником Царства Польского стал генерал Юзеф Зайончек. Из французской системы сохранился Государственный совет, состоявший из Общего собрания и Административного совета. Общее собрание именовалось Государственным советом, а Административный совет в большей мере соответствовал Совету министров. Он состоял из наместника, являвшегося председателем, пяти министров и лиц, назначенных монархом. Функции исполнительной власти принадлежали пяти правительственным комиссиям (вероисповеданий и народного просвещения; юстиции; внутренних дел и полиции; военных дел; финансов и казначейства), во главе которых стояли министры.
Кроме того, при монархе был назначен министр без портфеля - министр-статс-секретарь, который осуществлял посредничество между российскими властями и Царством Польским. Организованная таким образом администрация возвращалась к принципам коллегиальности в деятельности органов администрации, то есть отказывалась от французских введений периода Герцогства Варшавского. Царство Польское было поделено на воеводства. Органом власти в воеводстве была воеводская комиссия, возглавляемая председателем. Воеводства делились на обводы, которыми управляли назначенные комиссары. Городская администрация была представлена муниципальными учреждениями,
во главе которых стояли президенты или бургомистры, а сельская администрация - войтами гмин [4, s. 333-368; 10, s. 123-166].
После окончания русско-польской войны (1830-1831 гг.), называемой ноябрьским восстанием, царь Николай I в 1832 г. даровал Царству Польскому Органический статут, заменивший Конституцию 1815 г. [11, s. 279-284; 12, s. 102-122]. На практике это означало, что на основании статута происходила постепенная инкорпорация Царства Польского в Российскую империю, что влекло за собой ликвидацию его автономии, особенно в области администрации. В связи с этим в 1841 г. был упразднен Государственный совет и две правительственные комиссии, а названия воеводств изменены на губернии, обводов - на уезды. Последовавшие после Крымской войны (1853-1856 гг.) реформы в российском государстве коснулись также Царства Польского и были связаны с Александром Велёпольским, исполнявшим функции начальника гражданского управления Царства Польского. Административные реформы касались в первую очередь повторного создания в 1861 г. Государственного совета, а также введения территориального самоуправления на уровне губерний, уездов, городов и сел [11, s. 297-301; 13, с. 351-354].
Начало польского восстания в январе 1863 г. завершило период реформ А. Велёпольского. Следствием подавления восстания стали репрессии. В области администрации их целью была ликвидация институциональной автономии Царства Польского, что повлекло за собой упразднение правительственных комиссий. Последней упраздненной в 1876 г. была Правительственная комиссия юстиции. Ликвидация комиссий была следствием распространения на территорию Царства Польского российского судебного законодательства и судопроизводства [14, s. 269-276]. Разумеется, реорганизация системы правосудия по российскому образцу не могла быть полной, особенно из-за действия на территории Царства Польского другого гражданского права. В частности, имеются в виду Гражданский кодекс Наполеона, французский Торговый кодекс 1807 г., Гражданский кодекс Царства Польского, Ипотечные уставы 1818 и 1825 гг., Положение о союзе брачном 1836 г. [15, 16].
На практике это означало устройство по российскому образцу при сохранении определенных особенностей из-за географического положения и этнического состава данной территории. Для этого были созданы специальные административные органы, целью которых являлось более тесное слияние Царства Польского с российским государством. К их числу принадлежали Комитет по делам царства Польского в Петербурге и Учредительный комитет в Царстве Польском в Варшаве [17, s. 62-92]. Данные преобразования были связаны также с крестьянской реформой, проведенной по указу Александра II от 1864 г. «Об устройстве крестьян Царства Польского». Благодаря крестьянской реформе российская власть стремилась опереться на крестьянское население, получившее в связи с этим самоуправление на уровне гмины [18, s. 273-290]. Помимо этого, после январского восстания была введена специальная российская администрация в области финансов и казначейства, сообщения, почты, школьного образования и лесничества [19, s. 12-30].
В 1867 г. окончательно был упразднен Государственный совет Царства Польского, а в 1874 г. упразднена должность наместника Царства Польского, причем власть перешла к генерал-губернатору, исполнявшему как гражданские, так и военные функции. Последним наместником Царства Польского был граф Федор Берг, умерший как раз в 1874 г. Царство Польское в 1866 г. было разделено на десять губерний во главе с губернаторами как представителями власти, под началом которых на коллегиальных принципах действовали губернские правления. Губернии делились на уезды, которыми руководили уездные управления во главе с уездными начальниками. Единственным существенным изменением в административно-территориальном делении Царства Польского было создание в 1912 г. Холмской губернии, выделенной из Варшавского генерал-губернаторства [17, s. 71-92].
Что немаловажно, в Царстве Польском не было введено территориальное самоуправление, несмотря на то что в российском государстве оно существовало с 1864 г. в форме губернских и уездных земств, а с 1870 г. осуществлялось также городское самоуправление [6, s. 191-206; 8, s. 298-302]. Только в связи с отменой крепостной зависимости в Царстве Польском было введено самоуправление в сельских гминах [17, s. 78-92; 20, s. 13-16]. После упразднения в 1881 г. Учредительного комитета в Царстве Польском и вступления на трон царя Александра III отдельные правовые нормы для Царства Польского больше не принимались, а на его территории применялось общероссийское законодательство [19, s. 24-25]. Кроме того, в Царстве Польском до 1867 г. действовали административные и компетентные суды, созданные по французскому образцу в период Герцогства Варшавского [21, s. 38-46; 22].
Таким образом, на вершине административной иерархии находился российский император, правивший посредством органов центральной администрации, к которым принадлежали Правительствующий сенат, созданный еще в эпоху Петра I, Государственный совет, созданный в 1810 г. по проекту Михаила Сперанского как совещательный орган, и министры. Изменения в центральной администрации произошли уже в XX в., когда в 1905 г. Совет министров возглавил его председатель Петр Столыпин [17, s. 68-71]. Российское правление, а следовательно, и действие российской администрации завершились в 1915 г. после занятия немецкими и австро-венгерскими войсками территории Царства Польского, оккупированной во время Первой мировой войны именно этими державами.
Подведем итоги. Царство Польское, созданное в 1815 г., с точки зрения административного устройства существенно отличалось от Российской империи. Первоначально оба государства объединяла только личность правителя, который был одновременно царем Царства Польского и императором Российской империи. Стоит отметить, что на административное устройство Царства Польского в конституционный период влияние оказывали польские традиции государственности, а также французские введения эпохи Герцогства Варшавского. Существенные изменения произошли после русско-польской войны, а окончательное упразднение административной автономии Царства Польского наступило в эпоху правления Александра II после январского восстания. Тогда произошла унификация администрации Царства Польского по российскому образцу.
Что интересно, правовой статус, а также последовательное ограничение автономии Царства Польского в значительной мере напоминали устройство Великого княжества Финляндского, включенного в состав России в 1809 г., правителем которого был Великий князь Финляндский - Император Всероссийский.
Реформы в российском государстве в XIX в., в частности административные, были связаны с определенными политическими событиями. К ним следует отнести прежде всего победу над Наполеоном Бонапартом, Крымскую войну и революцию 1905-1907 гг. Эти события, а также связанные с ними реформы, несмотря на то что после 1864 г. произошла еще большая унификация административной структуры Царства Польского с российским государством, не распространялись на все области администрации. Политика российских властей не касалась всех административных реформ; например, на территории Царства Польского не проводилась реформа самоуправления, исключением стало введение сельского самоуправления, что было связано с освобождением крестьян от крепостной зависимости. Такая политика применялась и в отношении других территорий российского государства в ту эпоху. Она была связана с этническим характером территорий, а в случае Царства Польского - также с его географическим положением. Административные реформы, особенно после январского восстания, сопровождались назначением на государственные должности чиновников русского происхождения.
Из этого следует, что Царство Польское в течение длительного периода с точки зрения административного устройства существенно отличалось от остальной территории российского государства. И даже после создания Варшавского генерал-губернаторства не все российские административные реформы, проводившиеся в XIX в., были обязательными. Стоит отметить, что, несмотря на последовательную политику российских властей, направленную на ликвидацию автономии Царства Польского, эти земли отличались от других территорий российского государства. Ключевое значение имело отдельное гражданское законодательство, структура судебной системы и деятельность Генеральной прокуратории, созданной в 1816 г. для защиты государственной собственности и представления интересов государства. Изменения в организации администрации на территории центральных польских земель произошли только после Первой мировой войны, когда польское государство в 1918 г. восстановило свою независимость.
Административная система на польских землях в период Второй Речи По-сполитой была построена по образцу администрации, существовавшей до начала Первой мировой войны, то есть австрийской, прусской и российской. В частности, административная судебная система создавалась по австрийскому образцу, самоуправление в значительной степени основывалось на прусских концепциях, а деятельность Верховной контрольной палаты Польши перекликалась с деятельностью российских учреждений. В последнем случае после упразднения в 1867 г. Высшей счетной палаты Царства Польского были созданы три счетные палаты в Варшаве, Люблине и Ломжи, которые действовали в рамках российской
системы государственного контроля под надзором государственного контролера
[1, s. 61, S6]. Однако Верховная контрольная палата Польши во Второй Речи По-
сполитой, в отличие от российских контрольных учреждений, была коллегиальным органом с председателем во главе.
Литература
1. Izdebski H. Historia administracji. - Warszawa: Liber, 2001. - 274 s.
2. Sójka-Zieliñska K. Historia prawa. - Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1997. - 412 s.
3. Kaczmarczyk Z., Lesnodorski B. Historia Panstwa i Prawa Polski: w 5 t. I Pod red. Ju. Bardacha. - Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1971. - T. 2: Od polowy XV wieku do r. 1795. - 675 s.
4. Historia Panstwa i Prawa Polski: w 5 t. I Pod red. Ju. Bardacha, M. Senkowskiej-Gluck. - Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 19S1. - T. 3: Od rozbiorów do uwlaszczenia. - 8б7 s.
5. Konstytucje Polski. Studia monograficzne z dziejów polskiego konstytucjonalizmu: w 2 t. / Pod red. M. Kallasa. - Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 199G. -T. 1. - 454 s.
6. Lubaszyc W. Ewolucja panstwa jako politycznej instytucji spolecznej. - Warszawa: Liber, 2010. - 280 s.
7. Koranyi K. Powszechna Historia Panstwa i Prawa: w 4 t. - Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1966. - T. 3. - 456 s.
8. Koranyi K. Powszechna Historia Panstwa i Prawa: w 4 t. - Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1967. - T. 4. - 346 s.
9. Щнцадзе Н.С. Политико-правовые и общественные взгляды Г.Р. Державина II Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - Вып. 6. - С. 235-239.
10. Witkowski W. Historia administracji w Polsce 1764-19S9. - Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 2007. - 471 s.
11. Koneczny F. Dzieje administracji w Polsce. - Wilno: Nakladem i drukiem Okrçgowej Szkoly Policji Panstwowej Ziemi Wilenskiej, 1924. - 338 s.
12. Korobowicz A., Witkowski W. Historia ustroju i prawa polskiego (1772-1918). -Warszawa: Wolters Kluwer Polska, 2012. - 239 s.
13. Бардах Ю., Леснодорскш Б., Пштрчак М. История государства и права Польши I Пер. с польск. - М.: Юрид. лит., 19SG. - 559 с.
14. Witkowski W. Komisja Rz^dowa Sprawiedliwosci w Królestwie Polskim 1S15-1876. -Lublin: Uniwersytet Marii Curie-Sklodowskiej, 19S6. - 290 s.
15. Коробовт А. Судебная реформа в Польском королевстве 1S76 г. II Судебные уставы Российской империи 1S64 года: влияние на современное законодательство Литвы, Польши, России, Украины, Финляндии: Сб. науч. ст. - М.: Статут, 2G14. - С. 39-54.
16. Рыльст П., Вэйтц К. Влияние Устава гражданского судопроизводства 1S64 г. на гражданское судопроизводство в Польше II Судебные уставы Российской империи 1S64 года: влияние на современное законодательство Литвы, Польши, России, Украины, Финляндии: Сб. науч. ст. - М.: Статут, 2G14. - С. 25-38.
17. Grzybowski K. Historia panstwa i prawa Polski: w 5 t. - Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1982. - T. 4: Od uwlaszczenia do odrodzenia panstwa. - 749 s.
18. Sreniowski S. Studia nad prawem i stosunkami agrarnymi Krolestwa Polskiego 1831— 1864. - Warszawa: Ksiazka i Wiedza, 1963. - 304 s.
19. Gorak A., Latawiec K. Rosyjska administracja specjalna w Krolestwie Polskim 18391918. - Lublin: Uniwersytet Marii Curie-Sklodowskiej, 2015. - 212 s.
20. Administracya rosyjska w Krolestwie Polskiem. - Wieden: Wydawnictwo Naczelnego Komitetu Narodowego, 1915. - 24 s.
21. Jastrzqbski R. Trybunal Kompetencyjny. Kolegium Kompetencyjne. Geneza. Dzialalnosc. Wspolczesnosc. - Warszawa: Wydawnictwo Sejmowe, 2014. - 288 s.
22. Witkowski W. S^downictwo administracyjne w Ksi^stwie Warszawskim i Krolestwie Polskim 1807-1867. - Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1984. - 202 s.
Поступила в редакцию 02.09.18
Ястшембски Роберт, доктор юридических наук, профессор факультета права и администрации
Варшавский университет
ул. Краковское предместье, д. 26/28, г. Варшава, 00-927, Польша E-mail: [email protected]
ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)
2019, vol. 161, no. 1, pp. 9-18
doi: 10.26907/2541 -773 8.2019.1.9-18
The Influence of Reforms Undertaken by the Russian State on the Administrative Structure of the Kingdom of Poland during the 19th Century
R. Yastshembski
Warsaw University, Warsaw, 00-927 Poland E-mail: [email protected]
Received September 2, 2018
Abstract
The paper describes the influence of the Russian administrative reforms on the administrative structure of the Kingdom of Poland in the 19th century. Special attention has been paid to the development of administration in the Polish lands over the period of the 18th - 19th centuries. In particular, the emphasis has been laid on the differences in the administrative structure of the Kingdom of Poland that were linked to the Polish traditions and French concepts adopted during the period of the Duchy of Warsaw. Particularly, the Council of State, administrative judicial system, and sole administrative bodies have been discussed. The unification of administration according to the Russian pattern occurred as long as the 1870s. However, it was preceded by a step-by-step introduction of the Russian administrative rules, which was a result of Russia's policy towards the Kingdom of Poland, especially after the Polish-Russian war (1830-1831). The period of Aleksander Wielopolski's reforms held before the beginning of the January uprising was an exception. However, not all Russian administrative reforms, such as, for example, the self-government reform, held during the time of Alexander II were implemented in the territory of the Kingdom of Poland. The primary cause is the policy pursued by Russia and the geographical position of the Kingdom of Poland.
Keywords: Kingdom of Poland, administrative reforms of Russia in 19th century, centralism, sole
and collegial administrative authorities
References
1. Izdebski H. Historia administracji. Warszawa, Liber, 2001. 274 s. (In Polish)
2. Söjka-Zielinska K. Historia prawa. Warszawa, Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1997. 412 s. (In Polish)
3. Kaczmarczyk Z., Lesnodorski B. Historia Panstwa i Prawa Polski. T. 2: Od polowy XV wieku do r. 1795. Bardach Ju. (Red.). Warszawa, Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1971. 675 s. (In Polish)
4. Historia Panstwa i Prawa Polski. T. 3: Od rozbioröw do uwlaszczenia. Bardach Ju., Senkowskiej-Gluck M. (Red.). Warszawa, Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1981. 867 s. (In Polish)
5. Konstytucje Polski. Studia monograficzne z dziejow polskiego konstytucjonalizmu. T. 1. Kallas M. (Red.). Warszawa, Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1990. 454 s. (In Polish)
6. Lubaszyc W. Ewolucjapanstwa jakopolitycznej instytucji spolecznej. Warszawa, Liber, 2010. 280 s. (In Polish)
7. Koranyi K. Powszechna Historia Panstwa i Prawa. T. 3. Warszawa, Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1966. 456 s. (In Polish)
8. Koranyi K. Powszechna Historia Panstwa i Prawa. T. 4. Warszawa, Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1967. 346 s. (In Polish)
9. Tsintsadze N.S. G.R. Derzhavin's political, legal, and social views. Vestnik Tambovskogo Univer-siteta. Seriya Gumantarnye Nauki, 2014, no. 6, pp. 235-239. (In Russian)
10. Witkowski W. Historia administracji w Polsce 1764-1989. Warszawa, Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 2007. 471 s. (In Polish)
11. Koneczny F. Dzieje administracji w Polsce. Wilno, Nakladem i drukiem Okr. Szkoly Policji Panstwowej Ziemi Wilenskiej, 1924. 178 s. (In Polish)
12. Korobowicz A., Witkowski W. Historia ustroju i prawa polskiego (1772-1918). Warszawa, Wolters Kluwer Polska, 2012. 239 s. (In Polish)
13. Bardakh Yu., Lesnodorskii B., Pietrchak M. Istoriya gosudarstva i prava Pol 'shi [History of the State and Law of Poland]. Moscow, Yurid. Lit., 1980. 559 p. (In Russian)
14. Witkowski W. Komisja Rzqdowa Sprawiedliwosci w Krolestwie Polskim 1815-1876. Lublin, Uni-wersytet Marii Curie-Sklodowskiej, 1986. 290 s. (In Polish)
15. Korobovich A. The judicial reform in the Kingdom of Poland in 1876. In: Sudebnye ustavy Ros-siiskoi imperii 1864 g.: vliyanie na sovremennoe zakonodatel'stvo Litvy, Pol'shi, Rossii, Ukrainy, Finlyandii [Judicial Statutes of the Russian Empire in 1864: The Influence on Modern Legislation of Lithuania, Poland, Russia, Ukraine, and Finland]. Moscow, Statut, 2014, pp. 39-54. (In Russian)
16. Ryl'ski P., Vehjtts K. The Influence of the Statute of Civil Procedure of 1864 on the civil trials in Poland. In: Sudebnye ustavy Rossiiskoi imperii 1864 goda: vliyanie na sovremennoe zakonodatel'stvo Litvy, Pol'shi, Rossii, Ukrainy, Finlyandii [Judicial Statutes of the Russian Empire in 1864: The Influence on Modern Legislation of Lithuania, Poland, Russia, Ukraine, and Finland]. Moscow, Statut, 2014, pp. 25-38. (In Russian)
17. Grzybowski K. Historia panstwa i prawa Polski. T. 4: Od uwlaszczenia do odrodzenia panstwa. Warszawa, Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1982. 749 s. (In Polish)
18. Sreniowski S. Studia nadprawem i stosunkami agrarnymi Krolestwa Polskiego 1831-1864. Warszawa, Ksiazka i Wiedza, 1963. 304 s. (In Polish)
19. Görak A., Latawiec K. Rosyjska administracja specjalna w Krolestwie Polskim 1839-1918. Lublin, Uniwersytet Marii Curie-Sklodowskiej, 2015. 212 s. (In Polish)
20. Administracya rosyjska w Krolestwie Polskiem. Wieden, Wydawnictwo Naczelnego Komitetu Narodowego, 1915. 24 s. (In Polish)
21. Jastrz^bski R. Trybunal Kompetencyjny. Kolegium Kompetencyjne. Geneza. Dzialalnosc. Wspol-czesnosc. Warszawa, Wydawnictwo Sejmowe, 2014. 288 s (In Polish)
22. Witkowski W. Sqdownictwo administracyjne w Ksigstwie Warszawskim i Krolestwie Polskim 18071867. Warszawa, Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1984. 202 s. (In Polish)
Для цитирования: Ястшембски Р. Влияние реформ российского государства на административное устройство Царства Польского в XIX веке // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2019. - Т. 161, кн. 1. - С. 9-18. - doi: 10.26907/2541-7738.2019.1.9-18.
For citation: Yastshembski R. The influence of reforms undertaken by the Russian State on the administrative structure of the Kingdom of Poland during the 19th century. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2019, vol. 161, no. 1, pp. 9-18. doi: 10.26907/2541-7738.2019.1.9-18. (In Russian)