УДК 821.161.1(571.56)
О. И. Иванова
ВЛИЯНИЕ ЯКУТСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НА ПОЭТИКУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.Г КОРОЛЕНКО
Анализируются некоторые художественные особенности произведений В.Г. Короленко в аспекте влияния якутской действительности на эволюцию поэтики писателя, изложены наблюдения над видоизменением мотивов, образной системы, некоторых стилевых особенностей. Ссылка существенно повлияла на трансформацию отдельных художественных приемов и в других его произведениях, написанных в Нижнем Новгороде, на Украине.
Ключевые слова: В.Г. Короленко, поэтика, якутская действительность, мотив, образ, прием.
The influence of the Yakut reality on the poetics of V. Korolenko’s works. OXANA I. IVANOVA (Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk).
The paper deals with certain of the literary peculiarities of V.G. Korolenko’s works from the standpoint of the influence, which the Yakut reality exerted on the evolution of the writer’s poetics. It contains the views of changes in his motifs, circle of images, and certain stylistic peculiarities. The exile had a strong impact upon the transformation of individual literary methods in his works written later in Nizhniy Novgorod and the Ukraine.
Key words: V. Korolenko, poetics, Yakut reality, motif, image, stylistic device.
Несмотря на большое количество исследований межлитературных взаимосвязей и взаимодействий, методология и методика изучения влияния инонациональной действительности на поэтику писателей все еще остается недостаточно разработанной. Инонациональная действительность, менталитет другого народа, несомненно, влияют на писателя, попавшего в новую, непривычную среду. Это влияние обогащает писателя, позволяет взглянуть на свое, привычное, «родное» другими глазами, глазами человека иной культуры. Инонациональное влияние проявляется и в поэтике произведений писателя, в его творчестве появляются новые темы, образы, мотивы и приемы.
В.Г. Короленко пробыл в Якутии в ссылке почти три года: с ноября 1881 по сентябрь 1884 г. Наиболее известным произведением амгинского периода является рассказ «Сон Макара»(1885), первый вариант которого был написан непосредственно в Амге не позже января-февраля 1883 г. Девятого сентября 1884 г. писатель был освобожден из-под гласного надзора и получил право свободного проживания на территории России, за исключением столиц и городов, находившихся под усиленной охраной. Короленко выбирает для постоянного места жительства Нижний Новгород. Но и уехав из Якутии, он продолжает проявлять интерес к якутскому
фольклору, просит знакомых присылать ему якутские песни, сказки, олонхо.
Якутской теме в творчестве В.Г. Короленко посвящены работы разных лет М.К. Азадовского [1], Б.М. Белявской [2], Н.П. Канаева [5], К.Ф. Пасютина [9], К.И. Платоновой [10], М.Г. Михайловой [8], И.С. Емельянова [4]. В них собран и обобщен большой практический материал, дополнена биография Короленко, проанализированы произведения о Якутии. В статье Азадовского «Якутия в творчестве Короленко» пристальное внимание обращается на якутские пейзажи Короленко. В исследовании Белявской произведения писателя анализируются с точки зрения привлечения якутского фольклора, отмечается, что писатель интересовался верованиями якутов.
В работе Канаева «Русско-якутские литературные связи» в главе «Якутия в творчестве писателей-народ-ников» анализируются рассказы Короленко «Сон Макара», «Государевы ямщики», «Ат-Даван». Основным в характеристике образа Макара Н.П. Канаев считает мечту о счастье и надежду на лучшую жизнь. В рассказе «Государевы ямщики» исследователь подчеркивает такую черту характера ямщиков, как озлобленность, которую они обращают и на окружающую природу, называя Лену «гиблою щелью». В работе отмечается
ИВАНОВА Оксана Иннокентьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета (Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск).
E-mail: [email protected] © Иванова О.И., 2011
большой интерес писателя к устному народному творчеству якутов: олонхо, песням, сказкам, историческим преданиям.
До настоящего времени непревзойденной по широте охвата материала и глубине анализа поэтики, наблюдения над вхождением в творчество Короленко новых тем, проблем, образов является монография Г.А. Бяло-го «В.Г. Короленко» [3]. Большое внимание в ней уделяется рассказу «Сон Макара», основными его мотивами признаются мотив кончающегося терпения и мотив надежды. Подчеркивается, что, несмотря на отход от народнических позиций после амгинского кризиса, Короленко не утратил веры в возможность пробуждения Макаров [3, с. 51]. Бялый подчеркивает, что «сибирские впечатления оплодотворили творчество Короленко на многие годы» [3, с. 59]. В работе рассматриваются образы бродяг, отщепенцев общества: Соколинца Василия, Федора Бесприютного, Автономова, Тыбурция Драба. Прослеживается изменение отношения автора к бродягам, странникам, носителям идеалов «вольной волюшки». Мотивы противления, пробуждения народного сознания выделяются исследователем в таких произведениях, как «Сказание о Флоре...», «Море» («Мгновение»), «Лес шумит», «В облачный день». Народные характеры, продолжающие линию, начатую «Сном Макара», наблюдаются в рассказах «Река играет», «В пустынных местах», «Без языка».
Хотя многие исследователи творчества Короленко отмечают его влияние на творчество якутских писателей, но тот факт, что и поэтика Короленко испытала во многом воздействие якутской действительности и фольклора, до сих пор не являлся главным предметом внимания литературоведов. Причем это влияние можно заметить не только в произведениях на якутскую тему, но и в тех произведениях, сюжет которых построен на отображении жизни в центральных районах России, на Украине, в Америке. «Следы» пребывания в Якутии и «впитывания» якутского фольклора эволюционируют в сторону закрепления в сознании Короленко и все более явно отражаются в поэтике его позднего творчества.
Объектом нашего исследования являются произведения В.Г. Короленко, в том числе нижегородского, петербургского и полтавского периодов творчества, в поэтике которых проявляется влияние якутской действительности.
Целью данного исследования является анализ эволюции поэтики Короленко под влиянием якутского фольклора, действительности, образа мышления. Рассматриваются произведения не только на якутскую тему, но и иного содержания, поэтика которых в той или иной мере несет на себе следы влияния трехлетнего пребывания Короленко в Якутии (на уровне мотивов, образов, приемов, изобразительно-выразительных средств).
В ходе исследования делается попытка выдвинуть и обосновать гипотезу о глубоком и явственно проявившемся изменении поэтики произведений Короленко,
вызванном изменением его взглядов на мир. Это относится и к тем произведениям писателя, в которых действие происходит совершенно в другой обстановке и местности.
В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования как основные выступают следующие задачи:
- выделить в творчестве В.Г. Короленко произведения, в поэтике которых заметно якутское влияние;
- проанализировать эти произведения с точки зрения влияния якутской действительности на поэтику;
- выявить мотивы, корни которых уходят в якутскую ссылку;
- указать художественные приемы, появление которых связано с якутской ссылкой;
- выяснить, забывались или, напротив, закреплялись в сознании Короленко, отражаясь в его поэтике, следствия пребывания в Якутии. Для этого необходимо рассмотреть произведения, созданные уже после возвращения писателя в центральную часть России.
Произведения В.Г. Короленко отобраны по тематическому и хронологическому признаку. К раннему периоду творчества относятся «Сон Макара» (1885), «В дурном обществе»(1885), а также созданные в Нижнем Новгороде «Соколинец» (1885), «Сказание о Флоре.» (1886), «Лес шумит» (1886), «Птицы небесные» (1889). В произведениях позднего периода - «В пустынных местах» (1890), «В облачный день» (1895), «Птицы небесные» (1899), «Марусина заимка» (1899), «Огоньки» (1900), «Последний луч» (1901), «Мороз» (1901), «Государевы ямщики» (1901) - наблюдается своеобразное «двоемирие», возникающее от нестыковки между стремлениями людей и реальной действительностью.
В рассказе «Сон Макара» уже ощущается погружение писателя в сознание местного объякутившегося пашенного крестьянина, в его надежды и чаяния. Этот рассказ отличают детальность, подробность этнографических деталей, особое внимание к неизвестному ранее, непривычному русскому зрению. Чувствуется интонация человека, пораженного суровостью края, неустроенностью местной жизни, удивленного оригинальными типами. Незаметно для самого Короленко якутские реалии входят в его сознание и определенным образом изменяют какие-то стороны его миросозерцания, отражаясь в его поэтике.
Мотив противления (в противовес тезису непротивления Л.Н. Толстого) чрезвычайно актуален у Короленко. Мотивы борьбы, противления, по нашему мнению, имеют истоки и в необыкновенной тяжести того гнета, который Короленко ощущал в Якутии. Общественное положение в Амге он характеризовал как тишь, мертвую неподвижность и гнетущее давление: «Сдавленная без света, без воздуха, без движения, жизнь - не жизнь, а прозябание» [11]. Бунтующие герои - это некогда смиренный, но во сне готовый силой отстаивать свою правоту Макар («Сон Макара»), неожиданно восставший против произвола курьера «маленький человек»
Кругликов («Ат-Даван»), Роман и Опанас из рассказа «Лес шумит». Ярче всего мотив противления, борьбы выступает в «Сказании о Флоре». Борющийся против Рима за свободу родной Иудеи Менахем говорит соплеменникам: «Сила руки - зло, когда она поднимается для грабежа и обиды слабейшего; когда же она поднята для труда и защиты ближнего - она добро» [7, т. 4, с. 173]. Короленко сохраняет надежду на то, что смиренный и бесправный народ осознает причины своих невзгод и сможет бороться за свои права и свободы.
Проблема скитальчества, странничества традици-онна для русской литературы. В начале XIX в. изображался романтический порыв в неизвестное или побег разочарованного героя к диким, нецивилизованным народам (в произведениях А.С. Пушкина). Затем появляются толстовский Оленин в «Казаках», странники в «Записках охотника» И.С. Тургенева. После освобождения крестьян в литературе изображается бродяжничество «бесприютных», странничество праведников (Н.С. Лесков). Теперь, в конце столетия, получает новое раскрытие тема тюрьмы и каторги, когда каторжный путь, тюрьмы и ссылки превращают бродяжничество в образ жизни. Эта традиционная в русской литературе тема благодаря якутским впечатлениям Короленко получила в его творчестве особенно глубокое развитие.
Тема странничества, бродяжничества в творчестве Короленко была не только навеяна, но и углублена пребыванием писателя в Якутии. По наблюдениям Короленко, якутские бродяги, поставленные в особенно тяжелые условия жизни, отличались повышенной озабоченностью своей судьбой, бились над разрешением вопроса о причине подобной доли, не могли отделаться от желания говорить об этом, спорить, рассуждать. Внимание к подобным типам дает такую особенность поэтики Короленко, как интеллектуализм и философичность, которые позже по-особому осветят, интонируют, стилистически окрасят его произведения.
Герои-бродяги Короленко - это Тыбурций Драб из повести «В дурном обществе», Василий из «Соколин-ца», Федор Бесприютный из одноименного рассказа, Автономов из рассказа «Птицы небесные», Степан из «Марусиной заимки». Если в ранних произведениях писателя образы бродяг романтизируются, бродяги выступают как носители идей свободы, философствующие искатели, то в последующем творчестве отношение к бродягам меняется и становится отрицательным. В 1892 г. в разговоре с М. Горьким Короленко отзывается о странниках как о бездельниках, злых людях, ищущих легкий кусок хлеба. Подобные образы бродяг мы видим в рассказах «Птицы небесные», «Марусина заимка».
Мотив «кончающегося терпения» впервые встречается у Короленко в рассказе «Сон Макара» [3, с. 43]. Позже он наблюдается в рассказе «В облачный день» (1895). Романтически настроенная девушка Лена, убежденная в идиллических отношениях между дворянами и крестьянами, впервые сталкивается с жесто-
кой реальностью. Фоном к рассказу ямщика Силуяна о том, что приходит конец терпению народа, становится картина надвигающейся грозы.
Влияние трехлетнего пребывания в Якутии проявляется также в том, что в поэтике писателя закрепляется и становится излюбленным прием антитезы света и тьмы. Этот прием используется Короленко в рассказах «Соколинец», «Последний луч».
Якутский опыт обострил, сделал более тонким, вдохновенным авторский взгляд на все, что контрастирует с тьмой, безлюдьем, мрачной тишиной. В рассказе «Со-колинец» пейзаж нарисован в темных тонах. Мрачный колорит повествованию придают эпитеты: «холодный туман», «мертвящий якутский мороз», «густая тьма» и другие. Контрастом окружающему пейзажу выступает «бог юрты» - огонь камелька. Огонь описывается как «яркий», «живой», «неугомонно-болтливый».
В рассказе «Последний луч» с тьмой связаны такие цветовые обозначения, как темная река - тусклый рассвет - убогий желтоватый свет (керосиновой лампы) -голубоватый полусвет - суровые пятна темных скал и ущелий - темное жерло. Светлый пейзаж нарисован иной цветовой палитрой: фиолетовые силуэты (лиственниц) - ярко-золотистые лучи - огненные искры -разноцветные слои сланцевых пород - зелень сосен. Уже покинув Нюйский станок, повествователь увидел солнце прямо перед собой. Он замечает, что тихий и печальный солнечный свет после впечатлений, полученных им на станке, показался ему ярким и радостным. Для Короленко в этом рассказе характерна особенная глубина, трепетность восприятия того, чего было так мало в Якутии - света. Особая, глубокая любовь к свету - это реакция чуткой, тонкой натуры писателя на мрак якутской ссылки. Антитеза света и тьмы дана не только в прямом, конкретном противопоставлении, но и соотнесена с концом и началом родовой жизни: мальчик - одновременно и продолжение и конец рода, так как писатель намекает на то, что едва ли в описанных им условиях жизни можно ожидать возрождения рода в лице мальчика. Не случайно говорится о затерянных жизнях, о спускающихся с вершин родах.
Антитеза светлого и темного, конечно, рождается и углубляется в художественном мире Короленко опытом всей его жизни. Однако, на наш взгляд, якутская ссылка заметно обострила ее вследствие особенно яркого контраста между европейской и якутской действительностью. Пребывание в Якутии (якутский резко континентальный климат, явственный разрыв между стремлением людей к свету, солнцу и счастью и реальной действительностью) повлияло на стиль писателя таким образом, что в нем ярче проявляются контрасты между светлым и темным, белым и черным.
Книга очерков «В пустынных местах» появилась в 1890 г. Это своеобразная история путешествия Короленко по Ветлуге и Керженцу. Тема этих очерков
- уходящее прошлое и нарождающееся новое, рубеж двух веков. Мы рассматриваем «В пустынных местах»
в аспекте влияния Якутии на поэтику Короленко, т.е. в таком аспекте, в котором они еще не рассматривались.
Важнейшие стороны народной жизни воплощает в себе образ Аксена, одного из персонажей книги. Знаменитый медвежатник поражает Короленко своей добротой и в то же время наивностью. Его внешность автор называет «невзрачной»: «Добродушное лицо с жидкой белокурой бородкой, серые ласковые глаза... Но во всех движениях разлиты какая-то особенная уверенность и спокойствие. Очевидно, что здесь, в лесу, среди этих бесчисленных суводей, заводей, мысов, омутов, песков и лесов - он у себя, дома, что со всем этим он сжился, что его собственный пульс бьется в такт со всеми этими плесками, шорохами, глубокими вздохами пугающей нас ночи.» [7, т. 3, с. 176]. Ак-сен - ходок за мирское дело. Но по наивности своей он доверяет людям, которых автор-повествователь знает как темных личностей.
Возможно, работая над созданием образа Аксена, Короленко вспоминал знакомых ему якутов, отличавшихся мирным, добродушным характером. Основательность, неторопливость, спокойствие - черты, которые становятся особенно симпатичными Короленко в его характерологии. Личные наблюдения над якутским бытом и характером якутов дополнялись знакомством с якутским фольклором. Все более утверждалось мнение писателя о зависимости таких ведущих черт национального характера, как терпеливость, трудолюбие, от условий якутских обстоятельств. В трактовке писателем незлобивости, доброты, беспримерного всепрощения, присущих якутам, эти качества характера получают своеобразное объяснение. Людская память, по Короленко, обладает удивительным свойством вытеснения негативных воспоминаний. Поэтому якуты не любят, не хотят и даже не могут сохранять в памяти важные, значительные исторические события, повлиявшие на судьбы нации, так как эти события отзывались душевной болью.
Часто встречается в произведениях Короленко («Чудная», «Сон Макара», «Соколинец», «Ат-Даван») метафора «мороз - застывшая жизнь», но обычно она не обнаруживает себя как самостоятельный образ. В рассказе «Мороз» она развертывается в ряде прямых сравнений: замерзает река, животные, человек, замерзает совесть. Символический образ мороза помогает писателю выразить мысль о том, что жить с «застывшей» совестью невозможно, ибо человек всегда ответственен за страдания другого. Враждебные обстоятельства приводят к глубокому осознанию ценности всего живого, вызывают сочувствие к живому, пробуждают гуманные чувства. Ссылка углубила взгляд Короленко на проблему жизни и смерти, утвердив и укрепив в его миропредставлении уверенность в примате живой жизни, несмотря на все ее парадоксы и противоречия. Образ мороза относится к негативному ассоциативному ряду.
К позитивному ряду относятся образы-символы огня, луча солнца. Образ огня, как и образ мороза,
в творчестве Короленко поэтически многозначен. Огонь - это символ героических порывов, вечного движения и обновления, символ борьбы во имя высоких идеалов. Образ огня встречается в таких произведениях Короленко, как очерк «Чудная» (1880), в рассказах «Убивец» (1882), «Соколинец» (1885), «Ат-Даван» (1892), «Государевы ямщики» (1900-1901).
Как символ жизни огонь противопоставляется морозу в рассказе «Мороз» (1900-1901). Широкое метафорическое значение приобретает образ огня в рассказе «Тени» (1889-1890). Поэтически многозначен образ «огонька» в «Мгновении» (1900). Как видим, образ огня в поэтике Короленко имеет устойчивое значение. И не случайно поэтому развитие этого художественного символа своеобразно складывается в небольшое стихотворение, написанное ритмической прозой, в лирическую миниатюру «Огоньки». Главная мысль очерка развивается в двух планах: реальном (рассказ автора) и условно-романтическом (символическая картина мерцающего огонька). В целом же «Огоньки»
- это романтически выраженная вера в неумирающий огонь человеческой души. Жанр стихотворения в прозе появляется в творчестве писателя в связи с углублением философичности размышлений Короленко в этот период. Отсюда и трансформация символической системы (мороз, огонь), становящейся более многозначной, переходящей от конкретики в область эмоционально-поэтического, смыкающегося с вечным. В произведениях Короленко символические образы наполняются философским смыслом, становятся категориями его художественного мира. Уже не быт, а - бытие, не частности, а - всеобщности, не человек и среда, а - человек и мир.
В рассказе «Последний луч» последний луч солнца ассоциируется с радостью, когда осенним утром он расцвечивает все вокруг: и скалы, и деревья, и реку. Несмотря на скоротечность красоты, она остается в сердцах живущих в суровом краю старика и мальчика, последнего представителя угасающего рода.
В 1900-е годы символика Короленко заметно эволюционирует в сторону усложнения, она наполняется философским смыслом, предметность уступает место понятийности. Луч, мороз - это сложные, глубокие символы, уводящие в сферу вечных идей жизни и смерти, добра и зла. Унизительность победы мороза над человеком, способность мороза убить честь и совесть обращают человека к проблеме самоотверженности, ставят перед необходимостью выбора в драматической ситуации.
Встает сложная проблема влияния жизненных обстоятельств на характер и психологию человека. Из условий жизни вытекают поступки, заставляющие человека задуматься над сложными нравственными проблемами.
Слабый в нравственном отношении человек в подобных обстоятельствах окончательно гибнет, сильный же обретает новую силу, становится сильнее вдвойне. Что и доказывает сама жизнь Короленко после ссылки,
когда еще более укрепились его прежние моральные установки, что в манере его письма сказалось в достаточно резком максимализме требований. Отсюда - и резкость антитез, и сложность символизма, и контрастность противопоставлений.
Безжизненность, мертвящее влияние условий существования человека, которые в 1880-годы изображались в их как бы физическом воздействии на человека, страдающего без тепла, уюта, теперь, в 1900-е годы, предстают как искажающие нравственную природу человека, замораживающие теплоту его души и сердца, притупляющие или даже убивающие естественные добрые порывы.
Эволюция поэтики Короленко во многом была обусловлена влиянием якутской действительности. В его произведения проникают новые мотивы и образы, трансформируются традиционные темы, видоизменяются присущие писателю ранее поэтические приемы. Определенные изменения происходят и на сюжетно-композиционном и стилевом уровнях. Художественные приемы, которые явились результатом его ссыльных впечатлений, продолжают использоваться и в 1890-1900 годы, закрепляясь в сознании писателя. Усложняется символика, углубляется философичность его произведений, что, по всей видимости, связано с тем, что якутские впечатления отложились в сознании писателя, слились с его послессыльными наблюдениями и взглядами. В произведениях, связанных с якутскими впечатлениями и воспоминаниями, контрасты между реальным миром и миром желаемым становятся острее, противоречия между идеалом и действительностью предстают почти неразрешимыми. Якутия в поздних сибирских рассказах писателя изображается в темных, мрачных тонах. Однако одной из существенных сторон творческой индивидуальности Короленко
послессыльного периода выступает органическое сочетание глубокого чувства отчаяния от потери надежд на лучшее будущее с усилением неистребимой жажды этого лучшего. Сопряжение и сцепление этих двух одинаково сильных чувств писателя составило ядро и объединило в единое целое художественный мир Короленко в конце XIX века.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азадовский М.К. Якутия в творчестве Короленко // В.Г. Короленко в Амгинской ссылке (Материалы для биографии). Якутск: Якут. гос. изд-во, 1947. С. 5-25.
2. Белявская Б.М. В.Г. Короленко в Якутии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1957. 15 с.
3. Бялый Г.А. В.Г. Короленко. Л.: Худож. лит., 1983. 352 с.
4. Емельянов И.С. Русско-якутские литературные связи в прозе (конец XIX - начало XX в.). Новосибирск: Наука, 2001. 111 с.
5. Канаев Н.П. Русско-якутские литературные связи. М.: Наука, 1965. 216 с.
6. Короленко В.Г. Собрание сочинений: в 5 т. Л.: Худож. лит., 1989.
7. Короленко В.Г. Собрание сочинений в шести томах. М.: Правда, 1971.
8. Михайлова М.Г. В.Г. Короленко в Амге // М.Г. Михайлова. Очерки русской литературы Якутии. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1995. С. 79-91.
9. Пасютин К.Ф. Якутия в художественных произведениях В.Г. Короленко // Учен. записки Якут. ун-та. 1960. Вып. 7. С. 35-47.
10. Платонова К.И. Средства и приемы лексической экспрессии в сибирских рассказах В.Г. Короленко. Якутск: Изд-во Якут. ун-та, 2003. 170 с.
11. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Кор. 8/431. «Тишь, мертвая тишина и. давление».