Научная статья на тему 'Значение международных платежных систем с участием России и евразийских государств для обеспечения безопасности финансирования и развития российского проекта "Северный морской путь - развитие российской Арктики" и китайского проекта "Один пояс - Один путь"'

Значение международных платежных систем с участием России и евразийских государств для обеспечения безопасности финансирования и развития российского проекта "Северный морской путь - развитие российской Арктики" и китайского проекта "Один пояс - Один путь" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
752
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ "СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ-РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ" / КИТАЙСКИЙ ПРОЕКТ "ОДИН ПОЯС-ОДИН ПУТЬ" / БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ / INTERNATIONAL PAYMENT SYSTEMS WITH THE PARTICIPATION OF EURASIAN STATES / THE RUSSIAN PROJECT "NORTHERN SEA ROUTE-DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ARCTIC" / THE CHINESE PROJECT "ONE BELT-ONE WAY" / SECURITY OF CROSS-BORDER MONEY TRANSFERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

В статье рассмотрено значение международных платежных систем с участием России и евразийских государств для обеспечения безопасности финансирования и развития российского проекта «Северный морской путь развитие российской Арктики» и китайского проекта «Один пояс один путь». Отмечено, что во избежание негативных последствий прекращения платежных услуг глобальными кредитно-расчетными центрами и уменьшения объема расчетов в долларах Россия, Китай, страны ЕАЭС, БРИКС создают и используют собственные национальные и международные платежные системы. Это особенно важно, учитывая объемы переводов денежных средств инвестициям и торговле в связи с глобальными проектами освоения Россией своей части Арктики, а Китаем своих западных провинций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of international payment systems with the participation of Russia and Eurasian states for ensuring the security of financing and the development of the Russian project “Northern Sea Route-Development of the Russian Arctic” and the Chinese project “One Belt-One Way”

The article discusses the importance of international payment systems with the participation of Russia and Eurasian states for ensuring the security of financing and the development of the Russian project “Northern Sea Route-Development of the Russian Arctic” and the Chinese project “One Belt-One Way”. It was noted that in order to avoid negative consequences of termination of payment services by global credit and settlement centers and reduce the amount of settlements in dollars, Russia, China, the countries of the EEU, BRICS create and use their own national and international payment systems. This is especially important given the volume of remittances to investments and trade in connection with Russia's global development projects for its part of the Arctic, and China for its western provinces.

Текст научной работы на тему «Значение международных платежных систем с участием России и евразийских государств для обеспечения безопасности финансирования и развития российского проекта "Северный морской путь - развитие российской Арктики" и китайского проекта "Один пояс - Один путь"»

Значение международных платежных систем с участием России и евразийских государств для обеспечения безопасности финансирования и развития российского проекта «Северный морской путь — развитие российской Арктики» и китайского проекта «Один пояс — один путь»

ПЕТРОВА ГАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА,

Заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества, доктор юридических наук, профессор МГИМО(У) МИД России

Аннотация: В статье рассмотрено значение международных платежных систем с участием России и евразийских государств для обеспечения безопасности финансирования и развития российского проекта «Северный морской путь — развитие российской Арктики» и китайского проекта «Один пояс — один путь». Отмечено, что во избежание негативных последствий прекращения платежных услуг глобальными кредитно-расчетными центрами и уменьшения объема расчетов в долларах Россия, Китай, страны ЕАЭС, БРИКС создают и используют собственные национальные и международные платежные системы. Это особенно важно, учитывая объемы переводов денежных средств инвестициям и торговле в связи с глобальными проектами освоения Россией своей части Арктики, а Китаем своих западных провинций.

Ключевые слова: международные платежные системы с участием евразийских государств, российский проект «Северный морской путь-развитие российской Арктики», китайский проект «Один пояс-один путь», безопасность трансграничных денежных переводов

The importance of international payment systems with the participation of Russia and Eurasian states for ensuring the security of financing and the development of the Russian project "Northern Sea Route-Development of the Russian Arctic" and the Chinese project "One Belt-One Way "

PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA,

Deputy Director Institute of problems of safety of the CIS, Head of the Centre for international legal and political issues Eurasian cooperation, doctor of law sciences, professor MGIMO (U) MFA Russia

Abstract: The article discusses the importance of international payment systems with the participation of Russia and Eurasian states for ensuring the security of financing and the development of the Russian project "Northern Sea Route-Development of the Russian Arctic" and the Chinese project "One Belt-One Way". It was noted that in order to avoid negative consequences of termination of payment services by global credit and settlement centers and reduce the amount of settlements in dollars, Russia, China, the countries of the EEU, BRICS create and use their own national and international payment systems. This is especially important given the volume of remittances to investments and trade in connection with Russia's global development projects for its part of the Arctic, and China for its western provinces.

Keywords: international payment systems with the participation of Eurasian states, the Russian project "Northern Sea Route-Development of the Russian Arctic", the Chinese project "One Belt-One Way", security of cross-border money transfers

Глобальное политико-экономическое воздействие китайской инициативы«Один пояс — Один путь» и«Новой стратегии развития Российской Арктики до 2035 года проекта Северный морской путь — развитие российской Арктики»

Обеспечение политико-экономической и финансовой безопасности России и ее ближайших евразийских экономических партнеров связано с усилением влияния центральных и периферийных звеньев экономик и финансовых рынков западных стран под эгидой США путем использования глобальных цепочек расчетно-финан-совых механизмов как средства «сдерживания» трансконтинентальных экономических инициатив России, Китая, стран ЕАЭС и БРИКС.

Евразийский континент находится в стадии активного экономического роста и освоения его глубинных континентальных территорий и северных прибрежных Арктических районов, что делает в этом процессе главными участниками такие страны как Китай и Россию. Оба государства являются инициаторами глобальных евразийских проектов, основанных на принципе развития отдаленных и экономически не развитых национальных регионов через трансконтинентальные проекты.

В 2013 году Китай сформулировал трансконтинентальный проект «Один пояс - один путь» (Belt and Road Initiative (BRI)) в целях установления более тесных связей между странами Азии, Европы и Африки, подняв на новый исторический уровень их взаимовыгодное сотрудничество. Это стало предметом глубоких исследований как китайской, так и российской академической науки для встраивания долгосрочной экономической и политической стратегии взаимодействия Китая и Российской Федерации на евразийском конти-

ненте1. Так, в августе 2017 года в г. Цзяюйгуань провинции Ганьсу Северо-Западного Китая более 100 китайских экспертов, аналитиков, ученых, в том числе Лю Вэйдун, выработали глобальные подходы взаимовыгодного сотрудничества приграничных государств и регионов в рамках инициативы «Один Пояс - Один путь», которые открыли «эру инклюзивной глобализации»2.

Большинство стратегических инициатив и научных концепций в этой сфере проявляются на международных форумах, который проводятся один за другим. Так, вслед за Первым Международным форумом «Один пояс - Один путь», который прошел в 15 мая 2017 года в Пекине, 25-27 апреля 2019 года также в Пекине прошел Второй Международный форум «Один пояс - Один путь». Если в первом форуме участвовало 30 стран, то во втором форуме принимали участие около 40 государств, включая, кроме страны-организатора Китая, также Россию, Италию, Египет, Пакистан, Малайзию, страны Центральной Азии, -всего около 40 государств. Государства были представлены первыми лицами - президентами или премьер-министрами. Несколько десятков стран и международных организаций направили на второй форум своих министров, послов, наблюдателей, экспертов, включая Генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша и Президента Международного валютного фонда Кристин Лагард3.

Современная политика Китая прежде всего направлена на стимулирующее развитие его за-

1 Чубаров И.Г., Калашников Д.Б. «Один пояс - один путь»: Глобализация по-китайски // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Том 62. № 1. С. 25-33.

2 Инициатива «Пояс и Путь» открыла эру инклюзивной глобализации // Конференция в г. Цзяюйгуань КНР 24.08.2017 г. https://news.rambler.ru/asia/37723330-initsiativa-poyas-i-put-otkryla-eru-inklyuzivnoy-globalizatsii-kitayskiy-ekspert/

3 Второй Международный форум «Один пояс -Один путь» 25-27 апреля 2019 г. http://news.21.by/other-news/2019/04/27/1782658.html

падных областей, для которых продвижение Экономического проекта Нового Шелкового пути означает возможность промышленного и сельскохозяйственного инвестирования в двенадцать административных территорий и автономий Западного Китая, которые охватывают 72% территории Китая и 84% его внешних границ.

Освоение этих «малонаселенных» западных провинций Китая через проект «Один пояс -Один путь» имеет такое же значение для развития Китая, как проект «Северного морского пути - развития российской Арктики» для освоения «малонаселенных» северных Арктических регионов России и вовлечения их в мировую экономику, получивший название «Новая стратегия развития российской Арктики до 2035 года»1.

Международный Арктический форум, состоявшийся в Санкт-Петербурге 9-10 апреля 2019 года, объединил более 3600 участников от российской и зарубежной политической, научной, культурной общественности, бизнес-сообщества, международных организаций, СМИ. В 2017 году таких участников было в полтора раза меньше, и участвовала 31 страна. В 2019 году уже участвовало 52 государства, среди которых были участники из Китая, Норвегии, Финляндии, Швеции, США, Дании, Исландии, Канады и Японии.

Обе эти инициативы имеют общие цели - расширение трансконтинентального партнерства в целях развития экономически отсталых и малоосвоенных регионов евразийского пространства, принадлежащих России и Китаю.

Таким образом проекты «Один пояс - один путь» и «Новая стратегия развития российской Арктики» нацелены разрешить стратегически важные проблемы, связанные с неравномерностью региональной инфраструктуры развития западных частей Китая и северных арктических территорий России их привлечением к междуна-

родным торговым и производственным «цепочкам», с формированием их как транспортных коридоров на Запад2.

Предполагается, что на территориях, расположенных вдоль маршрутов китайского «пояса и пути» и российского Северного морского пути будут расширяться транспортные магистрали, индустриальные мощности, урбанизированные центры, порты, технологические платформы и парки и другие инфраструктурные объекты на основе китайских, российских технологий, технологий заинтересованных стран ЕС и ЕАЭС. Так, у Казахстана с Китаем есть ряд контрактов на 20 млрд долл. США о кредитовании трансферта китайских производственных мощностей на территорию Казахстана.

Проблемы согласования интересов стран ЕАЭС, СНГ, России, Китая, вызванные выдвижением проектов китайского «Нового Шелкового пути» и российского «Нового Северного Арктического пути», достаточно ясно показывают трудности определения пределов согласованности интересов участников «Один пояс - один путь» с российскими национальными проектами, интересами и задачами ЕАЭС и СНГ.

1 Итоги Международного Арктического форума в г. Санкт-Петербурге 9-10 апреля 2019 г. http://roscongress.rbc.ru/ агс^сИх^

2 Андрей Виноградов. Что такое проект «Один пояс - Один путь» и каковы перспективы его «сопряжения» с Евразийским союзом. 05.09.2017 г. https://www.sonar2050.org/publications/chto-takoe-kitayskiy-proekt-odin-poyas-odin-put-i-perspektivy-ego-sopryajeniya-s-rossiyskim-proekt/

Единое экономическое пространство ЕАЭС, состоящее из России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении, Таможенный союз ЕАЭС, зона свободной торговли СНГ, нацелены на создание общих интеграционных экономических и политических механизмов для сотрудничества государств, которые исторически связаны общими экономическими и политическими традициями. При этом предполагается единая таможенная и кредитно-финансовая политика, призванные обеспечить защиту рынка стран - членов ЕАЭС от нежелательного проникновения иностранных товаров и финансовых услуг извне.

Центральные (национальные) банки стран -членов ЕАЭС 17 сентября 2018 года в Ереване подписали договоренности в сфере сотрудничества по вопросам сближения законодательства государств - членов ЕАЭС по регулированию финансовых рынков. Документ касается основных направлений и порядка сближения законодательства в банковской, страховой сферах, сфере платежных услуг, услуг на рынке ценных бумаг в соответствии с международными принципами и стандартами международной практики делового финансового оборота в регулировании финансовых рынков. Соглашение направлено на введение в ЕАЭС общих принципов и норм правового регулирования финансовых рынков, обеспечение взаимных признаний разрешений по оказанию финансовых услуг в банковской, страховой сфе-

рах, сфере услуг на рынке ценных бумаг и обеспечение недискриминации на финансовых рынках государств-членов1.

Это, конечно, не согласуется с целями Китая, который выстраивает проект «Один пояс - Один путь» для расширения рынков сбыта китайских товаров, продукции, финансовых и других услуг созданием с каждым партнером зоны свободной торговли.

Стратегическая выгодность экономического сотрудничества с Китаем возможна при устойчивой защите каждой страной собственных торгово-экономических интересов. Речь идет о здоровом торгово-экономическом балансе во внешней торговле с равными объемами внешнеторгового сырьевого и товарного экспорта-импорта. Один из экономических законов для суверенного развитого государства гласит, что сырьевой экспорт не должен значительно превышать товарный импорт. В противном случае двусторонние торговые соглашения, например России и КНР, оборачиваются доминированием в китайском импорте поставок российского сырья и энергоресурсов, тогда как экспорт из КНР в Россию составляет не совсем нужную готовую продукцию машиностроения и других отраслей или устаревшие технологии.

Классическая схема «неоколониальной» зависимости поставщиков сырья от поставщиков технологий не ушла в прошлое, о чем необходимо помнить странам ЕАЭС и СНГ. Бразилия и Аргентина экономически и технологически все более становятся зависимыми от Китая, а структура торговли ЕС с Китаем постоянно ухудшается, увеличивая дефицит платежного баланса ЕС.

Однако несмотря на позиции некоторых аналитиков2, не все замыслы проекта «Один пояс -Один путь» опасны для России и стран ЕАЭС. Даже если Казахстан и Белоруссия в поиске собственной выгоды от китайского проекта стремят-

1 Соглашение о гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере финансового рынка от 17.09.2018 г. http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/19-09-2018-2.asp

2 Андрей Виноградов. Что такое проект «Один пояс - Один путь» и каковы перспективы его «сопряжения» с Евразийским союзом.05.09.2017 г. https://www.sonar2050.org/publications/chto-takoe-kitayskiy-proekt-odin-poyas-odin-put-i-perspektivy-ego-sopryajeniya-s-rossiyskim-proekt/

ся стать одними из основных игроков китайского проекта, это скорее участие в соревновании между всеми странами ЕС, начиная от Латвии до Великобритании, включая Украину, Грецию, Венгрию и другие, за право ухватить выгодный участок транспортного коридора движения товаров и капиталов в ЕС из стран - участников «Один пояс - Один путь» и всей Юго-Восточной Азии.

Более того, сотрудничество с Китаем рассматривается и Россией, и большинством стран

мира как взаимовыгодное и перспективное. Россия, участвуя в китайском проекте «Один пояс -Один путь», должна продвигать свои собственные проекты, сохраняя доминирование на евразийском пространстве расширением участников ЕАЭС, продвижением проекта Северного морского пути и Новой стратегии развития российской Арктики, а также созданием Большого Евразийского партнерства, охватывающего Китай, ЕАЭС, Иран, Индию, Пакистан и т.д.

Международные платежные системы с участием России и евразийских государств: китайская платежная система «UnionPay International»

Следует особо отметить связь механизмов продвижения российского проекта «Северный морской путь - развитие российской Арктики» и китайского проекта «Один пояс - один путь с формированием новых международных валют-но-платежных и кредитно-расчетных систем, направленных на дедолларизацию мировой экономики, что в определенной степени обеспечит безопасность организации финансирования и развития этих проектов.

Конечно, международные гарантии быстрых и непрерывных трансграничных переводов денежных средств необходимы для всех внешнеэкономических операций. Но США объявили российского проект «Северный морской путь - развитие российской Арктики» и китайский проект «Один пояс - один путь» угрожающими национальным интересам США и намерены использовать все механизмы давления, включая различные финансовые санкции1.

В соответствии с соглашением КНР с ФРС США с 1979 года все операции по сделкам между Китаем и западными странами рассчитыва-

лись в долларах, что способствовало росту экспортной (долларовой) выручки КНР, которая регулярно направлялась для роста валютных резервов КНР, и это влекло рост положения доллара как мирового средства платежей и мировой резервной валюты.

Поскольку валютный резерв КНР к 2013 году стал очень весомым, а долларовые запасы КНР выросли со «скромных» 2,26 млрд до почти 4 трлн, у руководства КНР возникла идея проекта «Один пояс - один путь», который должен способствовать инвестированию накопленных валютных резервов в иностранные государства путем кредитования европейских, африканских и азиатских стран, когда кредиты обеспечивались национальными богатствами кредитуемых стран.

Инвестирование Китаем с июня 2016 года в глобальные инвестиционные проекты на всех континентах накопленных валютных резервов обеспокоило влиятельные круги американских транснациональных корпораций, которые всерьез испугались роста добычи золота и золотовалютных резервов Китая, направляемых как в

1 В 2019 г. США бросят все силы против проекта «Один пояс - Один путь». https://news-front.info/2018/12/30/2019-godu-ssha-brosyat-vse-sily-protiv-proekta-odin-poyas-i-odin-put/

резервные фонды Народного банка Китая, так и на мировые финансовые рынки1.

Процесс дедолларизации валютно-платеж-ной системы КНР происходит за счет расширения использования золота, драгоценных металлов, собственной мировой резервной валюты (юаня) и китайских ценных бумаг в качестве обеспечительных мер по трансграничным кредитам, выданным и полученным банками КНР от иностранных кредитно-финансовых учреждений, а также за счет оказания международными банками под эгидой КНР услуг всемирного депозитарного хранения золотовалютных резервов других государств. КНР, используя вековую англо-саксонскую кредитно-расчетную и валютно-платежную политику ФРС США и Банка Англии относительно своих торговых партнеров, оставляет золото и высоколиквидные ценные бумаги своих торгово-экономических партнеров на депозитарное хранение в доверительное управление трастовых компаний под эгидой КНР. Это позволяет оказывать финансовое давление на торговых партнеров, если КНР не устраивает их политика2.

China UnionPay (CUP) является китайской национальной платежной системой, которая создана в 2002 году, она объединила более 300 кредитных организаций по всему миру. В 2008 года UnionPay заключила договор о сотрудничестве с рядом российских банков, включая Сбербанк. Сегодня платежная система UnionPay опережает Visa и MasterCard, но это с учетом миллиардного населения Китая, которое пользуется только национальными картами.

Международная платежная система «UnionPay International» является международным подразделением «China UnionPay». 23 апреля 2019 года китайская транснациональная платежно-финан-совая корпорация UnionPay International подписала несколько соглашений об оказании платежных услуг с финансовыми учреждениями стран -участниц инициативы «Один пояс - Один путь»3.

Согласно международным соглашениям UnionPay с национальными банками данная платежная система будет оказывать международные платежные услуги через совместные акционерные корпоративные общества финансовым учреждениям Лаоса, Индонезии, Таиланда, ОАЭ, Узбекистана, Малайзии и других стран, которые намерены выпустить кредитные карты UnionPay4.

Транснациональные банки Индонезии и Таиланда, например Bank Central Asia (BCA), планирует к выпуску кредитные карты UnionPay Platinum, а AmBank Малайзии стал первой региональной финансовой организацией-эмитентом кредитных карт UnionPay на основе сервиса бесконтактных платежей.

1 С 2009 по 2018 год количество золота в Народном банке КНР выросло на 792 тонны (с 1054 до 1842 тонн). https://news-front.info/2018/12/30/2019-godu-ssha-brosyat-vse-sily-protiv-proekta-odin-poyas-i-odin-put/

2 Чубаров И.Г., Калашников Д.Б. «Один пояс - один путь»: Глобализация по-китайски // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Том 62. № 1. С. 25-33. Согласно данным ЦРУ, в то время как у ФРС США было 57 стран-контрагентов, с которыми существовали договоренности о хранении золотых слитков, у государственных банков Китая таких оказалось 92.

3 UnionPay International заключила партнерские соглашения с ведущими финансовыми учреждениями шести стран в регионе инициативы «Один пояс - Один путь». https://b-pointer.ru/unionpay-zaklyuchila-partnerskie-soglasheniya-s-vedushhimi-finuchrezhdeniyami-shesti-ut/

4 UnionPay International укрепляет платежную взаимосвязанность со странами вдоль «Пояса и пути» 25.04 2019г. https:// rus.yidaiyilu.gov.cn/business/finance/87438.htm

В Российской Федерации система UnionPay стала применяться с 2013 года, когда была зарегистрирована в реестре операторов, применяемых на территории РФ платежных систем, утверждаемых Банком России. Она получила название «ЮнионПэй».

Приложением к Приказу Председателя Центрального Банка РФ от 12.07.2017 г. № 497 установлен порядок исполнения Соглашения по платежам с применением расчетных карт платежной системы UnionPay International и платежной системы American Express (оферта). Это Соглашение рассматривается как официальное предложение (оферта) «Банка ВТБ 24», являющегося публичным акционерным обществом, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим с «Банком ВТБ 24» контракты на проведение расчетных операций платежными картами операционных систем POS-терминалов, об изменении Договора в целях организации приема платежных карт систем UnionPay International и American Express в качестве электронного средства платежа на определенных Соглашением условиях1.

Современная национальная или международная платежная система рассматривается как общность взаимосвязанных операторов национальных или иностранных платежных систем, организаций, использующих унифицированные правила национальных и международных платежных систем, зарегистрированных в реестрах центральных банков для осуществления переводов денежных средств с территории и на территорию Российской Федерации (национальная платежная система) или с территории и на территорию иностранного государства (международная платежная система)2.

Правила платежной системы определяются как свод документов, в которых указаны правила участия, единые стандарты расчетов между эк-вайерами и эмитентами платежным систем, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составить, удостоверить, передать приказ об осуществлении перевода денежных средств в конкретной форме безналичных расчетов с применением информационно-коммуникационных технологий, электронного носителя информационных данных, включая платежные карты и другие технические устройства3.

Трансконтинентальная платежная система стран БРИКС «BRICS Pay», европейская платежная система по расчетам ЕС с Ираном «INSTEX»

Международные платежные системы с участием евразийских государств, такие как «UnionPay International», платежная система стран БРИКС «BRICS Pay», платежная система по расчетам ЕС с Ираном «INSTEX», создаются как альтернативы американской платежной-расчетной системе СВИФТ и другим подобным и направлены на дедолларизацию международных расчетов.

Независимые от США международные платежные системы увеличиваются в численности, чтобы избежать валютно-расчетных санкций со стороны США. Это вызвано потребностями реализации международных инвестиций по глобальным проектам Китая «Один пояс - один путь», России «Северный морской путь - развитие российской Арктики», стран БРИКС «Программа междуна-

1 Приложение к Приказу Председателя Центрального Банка РФ от 12.07.2017 № 497. «Соглашение о проведении платежей с использованием карт платежных систем UnionPay International и American Express (оферта)» https://acquiring.vtb.ru/ upload/docum/unionpay.pdf

2 Карты ЮнионПэй в Сбербанке https://bankstoday.net/last-articles/kartochki-unionpay-v-sberbanke-i-drugih-bankah-osobennosti-vidy-i-pravilnoe-ispolzovani

3 В 2014 году было подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве между Сбербанком и UnionPay.

родных инвестиций Фонда условных валютных резервов БРИКС»1, Ирана «Стратегия экономического развития Ирана до 2025 года» и других стран2.

Особое внимание мировой общественности привлекает международная платежная система стран БРИКС, которая получила название BRICS Pay. Ее особенность заключается в том, что оплата осуществляется использованием мобильного приложения, не привязанного к национальным валютам стран покупателей. В апреле 2019 года в ЮАР начали осуществляться такие платежи, которые могут использоваться и другими государствами. Оценивая преимущества этой системы для внешней торговли, Российская торгово-промышленная палата отметила, что новая международная платежная система (НМПС) является приоритетным направлением развития валютно-пла-тежного взаимодействия стран - членов БРИКС3.

Новой единой системой расчетов БРИКС можно снизить зависимость стран - участников БРИКС от санкций и ограничений со стороны проамериканских транснациональных платежных корпораций. Российский Фонд прямых инвестиций (РФПИ), как акционерное общество со 100%-ным акционерным капиталом государства, вложил валютно-финансовые активы в разработку проекта BRICS Pay совместно с суверенными фондами инвестиций Китая, Индии, Бразилии и ЮАР.

Изначально объединение платежных систем стран БРИКС обеспечивается созданием общих платформ расчетов по розничной торговле переводом денежных средств в валютах стран -участников БРИКС, чтобы можно было рассчитаться за покупку в любой стране БРИКС независимо от валюты на счете покупателя4.

Еще одним проблемным блоком международных расчетов являются расчетные отношения ЕС и Ирана по поставкам иранской нефти в условиях новых финансовых санкций против Ирана. Европейским союзом в феврале 2019 года была создана платежная система по расчетам ЕС с Ираном «INSTEX», которая выступает как альтернативный расчетный механизм биржевых сделок и якобы упрощает расчеты по внешнеэкономических сделках стран ЕС с Ираном.

Новым финансовым инструментом, каким является платежная система INSTEX, ЕС намерен обеспечить законность операций с денежными переводами, сторонами которых являются европейские и иранские компании. Однако США запретили странам ЕС использовать «INSTEX» в расчетах за нефть, поскольку эта платежная система использует часть технологий СВИФТ и ограничили транзакции расчетами по поставкам продуктов питания, медикаментов, медицинских приборов.

Иран выразил несогласие с ограниченными условиями использования INSTEX (Instrument in Support of Trade Exchanges), называя эту систему механизмом расчетов только для товарных бирж, но не для организованных сырьевых торгов. Платежная система INSTEX была создана по французскому законодательству с участием ФРГ и Великобритании, но, к сожалению, для Ирана

1 Estad o (Бразилия) As perspectivas para o Brasil nos Brics em 2019 e 2020 http://mirperemen.net/2019/02/perspektivy-brazilii-v-briks-v-2019-i-2020-godu

2 Иран к 2025 году станет новой развитой экономикой мира. http://parstoday.com/ru/news/iran-i70332

3 Страны БРИКС создадут единую платежную систему. https://iz.ru/851440/2019-03-01/strany-briks-sozdadut-edinuiu-platezhnuiu-sistem

4 Страны БРИКС разрабатывают единую платежную систему. https://finance.rambler.ru/economics/41801744/?utm_ content=rfinance&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

не смогла стать универсальным механизмом расчетов

Функционирование ^ТЕХ началось с 31 января 2019 года ^ТЕХ в рамках Договора ЕС с Ираном о совместном всеобъемлющем плане действий по иранской ядерной сделке и Соглашения между ЕС и Ираном 2015 года1. Пока механизм расчетов функционирует по международным стандартам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

Реакцией Центрального банка Ирана на ограниченные расчеты по ^ТЕХ стало объявление о

начале с марта 2019 года эмиссии электронных денег в форме криптовалюты, которая обеспечена золотым запасом Ирана. Она называется «Пейман», а эмитентами валюты стали основные иранские банки: Персидский банк (Persian Bank), Банк Пасаргад (Bank Pasargad), Банк Мелли Иран (Bank Melli Iran) и Банк Меллат (Bank Mellat), частная компания Ghoghnoos.

Криптовалюта Пейман размещается и предоставляется для финансовых услуг во всех четырех банках, а также используется для токенизации обычных активов и избыточных активов банков2.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Соглашение о гармонизации законодательства государств - членов ЕАЭС в сфере финансового рынка от 17.09.2018 г. http://www.eurasiancommission. org/ru/nae/news/Pages/19-09-2018-2.

2. Приложение к Приказу Председателя Центрального Банка РФ от 12.07.2017 г. № 497.

3. Соглашение о проведении платежей с использованием карт платежных систем UnionPay International и American Express (оферта). https://acquiring.vtb.ru/ upload/docum/unionpay.

4. Второй Международный форум «Один пояс -Один путь» 25-27 апреля 2019 г. http://news.21.by/ other-news/2019/04/27/1782658.l

5. Международный Арктический форум в г. Санкт-Петербурге 9-10 апреля 2019 г. http://roscongress.rbc. ru/a rcticitogi

6. Андрей Виноградов. Что такое проект «Один пояс - Один путь» и каковы перспективы его «сопряжения» с Евразийским союзом. 05.09.2017 г. https://www.sonar2050.org/publications/chto-takoe-kitayskiy-proekt-odin-poyas-odin-put-i-perspektivy-ego-sopryajeniya-s-rossiyskim-proekt/

7. В 2019 году США бросят все силы против проекта «Один пояс -Один путь». https://news-front. info/2018/12/30/2019-godu-ssha-brosyat-vse-sily-protiv-proekta-odin-poyas-i-odin-put/

8. UnionPay International заключила партнерские соглашения с ведущими финансовыми учреждениями шести стран в регионе инициативы «Один пояс - Один путь». https://b-pointer.ru/unionpay-zaklyuchila-partnerskie-soglasheniya-s-vedushhimi-finuchrezhdeniyami-/

9. UnionPay International укрепляет платежную взаимосвязанность со странами вдоль «Пояса и пути» 25.04.2019 г. https://rus.yidaiyilu.gov.cn/business/ finance/87438.htm

10. Иран к 2025 году станет новой развитой экономикой мира. http://parstoday.com/ru/news/ iran-i703

11. Страны БРИКС создадут единую платежную систему. https://iz.ru/851440/2019-03-01/strany-briks-sozdadut-edinuiu-platezhnuiu-sistem

12. Чубаров И.Г. Калашников Д.Б. «Один пояс -один путь»: Глобализация по-китайски // Миро-

1 Иран не согласен на условия Европейского платежного механизма NSTEX. http://www.iarex.ru/news/64136.html

2 Иран запускает обеспеченную золотом криптовалюту, ЕС запускает новую платежную систему (аналог SWIFT). http:// www.pravda-tv.ru/2019/02/03/404123/iran-zapuskaet-obespechennuyu-zolotom-kriptovalyutu-es-zapuskaet-novuyu-platezhnuyu-sistemu-analog-swift

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вая экономика и международные отношения. 2018. Том 62. № 1. С. 25-33.

13. Инициатива «Пояс и Путь» открыла эру инклюзивной глобализации. Конференция в г. Цзя-юйгуань КНР 24.08.2017 г. https://news.rambler.ru/ asia/37723330-initsiativa-poyas-i-put-otkryla-eru-inklyuzivnoy-globalizatsii-kitayskiy-ekspert/

14. Иран запускает обеспеченную золотом крипто-валюту, ЕС запускает новую платежную систему (аналог SWIFT). http://www.pravda-tv.ru/2019/02/03/404123/ iran-zapuskaet-obespechennuyu-zolotom

15. Estad o (Бразилия) As perspectivas para o Brasil nos Brics em 2019 e 2020 http://mirperemen.net/2019/ 02/perspektivy-brazilii-v-briks-v-2019-i-2020-godu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.