THE CONSEQUENCES OF THE ABOLITION OF UTII IN 2021 FOR TAXPAYERS
OF THE SAMARA REGION Chernousova K.S.1, Zhukova M.S.2 (Russian Federation) Email: Chernousova460@scientifictext.ru
1Chernousova Kseniya Sergeevna - PhD in Economics, Associate Professor, DEPARTMENT OF TAXES AND TAXATION; 2Zhukova Margarita Sergeevna - Student, DEPARTMENT OF WORLD ECONOMY, SAMARA STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, SAMARA
Abstract: the decision to abolish the united tax on imputed income from January 1, 2021 affected taxpayers of the Russian Federation as a whole and its constituent entities. In order to analyze this problem, the authors identified the distinctive features, positive and negative aspects of this taxation system. On the example of the Samara region, UTII indicators were considered and analyzed, an appropriate assessment was given and alternative options for its replacement were proposed at the present time. Keywords: UTII, taxpayer, business, tax, tax regime.
ПОСЛЕДСТВИЯ ОТМЕНЫ ЕНВД В 2021 ГОДУ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Черноусова К.С.1, Жукова М.С.2 (Российская Федерация)
1Черноусова Ксения Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра налогов и налогообложения; 2Жукова Маргарита Сергеевна - студент, кафедра мировой экономики, Самарский государственный экономический университет, г. Самара
Аннотация: решение об отмене единого налога на вмененный доход с 1 января 2021 года повлияло на налогоплательщиков как Российской Федерации в целом, так и на отдельные её субъекты. С целью анализа данной проблемы авторами были выявлены отличительные особенности, положительные и отрицательные черты этой системы налогообложения. На примере Самарской области были рассмотрены и проанализированы показатели ЕНВД, дана соответствующая оценка, а также предложены альтернативные варианты его замены в настоящее время. Ключевые слова: ЕНВД, налогоплательщик, бизнес, налог, налоговый режим.
Налоговая система Российской Федерации постоянно развивается: в действующее законодательство вводятся поправки, изменяющие как целые законы, так и отдельные статьи. На протяжении всей истории своего развития, к налогообложению предъявлялись требования точности, эффективности и оперативности обращения с большим массивом данных [1, 400]. Последние масштабные изменения коснулись такого специального налогового режима, как единый налог на вменный доход (ЕНВД).
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2012 № 97-ФЗ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с 1 января 2021 года не применяется [2].
Безусловно, данный налоговый режим был удобен по ряду причин. Во-первых, налогоплательщик мог уплачивать в бюджет налоги по фиксированной ставке, применяемой к вмененному доходу. То есть, затрагивается предполагаемый доход, а не реальный. Во-вторых, ЕНВД возможно совмещать с другими налоговыми режимами, а это позволяет предпринимателю или организации экономить на налоговых платежах. В-третьих, отсутствует лимит по доходам, поэтому нет вынужденного перехода на другую систему при увеличении доходности. В-четвертых, достаточно простая отчетность, вести которую может сам предприниматель, не нуждаясь в дополнительном штате работников для данной деятельности.
При этом, у такого налогового режима как ЕНВД есть и свои существенные недостатки. Так, фиксированная ставка 15% является достаточно высокой, что для налогоплательщика может быть крайне невыгодным в том случае, если доходы бизнеса снизятся. Не менее важным аспектом является трудный алгоритм расчета налога с применением специальных коэффициентов К1 (коэффициент-дефлятор) и К2 (корректирующий коэффициент), которые ежегодно меняются.
Чтобы оценить, насколько эффективно применялась данная система, рассмотрим данные по применению ЕНВД по Самарской области [3].
Таблица 1. Динамика показателей налоговой базы и структуры начислений по ЕНВД за 2017-2019 гг.
Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Налоговая база, тыс. руб. 17 951 123 18 497 533 18 038 534
Сумма исчисленного единого налога на вмененный доход, тыс. руб. 2 692 661 2 774 619 2 705 804
Сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб. 1 397 997 1 518 828 1 300 133
Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, чел. 45 726 47 983 45 663
По данным табл. 1 видно, что изменение по всем показателям происходит неравномерно. Например, количество налогоплательщиков по ЕНВД в 2018 году по сравнению с 2017 годом возросло на 2257 человек, а в 2019 по сравнению с 2018 - снизилось на 2320. Поэтому вопрос эффективности такой системы налогообложения как ЕНВД является достаточно спорным в Самарской области. В связи с этим всем организациям и индивидуальным предпринимателям предлагается выбрать наиболее оптимальную для них систему. Из них таковыми считаются:
1. Упрощенная система налогообложения (УСН);
2. Патентная система налогообложения (ПСН);
3. Налог на профессиональный доход (НПД).
В табл. 2 показаны особенности предложенных налоговых режимов. Помимо этого, в РФ действует единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), на который вправе перейти можно только при осуществлении сельскохозяйственной деятельности. При том, что налоговая ставка составляет всего лишь 6%, а законами субъектов может быть снижена вплоть до 0%, перейти на такой режим достаточно сложно. К примеру, запрещен переход, если лица занимаются производством некоторых подакцизных товаров, игорным бизнесом, или являются казенными, бюджетными или автономными учреждениями, а также, если доля дохода, получаемая при оказании услуг в области животноводства или растениеводства, меньше 70%. По этой причине далее ЕСХН не будет рассматриваться в качестве оптимальной системы.
Таблица 2. Сравнительная характеристика применения налоговых режимов РФ
Показатели сравнения УСН ПСН НПД
Доходы Доходы-Расходы
Налоговая ставка 8% 15% (но не менее 1%) 6% 4% - при работе с ФЛ 6% - с ИП и ЮЛ
Численность работников <100 чел. <15 чел. Нет
Размер доходов <150 млн. руб. в год + <150 млн. руб. - остаточная стоимость <60 млн. руб. в год <2,4 млн. руб. в год
Необходимость сдачи отчетности 1 раз в год Нет Нет
Возможность совмещения налоговых режимов С ПСН С УСН и ОСН Нельзя совмещать
Налогоплательщики ИП и ЮЛ ИП ФЛ и ИП
Среди данных налоговых режимов налог на профессиональный доход отличается большим набором ограничений, но сравнительно небольшим налоговым бременем. НПД будет выгоден для предпринимателей и самозанятых, работающих удаленно или продающих товары собственного изготовления.
Патентная система в большей степени схожа с упразднённым ЕНВД тем, что учитывается возможный доход, а не фактический. Патент приобретается на срок от 1 до 12 месяцев и действует только на территории субъекта РФ, где и был куплен, по окончании действия его при желании можно продлить. Кроме того, ведется постоянная работа по улучшению, упрощению и без того довольно простой системы [4, 347]. Подходит для предпринимателей, которые хотят попробовать себя в новых видах деятельности или
Но самой востребованной системой среди налогоплательщиков является упрощённая, в которую также ввели не так давно поправки. Так, при превышении лимита выручки в 150 млн руб. до 200 млн руб., а также при увеличении лимита численности работников в 100 человек до достижения 130 человек,
организация платит по повышенным ставкам налога: 8% при объекте "доходы" и 20% при объекте "доходы минус расходы" [5].
В ином же случае, если налогоплательщики не успели выбрать режим, они автоматически переходят на общую систему налогообложения (ОСН), тяжесть налогового беремени которой велика, ведь организациям нужно платить НДС по ставке 0%, 10%, 20%, налог на прибыль 20%, налог на имущество организаций до 2,2%, а индивидуальным предпринимателям - НДФЛ 13%, НДС 0%, 10%, 20% и налог на имущество физических лиц до 2,2%.
В заключение нужно отметить, что отмена ЕНВД для налогоплательщиков Самарской области влечет за собой неоднозначные последствия, в том числе и некоторые трудности. Но, несмотря на эти сложности, они смогут сохранить свои позиции на рынке благодаря существующим и не менее эффективным налоговым режимам. Будет нести отрицательные последствия из-за наличия других эффективных специальных режимов. Однако среди них не существует универсального, так как всё зависит от показателей конкретно рассматриваемого предприятия. Постепенно будут вводиться новые поправки по действующим системам с целью поддержки малого и среднего бизнеса как на территории Самарской области, так и на всей территории Российской Федерации.
Список литературы /References
1. Черноусова К.С., Удод О.В. Перспективы трансформации налогового механизма на базе искусственного интеллекта // Цифровая экономика: перспективы аудита и безопасности бизнеса / Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / Ответственный редактор Д.Л. Скипин, 2020. С. 399-404.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: ФЗ от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Ст. 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.03.2021).
3. ФНС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/(дата обращения: 19.03.2021).
4. Ивашечкина Е.А., Черноусова К.С. Патентная система налогообложения. Версия 2.0 / Наука XXI века: актуальные направления развития, 2020. № 1-1. С. 343-348.
5. Федеральный закон от 31.07.2020 N 266-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".