Научная статья на тему 'THE CHOICE OF HYDRIDES FOR AUTOMOBILE HYDRIDE DEVICES'

THE CHOICE OF HYDRIDES FOR AUTOMOBILE HYDRIDE DEVICES Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «THE CHOICE OF HYDRIDES FOR AUTOMOBILE HYDRIDE DEVICES»

Шанин Ю. И.

ГосНИИ НПО "ЛУЧ", Железнодорожная 24, Подольск, 142100, Россия, syi@luch.pgts.msk.ru

sc

Максимальный КПД современных автомобильных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в режиме наибольшего момента не превышает 30%. При более низких оборотах двигателя и при городской эксплуатации КПД снижается до 10-12% [1]. Остальная энергия в различных формах теплоты (выхлопных газов, охлаждающей жидкости) рассеивается в окружающей среде. Температура выхлопных газов ДВС в зависимости от числа оборотов двигателя может изменяться от 100 до 450 °С, температура охлаждающей жидкости после прогрева двигателя не превышает 100-110 °С. Использование этих источников для привода полезных технических устройств может рассматриваться как повышение эффективности использования топлива.

Исходя из того, что 70-90% энергии топлива в ДВС теряется, применение в автомобилестроении энергосберегающих водородо- гидридных технологий может стать хорошим полем для дальнейшего совершенствования автомобиля.

Циклически функционирующие устройства с применением гидридов требуют двух уровней температур: высокого уровня (100-200 °С) и среднего уровня (температура окружающей среды). Два температурных уровня нужны для "привода" в действие гидридного теплового насоса (ГТН) и гидрид-ного компрессора (ГК). ГТН может работать в режиме холодильной машины, производя температуру ниже температуры окружающей среды. Получаемый холод может быть использован либо в холодильной камере, либо для кондиционирования салона автомобиля. ГК может быть использован для повышения давления водорода до нужного уровня с целью его дальнейшего применения в качестве топлива. Возможность управления уровнем давления с помощью ГК позволит повысить равновесное давление и тем самым расширить диапазон гидридов, приемлемых для использования в гидридном аккумуляторе водорода. ГК может рассматриваться как дополнительное устройство к аккумулятору водорода (АК), в котором количество гидрида в 10-20 раз меньше, чем в АК.

В настоящее время наиболее привлекательно использование водорода в качестве как основного, так и дополнительного топлива для ДВС. Это позволит поднять топливную экономичность на 30-40% [1] и самое главное резко снизит уровень токсичности отработавших газов. Из всех способов запаса водорода на борту автомобиля (выработка на ходу, сжатие газообразного водорода, сжижение водорода [1]) аккумулирование в обратимых металлогид-ридах на сегодняшний день является наиболее технически реализуемым направлением. Другое перспективное направление — использование гидрирования фуллеренов, способных многократно поднять сорбционную емкость материала (максимальное количество обратимого водорода может составить ~ 7.7% по массе [2]), сегодня встречается с большими техническими трудностями и требует высокого давления активации (50-85 МПа) и высоких рабочих температур (~ 500 °С).

Выбор гидрида для системы хранения водорода должен обеспечивать минимальную массу этой системы при удовлетворительных ее эксплуатационных характеристиках. К гидридным аккумуляторам предъявляются следующие требования:

■ высокая сорбционная способность;

■ малая теплота образования гидрида;

■ высокая плотность для минимизации объема;

■ легкое гидрирование;

■ подходящая Р-С-Т характеристика в диапазоне температур от 20 до 200 °С;

■ высокая стабильность, взрыво - и пожаробезо-пасность;

■ низкая стоимость.

Основным условием применения гидрида является выделение необходимого количества водорода из гидрида на всех режимах работы двигателя.

Использование компьютерной программы по выбору подходящего гидрида представляет собой реализацию термодинамического подхода и предполагает наличие известных физических свойств гидрида. Предполагается, что имеются зависимости давление- концентрация -температура (Р-С-Т) и

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology (ISJAEE) #3 2002

известны термодинамические характеристики - энтальпия и энтропия образования гидрида. Также должны быть известны условия применения гидрида - диапазон температур (включая температуру окружающей среды и температуру отработанных газов) и потребный уровень давления выделяющегося водорода. Важным подготовительным этапом работы может стать этап определения располагаемых температур выхлопных газов и охлаждающей жидкости для осредненного режима ездового цикла автомобиля. Подбор же гидрида, удовлетворяющего эксплуатационным требованиям не составляет труда для разработанной методики и сам метод подбора будет продемонстрирован на более сложном случае - выборе пары гидридов для ГТН, работающем в холодильном цикле.

Избыточное, сбросное тепло ДВС, как это не парадоксально звучит, может послужить для генерации холода. Имея два уровня температуры - высокий (100-200 °С) и средний (20-40 °С, который соответствует температуре окружающей среды), подберем гидриды, на которых могут быть получены отрицательные температуры (-50...-5 °С). При выборе гидрида для холодильника, в противоположность водородному аккумулятору, надо стремиться, чтобы энтальпия образования гидрида была как можно больше. Ниже кратко поясняется техника подбора пары гидридов.

Предварительно надежные экспериментальные данные по термодинамическим и теплофизическим свойствам сводятся в таблицы, которые образуют базу данных, работающую под управлением какой-либо СУБД (например, в нашем случае это FoxPro). Используя данные по Р-С зависимостям для сорбции и десорбции при различных температурах и соответствующие методики, разработанные в трудах Дантцера [3] и несколько расширенные в наших работах [4], можно провести первоначальный, предварительный выбор гидридов при ограничениях давлений и температур, накладываемых техническим применением гидридов.

Использование этой методики основано на ряде упрощающих допущений и предположений [3] и базируется на том, что кривая Р-С имеет плато (в общем случае наклонное) в координатах ln P-C и равновесное давление водорода связано с температурой уравнением Ван Гоффа:

In Р, = 9Н I RT -9S I R + F, + F,

(1)

где Реч - равновесное давление; ЛН, ЛГ - энтальпия и энтропия образования гидрида; Т - температура; И - универсальная газовая постоянная;

А = (с - С, )1п р I= (с - ст)«

- коэффициент, учитывающий наклон площадки плато;

А „= 1п (Ра / Ра )

- коэффициент, учитывающий гистерезис; С - концентрация водорода; Ст - средняя концентрация водорода; Ра,РЛ- давление при адсорбции и десорбции. При десорбции Гь=0.

Использование уравнения (1) предполагает:

■ Замену реальных кривых давление-концентрация для сорбции и десорбции водорода в пределах плато на отрезок прямой;

■ Задание начальной и конечной концентрации водорода на концах этого отрезка и соответственно диапазона АС и среднего значения Ст;

■ Определение угла наклона плато а по значениям давлений на концах отрезка;

■ Осреднение значений АС , а, и ЕЬ для некоторого диапазона температур и концентраций, в котором проведены измерения Р-С-Т характеристик.

Таким образом, предполагается, что ур. (1) в первом приближении описывает свойства гидрида в области плато давления, исключая зависимость 9Н, 9Т, 9С, а, ^ от температуры.

Оперируя уравнениями, подобными ур. (1), для нескольких гидридов, и ставя определенные ограничения для уровней температур ТЬ (высокая температура), Тт (средняя температура), Т] (низкая температура) и давлений Ртах, Рт1п и задавая эффективность цикла СОР (как отношение полученного полезного холода к затраченному теплу), можно определять и оценивать:

■ Возможности для организации замкнутых холодильных циклов для двух гидридов, когда по максимально возможной располагаемой высокой температуре ТЬ оценивается минимально достижимая низкая температура Т] при заданном уровне средней температуры Тт, т. е. минимальные условия по ТЬ и Т] для организации циклов (при нулевом перепаде давлений между сорберами, обменивающимися водородом);

■ Возможность организации различных циклов для трех гидридов1;

■ Параметры циклов при задании перепадов давления между характерными точками циклов (в относительном виде или при задании абсолютных значений), тем самым имитируя создание "движущей силы давления";

■ Возможность осуществления цикла для выбранных заранее сочетаний гидридов и уровней температур ТЬ, Тт, Т], а также количество водорода, переносимого в таком цикле (в пределах плато Р-С-Т кривой).

Разработан набор программ по выбору гидридов для ГТН, которые предоставляют возможности быстрого перебора различных сочетаний гидридов, начиная с одного и кончая тремя гидридами (при различных видах ограничений: давление, температура, КПД цикла).

Особенности построения расчетных моделей подробно изложены в работах [3,4]. В качестве демонстрации возможностей разработанных моделей приведены результаты по возможным сочетаниям пар гидридов для рефрижераторного цикла (табл.1), когда нагрев гидрида осуществляется выхлопными газами двигателя и максимальная температура гидрида ограничена температурой 200 °С. В этом цикле на гидриде можно получить довольно низкие тем-

1 Более подробно смотри работу Шанина Ю.И. "Выбор гидридов для двухступенчатых металлогидридных химических тепловых насосов" (Сб. тезисов 5-ой международной конференции "Водородное материаловедение и химия гидридов металлов", 1СИМ5'97. Украина, Ялта, 02-08 сент. 1997 г., с.256)

Шанин Ю. И. Выбор гидридов для автомобильных устройств.

Таблица 1. Выбор гидридов для холодильника. Средняя температура Тт = 40 °С. Ограничение высокой температуры Ть < 200 °С. Ограничение низкой температуры < -30 °С. Ограничение высокого давления Рп1гх <30 шпм. Ограничение низкого давления Р1ши > 0.25 шпм • Ограничение на коэффициент эффективности СОР >0.2. Коэффициент конструкции, как отношение веса конструкции к весу гидрида, К=вт/вгидр=0.5. Результаты отсортированы в порядке возрастания температуры Т.. При отборе пар учтен гистерезис и наклон Р-С-Т кривых.

Высокотемпературный гидрид Низкотемпературный гидрид Th ,°C hmax' T, l ,°C Imin ' P ,атм max' P ,атм min' COP, -

Т'СГУ075 СеЧ^ 173.8 -63 18.6 0.42 0.210

Т'СГУ075 СеМ14.бА1о.4 158.9 -52 13.0 0.42 0.248

Т'Сг^ 2гСгре1.8 150.9 -46 10.6 0.42 0.222

Т'Сг^ МтМ'4.15Рео.85 194.2 -44 29.3 0.42 0.360

7гМпРе Мт1Ч 15Ре0.85 182.8 -41 29.3 0.51 0.200

1_аМ'4.56МП0.44 Т'о . 82Г0 . 2СГ0 . 8МП1.2 191.5 -38 12.1 0.30 0.264

^0 .89Т'о .10Ре0 . 01 МтМ'4.15Ре0.85 145.4 -37 29.3 0.64 0.257

Т'СгУо.75 2гМП0.6Ре1.4 157.9 -36 12.7 0.42 0.362

Т'СГУо.75 2Г0.7Т'0.3СГ0.6Ре 188.0 -36 25.7 0.42 0.270

Рео 8М'о . 2Т РеТ1 162.4 -36 15.9 0.27 0.206

1аМ'4.6А104 МтМ'4.15Ре0.85 198.0 -33 29.3 0.77 0.212

7гМпРе 2гМП0.6Ре1.4 146.9 -32 12.7 0.51 0.205

1а1Чб5МП0.35 2гМП0.6Ре1.4 171.9 -31 12.7 0.53 0.220

^0.88Т'0.10Ре0.02 МтМ'4.15Ре0.85 140.0 -31 29.3 0.87 0.276

Таблица 2. Выбор гидридов для кондиционера. Средняя температура Тт = 40 °С. Ограничение высокой температуры Ть < 110 °С • Ограничение низкой температуры Т1<-5°С. Ограничение высокого давления Р^ < 30 атм. Ограничение низкого давления Рпш1 > 0.50 атм. Ограничение на коэффициент эффективности СОР > 0.12. Коэффициент конструкции К=вт/вгидр=0.5. Результаты отсортированы в порядке возрастания температуры Т. При отборе пар учтен гистерезис и наклон Р-С-Т кривых.

Высокотемпературный гидрид Низкотемпературный гидрид Th , °C hmax' T, i , °C Imin' P , атм max P , атм min COP-

^0.86Т'0.10Ре0.05 ^N¡2.5^2.5 106.6 -20 19.7 2.73 0.120

^0.86Т'0.10Ре0.05 Се1Ч5А1о.5 105.0 -16 18.6 2.73 0.221

^0.89Т'0.10Ре0.01 7ГМП2№0.8 97.0 -15 4.6 0.64 0.152

^0.86Т'0.10Ре0.05 ггСгРе^о.8 109.9 -14 22.2 2.73 0.198

Т'Ре0.8МП0.2 Се^2.5Си2.5 97.1 -13 19.7 3.37 0.144

Т'Ре0.8МП0.2 СеЧ.5А|о.5 95.1 -8.9 18.6 3.37 0.275

^0.89Т'0.10Ре0.01 2гСгРе1.6 102.6 -8.5 5.9 0.64 0.319

Т'Ре0.8МП0.2 ZrCrРeNiо.8 101.4 -8.3 22.2 3.37 0.238

^0.88Т'0.10Ре0.02 ZrMп2Niо.8 91.6 -5.5 4.6 0.87 0.189

^0.88Т'0.10Ре0.02 ZrCrpe,6 105.8 -5.2 8.3 0.87 0.386

7гМПРе ^СгРе,5 106.4 -5.2 4.1 0.51 0.287

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology (ISJAEE) #3 2002

пературы ( до -50 °С ) и технически можно пытаться осуществить создание авторефрижератора с температурой в холодильной камере -10...-20 °С. Применение в качестве высокотемпературного источника теплоты охлаждающей ДВС жидкости с уровнем температуры 110 °С (табл.2) показывает, что уровень низкой температуры вполне достаточен для организации кондиционирования салона автомобиля. В таблицах данные отсортированы по столбцу 4 в порядке возрастания низкой температуры.

Ранее [1], как наиболее подходящая для аккумулирования водорода и наиболее перспективная из всех гидридов, называлась система ЕеТ1-И2. Из табл. 1 видно, что гидриды на основе железа и титана также успешно могут быть применены для холодильника на основе ГТН.

Количество записей, внесенных в базу данных по кривым Р-С-Т (см. таблицу со свойствами гидридов в [3]), может достигать нескольких десятков или сотен. Количество возможных сочетаний гидридов при их выборе может быть двух или трехзначным числом. Поэтому для дальнейшего анализа найденных сочетаний гидридов и выделения среди них лучших, данные должны быть отфильтрованы и ранжированы по каким-то параметрам или по комплексу параметров. Уже сейчас можно сортировать данные по любому параметру, приведенному в табл. 1, 2 (ТЬ, Т], Ртах, Ртт, СОА) и тем самым стремиться максимизировать какую-либо из указанных величин. Например, принято добиваться максимальной эффективности цикла, т.е. значение СОР должно быть максимально возможным.

Следующим шагом при выборе наилучшего гидрида может стать оценка (по 5-и или 10-ти бальной системе), ранжирование и назначение весовых коэффициентов для наиболее важных качественных свойств гидридов (, а также дополнительный учет некоторых параметров, имеющих физическую размерность (например, кинетических констант реакций, стоимости сплава)):

■ технологичности сплава (возможности промышленного производства с обеспечением характеристик и легкость активации сплава);

■ падения стабильности свойств гидрида в процессе циклирования;

■ безопасности эксплуатации.

Тогда в результате выбора гидридов мы располагали бы не только термодинамическими величинами температур и давлений, но и набором характеристик или коэффициентов, характеризующих материал с точки зрения его технического применения, а выбор гидрида для использования в техническом устройстве стал бы более обоснованным.

Российским автолюбителям и профессиональным водителям знакома проблема запуска холодного двигателя. Кроме ухудшения работы электрического аккумулятора она также связана с большим увеличением вязкости моторного масла при низких температурах. Конечно, можно реализовать различные пусковые устройства, использующие полезную энергию электрического аккумулятора, но можно использовать и гидридное устройство, которое для

функционирования опять же использует сбросное тепло. А именно, для начального прогрева масла может быть использована энергия, выделяющаяся при поглощении водорода гидридом.

Предположим, что два баллона с гидридом разного химического состава соединены трубопроводом через клапан. Один из гидридов насыщен водородом при высоком давлении, другой не имеет водорода и находиться при низком давлении. В холодное время года достаточно открыть клапан, чтобы водород устремился в баллон с гидридом при низкой концентрации водорода. При этом температура этого баллона повышается и выделившееся тепло с помощью теплообменника может быть использовано для подогрева масла. Всего восьми килограммов гидрида (в двух баллонах) достаточно, чтобы повысить температуру пяти литров масла на ~ 60 °С. После запуска и разогрева двигателя система с помощью сбросного тепла может быть приведена в исходное состояние для следующего употребления.

Выбор пары гидридов для использования в пусковом устройстве можно также осуществить с помощью разработанных программ. При этом надо использовать гидриды с высокой емкостью по водороду, большой энергией образования гидрида и низкой стоимостью. При этом не обязательно предъявлять высокие требования к циклической стойкости гидридов, т. к. за время эксплуатации (например, 10 лет) количество применений устройства составит 300-500 раз (для умеренной полосы) и 1500-2000 раз (в условиях Крайнего Севера). Такое количество циклов практически не уменьшает сорбционную емкость гидрида.

Автор специально остановился только на освещении принципиальных возможностей выбора гидридов для различных технических устройств применительно к автомобилю, не рассматривая технические аспекты их реализации, но у коллектива сотрудников, в котором работает автор, имеется опыт математического моделирования работы ГТН и создания прототипа холодильной автомобильной установки1. Вопросы выбора схем и конструирования гидридных устройств на базе автомобиля заслуживают особого рассмотрения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Мищенко А.И. Применение водорода для автомобильных двигателей. - Киев: Наук. думка, 1984.- 143 с.

[2] Тарасов Б.П. Гидридообразующие металлы и интерметаллические соединения как катализаторы гидрирования фуллеренов. - Сб. тезисов 5-ой международной конференции "Водородное материаловедение и химия гидридов металлов". (ICHMS'97) ( Украина, Ялта, 02-08 сент. 1997 г.), с.42-43.

[3] Dantzer P., Meunier F. Materials Science Forum 1988, Vol. 31, P. 1-18.

[4] Izhvanov LA, Solovey AI, Frolov VP, Shanin YI. Int J Hydrogen Energy 1996, Vol. 11/12, P. 1033-1038.

1 Более подробно смотри работу Астахова Б.А. и др. " Создание малогабаритных холодильных установок с металлогидридным тепловым насосом " (Сб. тезисов 6-ой международной конференции "Водородное материаловедение и химия гидридов металлов", 1СИМ5'99. Украина, Ялта, 02-08 сент. 1999 г., с.306-307).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.