Полученные результаты заслуживают обобщения с целью внедрения в учебновоспитательный процесс ВУЗов таможенной направленности на начальном этапе профессионального становления таможенных специалистов.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.07.2012.
УДК 376.3: 796.01
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Лариса Юрьевна Коткова, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (НФ ФГБОУ ВПО «ПовГАФКСиТ»),
г. Набережные Челны
Аннотация
В статье рассматриваются особенности сформированности знаний школьников с сенсорными нарушениями в области физической культуры и спорта. Актуальным вопросом для специалистов является поиск эффективных способов формирования интереса, потребности у детей с отклонениями в состоянии здоровья в полноценной двигательной активности. Решением указанной проблемы может стать осознание детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимости получения знаний в области физической культуры и спорта, на основе которых формируется интерес к особенностям развития своего организма, здоровью и способам его сохранения.
Целью исследования явилась оценка знаний учащихся с нарушением зрения и слуха 10-11 классов в области теории и методики физической культуры.
Ключевые слова: образование, физическая культура и спорт, школьники с нарушениями зрения и слуха.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p72-76
TEST CONTROL OF KNOWLEDGE OF SCHOOLCHILDREN WITH SENSORY DEFECTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
Larisa Yuryevna Kotkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nabereznye Chelny branch of Povolzskay State Academy Physical Culture, Sports and Tourism
Annotation
Features of development of knowledge of schoolchildren with sensory defects in the field of physical culture and sport are considered in the article. Search of the efficient ways for forming among the disabled children the interests, needs in physical activity is pressing topic for the specialists. One of the ways of the solution of the given problems is realizing of the necessity in reception of knowledge in the field of athletic training by disabled children, on base of which the interest to peculiarities of the development of organism, health and ways of its preservation is formed.
The aim of the research was evaluation of knowledge level of 10-11 classes’ pupils with sensory defects in the field of theories and methods of the physical culture.
Keywords: education, physical culture and sport, schoolchildren with hearing and sight infringements.
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетной задачей современного школьного образования является формирование стойкого интереса учащихся к саморазвитию, самопознанию, самосовершенствованию, используя багаж полученных знаний. Для школьников с отклонениями в состоянии здоровья возможность самореализации становится одним из главных условий, способствующих включению их в социально значимые виды деятельности. Полноценная
реализация своих способностей невозможна без крепкого здоровья, развития жизненно важных двигательных умений и навыков.
В связи с этим, актуальной задачей системы специального (коррекционного) образования должно являться формирование у учащихся потребности в развитии своего организма, сохранении и укреплении собственного здоровья. Решение данной задачи возможно через усиление содержания образования школьников в области физической культуры [1].
Специальные (коррекционные) школы недостаточно внимания отводят роли физической культуры в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что приводит к утрате у школьников ценности и значимости физкультурных занятий в осуществлении полноценного здорового образа жизни. Поэтому в системе физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья необходимо делать акцент на образовательную направленность, способствующую получению знаний в области физической культуры, на основе которых формируется интерес к особенностям развития своего организма, здоровью и способам его сохранения.
Изучение основ физической культуры позволяет решать важные образовательные задачи:
- понимать роль физической культуры в развитии человека;
- способствовать освоению системы знаний о физической культуре и спорте, их роли в формировании здорового образа жизни, развитии и совершенствовании психофизических качеств;
- овладевать профессиональными компетенциями в рекреационной деятельности, творческим опытом в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями [2].
Таким образом, знания в области физической культуры позволят активизировать двигательную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, привить им интерес к занятиям физической культурой и спортом, организации и проведению личностно ориентированных занятий физическими упражнениями.
Целью нашего исследования явилось изучение уровня знаний в области теории и методики физической культуры и спорта учащихся с сенсорными нарушениями 10-11 классов.
Основными задачами исследования стали:
1. Разработать программу тестирования по вопросам теории и методики физической культуры и спорта для учащихся с сенсорными нарушениями 10-11 классов.
2. Оценить уровень знаний учащихся с сенсорными нарушениями 10-11 классов в области физической культуры и спорта.
3. Сделать сравнительный анализ уровня знаний учащихся с нарушением зрения и с нарушением слуха старшей ступени общего образования в области физической культуры и спорта.
В исследовании принимали участие учащиеся 10-11 классов специальных (коррекционных) школ № 75 и 87 для детей с нарушением зрения (Ш-1У вида), Центра слуха г. Набережные Челны и школы-интерната для детей инвалидов г. Нижнекамск в количестве 78 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью оценки знаний учащихся с сенсорными нарушениями 10-11 классов в области физической культуры и спорта нами была разработана программа тестирования, состоящая из следующих разделов [3,4]:
1. Историко-педагогические основы физической культуры и спорта. Этот раздел включал в себя 30 вопросов по следующей тематике: зарождение, организация и проведение олимпийских игр древности и современности, олимпийская символика, выдающи-
еся деятели олимпийского движения и спортсмены, основные составляющие физической культуры (физическая подготовка, физические упражнения), основы здорового образа жизни.
2. Медико-биологические основы физической культуры и спорта. Раздел состоял из 30 вопросов, рассматривающих показатели физического развития человека, основы личной гигиены, правила рационального питания, критерии правильной осанки, планирование двигательной нагрузки школьников, основные составляющие правильной осанки, профилактика заболеваний и факторы сохранения здоровья.
3. Основы теории и методики физической культуры и спорта. Данный раздел состоял из 20 вопросов, предполагающих изучение классификации средств физического воспитания, форм организации занятий физической культурой, организацию и проведение спортивных соревнований, основные составляющие профессионально-прикладной физической культуры, развитие физических качеств и двигательных действий.
К каждому вопросу предлагалось 3 варианта ответов, из которых необходимо было выбрать один правильный.
Результаты анализа проведенного тестирования выявили уровень знаний в области физической культуры и спорта ниже среднего у учащихся с нарушением зрения и уровень выше среднего у учащихся с нарушением слуха (Таблица).
Таблица
Уровень теоретико-методических знаний учащихся с сенсорными нарушениями
в области физической культуры и спорта
Разделы программы тестирования Учащиеся с нарушением зрения (42 чел) Учащиеся с нарушением слуха (36 чел)
Кол-во правильных ответов (Х ср) % правильных ответов Кол-во правильных ответов (Х ср) % правильных ответов
Раздел 1. 14,8 49,3 18,6 62,0
Раздел 2. 14,5 48,3 22,8 76,0
Раздел 3. 8,0 40,0 10,5 52,5
Изучая варианты ответов учащихся с нарушением зрении по разделу 1: «Истори-ко-педагогические основы физической культуры и спорта», следует отметить, что в основном затруднения у школьников вызвали вопросы, связанные с датами проведения и организацией олимпийских игр древности и современности, местом их проведения, президентами МОК и именами олимпийских чемпионов. У школьников с нарушением слуха процент правильных ответов по данному разделу был выше, однако трудности вызвали вопросы, связанные с древними олимпийскими играми и датами проведения олимпийских игр.
Анализируя ответы тестовых заданий раздела 2: «Медико-биологические основы физической культуры и спорта», следует выделить хорошую информированность школьников в вопросах личной гигиены, правильного питания и здорового образа жизни. Однако у школьников с нарушением зрения ниже процент правильных ответов (48,3%), чем у учащихся с нарушением слуха (76,0%). Школьники с нарушением зрения в малой степени владеют информацией в области планирования двигательных нагрузок, характеристике показателей физического развития, определения критериев самоконтроля. Учащиеся с нарушением слуха не владеют сведениями об этапах онтогенеза человека, характеристике морфофункциональных показателей организма, основных компонентах пищевых веществ.
Результат выполнения тестовых заданий по разделу 3: «Основы теории и методики физической культуры» позволяет говорить, что знания учащихся с нарушением зрения в вопросах образовательной области физической культуры находятся на уровне ниже среднего (40% правильных ответов). Информированность школьников с нарушением
слуха отмечается на среднем уровне (52,5% правильных ответов). По данному разделу у учащихся с сенсорными нарушениями затруднения вызвали вопросы по способам руководства и структуре организации занятий по физическому воспитанию, определению задач, решаемых в процессе физического воспитания, в определении понятий «физическая подготовка», «средства и формы физического воспитания», «двигательные действия».
Сравнительный анализ уровня знаний в области физической культуры школьников с нарушением зрения и слуха показал, что учащиеся с нарушением слуха имеют достаточно больший объем знаний в вопросах физической культуры, чем их сверстники с нарушением зрения, что подтверждается более высоким процентом правильных ответов по тестовым заданиям (Рис.).
% 80-, 76
70-
60-
50
40-1
30
20
10
0-1
49,3 48,3
"62
40
52,5
□ 1 раздел
□ 2 раздел
□ 3 раздел
уч-ся с нарушением зрения
уч-ся с нарушением слуха
Рис. Сравнительный анализ уровня знаний школьников с сенсорными нарушениями в области физической культуры и спорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, тестовый контроль знаний в области физической культуры и спорта учащихся с сенсорными нарушениями позволяет констатировать: теоретической подготовке в процессе физического воспитания школьников уделяется недостаточное внимание. Данное обстоятельство, несомненно, снижает статус физической культуры и ее роль в жизни школьников с сенсорными нарушениями, подтверждая необходимость повышения уровня знаний учащихся с сенсорными нарушениями в области физической культуры и спорта, на всех ступенях школьного образования.
Чем больше содержание образовательного процесса по физическому воспитанию будет включать основ теории и практики физкультурно-спортивной деятельности, тем прочнее будет сформировано у школьников понятие здорового образа жизни и место физической культуры в нем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балашова, В.Ф. Физическая культура: тестовый контроль знаний: методическое пособие / В.Ф. Балашова, Н.Н. Чесноков. - М. : Физическая культура, 2007. - 132 с.
2. Ермаков, С.Н. Профориентационная поддержка учащихся С(К)ОУ в рамках реализации компетентностного подхода в специальном образовании / С.Н. Ермаков // Адаптивная физическая культура. - 2009. - № 3 (39). - С.11-14.
3. Коткова, Л.Ю. Сформированность теоретико-методических знаний слабовидящих школьников в области физической культуры и спорта / Л.Ю. Коткова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 3. - С. 36-39.
4. Красников, А.А. Тестирование теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта: учебное пособие / А.А. Красников, Н.Н. Чесноков. - М. : Физическая культура, 2009. - 176 с.
REFERENCES
1. Balashova, V.F. and Chesnokov, N.N. (2007), Physical culture: test control of knowledge: methodical textbook, Physical culture, Moscow, Russian Federation.
2. Ermakov, S.N. (2009), “Professional orientation support of pupils With (To) OU within realization of a competence approach in vocational education”, Adaptive physical culture, Vol. 39, No. 3, pp. 11-14.
3. Kotkova, L.Yu. (2011), “Formation of theoretical-methodical knowledge of visually impaired school students in the field of physical culture and sport”, Physical culture, sports - a science and practice, No. 3, pp. 36-39.
4. Krasnikov, A.A. and Chesnokov, N.N. (2009), Testing of theoretical-methodical knowledge in the field of physical culture and sport: manual, Physical culture, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.07.2012.
УДК 378
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ И ПСИХИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ВОЛЕЙБОЛА
Станислав Андреевич Круглов, аспирант,
Московская государственная академия физической культуры (МГАФК, п. Малаховка)
Аннотация
В статье рассматривается эффективность профессионально-прикладной физической подготовки в техническом ВУЗе, основанной занятии волейболом. Отмечены наиболее профессионально значимые для специалистов в области технологии машиностроения физические и психические качества, развиваемые в процессе занятий волейболом. В ходе исследования проводилось психологопедагогическое тестирование памяти, мышления, различных свойств внимания, педагогическое тестирование общих и специальных физических качеств, как при использовании общепринятых методов контроля подготовленности студентов в вузе, так и современных, основанных на использовании программно-аппаратных комплексов. По результатам тестирований продемонстрирована динамика показателей, характеризующих развитие скоростно-силовых и силовых качеств, быстроты, скоростно-силовой выносливости, координационных способностей студентов 1-2 курсов. Экспериментально обосновано влияние занятий волейболом на профессионально значимые психические качества, формирование адаптационного потенциала студентов первого курса в аспекте улучшения психоэмоционального состояния.
Ключевые слова: волейбол, технические вузы, специальность машиностроительные технологии, профессионально важные качества, профессионально-прикладная физическая подготовка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p76-81 DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PHYSICAL AND PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF TECHNICAL UNIVERSITIES STUDENTS BY
VOLLEYBALL MEANS
Stanislav Andreevich Kruglov, the post-graduate student,
Moscow State Physical Education Academy,
Settlement Malakhovka, Moscow Region
Annotation
The article examines the effectiveness of the professionally applied physical preparation in the technical higher educational Institution, based on the volleyball.