УДК: 376.3 : 796.01
сформированность теоретико-методических знаний слабовидящих школьников в области физической культуры и спорта
Кандидат педагогических наук, доцент Л. Ю. Коткова,
Набережночелнинский филиал ФГОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Набережные Челны.
Контактная информация для переписки: 423807, г. Набережные Челны, ул. Е. Н. Батенчука, 21.
в статье рассматриваются особенности сформированности знаний школьников с нарушением зрения в области физической культуры и спорта. Актуальным полем деятельности для специалистов должен явиться поиск эффективных способов формирования интереса и потребности у детей с отклонениями в состоянии здоровья в полноценной двигательной активности.
Одним из путей решения вы-шеуказфанной проблемы может стать осознание детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимости получения знаний в области физкультурного образования, на основе которых формируется интерес к особенностям развития своего организма, здоровью и способам его сохранения.
целью исследования явилось изучение уровня знаний учащихся с нарушением зрения 8-11 классов в области теории и методики физической культуры и олимпийского движения на начальном этапе организации профильного обучения физической культуре.
в исследовании принимали участие учащиеся 8-11 классов специальных (коррекционных) школ № 75 и № 87 для детей с нарушением зрения (Ш-№ вида), г. Набережные Челны, в количестве 98 человек.
Результаты проведенного исследования выявили средний уровень знаний в области физической культуры и спорта у учащихся 8-10 классов с нарушением зрения и уровень ниже среднего у учащихся 11 классов.
Ключевые слова: образование, физическая культура и спорт, слабовидящие школьники.
Актуальность. Ведущей позицией системы отечественного образования является направленность
учащихся на подготовку к дальнейшей жизнедеятельности, активному участию в преобразовании действительности, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Особую значимость данная целевая установка приобретает для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Осуществление полноценной деятельности в различных сферах жизни затруднительно без крепкого здоровья, сформированности жизненно важных двигательных умений и навыков. Формирование на основе глубоких, прочных знаний стойкого интереса учащихся к своему организму, здоровью, способам его сохранения и развития этого интереса должно стать приоритетной задачей современного школьного образования [1].
В связи с этим важнейшими составляющими для лиц с ограниченными возможностями здоровья должны стать такие виды деятельности, которые направлены на оптимизацию их психофункционального состояния и развития, совершенствование своей собственной природы. К таким видам деятельности и относится физическая культура.
Для лиц с отклонениями в состоянии здоровья физическая культура должна быть адаптирована к их индивидуальным особенностям. Последнее десятилетие в нашей стране стало более прогрессивным по отношению к проблемам сохранения и улучшения здоровья инвалидов и лиц с нарушениями в развитии. Появилось новое направление в физической культуре - адаптивная физическая культура, объектом познания и преобразования в которой являются люди с различными отклонениями в состоянии здоровья и инвалиды.
Главной целевой установкой адаптивной физической культуры является обязательная специально организованная индивидуально адаптированная двигательная активность для лиц с отклонениями в состоянии здоровья [4].
Реализация этой цели становится затруднительна в условиях превалирующей точки зрения среди медицинских работников, педагогов, родителей о необходимости ограничения двигательных действий у детей с ослабленным здоровьем и применения в большинстве своем только медикаментозных средств лечения и восстановления.
Одним из путей решения вышеуказанных проблем может стать осознание детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимости получения знаний в области физкультурного образования, на основе которых формируется интерес к особенностям развития своего организма, здоровью и способам его сохранения.
Качественное улучшение уровня образованности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в области физической культуры и спорта возможно через организацию профильного обучения по данному направлению.
На современном этапе реформирования системы образования профильное обучение призвано явиться одной из ведущих форм организации педагогического процесса в средней общеобразовательной школе. Основная направленность профильного обучения сводится к ориентации на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности [2]. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья это очень важный этап подготовки к самостоятельной взрослой жизни, включающий в себя процессы закрепления и развития личных интересов к избранной профессиональной деятельности, формирования социального статуса, определения места в системе социальных отношений.
Изучение физической культуры на профильном уровне позволяет сориентировать учащихся с ограниченными возможностями здоровья в двух направлениях: на жизненное самоопределение - реализация себя как личности с основами формирования здорового образа жизни, и на профессиональное самоопределение - желание учащихся самореализоваться внутри профессиональной деятельности в сфере физической культуры. Данные целевые ориентации позволяют решать важные образовательные задачи:
- развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью и потребности в его постоянном укреплении;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физической культуры и прикладной физической подготовки;
- освоение системы знаний о физической культуре и спорте, их роли в формировании здорового образа жизни;
- формирование компетентности в физкультурно-спортивной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями [5].
Таким образом, осуществление профильного обучения физической культуре позволит активизировать включение физкультурной деятельности в образ жизни учащихся с ограниченными возможностями здоровья, привить им интерес к укреплению и сохранению своего здоровья, приобретению навыков организации и проведения личностно ориентированных занятий физическими упражнениями.
целью нашего исследования явилось изучение уровня знаний в области теории и методики физической культуры и олимпийского движения у учащихся с нарушением зрения 8-11 классов на начальном этапе организации профильного обучения физической культуре.
Основными задачами данного этапа исследования стали:
1) разработка программы тестирования по вопросам теории и методики физической культуры и спорта для учащихся 8-11 классов;
2) изучение уровня образованности учащихся с нарушением зрения 8-11 классов в области физической культуры и спорта;
3) проведение сравнительного анализа уровня знаний учащихся с нарушением зрения основной и старшей ступени общего образования в области физической культуры и спорта.
В исследовании принимали участие учащиеся 8-11 классов специальных (коррекционных) школ № 75 и № 87 для детей с нарушением зрения (ИМУ вида), г. Набережные Челны, в количестве 98 человек.
Результаты исследования. С целью оценки знаний учащихся с нарушением зрения 8-11 классов в области физической культуры и спорта нами была разработана программа тестирования, состоящая из тестовых заданий по следующим разделам:
1. Историко-педагогические основы физкультурно-спортивной деятельности. Этот раздел включает в себя 30 вопросов по следующей тематике: зарождение, организация и проведение Олимпийских игр древности и современности, олимпийская символика, выдающиеся деятели олимпийского движения и спортсмены, основные составляющие физической культуры (физическая подготовка, физические упражнения), основы здорового образа жизни.
2. Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности. Раздел состоит из 30 вопросов, рассматривающих показатели физического развития человека, основы личной гигиены, правила рационального питания, критерии правильной осанки, планирование двигательной нагрузки школьников, основные составляющие правильной осанки, профилактику заболеваний и факторы сохранения здоровья.
3. Основы теории и методики физической культуры. Данный раздел состоит из 20 вопросов, предполагающих изучение классификации средств физического воспитания, форм организации занятий физической культурой, организацию и проведение спортивных соревнований, основные составляющие
профессионально-прикладной физической культуры, развитие физических качеств и двигательных действий.
К каждому вопросу предлагалось 3 варианта ответов, из которых необходимо было выбрать один правильный.
Результаты анализа проведенного тестирования выявили средний уровень знаний в области физической культуры и спорта у учащихся 8-10 классов и уровень ниже среднего у учащихся 11 классов (таблица).
Изучая варианты ответов учащихся с нарушением зрении по первому разделу «Историко-педагогические основы физкультурно-спортивной деятельности», следует отметить, что в основном затруднения у школьников вызвали вопросы, связанные с датами проведения и организации Олимпийских игр древности и современности, местом их проведения, президентами МОК и именами олимпийских чемпионов.
Уровень знаний по первому разделу выше среднего у школьников 9-10 классов (57,8 и 58,3% правильных ответов соответственно), на среднем уровне у учащихся 8 классов (было получено 50% правильных ответов) и на уровне ниже среднего у учащихся 11 классов (всего 40,9% правильных ответов).
Анализируя ответы тестовых заданий раздела 2 «Медико-биологические основы физкультурно-
спортивной деятельности», следует выделить хорошую информированность школьников в вопросах личной гигиены, правильного питания и здорового образа жизни. Однако у школьников с нарушением зрения недостаточно знаний в области планирования двигательных нагрузок, о характеристике показателей физического развития, по критериям самоконтроля.
В среднем процент правильных ответов по второму разделу у учащихся 9-10 классов составил 57,2 и 57,5%, что соответствует уровню выше среднего. У школьников 8 и 11 классов уровень знаний по данному разделу ниже среднего (46,6 и 41,4% правильных ответов соответственно).
Анализ качества выполнения тестовых заданий по разделу 3 «Основы теории и методики физической культуры» позволяет констатировать низкий уровень знаний учащихся с нарушением зрения в вопросах образовательной области физической культуры. По данному разделу получено наименьшее количество правильных ответов в сравнении с первым и вторым разделами.
Так, у школьников с нарушением зрения 8 классов трудности возникли при выполнении тестовых заданий, связанных с объяснением понятий «физическая подготовка», «профессионально-прикладная физическая
Таблица
Уровень теоретико-методических знаний учащихся с нарушением зрения 8-11 классов в области физической
культуры и спорта
Разделы программы тестирования Количество учащихся, чел. Количество правильных ответов (Х ср) % правильных ответов
8 кл 9 кл 10 кл 11 кл 8 кл 9 кл 10 кл 11 кл 8 кл 9 кл 10 кл 11 кл
Раздел 1. «Историко-педагогические основы физкультурно-спортивной деятельности» 34 32 18 14 15 17,3 17,5 12,2 50 57,8 58,3 40,9
Раздел 2. «Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности» 34 32 18 14 14 16,8 16,7 12,4 46,6 57,2 57,5 41,4
Раздел 3. «Основы теории и методики физической культуры» 34 32 18 14 11,2 8,7 8,7 7,4 56 43,8 43,8 37,1
Общая оценка 98 13,4 14,2 14,3 10,6 50,8 52,9 53,2 39,8
Рисунок. Сравнительный анализ правильных ответов учащихся с нарушением зрения 8-11 классов на вопросы тестирования в области физической культуры и спорта
%
20 10 0
□ 1 раздел
□ 2 раздел
□ 3 раздел
8 класс 9 класс
класс 11 класс
подготовка», «физическое воспитание», «двигательные действия». Знания школьников 8 классов в области теории и методики физической культуры находятся на уровне выше среднего (56% правильных ответов).
У учащихся 9-10 классов затруднения вызвали вопросы о способах руководства и структуре организации занятий по физическому воспитанию, определению задач, решаемых в процессе физического воспитания, определению нагрузочных режимов. Количество правильных ответов составило 43,8%, что соответствует уровню ниже среднего.
Учащиеся 11 классов не владеют знаниями в области организации и проведения соревнований, развития физических качеств, путаются в определении понятий «физическая подготовка», «средства и формы физического воспитания», «двигательные действия». Учащимися были даны всего 37,1% правильных ответов.
Таким образом, теоретическим основам физической культуры на уроках физического воспитания слабовидящих школьников уделяется недостаточное внимание. Данное обстоятельство, несомненно, снижает статус физической культуры и ее роль в жизни школьников с нарушением зрения. Это ярко прослеживается на примере учащихся 11 классов, процент правильных ответов у которых ниже, чем у школьников 8-10 классов (рисунок).
Заключение. В результате проведения исследования было выявлено, что учащиеся 8-х классов больше информированы в вопросах теории и методики физической культуры (количество правильных ответов составило 56%) и менее по разделу «Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности» (количество правильных ответов - 46,6%). По вопросам истории физкультурно-спортивной деятельности в среднем было получено 50% правильных ответов.
У школьников 9 и 10 классов выше процент правильных ответов по разделам «Историко-педагогические основы физкультурно-спортивной деятельности» и «Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности» (57,8% и 57,2% соответственно). По разделу «Основы теории и методики фи-
зической культуры» количество правильных ответов составило лишь 43,8%.
Учащиеся 11 классов показали меньше знаний в целом по всем трем разделам программы тестирования.
Сравнительный анализ общей оценки знаний учащихся с нарушением зрения 8-11 классов в области физической культуры и спорта выявил высокий уровень знаний школьников 10-х классов относительно учащихся 8, 9 и 11 классов и низкий уровень информированности учащихся 11 классов в вопросах физической культуры и спорта.
Таким образом, проведенные исследования подтверждают необходимость повышения уровня знаний учащихся с нарушением зрения в области физической культуры и спорта, начиная со ступени основного общего образования. Чем больше возможностей будет предоставлять школа для освоения основ физкультурно-спортивной деятельности, тем прочнее будет сформировано у школьников понятие здорового образа жизни и место физической культуры в нем.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Балашова, В. Ф. Физическая культура: тестовый контроль знаний: методическое пособие / В. Ф. Балашова, Н. Н. Чесноков. - М.: Физическая культура, 2007. - 132 с.
2. Ермаков, С. Н. Профориентационная поддержка учащихся С(К)ОУ в рамках реализации компетентностного подхода в специальном образовании / С. Н. Ермаков // Адаптивная физическая культура. - 2009. - № 3 (39). - С. 11-14.
3. Красников, А. А. Тестирование теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта: учебное пособие / А. А. Красников, Н. Н. Чесноков. - М.: Физическая культура, 2009. - 176 с.
4. Моисеева, И. В. Адаптивная физическая культура в системе массового образования / И. В. Моисеева // Адаптивная физическая культура. - 2009. - № 4 (40). - С. 30-31.
5. Программы образовательных учреждений. Физическая культура 5-11 классы. Базовый и профильные уровни / автор-составитель А. П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2007. - 143 с.
6. Самыличев, А. С. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей адаптивной физической культуры / А. С. Самыличев // Адаптивная физическая культура. -2009. - № 1 (37). - С. 19-37.
development of theoretical-methodical knowledge of schoolchildren with visual impairment in the field of physical culture and sport on the initial stage of profile training
L. Kotkova, PhD, Assistant Professor,
Povolzskay State Academy Physical Culture, Sports and Tourism, Nabereznye Chelny. Contact information for correspondence: 423807, Nabereznye Chelny, E. N. Batenchuka Str., 21.
Featuresofdevelopmentofknowledgeofschoolchildren with visual impairment in the field of physical culture and sport are considered in the article. Search of the efficient ways for forming of disabled children's interests, needs shall be an actual field of specialists' activity.
One of the ways of the decision of the said problems can become the realization of disabled children of the necessity of the reception of knowledge in the field of athletic training, on base of which interest to peculiarities of the development of its organism, health and ways of its preservation is formed.
The aim of the research was a study of knowledge level of 8-11 forms pupils with visual impairment in the field of
theories and methods of the physical culture and Olympic movement on initial stage of the organizations of profile training in physical culture.
98 pupils of 8-11 forms of special (correction) schools № 75 and № 87 for children with visual impairment (3-4 types) took part in the investigation.
The results of the conducted study have revealed the average level of the knowledge in the field of physical culture and sport at 8-10 forms pupils with visual impairment and level below average at 11 form pupils.
Keywords: education, physical culture and sport, schoolchildren with sight infringement.