Научная статья на тему 'Тестовые программы на основе инновационных технологий'

Тестовые программы на основе инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
204
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / INFORMATION SYSTEM / TEST CONTROL / COMPUTER TESTING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ходжаева Дамира Фарходовна, Алиева Махсуда Халиловна, Шарапова Нафиса Аброровна

На сегодняшний день в образовании сформировалась тенденция применения передовых современных технологий оценки качества знаний студентов. Популярнейшим видом оценки в данное время стало компьютерное тестирование, которое по сравнению с традиционным бумажным видом тестирования имеет множество превосходств и преимуществ: моментальный результат, нет предвзятости, удобство обработки итогов, моментальная визуализация ошибок и др. В статье дан обзор работы для создания тестовых программных средств с их преимуществами и недостатками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEST PROGRAMS ARE BASED ON INNOVATIVE TECHNOLOGIES

To date, there is a tendency in education to use advanced-modern technologies for assessing the quality of students ' knowledge. Computer testing has become the most popular type of assessment at this time, which with the traditional paper type of testing has many advantages and advantages: instant results, no biases, ease of processing results, instant visualization of errors, etc. This article provides an overview of how to create test software with their advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «Тестовые программы на основе инновационных технологий»

ТЕСТОВЫЕ ПРОГРАММЫ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

12 3

Ходжаева Д.Ф. , Алиева М.Х. , Шарапова Н.А. Email: Кhodjayeva685@scientifictext.ru

1Ходжаева Дамира Фарходовна - ассистент,

кафедра методов оптимального управления;

2Алиева Махсуда Халиловна - ассистент;

3Шарапова Нафиса Аброровна - ассистент, кафедра информационных технологий,

Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: на сегодняшний день в образовании сформировалась тенденция применения передовых - современных технологий оценки качества знаний студентов. Популярнейшим видом оценки в данное время стало компьютерное тестирование, которое по сравнению с традиционным бумажным видом тестирования имеет множество превосходств и преимуществ: моментальный результат, нет предвзятости, удобство обработки итогов, моментальная визуализация ошибок и др. В статье дан обзор работы для создания тестовых программных средств с их преимуществами и недостатками.

Ключевые слова: информационная система, тестовый контроль, компьютерное тестирование.

TEST PROGRAMS ARE BASED ON INNOVATIVE TECHNOLOGIES Khodjayeva D.F.1, Alieva M.Kh.2, Sharapova NA.3

1Khodzhayeva Damira Farkhodovna - Assistant, DEPARTMENT OF OPTIMAL CONTROL METHODS; 2Alieva Mahsuda Khalilovna - Assistant; 3Sharapova Nqfisa Abmrovna - Assistant, DEPARTMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES, SAMARKAND STATE UNIVERSITY, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: to date, there is a tendency in education to use advanced-modern technologies for assessing the quality of students ' knowledge. Computer testing has become the most popular type of assessment at this time, which with the traditional paper type of testing has many advantages and advantages: instant results, no biases, ease of processing results, instant visualization of errors, etc. This article provides an overview of how to create test software with their advantages and disadvantages. Keywords: information system, test control, computer testing.

Появление тестологии происходит в середине Х!Х в., а первооткрывателем данного вида оценки знаний индивидуальных способностей был англичанин Френсис Гальтон. Он, занимаясь проблемами наследственности, придумал множество способов выявления психофизических функций человеческого организма. Френсис Гальтон в первые использовал оценочные шкалы, технику свободных ассоциаций и анкетирование, кроме этого, определил основы тестирования, которые востребовано используются до сегодняшнего времени.

Мысль оценки знаний учащихся с использованием метода тестирования возникла в ХХ в. У южноамериканского специалиста по психологии В.А.Маккола, который в свою очередь внёс предложение разделить тесты на психологические, чтобы определить интеллектуальное развитие ума, и педагогические, чтобы выявить знания студентов за конкретный период обучения. Учёный считал что выявление знаний студентов позволяет

разделять их в группы с близкими уровнями знаний. Тестология в Узбекистане начала использоваться с 1996 года и используется по сей день.

Видные российские педагоги, такие как П.П. Блонский, С.М. Василевский, Л.С. Выготский, Г.И. Залкинд и другие, обратились к этой проблеме. Развитие дидактической тестологии связано с работой Талызиной по программному обучению и Беспалко по проблемам образовательных технологий. [1, с. 19]. Во второй половине двадцатого века была сформирована более совершенная модель для анализа результатов испытаний - современная теория испытаний, которая из описательной науки начинает превращаться в науку о законах обучения и оценка поведения субъектов. В то же время разрабатываются компьютерные программы для обработки результатов испытаний, и появляется такой тип испытаний, как компьютерное тестирование. До 1990-х годов тестовые (и обучающие) программы писались университетскими программистами (или исследовательскими институтами, связанными с этими университетами). Как показывает практика, у каждого факультета информатики в университете была своя программа тестирования. Если в начале такие программы основывались на принципе однозначного распознавания ответов тестируемого и использования текстового режима при формулировании задач, более современные опции обычно позволяли реализовать большое количество вариантов ответа, а также использовать графический материал, аудио - и видеоинформация и т.д. Следующим шагом стала разработка сложных систем учителями, которые используются для создания учебной среды, включающей компьютерное тестирование (например, системная платформа Moodle).

Сегодня существует множество программных продуктов, предназначенных для проверки результатов учебного процесса в средних и высших учебных заведениях. Основными трудностями, возникающими при сравнительной оценке образовательных тестовых систем, является определение критериев сравнительной оценки информационных систем [2, с. 1]. Предлагаем анализ информационных систем тестирования по следующим показателям:

1. Сложность работы с программой для преподавателя.

2. Функциональные возможности создания и проведения тестирования (способность проводить тесты в сети, обрабатывать различные типы вопросов и т.д.).

3. Функциональность, связанная с обработкой и представлением результатов (статистика, отображение на экране учителя пользовательских вопросов и ответов и т.д.).

SunRav Web Class — простая система опроса и тестирования. Программа устанавливается на компьютер или веб-сервер, загружается в неё тесты и приглашаются в неё пользователи. Не имеет редактора тестов и тестирование создаётся в отдельной программе tMaker.

1. Сложность работы с программой для преподавателя. Тесты созданные в tMaker сохраняются в компьютер и загружаются прямо из интерфейса SunRav Web Class. Содержимое, которых нельзя менять напрямую, требуется открывать их в tMaker исправить и загрузить заново.

2. Функциональные возможности создания и проведения тестирования. Вопросы могут содержать текст, рисунки, анимации, видео и аудио, а также создаваться отдельно. Имеется возможность создания тестов в виде: единственный выбор; множественный выбор; открытый тест; соответствие; упорядоченный список. Пользователи добавляются после указания группы, логина, пароли, имени, e-mail, дополнительной информации пользователя и прав пользователя.

3. Функциональность, связанная с обработкой и представлением результатов. SunRav Web Class собирает статистику в виде таблицы -MS Excel, с поддержкой таких отчётов как: групповые; отчёты по темам; результаты пользователей; матрица ответов. Единственный минус программы — это её цена. То есть она является платной.

iSpring — платформа для онлайн-обучения и тестирования. Данная программа позволяет обучать или тестировать студентов дистанционно. 1. Сложность работы с программой для преподавателя. Является интернет платформой, которая работает уже

сразу после создания аккаунта. При заполнении формы на сайте, можно получить бесплатную пробную версию на 14 дней. Очень легка в использовании. 2. Функциональные возможности создания и проведения тестирования. iSpring является мощным конструктором по созданию опросов, психологических тестов и тестов для проверки знаний. Имеется возможность создания 14 видов тестов, таких как выбор одного или нескольких ответов, выбор области, drag-and-drop, последовательность, соответствие и др. Можно изменить дизайн каждого вопроса и задавать правила к каждому тесту: ввести баллы и штрафы, перемешивать задания перед каждым тестированием, ограничить количество попыток и времени на вопрос, не давая времени на списывание у других. 3. Функциональность, связанная с обработкой и представлением результатов. iSpring может создавать 15 видов отчетов. Платформа сама проверяет, какие варианты ответов выбраны студентами по каждому заданию, и в каких вопросах допущены ошибки, какой результат получен за определённое количество. iSpring собирает статистику в виде таблицы, которые можно скачать в excel-формате. Платить придётся за каждого добавленного пользователя.

Indigo — система автоматизации тестирования с простым конструктором тестов. Indigo -является серверной платформой, которая может работать даже в облаке. Тесты создаются в самой платформе на компьютере администратора.

1. Сложность работы с программой для преподавателя. Настройка программы осуществляется только в тех компьютерах, где установлена программа. Студенты могут сдавать тесты непосредственно в браузере, используя логин и пароль пользователя.

2. Функциональные возможности создания и проведения тестирования. На платформе можно создавать опросы, тесты с шестью видами заданий и проверку знаний. Тесты имеют возможность перемешивания варианты внутри вопроса или вопросы в тесте, разрешая исполнение теста в произвольном порядке. После публикации теста в платформе, все пользователи сразу начинают его видеть, что позволяет не назначать тест для каждого пользователя вручную. Кроме этого, есть возможность сделать тест приватным, установив на него пароль или скрыв его. В Indigo пользователи добавляются следующими способами: вручную (Заполняется информация о пользователе администратором и вносится в систему); импорт (Список загружается в формате .txt или .xls, заполняясь по определенному шаблону. При этом в меню импорта сразу распределяются пользователи по группам и для них генерируются произвольные пароли); саморегистрация.

3. Функциональность, связанная с обработкой и представлением результатов. Можно получить 4 вида отчёта: отчёт по результату конкретного теста; отчёт по пользователю; общий отчёт группы пользователей; статистика по тесту. Отчёты можно выгрузить в следующих форматах: .DOC, .XLS, HTML, XML, TXT.

В процессе выбора необходимо учитывать технические характеристики компьютера удобство интерфейса, цену и др.

В заключение можно сказать, что тестовые программы являются инновационными технологиями и улучшаются с каждым годом, позволяя пользователям обучаться в реальном времени онлайн тестированием или опросниками.

Список литературы /References

1. Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб.-метод. пособие. Ярославль, 2008.

2. Ефимов Е.Н., Денисов М.Ю., Жилина Е.В. Сравнительный анализ образовательных систем тестирования по критерию функциональной полноты // Управление экономическими системами: электронный журнал, 2012. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://www.uecs.ru/ (дата обращения: 16.09.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.