СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ
по избранным массовым видам спорта. Положительным результатом послужит повышение массовости систематических занятий студентов легкой атлетикой.
3. Организация и проведение студенческой лиги по легкой атлетике в течении календарного года с выявлением победителя по результатам этапов соревнований;
4. Комплексное развитие всех видов легкой атлетики.
5. Проведение работы по отбору и сохранению молодых талантливых спортсменов. нацеливая их на полную реализацию своих возможностей в спорте.
6. Укрепление материально-технической базы для полноценного развития всех видов легкой атлетики.
7. Организация активной пропаганды легкой атлетики в средствах массовой информации: на телевидении, по радио, в печатных изданиях.
Вывод. Внедрение перспективных направлений работы позволит не только повысить популярность легкой атлетики среди студенческой молодежи и привлечь большое количество студентов к активным занятиям спортом, но и создать талантливым спортсменам условия для реализации своих возможностей в большом спорте.
Литература
1. Лубышева Л.И. Анализ развития студенческого спорта: состояние и перспективы / Л.И. Лубышева, Н.В. Пешкова // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 1. - С. 39-41.
References
1. Lubysheva L.I. Analiz razvitiya studencheskogo sporta: sostoyanie i perspektivy (Analysis of development of university sport: Status and Prospects) / L.I. Lubysheva, N.V. Peshkova // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2014. - № 1. - P. 39-41.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ТЕСТИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХОККЕЕ
УДК/UDC 796.355
Поступила в редакцию 31.07.2015 г.
В.Э. Занковец1
1ЗАО ХК «Динамо-Минск», Минск
Ключевые слова: тестирование, физическая подготовка, управление.
Введение. Многие специалисты осознают важность педагогического контроля. Так, по результатам опроса тренеров профессиональных клубов [2], считают необходимым тестировать ОФП 97 %, о целесообразности тестирования СФП высказалось чуть меньше человек - 87 0%, что, однако, также является высоким показателем.
Сложность ситуации в том, что, когда дело доходит до практики, многие специалисты не знают, в какие сроки и как часто следует проводить тестирование и какая от этого польза [2, 3]. Эту мысль наилучшим образом отражают данные анкетирования: 88 0% тренеров используют тестирование в начале предсезонной подготовки; по ее окончании (непосредственно перед началом регулярного чемпионата) степень прогресса хоккеистов оценивают только 56 %; получить информацию об уровне физических кондиций в середине сезона пытаются лишь 43 % опрошенных; проводить итоговое тестирование в конце сезона считают возможным 53 % специалистов.
Обратная связь неэффективна, если тесты проводятся нерегулярно. Даже самая лучшая батарея тестов теряет свою ценность при отсутствии системного подхода.
Цель исследования - анализ ситуации в педагогическом контроле в современном профессиональном хоккее.
Результаты исследования и их обсуждение. Когда же стоит тестировать? Если говорить о масштабной батарее тестов в целом, то с точки зрения календаря большинства чемпионатов оптимальным вариантом являются: 1) начало предсезонного этапа подготовки; 2) его завершение; 3) середина регулярного чемпионата; 4) окончание сезона. Почему именно эти этапы? В первые дни «предсезонки» важно определить, в каком состоянии спортсмены пришли после отпуска. Это «отправной пункт» для дальнейших исследований. В завершение этого цикла перед стартом регулярного чемпионата нужно оценить прогресс игроков и понять, насколько грамотной и эффективной оказалась сама программа подготовки. Данный момент щепетилен для тренеров, так как служит прямой оценкой их работы. Однако это является крайне необходимым, если тренер хочет совершенствовать свою систему подготовки, если хочет расти как специалист. В ходе сезона задача специалистов - поддерживать набранный хоккеистами в подготовительном периоде уровень всех
основных физических качеств, эффективность данной работы оценивается тестированием в середине сезона. В большинстве чемпионатов предусмотрены так называемые «Международные паузы», поэтому педагогический контроль не должен стать обузой для главного тренера. Ответ на тот же вопрос о поддержании кондиций даёт тестирование в конце сезона. Несомненный плюс заключается и в том, что, проводя тестирование в начале следующего предсезонного сбора, можно легко понять, как готовился в межсезонье игрок и тренировался ли он вообще во время отпуска.
Разработанный нами тест «Бег 3 км с ЧСС 150 уд/мин» [1] можно использовать еще чаще: при необходимости даже каждую неделю. Во-первых, показатель ПАНО является более динамичным, чем тот же МПК, и может измениться в течение недели. А во-вторых, данный тест позволяет оценивать этот показатель, не вмешиваясь в тренировочный процесс, -нагрузка является совсем лёгкой и по времени он занимает всего 15-20 мин.
Вывод. Тестирование необходимо: а) для выявления сильных и слабых сторон спортсменов; б) для оценки эффективности тренировочой программы; в) для изучения степени прогресса хоккеистов. Научно обоснованная и экономичная по временным параметрам программа педагогического контроля, проводимая с четкой периодичностью, может существенно повысить эффективность процесса подготовки спортсмена и как следствие результаты команды.
Литература
1. Занковец В.Э. Модификация теста Купера для оценки аэробной работоспособности в игровых видах спорта / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Университетский спорт в современном образовательном социуме: матер. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 23-24 апр. 2015 г.: в 4 частях / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; ред-кол.: Т.Д. Полякова (гл. ред.) [и др.]. - Минск: БГУФК, 2015. - Ч. 3: Молодёжь - науке. - С. 143-146.
2. Занковец В.Э. Тестирование как элемент процесса управления подготовкой хоккеистов высокой квалификации (по результатам опроса специалистов) / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. матер. ХLIV Междунар. научно-практ. конф. / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2015. - С. 246-250.
3. Занковец В.Э. Взаимосвязь скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей хоккеистов-профессионалов на льду и вне льда / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. -2015. - № 9. - С. 12-19.
Информация для связи с автором: [email protected]
№ 10 • 2015 Октябрь | October http://www.teoriya.ru 33