Научная статья на тему 'Тестирование в курсе «Физико – химические методы анализа»'

Тестирование в курсе «Физико – химические методы анализа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1554
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермоленко Ю. В., Шалимова Е. Г.

Разрабатывается банк тестовых заданий для второй части курса «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» – «Физико-химические методы анализа». Представлены примеры тестовых заданий различных типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермоленко Ю. В., Шалимова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bank is developed tests for the second part of the course "Analytical Chemistry and physicochemical methods of analysis" "Physico-chemical methods of analysis." Examples of tests of various types.

Текст научной работы на тему «Тестирование в курсе «Физико – химические методы анализа»»

9

С 11 6 X И в химии и химической технологии. Том XXIV. 2010. Nb 8 (113)

4. Организация материализованного этапа процесса успоения базовых понятий разделов «Оптические методы анализа» и «Хроматографические методы» в курсе аналитической химии / С. А Щербинина, Е.В. Крылова // Успехи в химии и химической технологии: Сб. науч. тр. [под ред. П.Д. Саркисова и В.Б. Сажина]; / РХТУ им. Д.И. Менделеева М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2008. Т. XXII. №2. XVIII. № 8 (48). С. 110-112.

5. Крылова Е.В. Задания по аналитической химии. Ч. I, II. - Уч.-мет. пособие. - М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2003 (40с.), 2004 (44с.).

УДК 378.146:543.4./5.

Ю.В. Ермоленко, Е.Г. Шалимова

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ТЕСТИРОВАНИЕ В КУРСЕ «ФИЗИКО - ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА»

Bank is developed tests for the second part of the course "Analytical Chemistry and phys-icochemical methods of analysis" - "Physico-chemical methods of analysis." Examples of tests of various types.

Разрабатывается банк тестовых заданий для второй части курса «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» - «Физико-химические методы анализа». Представлены примеры тестовых заданий различных типов.

Значительная роль в современном образовании отводится обучающим тестам. Такая форма контроля очень удобна как для преподавателя, так и для студента: она позволяет экономить время, повышает объективность оценки знаний студента.

Опыт использования тестовых заданий на примере первой части курса «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» - раздел «Химические методы анализа» показал, что часть студентов использует материалы теста для самоконтроля и при самостоятельной подготовке к контрольным работам.

Начата работа по подготовке банка тестовых заданий для второй части курса «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» -«Физико-химические методы анализа». Рубрикация содержит 5 основных блоков: спектроскопические методы; электрохимические методы; хроматографические методы; масс-спектрометрические методы; методы анализа, основанные на радиоактивности. Рубрикацией предусмотрено 30 разделов, охватывающих все основное содержание курса «Физико-химические методы анализа». Задания варьируются по методам, объектам и степени сложности. Расширенное содержание банка предусматривает возможность использования его при организации учебного процесса для студентов химических и химико-технологических специальностей.

9

С 11 6 X и в химии и химической технологии. Том XXIV. 2010. №8(113)

Тестовые задания, наполняющие банк, относятся к четырем основным типам: задания закрытого типа, задания открытого типа, задания на упорядочение и задания на установление соответствия. Особое место при составлении тестовых заданий отводится использованию информации практической направленности. Тестовые задания, в которых используется реальные примеры из аналитической практики, призваны не только выполнять функцию контроля знаний, но имеют и некоторую обучающую направленность.

Ниже приведены примеры всех типов тестовых заданий, входящих в банк «Физико-химические методы анализа».

Задание закрытого типа из темы «Вольтамперометрия»: Анодное амперометрическое титрование цинка ферроцианидом калия по току окисления ферроцианида можно выполнить с платиновым вращающимся электродом. Реакция титрования в аммиачной среде имеет вид:

2[2п(КН3)4] 2+ + |Те(С]М)б]4~ -> 2п2|Те(СМ)б]^ + 8Ш3 Вид кривой титрования представлен на рисунке....

Задание открытого типа из темы «Бумажная хроматография» : Фактор Rfдля пятна вещества А на хроматограмме, изображенной на рисунке, равен_. Ответ ведите десятичной дробью с точностью до сотых долей.

с гарт 4,15 см 1¿25 см 8,98 см 1 ¿»6 см фщ ЮПИ

10,25 см

9

С Яг в X № в химии и химической технологии. Том XXIV. 2010. №8(113)

Задание на соответствие из темы «Абсорбционная спектроскопия в видимой и УФ-областях»: Для реакции титрования: А + В = С, где А -компонент, концентрацию которого устанавливают, В - титрант, С -продукт реакции титрования, установите соответствия между видом кривой фотометрического титрования и соотношениями между коэффициентами молярного поглощения участников реакции титрования.

е(А) > 0; е(В) > 0; е(С) = 0; е(А) > е(В); е(А) > 0; е(В) > 0; е(С) = 0; е(А) = е(В); е(А) > 0; е(В) > 0; е(С) = 0; е(А) < е(В) е(А) > 0; е(В) = 0; е(С) > 0; е(А) > е(С)

Задание на упорядоченность из темы «Вольтамперометрия»: Вид

кривой амперометрического титрования смеси галогенидов раствором нитрата серебра (платиновый вращающийся электрод) представлена на рисунке:

Произведения растворимости хлорида, бромида и иодида серебра

имеют следующий порядок (соответственно): 10 10 1з,

10 16. Располо-

жите ионы в порядке их оттитровыванияраствором нитрата серебра.

Разрабатываемые задания могут быть рекомендованы студентам для подготовки к лабораторным и контрольным работам, а также к коллоквиумам. Банк

С 1Ь 6 X № в химии и химической технологии. Том XXIV. 2010. Nb 8 (113)

заданий может быть использован преподавателями для выявления уровня подготовки студента при допуске к лабораторным работам курса.

УДК 378.

М.А. Стародубцева, С.Н. Соловьев Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия.

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФУЛЛЕРЕНОВ С60

Today the science plays the important role in many branches and spheres of a life of people. Socially - psychological factors render a great influence on scientific activity. In the mid-eighties of the XX century in a world science there was an opening фуллеренов, stimulating sharp splash in researches of these substances. In connection with specific thermodynamic properties фуллеренов thermochemical studying and ordering of the received data is called into question as a positive outcome of work influence not only results of researches, but also socially - psychological atmosphere.

Сегодня наука играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Социально - психологические факторы оказывают большое влияние на научную деятельность. В середине 80-х гг. XX века в мировой науке произошло открытие фуллеренов, стимулировавшее резкий всплеск исследований этих веществ. В связи со специфическими термодинамическими свойствами фуллеренов термохимическое изучение и систематизация полученных данных ставится под сомнение, поскольку на положительный исход работы влияют не только результаты исследований, но и социально - психологическая атмосфера.

Ф. де Ларошфуко писал: «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее».

Наука по самой своей сути явление социальное. В науке существует свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, не-писанных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей. Научный коллектив выступает своеобразным социальным полигоном для соответствующей самореализации и самоутверждения личности, удовлетворения многих значимых для нее потребностей.

Научный коллектив, его духовная жизнь, массовая психика являются своеобразной призмой, трансформатором, преломляющим идущие извне воздействия. При вхождении сотрудника в коллектив, характер и успешность разрешения возникающих проблем во многом зависят от принятия сложившихся в коллективе норм, ценностей, проявлении себя, мотивации профессиональной деятельности.

Социально - психологическими аспектами научной деятельности являются:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.