Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-929-935
ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Д. О. Калдыбаева
Преподаватель Чирчикского государственного педагогического
института
А. В. Каландарова
Студентка Чирчикского государственного педагогического института kalandarovaaleksandra884@ gmail. com
АННОТАЦИЯ
Инновационные методы обучения - это методы обучения, предполагающие новые способы взаимодействия «преподаватель-обучающийся», определенное новшество в практической деятельности в процессе усвоения учебного материала. В 21 веке произошло очень много изменений в развитии образования, даже по сравнению с 20 веком. Если в конце 20 века интернетизация и цифровые технологии только начали проникать в обучение, то в настоящее время обучение строится именно на этих принципах. Это все меняет наш образ жизни, способы общения, образ мышления, социальные навыки и социальное поведение.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, инновации в обучении, контроль, объективность, тест, субтест.
TESTING AS AN INNOVATIVE METHOD OF TEACHING RUSSIAN AS A
FOREIGN LANGUAGE
ABSTRACT
Innovative teaching methods are teaching methods that imply new ways of interaction "teacher - student", a certain innovation in practical activities in the process of mastering educational material. In the 21st century, there have been many changes in the development of education, even in comparison with the 20th century. If at the end of the 20th century, internetization and digital technologies only began to penetrate into education, then nowadays education is based on these principles. It all
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-929-935
changes the way we live, the way we communicate, the way we think, social skills, and social behavior.
Keywords: Russian as a foreign language, innovation in teaching, control, objectivity, test, subtest.
ВВЕДЕНИЕ
Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека. Они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта. Этот процесс нуждается в управлении. Какие же причины являются главными для внедрения инновационных технологий в образовательный процесс?
1) Компетентность подхода;
2) Необходимость внедрения методов, являющихся ведущим фактором образовательного процесса;
3) Формирование системы непрерывного и индивидуального образования и самообразования.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ
Педагогические инновации - это инновации в педагогической деятельности, изменение в содержании и технология обучения и воспитания, направленные на повышение их эффективности.
Инновационный процесс - это комплексная деятельность по созданию, развитию, использованию и распространению инноваций. В наше время широко внедряются аудио и видео записи, компьютерные программы, дистанционное обучение, и здесь обязательно нужно овладеть информационными технологиями, особенно это относится к преподаванию русского языка.
Особенностями инновационного обучения являются: 1) работа на опережение; 2) открытость к будущему; 3) направленность на развитие личности; 4) обязательное присутствие элементов творчества; 5) сотрудничество и взаимопомощь.
Инновационные методы обучения находят свое выражение и воплощение в новых методиках преподавания, применение информационных ресурсов и демонстрационного оборудования. А также большую роль в инновации играет уже установившаяся форма работы как тестирование, которое является
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-929-935
средством обучения и контроля. Под тестами понимается система тестовых заданий, которые создаются с целью выявления специальных способностей учащихся, измерения уровня знаний, оценивание результатов, достигнутых в процессе обучения. Это очень удобная форма контроля, она позволяет всем учащимся работать одновременно и в одинаковых условиях.
Тест в переводе с английского - испытание, проба, исследование. Он должен отвечать следующим требованиям: надежность, объективность. В нашей стране они появились не так давно. Они предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, самоконтроль. История возникновения и использования теста уходит вглубь веков. В первом тысячелетии до нашей эры в Египте, Вавилоне, Индии, Китае использовались системы конкурсных испытаний, предназначенных для отбора персонала на правительственные должности. Но научная разработка диагностических методик началась в 19 веке под воздействием запросов медицины, психологии, педагогики, а затем и промышленного производства. Диагностика начала развиваться. Все современные тесты построены на основе статистической теории измерений.
Тесты не отрицая и не заменяя собой другие формы работы могут служить хорошим к ним дополнением.
Тестовые задания должны быть разного уровня по степени сложности. Их условно можно поделить на уровни А, Б, В.
Уровень А - задания, которые рассчитаны на усвоение основных понятий.
Уровень Б - задания, требующие размышления.
Уровень В - задания, требующие творческого исполнения.
Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Первым критерием оценивания должен быть объем учебного материала. Главное достоинства теста - большой охват учащихся, а также при тестовом опросе можно охватить большой объем материала. Тесты задают направление мыслительной деятельности учащихся. Они выполняют следующие функции: социальная функция- определяет соответствие достигнутых учащимися умений и навыков; образовательная функция - закрепляет и систематизирует знания; воспитательная функция - формирует положительные мотивы обучения;
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-929-935
развивающая функция - развивает память, внимание, мышление; контролирующая функция - помогает учителю получить информацию о достижении своих учеников; функция творческого роста учителя - позволяет учителю выявить свои достижения, недостатки и ошибки.
На уроках русского языка можно использовать следующие виды тестов: тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений, правил; тесты, альтернативные, которые требуют истинность или ложность утверждения; тесты, предполагающие выбор ответа из нескольких вариантов; тесты, которые ведут к созданию схемы графиков; тесты с картинками. Для решения языковой проблемы в обучении русского языка как неродного существуют специальные тестовые задания для определения уровня владения русским языком. Учащийся способен воспринимать информацию в социально -бытовой и учебной сферах общения. Он может изучать грамматические правила, лексику, темы базового уровня.
Для успешного выполнения тестового задания обучающийся должен знать: 1) имя существительное, род, число, падеж; 2) местоимение; 3) имя прилагательное, род, число; 4) спряжение глаголов; 5) имя числительное; 6) наречие; 7) предлоги; 8) союзы и союзные слова; 9) простые предложения; 10) сложные предложения.
Наиболее эффективными при обучении русского языка, как иностранного, являются клоуз- тесты и экспресс - тесты.
Клоуз-тест - это прием восстановления текста, в который вставляются пропущенные слова или словосочетания. Суть клоуз-теста: учащимся предлагается текст объемом 100 - 400 слов, в котором пропущенны отдельные слова или словосочетания. Этот текст можно восстановить только лишь за счет того, что учащийся понимает контекст. Например: В лесу цветут душистые .... Щебечут .... Летают над поляной ....
При работе с клоуз-тестом важно выдерживать принцип «от простого к сложному». Начинать можно с текстов, в основе которых одно-два высказывания, затем переходят к более сложным текстам. Иногда можно включить такое задание: вставить в текст подходящие по смыслу глаголы. Например: Воробей (что сделал?) ... в форточку. Он (что делал?) ... по столу и ... крошки. Войдёт кто-нибудь в комнату, он (что сделает?) ... на форточку и ... . (Слова для справок: прыгал, влетел, клевал, улетит, прыгнет).
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-929-935
При преподавании русского языка как иностранного, тексты должны иметь простую для понимания структуру. Например, обучающимся можно предложить отрывок из текста К. Паустовского «Был конец ноября» :Несколько дней ... холодный дождь. В саду ... мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже ... лампы. Кот ... весь день и ... во сне, когда темная вода ... в окна. Для организации работы с клоуз-тестами необходимо придерживаться этапности. На первом этапе работы с текстом необходимо прочитать его с пропусками, затем нужно провести обобщающую беседу по содержанию. Затем обучающиеся самостоятельно заполняют пропуски. На следующем этапе работы с клоуз-тестами по обучению русскому языку как иностранному нужно зачитать текст без пропусков для восстановления смысловой целостности. Методика работы с клоуз-тестом сводится к тому, что этот вид работы направлен на формирование не только текстовой компетенции, но и информационной и языковой компетенции. Этот метод позволяет осуществлять подготовку к написанию изложения и сочинения.
Для обучения русскому языку как неродному возникает необходимость определить уровень владения языком каждого обучающегося, найти их слабые места. Для этого подходят экспресс - тесты. Выполнение таких заданий занимает 5-7 минут. Одновременно можно использовать различные варианты одного и того же теста для учащихся одной группы, находящихся на разных стадиях освоения языка. Эти тесты позволяют проследить динамику освоения той или иной закономерности языка каждым обучающимся. Экспресс - тесты применимы в отношении всех компонентов языковой способности: лексики, грамматики.
Простейший тест определяет способность образовывать слова в форме множественного числа. Например: заяц - зайцы, девочка - девочки, жук -жуки, ручка - ручки, тетрадь - тетради, дневник - ..
На первом этапе используют одушевленные существительные в сочетаниях с притяжательным местоимением мой или моя. Например: кошка - моя кошка, баран - мой баран, собака - моя собака, корова - ., ягненок -..., бык - .... Можно также использовать сочетания неодушевленных существительных мужского рода второго склонения и женского рода первого склонения, а также существительные в форме множественного числа. Например: подобрать существительные шапка, ключик, монеты, перчатки, монета, рюкзак к прилагательным золотой, голубые, голубая, золотая, голубой, золотые.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-929-935
Нужно быть уверенным в том, что обучающиеся знакомы со значением тех слов, которые использованы в тесте.
Следующий этап предполагает применение неодушевленных существительных среднего рода. Например: подобрать прилагательные интересная, интересный, интересные, зеленая, зеленые, зеленое к существительным трава, сказки, дерево, фильм, листья, книга. Следующий этап предполагает возможности использовать в экспресс - тестах неизменяемые неодушевленные существительные и частотные существительные, относящиеся к третьему склонению. Можно также вводить в задания дополнительные задачи, например, подобрать антонимы к словам, представленным в тексте.Например: закончить высказывание, подобрав слово с
противоположным значением: Малина сладкая, а лимон_. Слон большой, а
мышь _. Чай горячий, а мороженое _. Трава низкая, а дерево _.
Ворона серая, а какаду ____ .
Экспресс - тесты можно варьировать, применяя к учащимся так, как это необходимо учителю.
Также можно применять субтесты, например, «говорение» (на основе виртуального восприятия). Например, составить сюжетную историю по иллюстрациям русских народных сказок, выбрать изображение, которое больше всего подходит к названию.
Субтест «аудирование» проводится без визуальной поддержки и направлен на проверку правильного аудиовосприятия. Можно давать короткие стихи, потешки или песенки.
Субтест «чтение» предлагает короткие тексты. Тест содержит вопросы с несколькими ответами открытого типа.
Субтест «письмо» - в нем отмечается правильность написания. Например, нужно подписать поздравительную открытку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тестирование как форма контроля знаний заняла прочную позицию в процессе обучения языкам.
Тесты не столько контроль и оценка знаний и практических умений обучающихся, сколько диагностика состояния обучающихся, выявление возможных затруднений с приемами лингвистики, пробелов, знаний орфографии и пунктуации. Многие задания предполагают обязательное
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-929-935
обращение обучающихся к различных словарям, другие - стимулируют интерес к получению дополнительных сведений о языке и языковой системе.
Благодаря тестам у обучающихся развивается общая эрудиция и культурно-речевые навыки.
REFERENCES
1. А.Б. Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. М., 2003.
2. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. — М.. 1982.
3. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения или как интересно преподавать: Учебное пособие. А, 2009
4. Савельев А.Я. Педагогические технологии // ВО в России, №2, 2000.