УДК 378.147
ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
А.А. Соломенникова, И.Г. Кондратьева
Аннотация. В статье рассматриваются особенноститестов в процессе обучения иностранному языку на всех ступенях образования. Использование и создание тестов зависит от цели контроля результатов обучения или остаточных знаний. Цель статьи — провести типологию тестов и определить наиболее эффективные формы контроля результатов обучения в процессе обучения иностранным языкам в вузе. Тесты могут способствовать дальнейшему самообразованию и совершенствованию знаний обучающихся всех уровней образования.
Ключевые слова: английский язык, образование, студент, тест.
1. Введение
В наше время тест является самым распространенным средством контроля обучения. Он применяется на всех ступенях образования: в университетах, средних школах и даже детских садах. После завершения университета человек и в дальнейшей жизни сталкивается с необходимостью пройти тесты, например, при сдаче международного экзамена или приеме на работу. В зависимости от цели, проверяющий выбирает тот или иной тип теста. Цель данной статьи - анализ типов тестов по иностранным языкам, их особенностей и мониторинг использования тестирования как одной из форм контроля знаний в Казанском (Приволжском) федеральном университете по английскому языку.
2. Методы исследования
Исследование сосредотачивается на трех ключевых областях: формы тестирования и типы тестов; изучение состояния процесса обучения иностранным языкам в Казанском (Приволжском) федеральном университете и использование тестов как формы контроля результатов обучения.Для этого в работе использовались теоретические и эмпирические методы, сбор данных, описание и обработка результатов исследования.
2.1. Формы тестирования.
По форме проведения методы оценки результатов обучения делятся на во-семьвидов:
1) Прямое тестирование.
При прямом тестировании от студента требуется прямо продемонстрировать проверяемые навыки, то есть написать сочинение, чтобы оценить, насколько хорошо тестируемый может их писать.
2) Непрямое тестирование.
Непрямое тестирование подразумевает проверку навыков, которые относятся к тому, что проверяется. Например, через задание определить пары слов, рифмующиеся друг с другом, проверяется произношение.
3) Объективное тестирование.
Количество итогового балла в этом виде тестирования не меняется, даже если результаты будут оцениваться другим проверяющим. Пример такого тестирования -тест с множественными вариантами ответов.
4) Субъективное тестирование.
Результаты тестирования носят субъективный характер, так как зависят от личных впечатлений каждого проверяющего как, например, в случае с сочинением [3].
5) Раздельное тестирование.
2018, том 2,
№ 2 (5)
Казанский вестник молодых ученых. Педагогические науки Методология и методика организации образовательной среды
Этот вид тестирования основан на том принципе, что язык можно поделить на отдельные части и оценивать их. К такому тестированию можно отнести проверку знаний определенных грамматических структур, правописания или заполнение пропусков. Все эти примеры объединены тем, что представляют собойопределенный изолированный аспект языка. Данный вид тестирования подвергается критике именно из-за своей ограниченности. Подчеркивается, что язык холистичен,и в реальном мире студенты столкнутся с языком в далеко не столь изолированном его виде. Это привело к появлению интегративного тестирования [1].
6) Интегративное тестирование.
Тестирование в рамках задания включает в себя многие языковые аспекты. Это может быть написание сочинения, выполнение заданий при прослушивании текста, текст, в котором необходимо вписать недостающие слова или диктант. Текст с пропусками должен быть аутентичным, стандартно удаляется каждое седьмое слово, но количество пропусков может варьироваться, либо удаляться изученная лексика. Это задание позволяет оценить грамматику, лексику, понимание содержания. Диктант, в свою очередь, также синхронно проверяет различные языковые навыки.
7) Образцово-ориентированное тестирование.
Подобное тестирование основано на сравнении результатов выполненного задания одного студента с результатами другого студента. Здесь в первую очередь важным является не индивидуальный уровень языка каждого студента, а то, какое место студент занимает в общем рейтинге(например, входит в пятерку лучших студентов).
8) Критериально-ориентированное тестирование.
Целью данного вида тестирования является - определить, способен ли студент удовлетворительно выполнять то или иное задание. Прогресс студента оценивается согласно критериям [3].
2.2. Типы тестов.
Тестовые задания в зависимости от цели делятся на пять типов:
1) Тест распределения.
Распределительный тест проводят с целью поделить учеников на группы с одинаковым уровнем знания языка. Одно проведенное исследование показало, что повторение предложения является быстрым и вполне обоснованным способом оце-нитьуровень ученика при условии, что предложение не слишком короткое и легкое. Преподаватель должен послушать каждого студента и записать количество слов, которое студент смог воспроизвести, пока у него не возникли затруднения. Студенты с более низким уровнем скажут только первую часть предложения либо попросят повторить. Этот способ может оказаться полезным, когда требуется быстрое распределение по группам [2].
2) Диагностический тест.
Он призван определить слабые и сильные места в знаниях студента для того, чтобы выстроить дальнейшую стратегию обучения.
3) Тест качества работы учащегося.
Такой тест является логическим завершением курса или раздела учебника для контроля усвоения материала и позволяет студентам продемонстрировать усвоенный материал.
4) Проверка квалификации.
Международные языковые экзамены можно назвать проверкой квалификации, они имеют будущую направленность на образование за рубежом, трудоустройство и иммиграцию. Эти тесты выявляют качество языка и способность тестируемого применять его на практике [2].
5) Тест на проверку академических способностей.
Впервые такой тест был разработан в 1959 году. Он может предсказать вероятность успеха человека в освоении базовых коммуникативных навыков, в частности говорения и аудирования [3].
Таким образом, тесты бывают разной формы и целенаправленности, их типология очень разветвленная, каждый тип теста имеет свои требования. Таким образом, преподаватель может выбрать подходящий тип теста, позволяющий максимально эффективно оценить результаты обучения.
3. Результаты и выводы
Смена парадигмы образования в высшей школе и стремление КФУ повысить свой образовательный и научный рейтинг стали причиной увеличения сетки учебных часов по иностранному языку до 16 зачетных единиц с их равномерным распределением на первом и втором курсе обучения на всех неязыковых направлениях вуза, что позволило создать унифицированную рабочую программу по иностранному языку с едиными ожидаемыми результатами [4]. В настоящее время дисциплина «Иностранный язык» в Казанском (Приволжском) федеральном университете составляет 432 аудиторных часа, 4 семестра по 108 часов аудиторных занятий, 6 часов в неделю. Сетка аудиторных часов была увеличена в 2014 году с появлением проекта Top 5-100 «Англоязычная среда КФУ». В рамках проекта была создана комфортная обучающая среда в университете.
Какие формы тестирования и типы тестов используются в процессе обучения иностранному языку на неязыковых направлениях в КФУ? Обучение английскому языку начинается с входного интегрированного распределительного тестирования, что позволяетразделить студентов в группы по уровню владения английским языком и определить дальнейшие стратегии обучения.В конце первого и третьего семестров проводится мониторинг результатов обучения студентов. Студенты проходят внутреннее объективное интегрированное диагностическое тестирование, позволяющее проследить прогресс студентов как на первом, так и на втором курсе. В конце курса обучения студенты проходят независимую экспертизу - внешнее интегрированное диагностическое тестирование (например, на площадке онлайн школы EnglishFirst) и проверку квалификации, т.е. использование иностранного языка в профессиональной сфере - внутреннее диагностическое тестирование.Изучение нормативной и учебно-методической базы, учебных планов и программ дисциплин по иностранным языкам показало, что преподаватели часто используют критериально-ориентированное, распределительное тестирование, тесты качества работы обучающихся и диагностические тесты. Более 25% опрошенных студентов (всего опрошено около 1800 студентов неязыковых институтов) подчеркнули необходимостьдиагностических тестов в процессе обучения, сравнения своих результатов с результатами других, рейтинга студентов для дальнейшей мотивации обучения. Подавляющее большинство студентов (80%) хочет получать информацию о своих результатах и это стимулирует их к совершенствованию своих знаний и компетенций. Преподаватели отмечают, что использование тестов - это наличие одинаковых критериев, что облегчает задачу преподавателя - объективно оценить результаты обучения. Можно сделать вывод, что оценка результатов обучения: текущее и итоговое оценивание, ориентация на международные стандарты и тесты, роль внешней экспертизызначимы в процессе обучения иностранным языкам.
Литература
1. Discrete-Point and Integrative Language Testing Methods [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://educationalresearchtechniques.com/2017/03/10/discrete-point-and-integrative-language-testing-methods/, дата обращения 5.11.17.
2. Fourtypesoftests [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.teachers-corner.co.uk/four-types-of-tests/, дата обращения 5.11.17.
2018, том 2,
№ 2 (5)
Казанский вестник молодых ученых. Педагогические науки Методология и методика организации образовательной среды
3. Ramadan M. Kinds of Testing & 6 Types of Tests [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://eltguide.wordpress.com/2014/06/20/8-kinds-of-testing-6-types-of-tests/, дата обращения 5.11.17.
4. Кондратьева И.Г., Мясникова Л.М., Рахматуллина Р.К. O результатах обучения английскому языку в вузе в соответствии с новым стандартом // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 10 (54). С. 359-368.
Авторы публикации
Соломенникова А.А. Кондратьева И.Г.
TESTING AS A FORM OF ASSESSING OF PROFICIENCY IN A FOREIGN LANGUAGE A. Solomennikova, I. Kondrateva
Abstract. The features of tests in the course of training in a foreign language at all steps of education are considered in the article. Using and creation of tests during the process of teaching and learning a foreign language depends on the purpose of assessing the results of gained or remaining knowledge. The aim of the paper is to study types and forms of assessing a foreign language and determine effective ones, whichcan promote further self-education and improvement of studies at all education levels. Keywords: foreign language, higher education institution, student, test.
References
1. Discrete-Point and Integrative Language Testing Methods [Elektronnyi resurs] // Rezhim dostupa: https://educationalresearchtechniques.com/2017/03/10/discrete-point-and-integrative-language-testing-methods/, data obrashcheniya 5.11.17
2. Fourtypesoftests [Elektronnyi resurs] // Rezhim dostupa: http://www.teachers-corner.co.uk/four-types-of-tests/, data obrashcheniya 5.11.17.
3. Ramadan M. Kinds of Testing & 6 Types of Tests [Elektronnyi resurs] // Rezhim dostupa: https://eltguide.wordpress.com/2014/06/20/8-kinds-of-testing-6-types-of-tests/, data obrashcheniya 5.11.17
4. Kondrat'eva I.G., Myasnikova L.M., Rakhmatullina R.K. O rezul'tatakh obucheniya angliiskomu yazyku v vuze v sootvetstvii s novym standartom // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal). 2015. № 10 (54). S. 359-368.
Authors of the publication
A. Solomennikova I. Kondrateva
Дата поступления 17.01.2018.