Научная статья на тему 'Основные принципы построения теста в обучении английскому языку'

Основные принципы построения теста в обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
353
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / студент / тест / тестология / результаты обучения / контроль знаний / foreign language / student / test / assessment

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Соломенникова А. А., Кондратьева И. Г.

Проблема оценки результатов обучения одна из актуальных в педагогике и методики обучения иностранным языкам в вузе. В настоящее время тест или тестирование это одна из форм оценки результатов обучения. В данной статье авторы анализируют основные принципы разработки и построения теста. При написании статьи авторы основывались на изучении зарубежного опыта по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLES OF CREATION OF THE TEST

A topic issue in pedagogics and techniques of teaching foreign languages in higher education institutions nowadays is assessment of results of studying. Test or testing is one of forms of assessing the results of education. The authors analyzed the basic principles of development and creation of a test and based their research on studied foreign literature on the issue.

Текст научной работы на тему «Основные принципы построения теста в обучении английскому языку»

УДК 81-139

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕСТА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Соломенникова А.А., магистрант Кондратьева И.Г., кандидат педагогических наук, доцент

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

irina.kondrateva.67@mail. ru; rokersha2009@bk. ru

Проблема оценки результатов обучения одна из актуальных в педагогике и методики обучения иностранным языкам в вузе. В настоящее время тест или тестирование это одна из форм оценки результатов обучения. В данной статье авторы анализируют основные принципы разработки и построения теста. При написании статьи авторы основывались на изучении зарубежного опыта по данной проблеме.

Ключевые слова: иностранный язык, студент, тест, тестология, результаты обучения, контроль знаний

В наше время тест является одним из базовых средств оценки результатов обучения. Тесты применяются на уроках, олимпиадах и экзаменах, на всех уровнях обучения школьное, высшее и послевузовское образование. Свое развитие тестология получила в 1960-х годах, тогда особое внимание эта сфера получила на Западе. У каждого учителя может быть свой вариант теста для проверки пройденного материала, но он должен быть составлен грамотно, чтобы объективно оценить те или иные навыки и умения. Для более эффективного контроля знаний разработаны основные принципы составления тестов, которые иногда могут противоречить друг другу. В нашей статье мы бы хотели обратиться к зарубежным источникам. Анализ прочитанной зарубежной литературы по теме позволяет нам привести принципы построения теста:

1. Валидность

2. Надежность

3. Практичность

4. Backwash effect

Тест должен быть рациональным, выборочным и конструктивным. Он должен включать в себя именно то, чему обучался студент и что он должен знать по изучению курса. Тест будет некорректным, если в нем будут отсутствовать задания, касающиеся учебного плана. И важно проверять не только то, что легко оценить. Так, тест по письму может включать в себя проверку отдельных навыков, например, пунктуацию с помощью вопросов с выбором из множественных вариантов ответа. Это задание легко составить, и оно будет иметь четко зафиксированный результат, но оно не даст общего представления о письменных навыках учащегося. Навыки письма и говорения можно проверить, если обучающийся продемонстрирует разговорную и письменную речь, но в этом случае оценка результатов может разниться. Другая проблема, связанная с валидностью, состоит в проверке именно того, что необходимо проверить. Если ответ на вопрос на понимание аудирования или чтения требует развернутый ответ, в этом случае тест в равной степени оценивает как понимание содержания, так и способность писать развернуто. В

действительности опрашиваемый может прекрасно понять содержание текста и знать ответ на вопрос, но он не способен полно выразить свои мысли, как этого требует задание [4]. А. Хьюз в своей книге выделяет следующие типы валидности [3, С. 26-35]:

1. Содержательная валидность (насколько тест оценивает те навыки, для проверки которых он разработан);

2. Валидность ответов (опрашиваемые отвечают именно так, как этого ожидают разработчики);

3. Предсказательная (тест точно предсказывает будущие ответы);

4. Согласованная (результаты теста совпадают с результатами другой оценочной системы).

Тест должен тщательно проверяться и иметь подходящий уровень сложности. Предполагается, что сильные студенты успешно его сдадут, и ожидается, что слабые студенты справятся с ним. Есть четкая связь между состоятельностью теста и его надежностью. Он будет состоятельным тогда, когда его результаты будут иметь однозначную оценку [4].

Одним из источников ненадежности является сам тест. Во-первых, необходимо убедиться, что правильный ответ не является просто удачным попаданием, и неправильный ответ дает четкое понятие о навыках ученика. Очевидно, что чем больше тест, тем более он надежен в этом плане. Вопросы не должны быть двусмысленными. Четкие инструкции могут помочь при написании теста, сам же тест должен быть хорошо составленным и удобочитаемым. Желательно, чтобы опрашиваемые были знакомы с форматом теста, но с другой стороны, ознакомление с новым форматом выявляет уровень владение языка. При оценивании сочинения, проверяющие могут разработать общую систему оценки, основанную на единых стандартах. При задании написать письмо-приглашение, необходимо дать общую информацию о содержании письма, так ученики одинаково выполнят задание, и оно будет отвечать одним и тем же стандартам, что сделает оценивание точным и честным. В отношении надежности теста могут быть заданы следующие вопросы [1]:

4. Если бы я повторно выполнил тест завтра, получил бы я такие же результаты?

5. Если я выполню другой вариант теста, будет ли у меня такой же результат?

6. Если бы в тесте были другие задания, получил бы я тот же результат?

7. Все ли проверяющие согласны с оценкой, которую я получил?

8. Если тот же проверяющий оценит мою работу завтра, будут ли у меня те же результаты?

Прежде чем дать тест ученикам, необходимо проверить его на контрольной группе. Тестируемому дается 2 варианта теста, каждый вопрос одного теста имеет похожий в другом тесте. После проверки ответов, результаты двух тестов сравнивают. Если результаты совпали, то тест можно считать надежным.

Факторы, влияющие на надежность: решение теста (достаточное количество заданий, четкие пояснения, определенные требования, внешний вид теста, знакомый формат, шум, освещение, списывание); результаты (объективное и субъективное оценивание, недостаток навыков у проверяющего, отсутствие стандартов).

Практичность теста складывается из того, насколько доступным является его проведение. Важными факторами при проведении и проверке

теста являются время, финансовые ограничения, необходимые материалы и человеческий ресурс.

Backwash effect это влияние, которое тест оказывает на процесс обучения. Учителя адаптируют содержание своих уроков в зависимости от вида теста, который будут сдавать ученики. Само существование экзамена или теста влияет на курс программы, на то как обучают учеников и что они должны знать. То, что оценивается, становится приоритетным, именно это и преподается. Backwash effect может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный эффект появляется, когда есть единство между преподаванием и тестированием. Этому положению соответствует тест с высокой степенью валидности. Негативный эффект проявляется, когда нет взаимосвязи между тем, что преподается и что проверяется (например, при сужении материала) [2]. Но не все тесты требуют предварительной подготовки. В случае с тестом. предназначенным выявить слабые места в знаниях ученика, предварительная подготовка сведет на нет суть теста.

При составлении теста необходимо учитывать разные факторы. Неправильная формулировка задания и содержание теста могут показать недостоверный результат. Разработка теста требует навыков и доказанных опытным путем стандартов. В завершении хотелось бы процитировать слова Альдерсона Чарльза: «Качественные тесты и оценка требуют времени и денег, а плохие бросают на ветер время, деньги и ЖИЗНИ».

Литература

1. Alderson C. Principles and Practice in Language Testing: Compliance or Conflict? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.powershow.com/view3/4b532a YmVkZ/Principles_and_Practice_in_Language_Testing_Compliance_or_Conflict_powerpoint_ppt_pr esentation, дата обращения 16.04.17

2. Backwash effect / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://elt.wikia.com/wiki/Backwash_effect , дата обращения 16. 04.17

3. Hughes A. Testing for Languages Teachers. Cambridge University Press, 2003. 251 p.

4. Principles of Language Testing / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://h2g2.com/edited_entry/A1297910 , дата обращения 15.04.17

BASIC PRINCIPLES OF CREATION OF THE TEST Solomennikova А., Kondratjeva I.

A topic issue in pedagogics and techniques of teaching foreign languages in higher education institutions nowadays is assessment of results of studying. Test or testing is one of forms of assessing the results of education. The authors analyzed the basic principles of development and creation of a test and based their research on studied foreign literature on the issue. Keywords: foreign language, student, test, assessment.

Дата поступления 30.03.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.