Научная статья на тему 'ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОЛИЦЕЙСКИХ РОССИИ И НЕКОТОРЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН'

ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОЛИЦЕЙСКИХ РОССИИ И НЕКОТОРЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеев Александр Владимирович

Система тестирования физической подготовленности полицейских России и некоторых англоязычных стран во многом согласуются своими «базовыми и ситуативными» подходами в исследовании функциональной и профессионально-прикладной физической подготовленности. «Базовый» подход связан с наиболее общими коррелятами физической подготовленности (отжимание от пола, кросс, плавание и т.д.), а «ситуативный» - моделирует различные аспекты действий сотрудника в условиях несения службы. С педагогической точки зрения, уровень профессиональной готовности полицейского будет напрямую зависеть от эффективности использования в учебном процессе «ситуативных задач». В рамках этой концепции перечень тестовых процедур позволит выявить корреляционную зависимость скоростно-силовых и координационных качеств с личностными качествами, ответственными за профессионально-психологическую готовность сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TESTING THE PHYSICAL FITNESS OF POLICE OFFICERS IN RUSSIA AND IN SOME ENGLISH-SPEAKING COUNTRIES

The system of testing the physical fitness of police officers in Russia and in some Englishspeaking countries largely agree with their "basic and situational" approaches in the study of functional and professionally applied physical fitness. The "basic" approach is associated with the most common correlates of physical fitness (push - UPS, cross-country, swimming, etc.), while the "situational" approach models various aspects of employee actions in the service environment. From the pedagogical point of view, the level of professional readiness of the police officer will directly depend on the effectiveness of using "situational tasks" in the educational process. Within the framework of this concept, the list of test procedures will reveal the correlation between speed-strength and coordination qualities and personal qualities responsible for the professional and psychological readiness of employees.

Текст научной работы на тему «ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОЛИЦЕЙСКИХ РОССИИ И НЕКОТОРЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН»

гов и времени опоры могут служить индикаторами спринтерского потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранцев, С.А. Возрастные изменения кинематики скоростного бега детей младшего и среднего школьного возраста / С.А. Баранцев, В.В. Зайцева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004 - №5.- С. 15-19.

REFERENCES

1. Barantsev, S.A. and Zaitseva, V.V. (2004), "Age changes in the kinematics of high-speed running of children of primary and secondary school age", Physical culture: education, education, training, No.5, pp.15-19.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.12.2020

УДК 796.015.686

ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОЛИЦЕЙСКИХ РОССИИ И НЕКОТОРЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН

Александр Владимирович Евсеев, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург

Аннотация

Система тестирования физической подготовленности полицейских России и некоторых англоязычных стран во многом согласуются своими «базовыми и ситуативными» подходами в исследовании функциональной и профессионально-прикладной физической подготовленности. «Базовый» подход связан с наиболее общими коррелятами физической подготовленности (отжимание от пола, кросс, плавание и т.д.), а «ситуативный» - моделирует различные аспекты действий сотрудника в условиях несения службы. С педагогической точки зрения, уровень профессиональной готовности полицейского будет напрямую зависеть от эффективности использования в учебном процессе «ситуативных задач». В рамках этой концепции перечень тестовых процедур позволит выявить корреляционную зависимость скоростно-силовых и координационных качеств с личностными качествами, ответственными за профессионально-психологическую готовность сотрудников.

Ключевые слова: сотрудник полиции, двигательная подготовленность, тестирование функций.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p64-68

TESTING THE PHYSICAL FITNESS OF POLICE OFFICERS IN RUSSIA AND IN SOME ENGLISH-SPEAKING COUNTRIES

Alexander Vladimirovich Evseev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg

Abstract

The system of testing the physical fitness of police officers in Russia and in some English-speaking countries largely agree with their "basic and situational" approaches in the study of functional and professionally applied physical fitness. The "basic" approach is associated with the most common correlates of physical fitness (push - UPS, cross-country, swimming, etc.), while the "situational" approach models various aspects of employee actions in the service environment. From the pedagogical point of view, the level of professional readiness of the police officer will directly depend on the effectiveness of using "situational tasks" in the educational process. Within the framework of this concept, the list of test procedures will reveal the correlation between speed-strength and coordination qualities and personal qualities responsible for the professional and psychological readiness of employees.

Keywords: police officer, motor readiness, function testing.

Особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции требуют достаточного уровня специальной физической подготовки, как непременного условия эффективного выполнения задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан. В связи с этим в России и ряде стран зарубежья, разрабатываются и совершенствуются показатели необходимой двигательной подготовленности полицейских [2]. Реализация физических качеств сотрудниками полиции зачастую происходит в сложных, нестандартных ситуациях, отягощенных недостатком времени [3]. Так при анализе ситуаций по задержанию правонарушителей установлено:

- время, затрачиваемое полицейским на задержание злоумышленника, составляет от 10 до 20 секунд;

- оптимальная дистанция при задержании правонарушителя - от 0,5 до 5 метров;

- основными способами преодоления дистанции при задержании правонарушителя являются действия «взрывной» направленности (бег, прыжок, захват, болевой прием и т.п.). Таким образом, действия сотрудника при задержании правонарушителя характеризуются, в основном, проявлением скоростно-силовых физических качеств.

При этом необходимо отметить, что развитие и оценка скоростно-силовых качеств на занятиях по физической подготовке идет по «функциональному пути» с отрывом от вероятной практики применения действий. В частности: развитие силы рассматривается через призму многократных повторений таких упражнений как «подтягивание» на перекладине, «отжимания» в упоре лёжа и т.п. Качество выносливость оценивают в основном по скорости преодоления кроссовой дистанции 1-3 километра. А «ловкость» - соразмерно точности и скорости выполнения челночного бега. В этом случае происходит некоторая подмена реальности применения полицейскими собственно физических качеств к имеющимся педагогическим и спортивным эквивалентам. Такое противоречие обусловлено тем, что «аттестационные» упражнения разработаны в логике лабораторных методов исследования физических качеств человека. При этом смоделировать практико-ориентированные действия полицейских при задержании правонарушителей крайне сложно. В результате лабораторно-модельные подходы оценки двигательной подготовленности сотрудников правоохранительных органов широко применяются как у нас (в России), так и в ряде зарубежных стран (Великобритания, Канада, США). Так, в Австралии, уровень двигательной подготовленности сотрудников полиции оценивается с помощью набора тестов, ориентированных на измерение скоростно-силовых и координационных составляющих: Grip Strength test - жим динамометра (удержание усилия равного 30 кг в руке в течение 3 секунд); Swimming test - плавание (100 метров, 4 минуты); Illinois Agility test - скоростной бег (по лабиринту, включающему в себя 2 пробега по 9,15 м, 4 круга вокруг пластиковых фишек, 20 секунд); Push Ups test - отжимание от пола (не менее 5 раз); Beep test - челночный бег (20 метров, 4 минуты 30 секунд); Prone Bridge test -позостатическое удержание своего тела - (лежа на полу, с упором на локти и пальцы ног, в течение 1 мин.; Obstackle Climb test - преодоление препятствия (высота 1,3 м).

Отметим, что челночный бег (Beep test) проводится по определенному алгоритму, где участник должен стартовать по звуковому сигналу, задаваемому компьютером, многократно пробегая расстояние между двумя линиями (20 м.). Каждую последующую минуту компьютер изменяет звук и увеличивает частоту звукового сигнала. В результате, тестируемый индивид вынужден ежеминутно наращивать скорость пробегания отрезков. Обычно такой тест имеет начальную скорость бега 8,5 км/ч и увеличивается на 0,5 км/ч каждую минуту. Тест прекращается, если спортсмен не в состоянии выйти на рубеж в течение двух последовательных сигналов.

В США для оценки уровня физической подготовленности офицеров полиции разработай и применяется Police Officer Physical Abilities Test (POPAT), который имитирует типовые ситуации применения физических качеств и уровень эффективности действий сотрудников в условиях экстремальной ситуации. Процедура так же используется для от-

бора кандидатов на правоохранительную службу. Тест POPAT включает в себя испытания, диагностирующие физическую силу человека, мышечную выносливость и ловкость, отражающие основные задачи, с которыми полицейские будут сталкиваться в ходе службы. Сам тест организован в несколько этапов, на прохождение которых дается 4 минуты 15 секунд.

Первый этап (скорость-ловкость) проходит в спортивном зале, испытуемый должен пробежать 6 кругов по дистанции, (разноритмовый бег), выполнить прыжки через гимнастические фишки, и, сменив направление движения, вбежать вверх по лестнице (6 ступеней).

Второй этап (сила-выносливость) проходит с помощью тренажера-динамометра (Pull and Push). Испытуемый обязан, взявшись за рычаг машины-динамометра, вытянуть его на себя (усилие составляет примерно 36 кг) и, удерживая рычаг в таком состоянии (усилие 36 кг), перемещаться с тренажером справа налево, изменяя вектор движения на 180 градусов. При этом испытуемый должен касаться линии по обе стороны от машины три раза левой ногой и три раза правой ногой. После выполнения упражнения с «вытягиванием рычага» упражнение продолжается только уже с «вдавлением рычага» - (тестируемый давит на рычаг тренажера), развивая аналогичное усилие (36 кг), и также перемещаясь по сектору движения.

Третий этап (сила-ловкость) организуется на специальном станке, представляющем из себя перекладину, закрепленную на высоте 3 фута (91 см) от пола. Испытуемый, из положения лежа на груди, выполняет перелезание через перекладину (любым способом) и занимает положение «лежа на спине». Далее испытуемый выполняет действия в обратной последовательности. В ходе выполнения упражнения тестируемый должен выполнить 5 подходов, включающих в себя: отжимание от пола, сгибание и разгибание туловища из положения лежа. После завершения трех этапов, предлагается небольшая пауза отдыха для подготовки к заключительному четвертому этапу тестирования, который не включает в себя время предыдущих трех этапов.

Четвертый этап - переноска мешка весом 80 фунтов (36 кг) на дистанцию 50 футов (15 м). Испытание считается не пройденным, если мешок во время движения выпадает из рук тестируемого.

Помимо вышеописанного теста в подразделениях полиции США применяется Physical Qualification Test - (PQT) квалификационный тест физической подготовленности личного состава. Тест PQT содержит 4 упражнения: бег на дистанцию 75 ярдов (69 метров) - в двух попытках; отжимание от пола; подъемы туловища из положения лежа; бег 1,5 мили (2,4 км).

Оценка результатов проводится в соответствии со специальной таблицей (таблица 1.). Сумма баллов при выполнении тестовых упражнений является неотъемлемым компонентом профессионального соответствия полицейского (если испытуемый набрал менее 19 баллов, тест считается проваленным).

Таблица 1 - Шкала баллов по Physical Qualification Test - (PQT)

Баллы Отжимания Сгибание - разгибание туловища Бег 1,5 мили (2,4 км) 75 ярдов (69 м) (лучшая попытка)

0 17 или меньше 20 или меньше 14:27 или больше 19.60 или больше

1 18-19 21-22 14:26-14:18 19.59 -19.45

2 20-21 23-24 14:17-14:09 19.44 19.25

3 22-23 25-26 14:08-14:00 19.24 - 19.05

4 24-26 27-29 13:59- 13:51 19.04 - 18.85

5 27-32 30-34 13:50- 13:00 18.84 - 18.45

6 33-46 35-48 12:59- 11:32 18.44 - 17.35

7 47 или больше 49 или больше 11:31 или меньше 17.34 или меньше

Причем, если испытуемый не набрал минимального количества баллов по любому из упражнений - то пройденный тест не засчитывается.

В полиции Новой Зеландии так же используются тесты оценки физической подготовки - Physical Appraisal Test (PAT) и Physical Competency Test (PCT). РАТ проводится для определения физической формы кандидатов на службу. В тест PAT входит:

- кросс 2,4 км;

- прыжок в высоту (для мужчин - не менее 48 см, для женщин - не менее 40 см);

- оценка силы кисти рук (для мужчин - не менее 96 кг, женщин - не менее 52 кг);

- количество отжиманий от пола (для мужчин не менее 34 раз, женщин - 20 раз).

Задачами теста физической компетентности (Physical Competency Test (PCT)) является оценка уровня физической подготовки действующих сотрудников полиции. Оценка физической компетентности методом РСТ проводится каждые два года. Тест состоит из 12 заданий, объединенных в полосу препятствий, среди которых: бег 200 метров, толкание тележки, бег по бревну, проползание под препятствиями и т.д. По замыслу авторов теста, упражнения полосы препятствий не должны быть затруднительными для людей со средней форсированностью показателей силы, выносливости и координации [3].

Подводя итоги краткого обзора «методы измерения уровня физической подготовленности полицейских в англоязычных странах», можно отметить, что система критериев тестовых упражнений, имеет два направления: «базовые» и «ситуативные». Базовые упражнения связаны с наиболее общими коррелятами физической подготовленности (например, отжимание от пола, кросс, плавание), а ситуативные - моделируют различные аспекты действий сотрудника в условиях несения службы. Сопоставление показывает, что система физической подготовки сотрудников полиции в России согласуется с международным опытом [4]. То есть, при сохранении общих векторов подготовки (силы, выносливости, быстроты, ловкости), в испытания включались и ряд специфических ситуативных тестов, с помощью которых исследовали психофизическую профессиональную подготовленность полицейских, работающих в разнопрофильных подразделениях [5].

Действительно, современные психофизиологические исследования устанавливают факт связи между развитием двигательно-координационных возможностей и высоким базовым уровнем восприятия пространственных, временных и динамических характеристик сложно-координированных двигательных действий, рекомендуемой по программе специальной физической подготовки сотрудникам органов внутренних дел. Н.А. Берн-штейн отмечал, что развитие координации связано с преодолением степеней свободы органов движения человека или превращением их в управляемые системы [1]. Поочередное освобождение степеней свободы происходит по мере развития навыка, в основе которого лежит точность программирования и коррекции нервных импульсов и мышечных усилий.

Значимым аспектом эффективной физической подготовки выступает ее практическая ориентированность. На наш взгляд, в системе подготовки сотрудников полиции использование упражнений силовой и скоростно-силовой направленности целесообразно и необходимо. При этом, в современной системе правоохранительной деятельности появляется острая необходимость в использовании упражнений «ситуативной направленности», формирующих у сотрудников психологическую готовность к противодействию агрессии и насилию.

С педагогической точки зрения, уровень психологической готовности будет напрямую зависеть от эффективности использования в учебном процессе «ситуативных задач и действий». В рамках этой концепции педагог-инструктор должен определить (и иметь в своем технологическом арсенале) перечень тестовых процедур, позволяющих выявить корреляционные взаимосвязи скоростно-силовых и координационных качеств с личностными качествами, ответственными за профессиональную психологическую готовность сотрудников.

Немаловажным условием эффективной подготовки выступает внутренняя мотивация, повышение которой достигается за счет реалистичности учебно-тренировочных ситуаций, установлением прямой связи (в сознании индивида) между двигательными навы-

ками и действиями по обеспечению личной безопасности.

С точки зрения социально-психологической сплоченности сотрудников полиции, важным аспектом выступает групповая форма организации занятий по развитию физических качеств и контролю их уровня выраженности. Так, включение сотрудников в имитационные поединки (состязания), способствуют формированию новых социальных ценностей, профессионально-групповых взаимосвязей и коммуникаций.

Сказанное позволяет заключить: конструктивное межличностное взаимодействие в служебном коллективе будет способствовать формированию нового вида ценностей, а групповая динамика спортивно-профессиональной деятельности способствовать появлению нового типа неформальных лидеров. Базовыми психологическими константами физической подготовки сотрудников полиции будут выступать:

- осмысленность процесса подготовки; - формирование рефлексии;

- уровень профессиональной психофизической подготовленности;

- эмоционально-мотивационная вовлеченность сотрудника, как субъекта образовательной деятельности, в процесс профессионального саморазвития и самореализации.

Использование в образовательно-тренировочном процессе принципа «вариативности форм упражнений» при эквивалентности их содержания и нагрузки будет способствовать сотрудникам правоохранительных органов, поддерживать высокий уровень профессиональной готовности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. - Москва : Книга по Требованию, 2012. - 253 с.

2. Медведев И.В. Проблемные направления профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов / И.В. Медведев // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 2 (75). - С. 134-136.

3. Парамонов A.B. Роль скоростно-силовых способностей в системе профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников спецподразделений / А.В. Парамонов, С.Н. Симонов // VIII Державинские чтения : материалы научной конференции преподавателей и аспирантов .Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, 2004. - С. 174-175.

4. Слободчикова Т.А. Особенности педагогической образовательной системы вузов МВД России / Т.А. Слободчикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018.- № 1 (155). - С. 238-242.

5. Слободчикова Т.А. Формирование профессиональной рефлексии сотрудников правоохранительных органов с помощью ситуативных задач / Т.А. Слободчикова, А.С. Розенфельд // Педагогический журнал Башкортостана. - 2015. - № 5 (60). - С. 153-158.

REFERENCES

1. Bernstein, N. A. (2012), On the construction of movements, Book on Demand, Moscow.

2. Medvedev, I.V. (2019), "Problematic areas of professional training of law enforcement officers", World of Science, Culture, Education, No. 2 (75), pp. 134-136.

3. Paramonov, A.B. and Simonov, S.N. (2004), "The Role of speed and strength abilities in the system of professional and applied physical training of special forces employees", VIII Derzhavin readings: materials of the scientific conference of teachers and postgraduates, publishing house of TGU Tambov, pp. 174-175.

4. Slobodchikova, T.A. (2018), "Features of the pedagogical educational system of higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 238-242.

5. Slobodchikova, T.A. and Rosenfeld, A.S. (2015), "Formation of professional reflection of law enforcement officers using situational tasks", Pedagogical journal of Bashkortostan, Vol. 60, No. 5, pp. 153-158.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.