Научная статья на тему 'Тест переплетенных линий А. Рея: методика исследования концентрации произвольного внимания младших школьников'

Тест переплетенных линий А. Рея: методика исследования концентрации произвольного внимания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3648
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
A.REY / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ / ДЕФИЦИТ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / DELIBERATE ATTENTION / CONCENTRATION OF ATTENTION / FACTOR OF CONCENTRATION OF ATTENTION / DEFICIENCY OF DELIBERATE ATTENTION / YOUNGER SCHOOLBOYS / DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чупров Л.Ф.

Описана методика исследования особенностей концентрации произвольного внимания. Приведены данные по апробации методики на двух группах учащихся младших классов: с нормальным и задержанным психическим развитием. Введены два показателя для улучшения статистической обработки полученных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чупров Л.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technique of research of features of concentration of deliberate attention is described. Data on technique approbation on two groups of pupils of elementary grades are cited: with the normal and detained mental development. Two indicators for improvement of statistical processing of the received data are entered.

Текст научной работы на тему «Тест переплетенных линий А. Рея: методика исследования концентрации произвольного внимания младших школьников»

Психологические науки

УДК 159.9

ТЕСТ ПЕРЕПЛЕТЕННЫХ ЛИНИЙ А. РЕЯ: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Л. Ф. Чупров, Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири.

Резюме. Описана методика исследования особенностей концентрации произвольного внимания. Приведены данные по апробации методики на двух группах учащихся младших классов: с нормальным и задержанным психическим развитием. Введены два показателя для улучшения статистической обработки полученных данных.

Ключевые слова: АЯеу, произвольное внимание, концентрация внимания, коэффициент концентрации внимания, дефицит произвольного внимания, младшие школьники, задержка психического развития.

Тест А. Рея - тест переплетенных линий. Он очень хорошо известен отечественным психологам, но либо без упоминания автора, либо под именами других авторов, либо в модифицированном варианте и, соответственно, измененном названии.

Тест был предложен для изучения концентрации зрительного внимания АЯеу в 1958 г. Этим же автором разработаны нормы для швейцарского населения (см. Й. Шванцара и колл. 1978) [6]. Данный тест представляет собой 16 переплетенных ломаных линий. Основные показатели, учитываемые при исследовании и анализе результатов, - время, затраченное на 16 линий и количество ошибок, допущенных при этом.

В отечественной психологической практике используется подобная методика «перепутанных линий», предложенная К.К. Платоновым в 1980, но с использованием не ломанных, а 25 кривых линий, кроме того по этому

варианту методики отсутствуют нормативы для детей [2]. В отечественной спортивной психодиагностике оценка результатов этой методики ведется в баллах, в зависимости от количества правильных ответов за 7 минут выполнения задания на основе использования бланка, предложенного К.К. Платоновым, с 25-ю перепутанными кривыми линиями (В.Л. Марищук, Ю.М. Блуднов и др., 1984) [1].

Методика и процедура исследования.

Оборудование.

Для проведения исследования нужны «Бланк переплетенных линий», секундомер, бумага и ручка.

Исследуемые показатели. Концентрация произвольного внимания, импульсивность [4, с. 58].

Инструкция.

«Перед тобой 16 линий, ты должен мысленно по порядку проследить взором ход каждой из них и назвать ту цифру, которой она заканчивается. Начали».

Поскольку линия 2 заканчивается вне номера (см.: таблица 1), то ее можно использовать как обучающую пробу.

Таблица. 1.

Лнннн

начпо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

конеи 6 0 2 5 10 13 9 8 16 14 И 12 23 18 20 24

Какого-либо рода помощь при выполнении заданий этой методики не применяется. Время выполнения не ограничивается, но фиксируется по окончании пробы, как показатель I

Зафиксировав время выполнения теста и количество допущенных испытуемым ошибок, исследователь приступает к обработке полученных данных.

Обработка и интерпретация.

При обработке результатов методики использованы традиционные показатели: время и количество ошибок. Апробированы два дополнительных показателя: Q и Dk.

>>

0)

ОС

rH'SrOii 1Л Iß Г^. 00 Ol о rt fM ГH 1Л 1С

Н |H rt —I ,-Н !-1 r-l

0 - коэффициент концентрации, рассчитываемый по формуле 1. {а - Ь) * Г

О

а

(1)

где а - количество линий бланка, Ь - количество неправильно прослеженных линий (количество ошибок), t - время выполнения задания. Q - это своеобразный показатель, отражающий качество выполнения задания. Ок - дефицит концентрации, рассчитывается по формуле 2.

Dk=t-Q

(2)

В идеале, при отсутствии дефицита концентрации произвольного внимания, показатель Dk будет равен нулю.

Использование этих двух показателей позволяет сравнивать данные, получаемые на разных группах, так как в показателе Dk находят отражение и индивидуальные характеристики темпа, ошибок, и чистое время, затраченное на правильное выполнение задания, т.е. объединяются количественные и качественные показатели нарушения концентрации произвольного внимания.

Таблица. 2. Результаты прослеживания линий Средние результаты выполнения теста А.Рея учащимися Ы! классов в норме и при ЗПР (Л.Ф. Чупров, 1988)

Группа г (время в сек.) а (количество Q ъ

учащихся ошибок)

Норма (40 чел.) 420 1 393.7 26.3

ЗПР (60 чел.) 279 3 219.8 592

В таблице 2 представлены результаты прослеживания 16 переплетенных линий этого теста нормально развивающимися учащимися (норма) и детьми с (диагностированной на основе комплексного клинико-психолого-педагогического исследования) задержкой психического развития (ЗПР), полученные нами ранее [4]. Из данных таблицы видно, что дети с ЗПР по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками выполняют задание несколько быстрее, но допускают при этом больше оши-

бок, следствием чего является существенное увеличение показателя Dk, предложенного нами и отражающего дефицит такого свойства произвольного внимания, как концентрация. Согласно данным, полученным нами (Л.Ф.Чупров, 1988) [4], дефицит концентрации произвольного внимания у детей с ЗПР выявлен в два раза больший, чем в группе детей с нормой развития.

Статистические отличия между этими двумя группами испытуемых по всем показателям теста А. Рея соответствуют уровню значимости р<0,005.

Нами было произведено сравнение данных методик А. Рея и В.М. Когана.

При сопоставлении данных по тесту А. Рея с результатами II этапа (показатель В2 - интерпретируемый, как концентрация внимания) [3] методики В.М. Когана обнаруживается корреляция на уровне г = 0,557 [5].

Полученные по методике переплетенных линий результаты показывают, что:

1) дети с ЗПР более импульсивны по сравнению с нормально развивающимися сверстниками;

2) у детей с ЗПР более выражены нарушения концентрации произвольного внимания, чем у детей в норме;

3) дети с нормальным развитием, затрачивая больше времени на выполнение задания, прослеживают ход линий более качественно, допуская меньшее количество ошибок.

Литература:

1. Марищук В.Л., Блудное Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. Пособие. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1990. - С. 153-154.

2. Платонов К.К. Психологический практикум. - М.,1980.

3. Проба на совмещение признаков (В.М. Коган - по Л. Чупрову) // Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. -М.: Речь, 2005. - С. 308-310.

4. Чупров Л.Ф. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1988. - 165 с.

5. Чупров Л.Ф. Характеристика произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников и учащихся с задержкой психического развития // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. - Выпуск II. - Серия 2. -Психология. Педагогика. - Абакан, 1997. - С.36-40.

6. Шванцара Й. Познавательные процессы // Шванцара Й. и колл. Диагностика психического развития. - Прага: Авиценум, 1978. - С. 182-184.

Chuprov L.F. Test perepletennyh linij A. Reja: metodika issledovanija ф koncentracn proizvol'nogo vnimanija mladshih shkol'nikov /L.F. Chuprov II

Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2, - 2012.

— • —

Abstract. The technique of research of features of concentration of deliberate attention is described. Data on technique approbation on two groups of pupils of elementary grades are cited: with the normal and detained mental development. Two indicators for improvement of statistical processing of the received data are entered.

Keywords: A.Rey, deliberate attention, concentration of attention, factor of concentration of attention, deficiency of deliberate attention, younger

schoolboys, a delay of mental development.

— • —

Сведения об авторе

Леонид Федорович Чупров - кандидат психологических наук, главный редактор и учредитель ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия).

© Л.Ф. Чупров, 2012.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2012.

10.07.212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.