Психологические науки
УДК 159.9
ТЕСТ ПЕРЕПЛЕТЕННЫХ ЛИНИЙ А. РЕЯ: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Л. Ф. Чупров, Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири.
Резюме. Описана методика исследования особенностей концентрации произвольного внимания. Приведены данные по апробации методики на двух группах учащихся младших классов: с нормальным и задержанным психическим развитием. Введены два показателя для улучшения статистической обработки полученных данных.
Ключевые слова: АЯеу, произвольное внимание, концентрация внимания, коэффициент концентрации внимания, дефицит произвольного внимания, младшие школьники, задержка психического развития.
Тест А. Рея - тест переплетенных линий. Он очень хорошо известен отечественным психологам, но либо без упоминания автора, либо под именами других авторов, либо в модифицированном варианте и, соответственно, измененном названии.
Тест был предложен для изучения концентрации зрительного внимания АЯеу в 1958 г. Этим же автором разработаны нормы для швейцарского населения (см. Й. Шванцара и колл. 1978) [6]. Данный тест представляет собой 16 переплетенных ломаных линий. Основные показатели, учитываемые при исследовании и анализе результатов, - время, затраченное на 16 линий и количество ошибок, допущенных при этом.
В отечественной психологической практике используется подобная методика «перепутанных линий», предложенная К.К. Платоновым в 1980, но с использованием не ломанных, а 25 кривых линий, кроме того по этому
варианту методики отсутствуют нормативы для детей [2]. В отечественной спортивной психодиагностике оценка результатов этой методики ведется в баллах, в зависимости от количества правильных ответов за 7 минут выполнения задания на основе использования бланка, предложенного К.К. Платоновым, с 25-ю перепутанными кривыми линиями (В.Л. Марищук, Ю.М. Блуднов и др., 1984) [1].
Методика и процедура исследования.
Оборудование.
Для проведения исследования нужны «Бланк переплетенных линий», секундомер, бумага и ручка.
Исследуемые показатели. Концентрация произвольного внимания, импульсивность [4, с. 58].
Инструкция.
«Перед тобой 16 линий, ты должен мысленно по порядку проследить взором ход каждой из них и назвать ту цифру, которой она заканчивается. Начали».
Поскольку линия 2 заканчивается вне номера (см.: таблица 1), то ее можно использовать как обучающую пробу.
Таблица. 1.
Лнннн
начпо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
конеи 6 0 2 5 10 13 9 8 16 14 И 12 23 18 20 24
Какого-либо рода помощь при выполнении заданий этой методики не применяется. Время выполнения не ограничивается, но фиксируется по окончании пробы, как показатель I
Зафиксировав время выполнения теста и количество допущенных испытуемым ошибок, исследователь приступает к обработке полученных данных.
Обработка и интерпретация.
При обработке результатов методики использованы традиционные показатели: время и количество ошибок. Апробированы два дополнительных показателя: Q и Dk.
>>
0)
ОС
rH'SrOii 1Л Iß Г^. 00 Ol о rt fM ГH 1Л 1С
Н |H rt —I ,-Н !-1 r-l
0 - коэффициент концентрации, рассчитываемый по формуле 1. {а - Ь) * Г
О
а
(1)
где а - количество линий бланка, Ь - количество неправильно прослеженных линий (количество ошибок), t - время выполнения задания. Q - это своеобразный показатель, отражающий качество выполнения задания. Ок - дефицит концентрации, рассчитывается по формуле 2.
Dk=t-Q
(2)
В идеале, при отсутствии дефицита концентрации произвольного внимания, показатель Dk будет равен нулю.
Использование этих двух показателей позволяет сравнивать данные, получаемые на разных группах, так как в показателе Dk находят отражение и индивидуальные характеристики темпа, ошибок, и чистое время, затраченное на правильное выполнение задания, т.е. объединяются количественные и качественные показатели нарушения концентрации произвольного внимания.
Таблица. 2. Результаты прослеживания линий Средние результаты выполнения теста А.Рея учащимися Ы! классов в норме и при ЗПР (Л.Ф. Чупров, 1988)
Группа г (время в сек.) а (количество Q ъ
учащихся ошибок)
Норма (40 чел.) 420 1 393.7 26.3
ЗПР (60 чел.) 279 3 219.8 592
В таблице 2 представлены результаты прослеживания 16 переплетенных линий этого теста нормально развивающимися учащимися (норма) и детьми с (диагностированной на основе комплексного клинико-психолого-педагогического исследования) задержкой психического развития (ЗПР), полученные нами ранее [4]. Из данных таблицы видно, что дети с ЗПР по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками выполняют задание несколько быстрее, но допускают при этом больше оши-
бок, следствием чего является существенное увеличение показателя Dk, предложенного нами и отражающего дефицит такого свойства произвольного внимания, как концентрация. Согласно данным, полученным нами (Л.Ф.Чупров, 1988) [4], дефицит концентрации произвольного внимания у детей с ЗПР выявлен в два раза больший, чем в группе детей с нормой развития.
Статистические отличия между этими двумя группами испытуемых по всем показателям теста А. Рея соответствуют уровню значимости р<0,005.
Нами было произведено сравнение данных методик А. Рея и В.М. Когана.
При сопоставлении данных по тесту А. Рея с результатами II этапа (показатель В2 - интерпретируемый, как концентрация внимания) [3] методики В.М. Когана обнаруживается корреляция на уровне г = 0,557 [5].
Полученные по методике переплетенных линий результаты показывают, что:
1) дети с ЗПР более импульсивны по сравнению с нормально развивающимися сверстниками;
2) у детей с ЗПР более выражены нарушения концентрации произвольного внимания, чем у детей в норме;
3) дети с нормальным развитием, затрачивая больше времени на выполнение задания, прослеживают ход линий более качественно, допуская меньшее количество ошибок.
Литература:
1. Марищук В.Л., Блудное Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. Пособие. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1990. - С. 153-154.
2. Платонов К.К. Психологический практикум. - М.,1980.
3. Проба на совмещение признаков (В.М. Коган - по Л. Чупрову) // Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. -М.: Речь, 2005. - С. 308-310.
4. Чупров Л.Ф. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1988. - 165 с.
5. Чупров Л.Ф. Характеристика произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников и учащихся с задержкой психического развития // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. - Выпуск II. - Серия 2. -Психология. Педагогика. - Абакан, 1997. - С.36-40.
6. Шванцара Й. Познавательные процессы // Шванцара Й. и колл. Диагностика психического развития. - Прага: Авиценум, 1978. - С. 182-184.
Chuprov L.F. Test perepletennyh linij A. Reja: metodika issledovanija ф koncentracn proizvol'nogo vnimanija mladshih shkol'nikov /L.F. Chuprov II
Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2, - 2012.
— • —
Abstract. The technique of research of features of concentration of deliberate attention is described. Data on technique approbation on two groups of pupils of elementary grades are cited: with the normal and detained mental development. Two indicators for improvement of statistical processing of the received data are entered.
Keywords: A.Rey, deliberate attention, concentration of attention, factor of concentration of attention, deficiency of deliberate attention, younger
schoolboys, a delay of mental development.
— • —
Сведения об авторе
Леонид Федорович Чупров - кандидат психологических наук, главный редактор и учредитель ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия).
© Л.Ф. Чупров, 2012.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2012.
10.07.212.