Научная статья на тему 'ТЕСТ «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МИНУТА» В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНОШЕЙ СБОРНОЙ КОМАНДЫ СИРИИ ПО ШОССЕЙНЫМ ГОНКАМ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА'

ТЕСТ «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МИНУТА» В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНОШЕЙ СБОРНОЙ КОМАНДЫ СИРИИ ПО ШОССЕЙНЫМ ГОНКАМ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
юноши / сборная команда Сирии / шоссейные гонки / индивидуальная минута. / boys / Syrian national team / road races / individual minute.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Али Махаммад Али, Прокопьев Н. Я., Семизоров Е. А.

Цель: у юношей сборной команды Сирии по шоссейным гонкам на предсоревновательном этапе тренировочного процесса изучить показатель индивидуальной минуты (ИМ, сек) до и после тренировки. Материал и методы. Обследовано 11 юношей 18 и 19 лет (18,63±0,78 лет) входящих в состав сборной команды Сирии по шоссейным гонкам, имеющих одинаковый режимом дня, отдыха и уровня двигательной активности. В положении сидя за письменным столом юноши в течение минуты по методу Франца Халберга определяли у себя ИМ в 8, 12, 16 и 20 часов светового дня, при этом сирийские юноши как до, так и после тренировки. Для сравнения указанный тест был выполнен 24 юношами студентами трех профильных вузов г. Тюмени. Результаты исследования показали, что независимо от региона проживания и рода занятий ИМ у всех юношей находилась в крайних пределах от 58 до 63 сек, что расценивается как норма, при этом её максимальные значения статистически достоверно (p<0,05) приходились на 16 часов. Заключение. Полученную в ходе исследования информацию следует учитывать тренерам и преподавателям физической культуры учебных заведений. Следует обратить внимание на 16 часов светового дня, когда ИМ имела статистически максимальные значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Али Махаммад Али, Прокопьев Н. Я., Семизоров Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEST "INDIVIDUAL MINUTE" IN ASSESSING THE FUNCTIONAL STATE OF THE YOUTH OF THE SYRIAN NATIONAL ROAD RACING TEAM AT THE PRE–COMPETITION STAGE OF THE TRAINING PROCESS

Objective: to study the youth of the Syrian national road racing team at the pre–competition stage of the training process to study the indicator of the individual minute (IM, sec) before and after training. Material and methods. 11 boys aged 18 and 19 (18.63±0.78 years old) who are part of the Syrian national road racing team, who have the same regime of the day, rest and level of motor activity, were examined. In the sitting position at the desk, the young men for a minute according to the method of Franz Halberg determined the MI at 8, 12, 16 and 20 hours of daylight, while the Syrian youths both before and after training. For comparison, this test was performed by 24 young men students of three specialized universities in Tyumen. The results of the study showed that regardless of the region of residence and occupation, the MI in all boys was in the extreme range from 58 to 63 seconds, which is regarded as the norm, while its maximum values are statistically significant (p<0.05) accounted for 16 hours.

Текст научной работы на тему «ТЕСТ «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МИНУТА» В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНОШЕЙ СБОРНОЙ КОМАНДЫ СИРИИ ПО ШОССЕЙНЫМ ГОНКАМ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА»

элементов рефлексии и мотивации, разработку вариантов индивидуальных заданий, проектирование образовательной сферы;

- информационная функция проявляется в ориентации в ресурсах информационно-образовательной среды, консультировании и поддержке студентов при изучении им предмета и помощи в затруднительной ситуациях в процессе их самостоятельной деятельности, информировании студента о наличии ресурсов для приобретении нового образовательного, социального, коммуникативного, профессионального опыта;

- аналитическая функция включает наблюдение и фиксацию личностных данных, способностей студентов, их планов и намерений, интересов, склонностей, мотивов, готовности к социально-профессиональному самоопределению;

- рефлексивная функция связана с организацией рефлексивной деятельности на этапах обучения, созданием условий для освоения студентов рефлексивных навыков и умений [1].

Выполнение этих функций требует определенных знаний и умений, формирование которых не предусмотрено содержанием традиционной подготовки учителя и его личностных качеств, которые

сегодня не имеют поддержки в процессе становления учителя как профессионала.

Литература

1. Маркелова, Ю. И. Роль тьютора в системе дистанционного обучения. Философия и история образования. Педагогика и методика образования, 2013.

2. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред Муха Н. В., Рязанова А. Г. — Томск: «Дельтаплан», 2001.-159 с.

3. Товканец, Г.В. Информационно - коммуникационное обеспечение образовательного процесса / Г. В. Товканец // Актуальные проблемы еко-номики. - 2009. - № 12. - С. 225-231.

4. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Программа специализированного учебного курса / Моисеева М. В., Троян Г. М. — М.: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2006. 16 с.

5. Щенников, С. А., Теслинов А. Г., Чернявская А. Г. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: спец. учеб. курс. М.: Изд. дом «Обучение-сервис», 2004. 608 с.

ТЕСТ «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МИНУТА» В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНОШЕЙ СБОРНОЙ КОМАНДЫ СИРИИ ПО ШОССЕЙНЫМ ГОНКАМ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Али Махаммад Али

Тренер сборной команды Сирии по шоссейным гонкам. Магистрант 2 года обучения Института физической культуры ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Прокопьев Н.Я.

доктор мед. наук, профессор, заслуженный деятель науки и образования, академик РАЕ, заслуженный рационализатор РФ ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».

Семизоров Е.А.

канд. пед. наук, доцент «Аграрный университет Северного Зауралья»

TEST "INDIVIDUAL MINUTE" IN ASSESSING THE FUNCTIONAL STATE OF THE YOUTH OF THE SYRIAN NATIONAL ROAD RACING TEAM AT THE PRE-COMPETITION STAGE OF THE

TRAINING PROCESS

Ali Mahammad Ali, Prokopyev N.,

University of Tyumen Semizorov E.A.

Northern Trans-Ural State Agricultural University

АННОТАЦИЯ

Цель: у юношей сборной команды Сирии по шоссейным гонкам на предсоревновательном этапе тренировочного процесса изучить показатель индивидуальной минуты (ИМ, сек) до и после тренировки.

Материал и методы. Обследовано 11 юношей 18 и 19 лет (18,63±0,78 лет) входящих в состав сборной команды Сирии по шоссейным гонкам, имеющих одинаковый режимом дня, отдыха и уровня двигательной активности. В положении сидя за письменным столом юноши в течение минуты по методу Франца Халберга определяли у себя ИМ в 8, 12, 16 и 20 часов светового дня, при этом сирийские юноши как до, так и после тренировки. Для сравнения указанный тест был выполнен 24 юношами студентами трех профильных вузов г. Тюмени.

Результаты исследования показали, что независимо от региона проживания и рода занятий ИМ у всех юношей находилась в крайних пределах от 58 до 63 сек, что расценивается как норма, при этом её максимальные значения статистически достоверно (p<0,05) приходились на 16 часов.

Заключение. Полученную в ходе исследования информацию следует учитывать тренерам и преподавателям физической культуры учебных заведений. Следует обратить внимание на 16 часов светового дня, когда ИМ имела статистически максимальные значения.

ABSTRACT

Objective: to study the youth of the Syrian national road racing team at the pre-competition stage of the training process to study the indicator of the individual minute (IM, sec) before and after training. Material and methods. 11 boys aged 18 and 19 (18.63±0.78 years old) who are part of the Syrian national road racing team, who have the same regime of the day, rest and level of motor activity, were examined. In the sitting position at the desk, the young men for a minute according to the method of Franz Halberg determined the MI at 8, 12, 16 and 20 hours of daylight, while the Syrian youths both before and after training. For comparison, this test was performed by 24 young men students of three specialized universities in Tyumen. The results of the study showed that regardless of the region of residence and occupation, the MI in all boys was in the extreme range from 58 to 63 seconds, which is regarded as the norm, while its maximum values are statistically significant (p<0.05) accounted for 16 hours.

Ключевые слова: юноши, сборная команда Сирии, шоссейные гонки, индивидуальная минута.

Keywords: boys, Syrian national team, road races, individual minute.

JUJÍ) "ÁLÍJ ÁJJjí" ^fl ^JJÁ" ÁJlaJt Ájijb.3) uUu¿ jjjü! ^íbjjl ^JJ^JI OtáUu^ ^jbjl ÁS^JJ 1Л JJÍ ÁUJÍUAJI ¿Л ÁjUfr UJJJJJI ^Ь Лдал ^fcí ^JJJJSJJJ b. ^jjjjjALuj ^j.

Л.". ' • ^íLJ^ ^¿jiJl ^jLjJl ^jj^Jl

CltiL^l ^J^Jl Á^J. l. JjS ÁLl^l^Jl j. 4¿Ur. ',j^jJl Á^lIj^J Áuúil AJJJÜI (IM' ÁjjlJ) Jj3 ^»jj Máj^jJl. 'Jl^Vlj. ^^á 11 ^jljjj jLiel jjj 18 j19 l.lc (18.63 Ule±0.78 l.le) ^д j. úrJJ^Jl ^^^jJl ^jj^Jl Cilab^J jjül' jj,ülj ^ij ^jjll A^ljJlj ^jj^^j Llujjl ^SjaJl.

¿^j ^j^Jl ^c ¿jlj^Jl '¿^¡J Aaja^ liij ÁLjLJ jjljá

¿jjJlA ^IjjUJl AjjlLjjjJl 8 j12 j16 j20 Ácb j. jl^J' jj^ Ql ^Ij^Jl jjjjj^Jl JJS A*JJ i-jjJl. ^Jcj Jjj^i Ajjla^Jl' ^la l^j jljj^Vl 24 ljJlL bl^ j. . ^i jj^jjj'.

^J^lj ^jljj Á^lj^Jl 4j| j^jJl je ÁaU'. A.lÍVl Aj^xJlj' QÜ

Ciljjl^Jl ÁjjlijjjJl ^i ¿¿^ ^Vj'Vl ^jlS ^i ^^aí Jlkj j. 58 ^Jj 63 Ajjlj' jAj l. jjJAj, jA i^cliJl' ^i jj^ Ql ^jaJl ^j^aaJl l^J ÁJV^ Ájjl^^j (p<0.05) Jj^j' 16 Ácl^. ^UnJ. CiJjj ^i ...

ÓIAJS ÁJ^U; JVJVI' ' ^jLjJl ^jj^Jl' Cilalj^

jjL!l' Áájaj Ápji.

Актуальность. Велосипедный спорт возник в 1868 году в Парижском пригороде Сент-Клу и с тех пор постоянно совершенствуется. Что касается шоссейных гонок, то они разделяются на: однодневные - заезды на дистанцию 200-300 км; многодневные, когда соревнования могут проводиться в течение 7 дней; критериум - групповая круговая гонка в городской черте на 50-150 км; гранд тур -3 гонки, длящиеся 21 день. Помимо этого, гонка с раздельным стартом включена в программу Олимпийских игр и является одной из самых главных дисциплин [24].

Особенностями тренировочного процесса в шоссейных гонках является то, что часто спортсмен должен в течение длительного времени не только находиться в вынужденном положении, но и выполнять, с физиологической точки зрения, тяжелую по интенсивности и продолжительности физическую нагрузку [3, 4, 17, 23].

При этом в зависимости от рельефа местности, погодных условий, продолжительности трассы и т.д., он должен очень четко распределять по вре-

мени свои силы, чтобы добиться желаемого спортивного результата. Не следует забывать о том, что в шоссейных гонках важно такое психологическое качество, как терпение и способность мобилизоваться, в том числе в условиях дождливой и холодной погоды [1, 2, 20, 22].

В доступной литературе мы не встретили сообщений, проливающих свет на характер восприятия времени при проведении тренировочного и соревновательного процесса юношами, занимающихся шоссейными гонками.

Нерешенным вопросом в такой ситуации является выявление индивидуальных особенностей физиологической и психологической адаптации юношей к выполнению длительных физических нагрузок на предсоревновательном этапе проведения тренировочного процесса путем изучения индивидуальной минуты. Хорошо известно, что длительность индивидуальной минуты (ИМ, сек.) является одним из критериев эндогенной организации биологических ритмов. У здоровых людей, к каким мы относим юношей сборной команды Сирии, ИМ, как мы полагаем, является относительно стойким показателем, характеризующим эндогенную организацию времени и адаптационные способности организма.

Работа так называемых «внутренних часов» отражает активность физиологических процессов, протекающих в организме человека, и зависит, в том числе, от особенностей высшей нервной деятельности [7, 8, 9, 14, 18, 21].

Несмотря на многочисленные исследования изучения индивидуальной оценки показателей времени [5, 6, 11, 12, 13], они не затрагивают некоторых аспектов хода «внутреннего хронометра» при нарушениях привычного ритма жизни, в частности, при занятиях велосипедным спортом. Восприятие времени или способность адекватно ориентироваться во времени - одна из наиболее сложных форм субъективного отражения человеком внешнего мира [10, 15, 16, 19].

Цель: у юношей сборной команды Сирии по шоссейным гонкам на предсоревновательном этапе

тренировочного процесса изучить показатель индивидуальной минуты до и после тренировки.

Материал и методы. Обследовано 11 юношей 18 и 19 (18,63±0,78) лет, входящих в состав сборной команды Сирии по шоссейным гонкам, а также 24 юноши того же возраста (18,26±0,54 лет), обучающихся на первом курсе профильных вузов г. Тюмени. Длительность ИМ определялась по предложенному в 1969 году выдающимся ученым современности канадским хронобиологом, профессором университета штата Миннесота (США) Францем Халбергом (Franz Halberg, 5 июля 1919 - 9 июня 2013) «Тесту индивидуальной минуты».

Суть теста состоит в том, что сидящий за столом испытуемый включает секундомер, закрывает глаза и начинает про себя проводить отсчёт секунд (от 1 до 60) и, дойдя до цифры 60, фиксирует её в дневнике самоконтроля.

При проведении исследования мы просили юношей ложиться спать в 23 часа, просыпаться в 7 часов утра, т.е. соблюдать продолжительность сна 8 часов.

Изучение показателей ИМ проведено в 8, 12, 16 и 20 часов у юношей сборной команды Сирии в день отдыха от проведения тренировки и на следующий день после неё, а у студентов вузов г. Тюмени в воскресный день.

Результаты исследования обработаны на персональном компьютере с использованием современных электронных программ (STATISTIKA). Анализ материала проводился на основе математических расчетов с вычислением средней арифметической, ошибки средней арифметической, среднего квадратичного отклонения. Оценка достоверности различий осуществлялась с использованием t критерия Стьюдента.

Исследование проводилось с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинкской декларации и Директивах Европейского сообщества (8/609ЕС) и информированного устного согласия юношей.

Результаты и обсуждение.

Результаты исследования, на наш взгляд, высветили ряд интересных моментов (табл. 1).

Таблица 1

Показатели индивидуальной минуты у юношей сборной команды Сирии по шоссейным гонкам и юношей студентов первого курса профильных вузов г. Тюмени (М±т)

День обследования Время обследования

В 8 часов В 12 часов В 16 часов В 20 часов

Юноши Сирии (n - 11)

До тренировки 58,24±1,13 59,07±1,15 59,44±1,16 58,27±1,12

После тренировки 60,17±1,12 61,23±1,14 63,53±1,18 60,03±1,11

Различие 1,93 2,16 4,09 1,76

Юноши г. Тюмени (n - 24)

Воскресенье 58,60±1,11 59,10±1,13 60,01±1,09 58,53±1,13

Во-первых, они показали, что в течение светового дня показатель ИМ меняется, причем в абсолютных значениях её наибольшие величины прироста преобладают в 16 часов дня (рис. 1). Так, у юношей сборной команды Сирии до тренировки различия в значениях ИМ с 8 часов утра до 16 часов

дня составило 1,2 сек, что статистически не достоверно ф>0,05). За указанный временной период после тренировки различие увеличилось на 3,36 сек, что статистически достоверно ф<0,05).

Рис. 1. Временные различия значений индивидуальной минуты у юношей сборной команды Сирии до и

после тренировки.

Во-вторых, такая четкая закономерность изменений ИМ в плане её удлинения в течение светового дня отмечена как у юношей Сирии, так и юно-

Анализируя полученные в ходе исследования данные, мы исходили из того, что ИМ составляла от 55 до 65 сек, мы оценивали её у представителей Сирии как хорошую адаптацию, позволяющую активно осуществлять тренировочный процесс, свидетельствующую о хорошей сосредоточенности на нем. У юношей Тюмени - о хорошей адаптации к физическим и психическим нагрузкам.

В ходе исследования мы задумывались над тем, что можем выявить у юношей ИМ со значениями от 40 до 55 сек? Такие временные показатели стали бы расценивать как переутомление или перенапряжение, состояние тревожности, нарушение саморегуляции при плохой переносимости физической нагрузки.

На основании выше изложенного, можно сделать выводы.

В-третьих, практически одинаковые цифровые значения ИМ отмечаются у юношей в 8 и 20 часов, т.е. в начале бодрствования и при подготовке

1. У всех юношей независимо от региона проживания и рода деятельности, индивидуальная минута находилась в размахе от 58 до 63 секунд, что мы расцениваем как хорошую адаптацию к условиям внешней среды.

2. Максимальные значения ИМ статистически достоверно ф<0,05) приходились на 16 часов дня, как у юношей сборной команды Сирии по шоссейным гонкам, так и их сверстников студентов вузов г. Тюмени.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и других взаимоотношениях. Все авторы принимали участие в разработке темы, дизайна исследования и написании

шей, проживающих в сибирском городе Тюмень. ко сну (рис. 2).

Рис. 2. Временные различия значений индивидуальной минуты у юношей сборной команды Сирии и юношей студентов г. Тюмени в течение светового дня.

рукописи. Окончательная версия рукописи была согласована и одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.

Литература

1. Александров С.Г. Формирование устойчивой мотивации студентов к занятиям традиционными видами спорта / С.Г. Александров // Чаянов-ские чтения. - М.: РУК, 2014. - С. 12-17.

2. Александров С.Г. О формировании стратегии физкультурного воспитания российского студенчества /С.Г. Александров, Д.В. Белинский, Л.Н. Шамсутдинова // Россия и мировое сообщество: Проблемы демографии, экологии и здоровья населения: Сб. статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза: ПГМУ, 2019. - С. 14-17.

3. Белинский Д.В. К вопросу об отборе вело-сипедистов-шоссейников на этапе начальной подготовки / Д.В. Белинский, Н.В. Трусов // Актуальные проблемы развития экономики, права и кооперации. Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 190-летию потребительской кооперации России. - Краснодар, 20 апреля 2021 года. - С. 166-167.

4. Бут И.А. Методологические принципы анализа и оценки физиологических критериев функционального состояния центральной и автономной нервной системы у квалифицированных спортсменов, специализирующихся в велосипедных шоссейных гонках /И.А. Бут //Материалы ежегодной отчетной научной конференции аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - 2016. - № 1. - С. 226-231.

5. Васильева В.М. Роль фактора времени в аналитико-синтетической деятельности человека / В.М. Васильева. // Журнал ВНД им. И. П. Павлова, 1988. - Т. 38. - № 4. - С. 401-402.

6. Вернадский В.И. Проблема времени в современной науке. Известия АН СССР. Отд. математики и естественных наук. / В.И. Вернадский. - М. 1932. - № 4. - С. 511-541.

7. Гареев Е.М. Изменения оценки времени в течение учебного дня /Е.М. Гареев. // Физиология человека, 1981. - Т. 7. N6. - С. 1052-1058.

8. Гареев Е.М. Особенности формирования субъективной оценки времени в онтогенезе /Е.М. Гареев. // Вопросы психологии. - 1977. - N5. - С. 114-119.

9. Губин Д.Г. Околонедельные (циркасептан-ные) ритмы в физиологии (обзор) / Д.Г. Губин. // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 1-8. - С. 1268-1272.

10. Дуров А.М. Хронобиологическая характеристика показателей температуры тела, мышечной силы кисти, индивидуальной минуты, экскреции электролитов в слюну у людей в различные возрастные периоды /А.М. Дуров. //Актуальные теоретические и практические аспекты восстановления здоровья человека: Сборник научных трудов. Вып. 5. - Тюмень. ИПЦ «Экспресс», 2002. - С. 4.

11. Изучение длительности индивидуальной минуты у студентов ВГМУ / М.И. Ходасевич, М.С. Рощевкина, А.Н. Пашков, Л.Г. Величко, О.В. Мя-чина //Молодежный инновационный вестник. -2019. - Т. 8. - № 2. - С. 314-315.

12. Индивидуальная минута и ее корреляционная связь с показателями центральной гемодинамики мальчиков второго детства г. Тюмени, страдающих аллергическим ринитом, занимающихся греко-римской борьбой / Н.Я. Прокопьев, М.Н. Гуртовая, Л.Н. Шатилович, А.М. Дуров. // Молодой ученый. - 2015. - № 8 (88). - С. 113-116.

13. Корягина Ю.В. Хронобиологические механизмы точности восприятия времени и пространства и их роль в подготовке спортсменов различных специализаций / Ю.В. Корягина, В.Г. Тристан. // Физическая культура и спорт - здоровье населения России: матер. Всеросс. науч-пр. конф. - 17-20 дек. 2001. - С. 170-174.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Мельникова С.Л. Показатели индивидуального восприятия времени как характеристика общего состояния организма. / С.Л. Мельникова, В.В. Мельников. //Вестник новых медицинских технологий. - 2002. - Т IX. - №2. - С. 20-23.

15. Назмутдинова В.И. Динамика восприятия времени студентами юношеского возраста с различной двигательной активностью как критерий адаптации / В.И. Назмутдинова, Н.Я. Прокопьев. // Проблемы образования в условиях северных городов материалы научно-практической конференции филиала Тюменского государственного университета в Нягани. Ответственный редактор О. С. Прокофьева. - Нягань, 20 апреля 2006 г. - С. 112-118.

16. Назмутдинова В. И. Восприятие времени у людей, занимающихся и не занимающихся спортом /В.И. Назмутдинова. //Актуальные теоретические и практические аспекты восстановления и сохранения здоровья человека: Сборник научных трудов. Выпуск 6. - Тюмень. ИПЦ «Экспресс», 2003. - С. 99-101.

17. Полищук Д.А. Подготовка велосипедистов /Д.А. Полищук. - М.: Физкультура и спорт, 1986. -290 с.

18. Прокопьев Н.Я. Показатели индивидуальной минуты у студентов заочной формы обучения факультета физической культуры в начале учебного года / Н.Я. Прокопьев, В.И. Назмутдинова. //Актуальные вопросы физического воспитания и спортивной тренировки: Материалы региональной научно-практической конференции. - Тюмень, 2004. - С. 56-57.

19. Ракшина Н.С. Восприятие времени студентами первого курса специальности "лечебное дело" с различным уровнем личностной тревожности / Н.С. Ракшина. //Здоровый образ жизни и охрана здоровья: Сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией М. А. Поповой. - Сургут, 30 марта 2018 г. - С. 140-143.

20. Тимакова Т.С. Факторы спортивного отбора или Кто становится олимпийским чемпионом? /Т.С. Тимакова. Монография. - М.: Спорт, 2018. -288 с.

21. Характеристика общего состояния организма по показателям индивидуального восприятия времени / Л.А. Мерденова, Е.А. Такоева, И.Р. Тага-ева, М.И. Нартикоева. //Вестник новых медицинских технологий. - 2018. - Т. 25. - № 4. - С. 96-100.

22. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения /Х. Хекхаузен. - СПб: Речь, 2001. - 121с.

23. Щукаев В.П. Тренировка велосипедисток-шоссейниц /В.П. Щукаев. - Смоленск: СГИФК, 2016. - 164 с.

24. Яцык В.З. Современный велоспорт. Шоссейные и трековые гонки / В.З. Яцык, Н.О. Букреева // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей V Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. - Пенза, 20 ноября 2018 года. - С. 105-107.

ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Тагаева Г.С.

ORCID 0000-0001-5523-7775,

Кыргызская Академия образования, заведующий лабораторией мониторинга и оценки образовательных достижений, кандидат педагогических наук, с.н.с.,

Ажыкулова Н.Б.

Научный сотрудник Лаборатории мониторинга и оценки образовательных достижений, Кыргызская Академия образования, Камчиева А.

Учитель гимназии № 29 Бишкека, аспирант Лаборатории мониторинга и оценки образовательных достижений Кыргызская Академия образования, Аттокурова Ч.А. Кыргызская Академия образования, заведующий лабораторией дошкольного образования,

Джамбаева А.,

старший преподаватель КНУ им. Ж. Баласагына, аспирант КАО

QUESTIONS OF ASSESSING THE FUNCTIONAL LITERACY OF SCHOOL STUDENTS

Tagaeva G.,

ORCID 0000-0001-5523-7775, Kyrgyz Academy of Education, Head of the Laboratory for Monitoring and

Evaluation of Educational Achievements, Candidate of Pedagogical Sciences

Azhykulova N.,

research associate Laboratories for monitoring and evaluation of Educational achievements, Kyrgyz Academy of Education Kamchieva A.,

Teacher of gymnasium school 29 Bishkek, postgraduate student of the Laboratory for Monitoring and Evaluation of Educational Achievements

Kyrgyz Academy of Education Attokurova Ch., Kyrgyz Academy of Education, Head of the Laboratory of Preschool Education

Jambayeva A.

Senior lecturer of J. Balasagyn KNU, postgraduate student of KAO

АННОТАЦИЯ

В статье речь идет о сущности и содержании тестовых заданий международного исследования PISA, которые проверяют сформированность функциональной грамотности по трем направлениям: математической, естественнонаучной и читательской грамотности. Приводятся данные, характеризующие результаты тестирования математической, естественнонаучной, читательской грамотности в малой выборке, онлайн-тестирования. Раскрываются особенности тестовых заданий исследования PISA. ABSTRACT

The article deals with the essence and content of the test tasks of the international PISA study, which check the formation of functional literacy in three areas: mathematical, natural science and reading literacy. The data characterizing the results of testing mathematical, natural science, reading literacy in a small sample, online testing are presented. The features of the PISA test tasks are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.