Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЬЮТОРА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЬЮТОРА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
профессиональная деятельность / информационные технологии / учебно – воспитательный процесс / тьютор / дистанционное обучение / тьюторство / Интернет-технологии. / professional activity / information technologies / educational process / tutor / distance learning / tutoring / Internet-technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палагута И.В.

В статье проанализированы основные проблемы подготовки преподавателя – тьютора к использованию информационно коммуникационных технологий в учебно – воспитательном процессе. Представлено основные функции и обязанности преподавателя – тьютора при дистанционном обучении. Характеризировано основные идеи к осуществлению дистанционного обучения преподавателем-тьютором. Представлено понятие «тьютор» и проанализирована его роль в учебно – воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Палагута И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF TEACHERS-TUTORS FOR USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Main problems of preparation teachers-tutors for using information and communication technologies in the educational process are analyzed. Main functions and responsibilities of teachers-tutors during the distance learning are presented. Main ideas of implementation the distance learning by a teacher-tutor are characterized. The concept “teacher-tutor” is presented and its role in the educational process is analyzed.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЬЮТОРА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ - ТЬЮТОРА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Палагута И.В.

преподаватель Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины,

Умань, Украина

PREPARATION OF TEACHERS-TUTORS FOR USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Palaguta I.

Lecturer of Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University,

Uman, Ukraine

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы основные проблемы подготовки преподавателя - тьютора к использованию информационно - коммуникационных технологий в учебно - воспитательном процессе. Представлено основне функции и обязанности преподавателя - тьютора при дистанционном обучении. Характеризиро-вано основные идеи к осуществлению дистанционного обучения преподавателем-тьютором. Представлено понятие «тьютор» и проанализирована его роль в учебно - воспитательном процессе.

ABSTRACT

Main problems of preparation teachers-tutors for using information and communication technologies in the educational process are analyzed. Main functions and responsibilities of teachers-tutors during the distance learning are presented. Main ideas of implementation the distance learning by a teacher-tutor are characterized. The concept "teacher-tutor" is presented and its role in the educational process is analyzed.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, информационные технологии, учебно - воспитательный процесс, тьютор, дистанционное обучение, тьюторство, Интернет-технологии.

Keywords: professional activity, information technologies, educational process, tutor, distance learning, tutoring, Internet-technologies.

В связи с общественными процессами информатизации и глобализации общества, происходит модернизация высшей школы, которая тесно связана с подготовкой научно-педагогических кадров, от научной и профессионально-педагогической компетентности, от формирования новых поколений специалистов.

Общество нуждается в специалистах в области образования, которые не только имеют необходимую компетенцию для успешной педагогической деятельности, но и способных обновлять сферу профессиональной деятельности.

Изменения в педагогической профессии естественным образом находят свое отражение в профессиональной подготовке преподавателя высшего учебного заведения. В рамках существующих учебных планов это возможно, только опираясь на самостоятельную работу студентов, которая может эффективно осуществляться на основе информационных технологий, а для обучения студентов, которые находятся далеко от высшего учебного заведения - на основе дистанционных форм получения образования.

Следовательно, возникает потребность в подготовке преподавателей не только в плане использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза, но и в профессиональной подготовке преподавателей для дистанционного обучения - тьюторов [2].

Практическая реализация модели подготовки преподавателей высших учебных заведений и проектирование маршрутов профессиональной подготовки к осуществлению дистанционного обучения зависят от следующих идей:

1. Разработку и реализацию профессиональной подготовки преподавателей высших учебных заведений необходимо проводить с учетом основных аспектов дистанционного обучения: технического, психолого-педагогического, социального, экономического, с учетом особенностей проектирования тренинговых программ для преподавателей и студентов, личностной ориентации и достижений преподавателей высших учебных заведений, а также с учетом оперативной и индивидуально направленной диагностики и коррекции их подготовки.

2. Производительность функционирования профессиональной подготовки преподавателей высших учебных заведений обеспечивается реализацией совокупности условий, способствующих включению преподавателей в активную, разнообразную учебную деятельность в режиме реального времени.

3. Результативность использования профессиональной подготовки преподавателей учебных заведений может быть определена с помощью специально разработанных механизмов мониторинга качества в процессе профессиональной подготовки преподавателей [3].

Высшие учебные заведения должны организовывать профессиональную подготовку или повышение квалификации профессорско-преподавательского состава к преподаванию в новой информационно-образовательной среде, которой выступает система дистанционного обучения, а также персонала высшего учебного заведения к работе в условиях дистанционного образования.

Важной проблемой является подготовка тьютора к работе в системе дистанционного обучения. Тьюторство - это специализация профессиональной деятельности преподавателя в условиях дистанционной формы обучения. Процесс подготовки тьюторов ориентируется на развитие у них коммуникативных, аналитических, рефлексивных умений и навыков, психологической готовности работать в виртуальном пространстве, навыков фасилитации, то есть настройка и поддержка информационных связей и взаимодействия между студентами и другими участниками системы дистанционного образования, регулирования различных проблем, решения конфликтов, адаптации слушателей к новой форме обучения [4].

В условиях дистанционного обучения основной задачей тьюторов является управление самостоятельной работой студентов, позволяет выполнение ими следующих функций:

- формирование побудительных мотивов;

- постановка целей и задач;

- передачи знаний, опыта и формирование умений;

- организационная деятельность;

- организация взаимодействия между слушателями;

- контроль процесса обучения;

- контроль качества знаний и профессиональных навыков.

Преподаватель - тьютор дистанционного образования должен отвечать за содержание учебно-методических материалов по его дисциплине. Тьютор осуществляет методическое руководство учебным процессом, отвечает на вопросы студентов и проводит проверку результатов их тестирования по своей дисциплине. Студент, обучающийся по данной технологии, имеет право задавать преподавателю вопросы, возникшие у него при изучении каждого раздела дисциплины, и отправить их по электронной почте.

Тьюторство как отдельный вид преподавательской и тренерской деятельности тесно связано с Интернет-технологиями и электронным обучением. Будущий преподаватель-тьютор должен осваивать профессию одновременно с освоением ключевых принципов и технологий электронного обучения как пользователь и будущий куратор в системах дистанционного обучения.

Во время учебного процесса тьютор должен:

- координировать численность студентов в учебных группах, знакомить их с расписанием, специальными требованиями;

- устанавливать контакты со студентами до начала учебной сессии, проводить их идентификацию, лично связываться со студентами;

- получать от администратора сведения, касающиеся группы, и отмечать их в соответствующей базе данных;

- готовить простейшие учебные материалы для передачи студентам, например, модели ответов, копии лучших работ студентов, общие комментарии о полученные документы, распространенные ошибки;

- обсуждать с администрацией серьезные проблемы, связанные с качеством работы студентов;

- получать итоговые экзаменационные материалы и отмечать их в соответствующей базе данных;

- фиксировать трудности в работе студентов, устранять их вместе с разработчиками курса;

- помогать студентам в случае необходимости менять средства информации;

- участвовать в развитии материалов курса;

- информировать студентов о возможности получения учебных консультаций с конкретного учебного курса;

- консультировать студентов из учебных проблем как при личной встрече, так и с помощью электронной связи;

- рецензировать контрольные работы и подавать их для периодического контроля до учебного центра;

- выступать перед слушателями с популярными лекциями по материалам курсов [5].

Обобщая опыт работы тьюторов, научные и методические наработки по этому вопросу, можно констатировать, что тьютор - это новая специализация профессионально-педагогической деятельности учителя, которая возникает и функционально реализуется в принципиально новых условиях организации учебного процесса, создаваемые в результате использования новых информационно -компьютерных образовательных технологий. Функции, присущие традиционной профессиональной деятельности учителя не теряются тьютором, но его особенности содержания работы и обязанности на первый план выдвигают:

- консультативную функцию, которая реализуется в проведении групповых и индивидуальных консультативных занятий с студентами, в помощи студенту в составлении программы прохождении курса и получении образования вообще, следуя выполнению учебного плана;

- менеджерскую функцию, что воспроизводится в составлении общего и индивидуального графика учебного процесса, учебного курса, по которому он работает с группой, организации проведения групповых занятий студентов, рекомендациях относительно набора и формирование групп слушателей, руководстве и мотивации студентов;

- поддерживающую, или фасилитативную, функцию, что проявляется в налаживании и поддержании информационных связей и взаимодействия между студентами и другими участниками дистанционного образования, урегулировании различных проблем, разрешении конфликтов, адаптации студентов к новой форме обучения;

- проектировочная функция включает в себя разработку дидактических и учебных материалов,

элементов рефлексии и мотивации, разработку вариантов индивидуальных заданий, проектирование образовательной сферы;

- информационная функция проявляется в ориентации в ресурсах информационно-образовательной среды, консультировании и поддержке студентов при изучении им предмета и помощи в затруднительной ситуациях в процессе их самостоятельной деятельности, информировании студента о наличии ресурсов для приобретении нового образовательного, социального, коммуникативного, профессионального опыта;

- аналитическая функция включает наблюдение и фиксацию личностных данных, способностей студентов, их планов и намерений, интересов, склонностей, мотивов, готовности к социально-профессиональному самоопределению;

- рефлексивная функция связана с организацией рефлексивной деятельности на этапах обучения, созданием условий для освоения студентов рефлексивных навыков и умений [1].

Выполнение этих функций требует определенных знаний и умений, формирование которых не предусмотрено содержанием традиционной подготовки учителя и его личностных качеств, которые

сегодня не имеют поддержки в процессе становления учителя как профессионала.

Литература

1. Маркелова, Ю. И. Роль тьютора в системе дистанционного обучения. Философия и история образования. Педагогика и методика образования, 2013.

2. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред Муха Н. В., Рязанова А. Г. — Томск: «Дельтаплан», 2001.-159 с.

3. Товканец, Г.В. Информационно - коммуникационное обеспечение образовательного процесса / Г. В. Товканец // Актуальные проблемы еко-номики. - 2009. - № 12. - С. 225-231.

4. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Программа специализированного учебного курса / Моисеева М. В., Троян Г. М. — М.: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2006. 16 с.

5. Щенников, С. А., Теслинов А. Г., Чернявская А. Г. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: спец. учеб. курс. М.: Изд. дом «Обучение-сервис», 2004. 608 с.

ТЕСТ «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МИНУТА» В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНОШЕЙ СБОРНОЙ КОМАНДЫ СИРИИ ПО ШОССЕЙНЫМ ГОНКАМ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Али Махаммад Али

Тренер сборной команды Сирии по шоссейным гонкам. Магистрант 2 года обучения Института физической культуры ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Прокопьев Н.Я.

доктор мед. наук, профессор, заслуженный деятель науки и образования, академик РАЕ, заслуженный рационализатор РФ ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».

Семизоров Е.А.

канд. пед. наук, доцент «Аграрный университет Северного Зауралья»

TEST "INDIVIDUAL MINUTE" IN ASSESSING THE FUNCTIONAL STATE OF THE YOUTH OF THE SYRIAN NATIONAL ROAD RACING TEAM AT THE PRE-COMPETITION STAGE OF THE

TRAINING PROCESS

Ali Mahammad Ali, Prokopyev N.,

University of Tyumen Semizorov E.A.

Northern Trans-Ural State Agricultural University

АННОТАЦИЯ

Цель: у юношей сборной команды Сирии по шоссейным гонкам на предсоревновательном этапе тренировочного процесса изучить показатель индивидуальной минуты (ИМ, сек) до и после тренировки.

Материал и методы. Обследовано 11 юношей 18 и 19 лет (18,63±0,78 лет) входящих в состав сборной команды Сирии по шоссейным гонкам, имеющих одинаковый режимом дня, отдыха и уровня двигательной активности. В положении сидя за письменным столом юноши в течение минуты по методу Франца Халберга определяли у себя ИМ в 8, 12, 16 и 20 часов светового дня, при этом сирийские юноши как до, так и после тренировки. Для сравнения указанный тест был выполнен 24 юношами студентами трех профильных вузов г. Тюмени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.