Научная статья на тему 'Тест-драйв как жанр автомобильного дискурса'

Тест-драйв как жанр автомобильного дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
453
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ЖУРНАЛИСТСКИЙ ЖАНР / DISCOURSE / THE AUTOMOBILE DISCOURSE / GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рогалева Ольга Сергеевна

В статье описывается жанровая специфика (композиция, содержательные и языковые особенности) журналистских материалов в формате «тест-драйв», составляющих большую часть контента журнала «За рулем».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Test-drive as genre of automobile discourse

The article is devoted to the problem of definition of the genre of test-drive. Test-drive is the most widely-spread format and genre used in Russian automobile magazines. The work describes composition, profound and linguistic special features of test-drive.

Текст научной работы на тему «Тест-драйв как жанр автомобильного дискурса»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

УДК 808.2

О. С. РОГАЛЕВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ТЕСТ-ДРАЙВ КАК ЖАНР АВТОМОБИЛЬНОГО ДИСКУРСА____________________________

В статье описывается жанровая специфика (композиция, содержательные и языковые особенности) журналистских материалов в формате «тест-драйв», составляющих большую часть контента журнала «За рулем».

Ключевые слова: дискурс, автомобильный дискурс, журналистский жанр.

В последнее десятилетие резко возросло количество описываемых исследователями дискурсов и дискурсивных разновидностей. Это связано с увеличением количества оснований, по которым они выделяются. Одним из базовых дискурсообразующих критериев, который признается многими лингвистами, является тематика/содержание текстов, образующих данный тип дискурса. «Автомобильный дискурс» относится к числу терминов, недавно вошедших в широкий список дискурсов [1], и еще не имеет широкого распространения в лингвистических кругах. В условиях глобальной коммуникации автомобильный дискурс (далее АД) становится массовым и приобретает специфические черты, отличающие его от всех остальных типов общения. Он является составляющей широкого социального взаимодействия, охватывает многие сферы жизни современного социума, а также оказывается связанным с разнообразными видами человеческой деятельности [2].

Нам представляется логичным исходить из широкого понимания автомобильного дискурса и включать в него любые речевые образования, субъект, адресат или содержание которых так или иначе относится к сфере автомобилестроения. Другими словами, структура автомобильного дискурса состоит из текстов разных типов, однако ядерную часть автомобильного дискурса составляют именно медийные тексты.

В фокусе нашего внимания автомобильный медиадискурс — корпус текстов, посвященных автомобилям, функционирующих в СМИ.

Материалы в формате «тест-драйв» широко представлены в автомобильном дискурсе — как в печатных, так и сетевых и телевизионных СМИ. Как кажется, тест-драйв занимает особое место в жанровой структуре автомобильного дискурса, поскольку именно данная жанровая разновидность составляет большую часть контента современных российских автомобильных СМИ. Кроме того, тест-драйв представляет собой определенный тип текста и имеет жанровую специфику. Рассмотрим данные признаки на примере публикаций из журнала «За рулем» (ЗР). Материалом для данного исследования послужили публикации в журнале «За рулем» за 2012 год.

Тест-драйв — заезд с целью испытания автомобиля, его технических характеристик. В современном автомобильном бизнесе это наиболее распространенный вид PR-акций, куда приглашаются представители СМИ. Другими словами, это описание журналистом события, что соответствует жанру репортажа. Как известно, основными жанрообразующими признаками репортажа являются событийность и эффект присутствия [3].

Журналист дает нам представление о предмете в форме репортажа: описание автомобиля включено в событие, действие — чаще всего это поездка, путешествие: *На Тайване дела идут, хорошо. В понедельник утром умытые тропическим, дождичком. островитяне радостно шествуют, на работу. Страна тоже готовится к выборам, президента, но без митингов и демонстраций... Мы. же с любопытством. рассматриваем, местный колорит, из окон кроссовера «Лаксджин». Данный прием широко используется и позволяет создать особый эффект ре-портажного изложения.

Эффект присутствия заключается в создании впечатления, что действие развивается одновременно с рассказом о нем. Репортер находится на месте события: *Сейчас монитор отображает, картинку с восьми камер, навешанных на автомобиль по периметру. Они будто открывают окно в другое измерение. Сам журналист, рассказчик представлен с помощью местоимений и глаголов первого лица: *По дороге из аэропорта я еду на пассажирском, месте; *Петляем. по узким, улицам, итальянского городка.

Для создания впечатления одновременности рассказа и действия вводятся формы настоящего времени, изображающие действия журналиста-рас-сказчика, а также детали события/предмета: * Коли так, беру ключи от. самой дорогой версии. Подхожу к багажнику, держа в одной руке чемодан, в другой — тот. самый ключ. *Сворачиваем на проселок. Большой клиренс и полный привод — то, что здесь нужно * Салон без изысков, как всегда у «Субару». Пластики жестковаты., а у сидений нет привычной развитой боковой поддержки.

В тест-драйвах журналисты обязательно используют пространственные и временные обозначения: *Вскоре врываемся на серпантин, до Туапсе всего-то сотня верст.*В салоне «Гранты» нам. зябко и неуютно. *Внутри не менее красиво, чем. снаружи.*Ага, вот и горы.*Вот сейчас я еду в самом, дорогом. «Да-стере» — комплектация Luxe Privilege.

Итак, типовой образ автора публикаций в жанре тест-драйва в журнале «За рулем» строится на основе образа очевидца, коммуниканта, обладающего знанием, связанным с репрезентируемым автомобилем и моментом времени.

Таким образом, можно сказать, что тест-драйв — это тематическая разновидность репортажа (наряду со спортивным, социальным и др.).

Специфика содержательной стороны публикаций в жанре «тест-драйв» определяется предоставлением информации о каком-либо автомобиле/лях. Это информативный жанр автомобильного дискурса, который способен достаточно полно представить автомобиль. С другой стороны, тест-драйв относит-

ся к жанрам, сочетающим в себе черты рекламы и публицистических жанров. Представляется, что в анализируемых нами публикациях происходит модификация первичной формы публицистического текста за счет добавления рекламной установки. Тест-драйв адаптирован к рекламным целям — он направлен на ответную реакцию целевой группы: *Но, что несомненно, вы получите богато оснащенный хэтчбек с хорошим, дорожным, просветом, и яркой индивидуальностью. А в подарок — оранжевое настроение.

Кроме того, в структуре жанра «тест-драйв» могут присутствовать/проявляться типовые черты других журналистских жанров, в частности, зарисовки, интервью, отчета, корреспонденции. Так, частотно включение в тексты фрагментов интервью с дизайнерами, специалистами: *«В основе у нас собственная концепция», — уверяет, шеф-дизайнер «Лаксджина» Джеймс Шир. В прошлом, он отвечал за стилистику моделей китайского подразделения «Джи-Эм». Автомобильные знания Шира не ограничены. только дизайном. — он указывает, мне на весьма важную, по его мнению, особенность машины: «Видишь, основание кузова сидит на четырех продольных и шести поперечных лонжеронах? В результате силовая клетка получилась довольно крепкой. У нас кузов намного жестче, чем. у той же «Тойоты».

Организующим началом в исследуемых нами текстах служит авторская точка зрения. Сохраняя информационное ядро, автомобильные журналисты все же стараются дать оценку в своих публикациях: *Разгон так себе, без фанатизма, но вполне соответствует заявленной мощности.*Энергоемкость подвески в самый раз для разбитой дороги. Такой способ подачи материала, как известно, является характерным для публицистических жанров аналитического типа, где говорящий высказывает свою точку зрения, помогая читателю тем самым сформировать свою.

Таким образом, жанр тест-драйва представляет собой синкретичное жанровое образование, сочетающее в себе элементы разных журналистских жанров, которые взаимодействуют, интегрируются, организуя языковую основу тест-драйва.

Композиционная специфика тест-драйва определяется наличием следующих составляющих:

— вводка/лид;

— зачин;

— описание автомобиля: технические характеристики тестируемого автомобиля; описание внешнего вида и салона и др.;

— сопоставление новинки с предшествующими моделями или со сходными моделями, сравнение характеристик и выявление положительных и отрицательных параметров;

— отзыв журналиста об автомобиле;

— набор фотоснимков автомобиля, рисунки, схемы, таблицы.

Вводка/лид — это высказывание, расположенное под заголовком, выделенное шрифтом и содержащее следующие компоненты: а) представление автора материала и/или фотографа; б) сообщение новости, чаще всего, это выпуск обновленной модели и/или нового автомобиля либо представление автомобиля, находящегося в центре внимания.

Спектр языкового воплощения не ограничен: *Вслед за обычным. «Пассатом» компания обновила так называемое четырехдверное купе СС на его базе. Что в нем нового, узнал Юрий Тимкин. Фото автора.* Всего год прошел после обновления, а «Киа»

вновь провела модернизацию «Соула». Такой оперативности Юрий Тимкин не припомнит. На машину через объектив смотрел Александр Батыру.

Авторы автомобильных репортажей журнала «За рулем», как правило, избирают какую-либо метафору для заполнения ключевых текстовых позиций — зачина и/или заголовка: *У женщин пластические операции становятся нормой. Настолько, что иные прибегают к ним не один раз в жизни, а регулярно. В прошлом году — подкорректировать губы., в этом. — подправить форму носа. Затем, не помешало бы. изменить разрез глаз... В итоге не успеваешь заметить, как знакомый человек поменялся. Вот. и с машинами так. «Соул» получил более крупные «глаза» и смотрится теперь совершенно иначе! Хотя, на мой взгляд, гармоничности во внешности поубавилось! (ЗР, № 3 2012); *Японцы не в первый раз пустились на вседорожный эксперимент. Рецепт прост: взять практичный легковой автомобиль — скажем., хэтчбек или универсал — и добавить по вкусу увеличенный дорожный просвет, и пластиковый обвес. (ЗР, № 3 2012)

Другой вариант зачина — как в путевом очерке, например: «Фулл», — сказал заправщик и затребовал с меня кругленькую сумму, хотя бак и небольшой. «Газолино», или попросту бензин, в Италии продают, по 1,71 евро за литр. Я выбрал бензиновую версию из интереса к двухцилиндровому турбодвигателю «Твинэйр», аппетит, которого, если верить паспорту, не оставлял шансов дизелю козырнуть своей хваленой экономичностью. В разных режимах было обещано, цитирую, 5,0/3,8/4,2 л/100 км. Вот. я и заполнил бак под завязку, чтобы, самому проверить теорию практикой: сможет ли «Панда» полноценно работать за щепотку корма. Ехать собрались в горы..

Описание автомобиля может быть развернутым или компактным, но обязательно динамическим, что обусловлено самим предметом описания. Таким образом, тест-драйв имеет событийную канву, но описательную основу, сводящуюся к переходу от фиксации одной детали автомобиля к описанию другой его особенности. Делается это при помощи описательных конструкций, построенных на основе перечисления: *Усеченная центральная консоль не мешает, длинноногим., материалы, податливы, и дороги, встроенный ароматизатор воздуха успешно отбивает камазовское послевкусие.

Сопоставление новинки с предшествующими моделями или со сходными моделями, сравнение характеристик и выявление положительных и отрицательных параметров может быть самостоятельным фрагментом текста, но чаще органично включается в собственно описание автомобиля: *Из-за особенностей дизайна обзорность, как и раньше, плоховата: малюсенькое заднее стекло-амбразура и миниатюрные внешние зеркала мало помогли, когда пришлось разворачиваться в тесном, дворике. Сравнение разных параметров и характеристик автомобиля/лей осуществляется в основном за счет синтаксической связи, построенной на основе формально выраженных отношений противопоставления: *От разгонной динамики дух не захватывает, но запаса мощности хватает, чтобы, не ощущать дискомфорта ни в городских пробках, ни на скоростной трассе; *Они отличаются увеличенным, ходом, поршня, но наружные размеры, двигателей остались прежними. Конструкции с союзом «но» в подобных случаях реализуют семантику замещения, компенсации одной характеристики другой.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

Заканчивается тест-драйв, как правило, обобщенной оценкой автора, отзывом журналиста об автомобиле/лях. Здесь частотен прием ранжирования автомобилей, если это сравнительный тест-драйв: *Если же оценивать автомобили в целом, трудно отдать какому-либо предпочтение. Ничья — справедливый финал.*Поэтом, невзирая на схожесть итоговых оценок «Нексии» и ЗАЗа, ей достается лишь третье место. Другой вариант концовки — метафора: *Проводя параллели с миром, людей, скажу: если обычный ««Пассат» — это ничем, не примечательный сотрудник, то СС — креативный директор, каждую секунду притягивающий к себе внимание. Одеждой, манерами, речью. *Отличная собралась флотилия! ««Крайслер» напомнил атомный ледокол — такой же огромный и мощный. Смотришь на него и понимаешь: для него не существует преград. Настоящий дредноут, только в современном исполнении. ««Ягуар» — легкий ракетный крейсер: проворный, скоростной, на нем легко настичь соперника. Но и комфорта не лишен. Очень разносторонний автомобиль. ««Вольво» вызывает, ассоциации с яхтой. Не такой быстрый, как конкуренты, однако экипажу здесь уютнее всего, да и в управлении «швед» наиболее прост..

Иконический компонент исследуемых текстов представлен цветными фотографиями и таблицами. Таблицы — это семантически и графически автономные элементы (данные производителя, оформленные как врезки), повышающие информативность текста и выполняющие познавательную функцию: они дополняют информацию, выраженную вербально, разного рода техническими сведениями (общие данные, размеры автомобиля и др.), к которым обращается не каждый читатель.

На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

— тест-драйв — особый жанр автомобильного дискурса, обладающий признаками, определяющими его жанровую природу;

— тест-драйв — устойчивая публицистическая жанровая форма, направленная на описание того/ иного автомобиля/лей через набор наиболее характерных отличительных особенностей;

— в основе тест-драйва лежит пробная поездка журналиста на автомобиле/лях. В большинстве случаев тест-драйв строится как репортаж с места событий;

— материалы в жанре тест-драйва оформляются в виде повествования (нарратива) и содержат дескриптивные элементы (фрагменты).

Библиографический список

1. Рогалева, О. С. Лингвостилистические особенности автомобильного дискурса (на примере журнала «За рулем») / О. С. Рогалева // Медиадискурс: новые явления и новые подходы : коллективная моногр. / под ред. Н. А. Кузьминой. — Омск : И. Баловнева, 2010. — 262 с.

2. Ревина, Ю. Н. Автомобильная терминосистема в немецком и русском языках: структурно-семантический и функциональный аспект : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю. Н. Ревина. — Екатеринбург, 2011. — 25 с.

3. Майданова, Л. М. Практическая стилистика жанров СМИ : учеб. пособие / Л. М. Майданова, С. О. Калганова. — Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2006. — 336 с.

РОГАЛЕВА Ольга Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики и языка массовых коммуникаций.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.03.2013 г.

© О. С. Рогалева

Книжная полка

Немченко, В. Н. - Введение в языкознание : учеб. для вузов / В. Н. Немченко. - М. : Юрайт, 2013. - 679 с. -Гриф МО. - ISBN 978-5-9916-2245-5.

В учебнике раскрыты все общетеоретические вопросы современного языкознания, строго разграничиваются и последовательно описываются языковые уровни с учетом их современного понимания. Отличительная особенность издания — широкое использование автором выдержек из лингвистической литературы со ссылками на первоисточники, богатое иллюстративное сопровождение материала примерами из различных языковых групп. Это позволит студентам получить представление о важнейших научных школах и направлениях современной лингвистики, сравнить разные подходы специалистов в этой области к проблемам отечественного языкознания. Направления подготовки/специальности: Востоковедение, африканистика 030800 (522600); Лингвистика 031100 (520500); Перевод и переводоведение 031202 (022900); Теория и методика преподавания иностранных языков и культур 031201 (022600); Теория и практика межкультурной коммуникации 031203 (023000); Филология 031000 (520300); Филология 031001 (021700). Об авторе: Немченко В.Н., доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка и общего языкознания Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный работник высшего образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.