УДК 070
А. С. Сумская
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург
А. С. Вахрушева Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ПЕЧАТИ И НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Свою часть работы посвящаю моему отцу, Киселеву Сергею Николаевичу, водителю с 60-летним стажем.
А. С. Сумская
В статье представлен историографический обзор отечественной автомобильной журналистики в печати и на телевидении. Обозначены проблемы телевизионной автомобильной журналистики: однотипность концепций телепрограмм, невысокий уровень профессионализма телеведущих, низкая востребованность телепередач зарубежной аудиторией, отсутствие в стране программ медиаобразовательной подготовки по данной тематике. Отличительные особенности отечественных автомобильных СМИ: «любопытно и увлекательно» о мировых новинках, «полезно и практично» для российской действительности. Телепрограммы федеральных СМИ в большей степени познавательно-развлекательные, а региональные -практико-ориентированные.
Ключевые слова: автомобильная журналистика, автомобильные телепрограммы.
Автомобильная журналистика востребована российской аудиторией. По данным Национальной тиражной службы, в 2012 году в стране выходило 70 журналов автомобильной тематики [24]. В настоящее время в эфире российского телевидения - более 40 автомобильных телепрограмм. Кроме того, почти на каждом региональном телеканале в местных информационно-развлекательных выпусках есть тематические рубрики автомобильной тематики [21]. Сегодня на каналах запускаются новые и обновляются прежние автомобильные телепрограммы, появляются яркие телеведущие. Более десяти лет подтверждают востребованность «Драйв-ТВ» (^^геат. т) и «Автоплюс» (autoplustv.ru), кабельные и спутниковые телеканалы для автолюбителей. По данным исследовательской компании Mediascope, автомобильные радиостанции занимают лидирующие позиции в списке предпочтений россиян [9].
Это неудивительно. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», по состоянию на 1 января 2017 года парк автомобильной техники на территории России составил 49,7 млн. штук [15]. В 2018 году в России зарегистрировано более 56 млн. транспортных средств (легковые и грузовые автомобили, мотоциклы и автобусы), которые используются гражданами нашей страны [20]. Если принять во внимание, что, по данным Росстата, в 2018 году численность населения страны составляет более 146 млн. человек, то на каждую тысячу россиян приходится 297 легковых автомобилей. Это пятое место в мире по развитию автомобильного парка (по данным аналитического агентства Автостат, autostat.ru), четвертое место в мире по загруженности на дорогах (по данным компании ШЫХ, inrix.com). Таким образом, в силу высокой автомобилизации уровень востребованности автомобильной журналистики в нашей стране достаточно высок.
Считаем целесообразным отметить ряд проблем в отечественной автомобильной телевизионной журналистике. Во-первых, концепции телепрограмм не отличаются оригинальностью, включают традиционный набор однотипных рубрик, описывающих технические характеристики автомобиля, а уровень профессионализма ведущих оставляет желать лучшего. Журналист П. Магера сетует: «Любящего машины человека волнует, как едет приглянувшаяся ему модель, каков ее характер, какие эмоции она, стоящая на парковке, вызывает. Редакторы
автомобильных изданий отчего-то вдолбили себе в голову, что в первую очередь влюбленные в машины люди смотрят на количество подстаканников и стоимость техобслуживания до конца гарантии» [7]. Понимая, что автомобильные передачи являются форматной телепродукцией, к ним мы можем применить моделирование типажей ведущих телепрограмм для обеспечения наибольшего коммуникационного эффекта с аудиторией зрителей [22]. Во-вторых, российские автомобильные ТВ-программы не входят в рейтинг наиболее популярных и признанных, если в состав анализируемых включать зарубежные ТВ-шоу [19]. В-третьих, анализ образовательных ресурсов, находящихся в свободном доступе, показывает, что в России нет специализированных образовательных программ, впрочем, как и отдельных модулей, спецкурсов по данному направлению ни в высшем, ни в дополнительном профессиональном образовании. Нет подобных курсов ни для профессионалов, ни для любителей. В тоже время, за рубежом известен эффективный опыт реализации специализированного 2-годичного модуля в рамках бакалаврской программы и магистерского курса автомобильной журналистики на факультете гуманитарных наук в британском университете Ковентри [26]. Образовательная программа «Automotive Journalism» разработана с участием автомобильной издательской индустрии и одобрена Гильдией автолюбителей. Компетенции специалистов, формируемые в рамках программы, согласованы как профессиональным журналистским сообществом, так и с отраслевыми заказчиками -представителями автомобильной промышленности. В российской практике подобных примеров мы не встретили. В данном случае можно говорить о проблемной ситуации в медийном образовании, связанной с недостаточной методической разработанностью профессионально-практической подготовки специалистов для качественной работы в автомобильной журналистике. Сегодня в разрозненных научных публикациях, предметом исследования которых является автомобильная тема в СМИ, отсутствует системное видение эволюционирования автомобильной отечественной журналистики.
Под автомобильной журналистикой понимаем такую профессиональную деятельность специалистов массмедиа, в которой сбор, обработка и распространение информации связаны с автомобильной тематикой, востребованной как любителями автомобилей, так и профессиональными водителями.
Целью исследования явилось обобщение материалов о развитии отечественной автомобильной журналистики в печати и на телевидении. Степень разработанности проблемы представляется незначительной.
В российском научном сообществе дискурс автомобильной журналистики исследуется в работах Ю. Н. Ревиной, О. С. Рогалевой, Э. В. Шаламовой [17, 18, 23]. Работ, посвященных автомобильной журналистике как явлению, социально-культурному феномену, не обнаружено. Впрочем, не были найдены и работы авторитетных ученых, обобщающих историю становления отечественной автомобильной журналистики. Вместе с тем, не можем не отметить, что эта тема вызывает интерес у молодых исследователей. В частности, работы А. Ю. Андреевой, А. Г. Индюковой (РЭУ им. Г. В. Плеханова, Москва) [3, 5], В. Н. Бабаевой (СПбГУ, Санкт-Петербург) [4], О. Д. Клещиной (СФУ, Красноярск) [6], Е. Н. Мальцевой (УрФУ, Екатеринбург) [8], В. В. Просветова («Московский политех», Москва) [16], И. З. Ярулина (ЮуРГУ, Челябинск) [25] посвящены разным аспектам автомобильной журналистики. Безусловно, это позволяет сделать вывод не только о востребованности данной тематики в среде молодых ученых, но и предположить перспективность развития проблемно-исследовательского поля автожурналистики.
В ходе обобщения материалов мы выявили, что с 1894 г. в Санкт-Петербурге начал выходить журнал «Самокат», редактором которого был Александр Иванович Орловский, имевший собственныймагазинвелосипедов. В журнале писалиомотоциклах, автомобиляхидаже о моторных лодках. В 1900 г. редакция «Самоката» организовала автопробег длиною в 140 км. (Луга - Санкт-Петербург). С того события зародилась традиция освещения в прессе подобных мероприятий. Поскольку автомобилей средств механического транспорта как «усовершенствованных способов передвижения» становилось всё больше, то в 1904 г. журнал «Самокат» был переименован в «Самокат и мотор». В обновленном еженедельном журнале публиковались статьи о различных двигателях и внутреннем строении автомобиля. В течение года выходило 50 номеров. В 1906 г. издание переименовали в «Автомобильное дело», соответственно, приоритет был отдан автомобильной тематике.
К числу первых автомобильных журналистов относят Андрея Платоновича Нагеля. Он был не только автомобильным журналистом, но и прославленным гонщиком на международных ралли. Большинство побед он совершил на автомобиле отечественного производства «Руссо-Балте» [2. С. 75]. А. П. Нагель в 1900 г. начал издавать журнал под названием «Спорт», а в 1902 г. основал новый журнал «Автомобиль», который выходил в Санкт-Петербурге и стоил 25 копеек. Именно его журнал вплоть до 1917 г. был самым авторитетным автомобильным изданием дореволюционной России. В первом номере «Автомобиля» писали, что «издание данного журнала - дань необходимости и цель редакции заключается в пропаганде автомобилизма на русской почве» [10]. Преимущественно журнал публиковал статьи о технических автоновинках, репортажи с зарубежных автовыставок, соревнований, ралли. Пример содержания одного из номеров журнала «Автомобиль»: «Телеграммы», «Конкурс грузовиков во Франции», «Примерный расчёт эксплуатации моторного грузовоза "Бюссингъ"», «На автомобиле по Крыму», «Письмо в ответ на письмо», «Письмо из провинции», «Хроника», «Сторонние сообщения», «Календарь 1908 года», «Справочный отдел», «Объявления» [1]. Пример титульной страницы одного из журналов представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Первая страница журнала «Автомобиль» в 1908 г.
Нагель рассказывал, что самое сложное для журнала было найти рисунки. «В России автомобилизм настолько малоразвит, что хроника происшествий в нашей жизни доставляет всегда самое ничтожное количество фотографий и рисунков — все остальное приходится черпать
из заграничных источников» [10]. А. П. Нагель в разное время выпускал подобные журналу «Автомобиль» издания: «Двигатель», «Спорт», «Автомобильная жизнь», «Автомобильная жизнь и спорт». До революции в России выходило около 20 автомобильных изданий.
В том же Санкт-Петербурге под эгидой Управления заведующего автомобильной частью Западного фронта издавался первый отечественный военно-автомобильный журнал «Самоход», который был первым военно-автомобильным изданием с 1916 по 1917 гг. После революции 1917 г. многие издания автомобильной тематики были закрыты.
В 1923 г. появился журнал для профессионалов - «Автомобильный транспорт». Он и сегодня, спустя 95 лет, выходит в свет большим тиражом и преимущественно распространяется по подписке, так как является специализированным, ведомственным.
С 1 апреля 1928 года издается журнал «За рулём», в 2018 году издание праздновало юбилей -90 лет со дня основания. На рис. 2 изображены обложки журнала «За рулем» в 1934 и 2018 годах.
Рис. 2. Обложки журнала «За рулем» в 1934 и 2018 гг. [12, 11]
Первый номер журнала открыла статья «С чего начать?». «Мы рассчитываем, что нашими читателями будут не только узкие круги специалистов, но и самые широкие массы трудящихся, впервые знакомящиеся с идеями автомобилизации. Наш журнал является первым и пока единственным опытом издания массового популярного журнала, посвященного автомобилям и дорогам» [13]. Содержание номера: «Будущее автомобильной промышленности в СССР» (профессор Е.А. Чудаков); «Автомобильная война в Соединенный штатах» (Н. Осинский); «Новый автомобиль Форда» (псевдоним автора - Г. З.); «Стекло, не дающее осколков» (псевдоним автора -А. В.); «Наше автомобильное хозяйство» (Я. Гольдберг); «Международная выставка грузовиков и автомобилей специального назначения» (специальный корреспондент А. Габор); «Два парижских шофера» (А. Габор); «Слово имеют шоферы» (без авторства), «Вниманию ремонту машин» (И. Коган); «Барахло на ходу» (Б. Шкловский); «Колесо на память» (М. Кольцов), «Крестьянские дорожные товарищества» (Н. Листратов), «Наука на помощь дорожному делу» (Н. Купреянов); «Дорожная "Табель о рангах"» (Л. Выгодский); «Пути дороги» (Н. Погодин); «Что говорят рабочие и крестьяне об автомобилях и дорогах» (В. Ф. Дмитриев); «Мотоциклетная промышленность» (А. Скерджиев); «Побеждающий автомобиль» (В. Булыжник); «Мировой рекорд автомобильной скорости» (без авторства); «Многоэтажный гараж» (псевдоним Л. Б.); «Дорога без перекрестков» (без авторства); «Через Сахару на мотоциклах» (без авторства); «Глиссеры и авиакатера» (А. Бобров); «За дорогу и машину!» (без авторства). Рейтинги
показывают, что и сегодня этот журнал является самым востребованным российскими автолюбителями.
Отметим, что тираж «За рулем» увеличивался из года в год. В 1928 г. первоначальный тираж номера журнала составил 15 000 экземпляров. Однако в результате массового спроса на издание количество номеров допечатали до 25 000 экземпляров. В 1939 г. он уже составлял 120 000. И это с учётом того, что автомобили в то время были не у каждой семьи, а во время войны у населения многие авто изъяли. Только в 1940-1950 гг. началось массовое производство «Москвичей», «Побед» и «ЗиМов», которые стали продавать частным клиентам. На сегодняшний день издание «За рулём» является признанным лидером прессы автомобильной тематики. С 1978 по 1994 гг. и с 2006 г. по настоящее время журнал проводит «Гонку Звезд», а начиная с 1994 г. - автомобильную премию Гран-При. Цель конкурса заключается в том, чтобы выявить среди автомобильных новинок года лучшую. С августа 2009 г. работает новый сайт издательства, который агрегирует материалы журнала «За рулем», газеты «За рулем», журнала «Купи авто», журнала «Мото», журнала «Рейс». Кроме того, на сайте есть собственная редакция, выпускающая уникальный контент. С осени 2011 г. на сайте www.zr.ru доступен архив всех номеров журналов «За рулём», начиная с 1928 года. Рубрики журнала: «Главные новинки авторынка», «Тесты за рулём», «За рулём эксперт», «За рулём актив», «За рулем ресурс», «Ответы ГИБДД на вопросы читателей», «Конкурс знатоков-технарей», «Советы бывалых» и другие. В рубрике «Советы бывалых» с января 2002 г. премируют призами за лучший совет. В рубрике «Наш конкурс» публикуют задачи и по итогам предложенных решений награждают участников за лучшие ответы.
Что касается телевизионной автомобильной журналистики, то первая отечественная телепередача, где упоминались автомобили, называлась «Это вы можете», сокращённо - ЭВМ. Передача выходила на советском телевидении в 1970-1980 гг. Особой популярностью пользовалось самодеятельное автомобилестроение. В передаче были представлены действующие образцы автомобилей, которые могли составить конкуренцию существующим моделям автомобильной промышленности СССР и других стран. Например, произведение умельца Александра Кулыгина «Панголина» (1981), автомобиль конструкторов Дмитрия Парфёнова и Геннадия Хаинова «Лаура» (1981), глиссирующий автомобиль-амфибия «Тритон» Дмитрия Кудрячкова.
А. Пикуленко отмечает: «Российская автожурналистика прошла очень интересный путь. До 1991 года было небольшое количество изданий, где работали абсолютно фанатично преданные делу люди. И когда после 1991 года начался первый массовый призыв в автомобильную журналистику - это тоже были фанатики, стремящиеся рассказать людям про автомобили и про то, как это здорово. Как раз в этот момент началась пятая волна автомобилизации. Автомобиль стал интересен не только узкому кругу, но и широкой аудитории. И это был не отвлеченный интерес, поскольку появилась возможность ко многому лично прикоснуться, попробовать разные автомобили» [14].
В начале 90-х годов XX века, благодаря Сергею Воробьеву, вице-президенту Ассоциации каскадеров РФ, и популярному телеведущему Владиславу Листьеву, было организовано зрелищное автошоу «Гонки на выживание» в российской версии (адаптация популярного американского автомобильного шоу). В 1993 г. начались пробные заезды недорогих машин, причем автогонщиками была разрешена контактная борьба. Автошоу получило название «Гонки на выживание». Его можно было смотреть в разные годы на 2х2, «России», REN-TV. После убийства Владислава Листьева гонки единолично возглавил Сергей Воробьев. Он был и организатором, и режиссером, и постановщиком трюков, которые проходили между заездами машин. Знаменитым представителям творческой индустрии выпала честь участвовать в «заездах звезд». Эльдар Рязанов, Алла Сурикова, Александр Буйнов, Олег Газманов и другие попробовали себя в качестве гонщиков. Несколько лет передачи выходили под руководством Николая Петрова. На канале «Россия» проект транслировался под названием «Клуб Адреналин». Переход на центральный канал расширил аудиторию зрителей, и гонками «заболела» вся страна. Московская команда выезжала в Димитровград, Калугу, Самару, Тольятти. Сегодня «Гонки» стали более спортивными и жесткими. Сергей Клименков, возглавив «Гонки на выживание», предпринял действия, чтобы гонки получили спортивный статус, были разработаны правила, стал проводиться Чемпионат России по «Гонкам на выживание». Сегодня «Гонки» как отдельный телепроет не выпускается, но соревнования традиционно проводятся один раз в полгода в Подмосковье. Разные телеканалы
имеют возможность снимать репортажи во время их проведения. Так, идея автомобильной передачи стала «шире» экранных рамок и послужила основанием для развития гонок как вида спорта в России.
С 2005 года на НТВ выходит информационно-правовая программа «Главная дорога». Рубрики передачи: «Испытано на себе», «Школа вождения», «Секонд-тест», «Другая машина», «Федеральная трасса». С ноября 2011 г. НТВ предлагает зрителям программу «Первая передача», которая рассказывает об авто и их владельцах, помогает решать актуальные проблемы, связанные с российскими дорогами, штрафами, автопроисшествиями. Кроме того, в каждом выпуске программы есть репортажи с международных автомобильных салонов, еженедельный обзор событий, автотрендов.
На традиционно первых «кнопках» для отечественных телезрителей - Первом телеканале и России-1 - автомобильных передач нет.
На телеканале ТНВ-Татарстан с 2008 г. познавательный тележурнал «Автомобиль» рассказывает о новинках мирового автопрома и позволяет телезрителям стать участником захватывающих тест-драйвов. Программа предлагает эксклюзивные репортажи из автосалонов мира, много полезной информации по уходу за автомобилем. Спутниковый телеканал «Мужской» с 2013 г. транслирует программу «Моторы». В ней ведущие рассказывают, какое авто лучше подойдет рыболову или охотнику, учат управлять водным транспортом, в том числе моторной лодкой, уделяют внимание другим «забавам» настоящих российских мужчин. На РЕН-ТВ с 2015 г. идет позиционируемое как телешоу «Водить по-русски». В основе материала программы -видеоролики, снятые участниками дорожного движения. Освещаются традиционные проблемы российских дорог - дорожно-транспортные происшествия, нетрезвые водители, плохие дороги, курьезные случаи. Российский эфирный телеканал «Че» с 2017 г. транслирует документальный проект «Дорожные войны» о конфликтах, которые возникают между водителями и пешеходами, водителями и сотрудниками ДПС. В основе программы - материалы, снятые камерами наблюдения, видеорегистраторами и очевидцами происшествий.
В российском медийном пространстве есть два специализированных телеканала - «Драйв» и «Авто-Плюс». Телеканал «Драйв ТВ» транслируется с 2005 г. Это популярный спутниковый и кабельный телеканал для тех, кто любит скорость, путешествия, автомобили, мотоциклы и все, что с ними связано. Аудитория телеканала превышает 5 млн. зрителей. Контент предлагается для самых различных аудиторных сегментов: фанатов экстремального вождения, любителей неторопливых автомобильных путешествий, мотолюбителей и ценителей антикварных авто, начинающих и профессионалов, мужчин и женщин. Ведущие на телеканале - медийные персоны. К примеру, это Леонид Ярмольник, Никас Сафронов, Ирина Салтыкова, Алексей Глызин и другие.
Телеканал «Авто-Плюс» (autoplustv.ru) представлен на российском медийном пространстве с 2006 г. Это развлекательно-познавательный телеканал для автолюбителей, который распространяется через спутниковое и кабельное вещание, позиционируется как телеканал высокой автомобильной культуры. В 2017 г. канал стал победителем Национальной премии в области многоканального цифрового телевидения «Большая цифра» в номинации «Телеканал по интересам». На этом канале можно увидеть ежедневные автомобильные новости, еженедельные развлекательные, познавательные и публицистические программы. Программы-хедлайнеры собственного производства телеканала «Авто-Плюс»: «Новости с колес», «Попутчик. Итоги недели», «Автоэкспертиза», «Юридический ликбез», «Подержанные автомобили», «Своими глазами», «Автотуризм», «Тюнинг-ателье» и другие. На наш взгляд, наибольший интерес представляют программы «Наши тесты», «Grand тест», «Коллективное управление». В ходе программ ведущими тестируются новинки мировой и отечественной автомобильной промышленности.
В каждом российском регионе (а их в 2018 г. в Российской Федерации 85 субъектов) есть свои автомобильные программы. Например, «День ягуара», «Дорога, Правила, Советы... и все под контролем» (Москва и Подмосковье), «Автоконтроль» (Грозный), «Колеса», «Автобан плюс», «Автоэлита», «Вести.Екатеринбург.Авто» (Екатеринбург), «На повороте» (Первоуральск, Свердловская область), «Происшествия» (Челябинск) и другие.
К сожалению, рамки статьи не позволяют обобщить эволюционирование автомобильной российской журналистики на радио и в Интернете. Полагаем, что это задача для следующих
публикаций. Кроме того, продолжая исследование, целесообразно изучить популярный в Интернете автомобильный контент, созданный не только профессиональными журналистами, но и любителями.
Вместе с тем, уже полученные обобщения по теме исследования свидетельствуют, что автомобильная тематика востребована российской аудиторией. Если акцентировать внимание на телевидении, нами было выявлено, что в настоящее время на ведущих российских федеральных каналах присутствуют всего 2 автомобильные программы и 2 мощных нишевых спутниковых и кабельных телеканала. В каждом регионе выходят свои автомобильные телепрограммы, учитывающие местный контекст.
В ходе работы мы убедились, что концепции российских автомобильных телепрограмм однотипны, особенно в регионах. Традиционно-обязательный набор рубрик: «Новости из мира авто», «Технические характеристики новинок автопрома», «Советы по вождению на российских дорогах, ремонту личных авто». Мы выявили две ведущие отличительные особенности отечественных автомобильных СМИ: 1) «любопытно и увлекательно» о мировых новинках, 2) «полезно и практично» для российской действительности. Вообще, следует отметить, что прагматичный подход к автомобилям и всему, что с ними связано, прослеживается практически во всех материалах отечественных автомобильных СМИ. «Советы бывалых» имеют наибольшую ценность для автолюбителей и профессионалов. Предполагаем, что это объясняется особенностями экономики страны, национальной идентичности, благосостоянием наших граждан.
Сравнивая материалы федеральных и региональных автомобильных СМИ, приходим к выводу, что тексты федеральных медиа полновесные, разнообразные, развернутые, познавательно-развлекательные. Больше практичности и меньше развлекательности в контенте региональных медиа. В федеральных СМИ более развита обратная связь с аудиторией через интернет-сообщества. Анализ высказываний ведущих автомобильных телепрограмм из открытых источников позволяет сделать вывод о том, что часто телеведущие не имеют базового журналистского образования. Страсть к автомобилям и всему, что с ними связано, является ведущим ориентиром для редакторов и продюсеров при выборе ведущих. В этой ситуации проблема медиаобразовательной подготовки профессиональных специалистов для этой области не снимается. Выявленное проблемное исследовательское поле может быть в дальнейшем разработано.
Список литературы
1. «Автомобиль». Содержание журнала № 1-12. Академия Барона Брамбеуса. Лаборатория [Электронный ресурс]. - URL: https://rustam-bikbov.livejournal.com/93244.html (дата обращения: 08.07.2018).
2. Алексеев, Ю. Г. Люди и автомобили [Текст] / Ю. Г. Алексеев. - Москва, 1990. 186 с.
3. Андреева, А. Ю. Обзор основных тенденций коммуникационной практики на современном автомобильном рынке России [Электронный ресурс] / А. Ю. Андреева // Гуманитарные технологии и интеллектуальное лидерство: сборник тезисов докладов. 2 июня 2016. - М.: Favourites -электронные научные публикации, 2017. - 159 с. - URL: http://library.f-abp.ru/pdf/advertising1.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
4. Бабаева, В. Н. Автомобильная тематика СМИ как отражение социально-экономической реальности [Электронный ресурс] / В. Н. Бабаева. - URL: https://dspace.spbu.ru/ bitstream/11701/10079/1/BABAEVA_V_N_.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
5. Индюкова, А. Г., Петушкова, Е. В. К вопросу об использовании бренд-журналистики на автомобильном рынке России [Электронный ресурс] / А. Г. Индюкова, Е. В. Петушкова // Гуманитарные технологии и интеллектуальное лидерство: сборник тезисов докладов. 2 июня 2016. - М.: Favourites - электронные научные публикации, 2017. - 159 с. - URL: http://www. library.fabp.ru/public.php?t=advertising1 (дата обращения: 15.09.2018).
6. Клещина, О. Д. Автомобильная журналистика на региональном телевидении: проблемы, перспективы [Электронный ресурс] / О. Д. Клещина / - URL: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/ handle/2311/34202/kleshchina.pdf?sequence=1 (дата обращения: 15.09.2018).
7. Магера, П. Во что превратилась автомобильная журналистика [Электронный ресурс]. -URL: http://carpix.ru/articles/2014/06/28/press/ (дата обращения: 14.09.2018).
8. Мальцева, Е. Н. Автомобильные телепроекты в видеоблогах: профессиональные стандарты в непрофессиональном контенте [Текст] / Е. Н. Мальцева // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи: материалы Студенческих научных чтений (Екатеринбург, 20 апреля 2017 года). - Екатеринбург: ИПЦ журфака ИГНИ УрФУ, 2017. - С. 150-152.
9. Mediascope опубликовало свежие рейтинги радиостанций по Москве и России [Электронный ресурс]. - URL: http://radio-city.fm/blog/news-industry/tns-mediascope-ratings-radio-december-2016/ (дата обращения: 15.09.2018).
10. Нагель, А. П. Колонка редактора [Текст] / А. П. Нагель // Автомобиль. - 1905. - № 1.
11. Обложка номера. Архив За рулем. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.zr.ru/archive/ zr/2018/02/oblozhka-nomera#1 (дата обращения: 15.09.2018).
12. Обложка журнала «За рулем» 1934 года [Электронный ресурс]. - URL: https://commons. wikimedia.org/w/index.php?curid=14894861 (дата обращения: 15.09. 2018).
13. Осинский, Н. С чего начать? [Текст] / Н.С. Осинский // За рулем. - 1928. - № 1.
14. Пикуленко, А. Мы провозгласили революционную идею автомобильного общества без классов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.motorpage.ru/interview/mi_provozglasili_ revoljucionnuju_ideju_avtomobilnogo_obshhestva_bez_klassov.html (дата обращения: 15.09.2018).
15. Портал автомобильных новостей [Электронный ресурс]. - URL: http://auto.vesti.ru/news/ show/news_id/670092/ (дата обращения: 03.02.2018).
16. Просветов, В. В., Хромов, С. С. Особенности написания пресс-релиза автомобильной тематики на примере компании Mazda [Текст] / В. В. Просветов, С. С. Хромов // Евразийский научный журнал. - 2015. - № 8. - С. 264-266.
17. Ревина, Ю. Н. Автомобильная терминология в немецком и русском языках: структурно-семантический и функционалный аспекты [Текст]: дис. ... канд. филолог. наук / Ю. Н. Ревина. -Екатеринбург, 2011. - 196 с.
18. Рогалева, О. С. Автомобильный дискурс: содержание, структура и языковое оформление [Электронный ресурс] / О. С. Рогалева // Медиаскоп. - 2014. - № 4. - URL: http://www.mediascope. ru/node/1617 (дата обращения: 08. 07. 2018).
19. Самые рейтинговые автомобильные шоу [Электронный ресурс]. - URL: https:// teleprogramma.pro/tele/tv-projects/101377/ (дата обращения: 15.02.2018).
20. Сколько машин в России: виды автомобилей, статистика, количество авто на человека [Электронный ресурс]. - URL: http://fb.ru/article/384167/skolko-mashin-v-rossii-vidyi-avtomobiley-statistika-kolichestvo-avto-na-cheloveka (дата обращения: 15.09.2018).
21. Список ТВ-Шоу [Электронный ресурс]. - URL:https://weburg.net/tv/shows/tags/Авто?p=2 (дата обращения: 15.09.2018).
22. Сумская, А. С. Моделирование типажей телеведущих при продюсировании форматных проектов [Текст] / А. С. Сумская // Вестник Челябинского государственного университета. -2018. - № 1 (411). - C. 72-79.
23. Шаламова, Э. В. Исследование русской автомобильной лексики [Текст] / Э. В. Шаламова // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2014. №1. - C. 112-114.
24. Яковенко, И. А. Аналитический обзор автомобильной прессы [Электронный ресурс]. -URL: http://pressaudit.ru/analiticheskij-obzor-avtomobilnoj-pressy/ (дата обращения: 15.09.2018).
25. Ярулин, И. З. Особенности освещения автомобильной тематики в интернете [Текст] / И. З. Ярулин // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы XI Международной научно-практической конференции, 16-18 октября 2014 г. / Под ред. Р. П. Баканова - Казань: Казан. ун-т, 2014. - С. 415-418.
26. Automotive Journalism MA [Электронный ресурс]. - URL: https://www.coventry.ac.uk/ course-structure/PG/2018-19/fah/automotive-journalism-ma/ (дата обращения: 14.09.2018)
DOMESTIC AUTOMOTIVE JOURNALISM IN PRINT AND TELEVISION
Sumskaya A. S., Ural Federal University named after First President of Russia B. N. Yeltsin,
Yekaterinburg, anna. sumskaia@urfu. ru
Vakhrusheva A. S., Ural Federal University named after First President of Russia B. N. Yeltsin,
Yekaterinburg, [email protected]
The article summarizes the experience of the development of domestic automotive journalism in print and on television. It is revealed that the level of demand for automotive journalism in Russia is high. The problems of domestic television journalism are identified: the uniformity of TV program concepts, the low level of professionalism of TV presenters, the low demand for television programs by foreign audiences, the lack of media education programs in the country to provide professional cadres in this area of work. The leading distinguishing features of domestic automotive media are: "curious andfascinating" about world news, "useful and practical" for Russian reality. The texts offederal media are more comprehensive, diverse, detailed, informative and entertaining. The content of regional media is characterized by a special practical approach. Analysis of the statements of the leading automotive TV programs from public sources leads to the conclusion that it is often presenters do not have basic journalistic education. Of course, this fact makes media education activities in this thematic niche area particularly relevant.
Key words: automobile journalism, automobile television programs.
References
1. «Avtomobil'». Soderzhaniye zhurnala № 1-12. Akademiya Barona Brambeusa. Laboratoriya [="The car". Contents ofthe magazine № 1-12. The Academy of Baron Brambeus. Laboratory], available at: https://rustam-bikbov.livejournal.com/93244.html, accessed 08.07.2018. (In Russ).
2. Alekseyev, YU. G. (1990) Lyudi i avtomobili [=People and cars], Moscow, P. 75.
3. Andreyeva, A. YU. (2016) Obzor osnovnykh tendentsiy kommunikatsionnoy praktiki na sovremennom avtomobil'nom rynke Rossii [=Review of the main tendencies of communication practice in the modern automobile market in Russias], in: Gumanitarnyye tekhnologii i intellektual'noye liderstvo: sbornik tezisov dokladov [=Humanitarian technologies and intellectual leadership: a collection of abstracts], available at: http://www.library.fabp.ru/public.php?t=advertising1, accessed 15.09.2018. (In Russ).
4. Babayeva, V. N. (2017) Avtomobil'naya tematika SMI kak otrazheniye sotsial'no-ekonomicheskoy real'nosti [=Automotive subjects of the media as a reflection of socio-economic reality], available at: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/10079/1/BABAEVA_V_N_.pdf, accessed 15.09.2018. (In Russ).
5. Indyukova, A. G., Petushkova, Ye. V. (2016) K voprosu ob ispol'zovanii brend-zhurnalistiki na avtomobil'nom rynke Rossii [=On the use of brand journalism in the automotive market of Russia], in: Gumanitarnyye tekhnologii i intellektual'noye liderstvo: sbornik tezisov dokladov [=Humanitarian technologies and intellectual leadership: a collection of abstracts], available at: http://www.library.fabp. ru/public.php?t=advertising1, accessed 15.09.2018. (In Russ).
6. Kleshchina, O. D. (2017) Avtomobil'naya zhurnalistika na regional'nom televidenii: problemy, perspektivy [=Automotive journalism on regional television: problems, prospects], available at: http:// elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/34202/kleshchina.pdf?sequence=1, accessed 14.09.2018. (In Russ).
7. Magera P. (2014) Vo chto prevratilas' avtomobil'naya zhurnalistika [=What has become automobile journalism], in: Carpix, available at: http://carpix.ru/articles/2014/06/28/press/, accessed 14.09.2018. (In Russ).
8. Mal'tseva, Ye. N. (2017) Avtomobil'nyye teleproyekty v videoblogakh: professional'nyye standarty v neprofessional'nom kontente [=Automobile teleprojects in video blogs: professional standards in non-professional content], in: Professional'naya kul'tura zhurnalista tsifrovoy epokhi: materialy Studencheskikh nauchnykh chteniy [=Professional Culture of the Journalist of the Digital Age: Materials of Student Scientific Readings], Yekaterinburg, pp 150-152.
9. Mediascope opublikovalo svezhiye reytingi radiostantsiy po Moskve i Rossii [=Mediascope published new ratings of radio stations in Moscow and Russia] (2017), available at: http://radio-city. fm/blog/news-industry/tns-mediascope-ratings-radio-december-2016/, accessed 13.09.2018. (In Russ).
10. Nagel', A.P. (1905) Kolonka redaktora [= Editor's Column], in: «Avtomobil'» [=«The car»], issue 1.
11. Oblozhka nomera. Arkhiv Za rulem [= Cover Numbers], available at: https://www.zr.ru/archive/ zr/2018/02/oblozhka-nomera#1, accessed 13.09. 2018. (In Russ).
12. Oblozhkazhurnala «Za rulem» 1934goda [=Cover ofthe magazine "Driving" in 1934], available at: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14894861, accessed 13.09. 2018. (In Russ).
13. Osinskiy N. (1928) S chego nachat'? [=Where to start?] in: Za rulem [=Behind the wheel], issue 1.
14. Pikulenko, A. (2013) My provozglasili revolyutsionnuyu ideyu avtomobil'nogo obshchestva bez klassov [=We proclaimed the revolutionary idea of an automobile society without classes], available at: http://www.motorpage.ru/interview/mi_provozglasili_revoljucionnuju_ideju_avtomobilnogo_ obshhestva_bez_klassov.html, accessed 12.09.2018. (In Russ).
15. Portal avtomobil'nykh novostey [=Portal of automobile news], available at: http://auto.vesti.ru/ news/show/news_id/670092/, accessed 12.09.2018. (In Russ).
16. Prosvetov, V. V., Khromov, S. S. (2015) Osobennosti napisaniya press-reliza avtomobil'noy tematiki na primere kompanii Mazda [=Features of writing a press release of automotive subjects on the example of Mazda], in: Yevraziyskiy nauchnyy zhurnal [=The Eurasian scientific journal], issue 8, pp. 264-266.
17. Revina, YU. N. (2011) Avtomobil'naya terminologiya v nemetskom i russkom yazykakh: strukturno-semanticheskiy i funktsionalnyy aspekty [=Automotive terminology in German and Russian languages: structural-semantic and functional aspects], Yekaterinburg, 196 p.
18. Rogaleva, O. S. (2014) Avtomobil'nyy diskurs: soderzhaniye, struktura iyazykovoye oformleniye [=Automotive discourse: content, structure and language design], in: Mediaskop, available at: http:// www.mediascope.ru/node/1617, accessed 10.09.2018. (In Russ).
19. Samyye reytingovyye avtomobil'nyye shou [=The most rated motor shows] (2016), available at: https://teleprogramma.pro/tele/tv-projects/101377/, accessed 10.05.2018. (In Russ).
20. Skol'ko mashin v Rossii: vidy avtomobiley, statistika, kolichestvo avto na cheloveka [=How many cars in Russia: types of cars, statistics, the number of cars per person] (2018), available at: http://fb.ru/ article/384167/skolko-mashin-v-rossii-vidyi-avtomobiley-statistika-kolichestvo-avto-na-cheloveka, accessed 12.09. 2018. (In Russ).
21. Spisok TV-Shou [=List of TV Shows], available at: https://weburg.net/tv/shows/tags/ABTO?p=2, accessed 12.09.2018. (In Russ).
22. Sumskaya, A. S. (2018) Modelirovaniye tipazhey televedushchikh pri prodyusirovanii formatnykh proyektov [=Modeling the types of TV hosts during the production of format projects], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Chelyabinsk State University], issue 1 (411), pp. 72-79.
23. Shalamova, E. V. (2014) Issledovaniye russkoy avtomobil'noy leksiki [=The study Russian automotive lexicon], in: VESTNIK VGU. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika [=Vestnik VSU. Series: Philology. Journalism.], issue 1. Pp. 112-114.
24. Yakovenko I. A. (2012) Analiticheskiy obzor avtomobil'noy pressy [=Analytical review of the automotive press] available at: http://pressaudit.ru/analiticheskij-obzor-avtomobilnoj-pressy/, accessed 10.09.2018. (In Russ).
25. Yarulin, I. Z. (2014) Osobennosti osveshcheniya avtomobil'noy tematiki v internete [=Features of lighting of automotive subjects on the Internet], in: Informatsionnoye pole sovremennoy Rossii: praktiki i effekty: Materialy XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [=Information field of modern Russia: practices and effects: Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference], Kazan, pp. 415-418.
26. Automotive Journalism MA, available at: https://www.coventry.ac.uk/course-structure/PG/2018-19/fah/automotive-journalism-ma/ accessed 14.09.2018.
Сумская Анна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры телевидения, радиовещания и технических средств журналистики, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. [email protected]
Вахрушева Анна Сергеевна - студентка 4 курса факультета журналистики, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. [email protected]