Научная статья на тему 'Терроризм в России: опыт экспликации рациональных предпосылок'

Терроризм в России: опыт экспликации рациональных предпосылок Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
185
47
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
СТРАХ / НАСИЛИЕ / ТЕРРОР / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Фелорышин Владислав Викторович

Автор отмечает, что терроризм связан не с отдельными актами насилия, а с целенаправленным созданием системы насаждения страха и ужаса у общества в целом или его части. Данная система оправданна при помощи моральных, а лучше сказать демагогических интенций.

Terrorism in Russia: un attempt to explicate rational grounds

The author shows that the terrorism is connected not with a single act ol violence, but a system aimed to impose fear and terror on the society or part of lt.This3ystem is justified by moral or demagogic intentions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Терроризм в России: опыт экспликации рациональных предпосылок»

Библиографический список

1. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. — Спб.: Наука. 1992. - 443 с.

2. Лурье, С.В. Историческая этнология / С.В. Лурье. - М.: Аспект-Пресс, 1998. — С. 138.

3. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура : пер. с англ. — М.: Политиздат, 1989. — С. 20.

4. Цит. по Флиер А.Я. |Электронный ресурс). — Режим доступа: http://cuIlure.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/ 247 Ыш

УДК 101.1: 316:159.942

5. Цит. по Культурология. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.countries.ru/library.htm

6. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. — С. 92.

ФОМИНА Елена Викторовна, аспирантка кафедры философии.

Адрес для переписки: selenaworld@list.ru

Статья поступила в редакцию 11.12.2009 г.

© Е. В. Фомина

В. В. ФЕДОРЫШИН

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ: ОПЫТ ЭКСПЛИКАЦИИ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК *

Автор отмечает, что терроризм связан не с отдельными актами насилия, а с целенаправленным созданием системы насаждения страха и ужаса у общества в целом или его части. Данная система оправданна при помощи моральных, а лучше сказать демагогических интенций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: страх, насилие, террор, терроризм.

Разум в классическом понимании есть высшая форма рациональности, связанная с возможностью постоянного критического пересмотра исходных установок и выходом на новые позиции, новые «горизонты» познавательного отношения к миру. Она предполагает возможность преодолевать противоречия, возникающие в процессе познавательной ориентации человека в мире, находить более широкие синтезирующие подходы. Основной пафос разумной рациональности - это открытость, способность к развитию, к поиску более широких и глубоких позиций, что неразрывно связано со способностью к критикорефлексивному отношению к имеющимся данным установкам и взглядам.

И тогда «граница между рациональным и иррациональным проводится вполне формально — по способу фиксации результатов мышления, результатов познания. Если познавательное суждение преподносится как некая данность, полученная в результате чувственного восприятия, эмпирического наблюдения или же интуитивного прозрения, то можно заключить, что перед нами нерациональный способ познания. Если же суждению предшествует логическая цепочка других суждений, то следует говорить о рациональности познания» [ 1 ).

Понятно, что терроризм не отвечает требованиям именно классического понимания рационализма, следовательно, необходимо задать рамки рациональности.

Акцент на конкретике момента, на чувственном проживании живого мгновения, потребность в адекватном слове, пробужденном бытом, родным местом: «По мере того, как растет недоверие к последовательности и сомнение в пригодности всякого рода общих идей, не должно ли явиться у человека отвра-

щение на той форме изложения, которая наиболее приспособлена к существующим предрассудкам? » [2J. Другими словами логическая определенность и последовательность не есть основание для мысли.

Следует добавить, что сегодня исследование такого режима рациональности имеет место в работах В. Савчука. Топологическая рефлексия, оставляя в стороне деление на субъект-объект, ставит акцент на мысли места, причем мысли, телесно ангажированной, проступающей из единого ритма опыта проживания конкретным индивидом на конкретной территории (3J.

Именно в этих рамках мы и будем рассматривать проблему терроризма в России в историческом и современном контекстах.

Понятие «террор» вошло в современный язык в связи с событиями, связанными с революцией во Франции. Жирондисты и якобинцы объединились в 1792 г. для того, чтобы вынудить короля заменить прежних министров лидерами леворадикальных группировок. Именно тогда деятели революции объявили: «Да будет террор в порядке дня!». У У. Латера можно встретить следующий тезис: «в дополнении к Словарю Французской академии 1798 г. терроризм определяется как systeme, regime de la terreur. Согласно одному французскому словарю, вышедшему двумя годами ранее, якобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе, и всегда с положительным оттенком. Однако после 9-готермидора слово «террорист» стало носить уже негативный смысл, превратившись в синоним «преступника». Вскоре это понятие достигло берегов Британии. Достаточно вспомнить знаменитые слова Эдмунда Берка, написанные им в 1795 г.: «тысячи псов ада, именующихся

* Статья выполнена при финансовой поддержке Гранта Президента РФ МК-3196.2009.6.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N>4 (89) ЗОЮ ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

террористами», которых натравили на французов. Слово «террор» в те времена применялось к периоду Французской революции между мартом 1793-го и июлем 1794 года и означало «правление ужаса». Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе. Затем, до самых недавних пор, слово «терроризм» ... употреблялось настолько широко и означало столько различных оттенков насилия, что вовсе утратило какой-либо конкретный смысл Достаточно часто приходится слышать голоса, призывающие отказаться от изучения политического терроризма как особого явления на том основании, что па всем протяжении мировой истории в результате преступлений со стороны властей погибло гораздо больше людей, чем от рук «террористов снизу» |4].

Возникновение терроризма в России не было чем-то уникальным в тогдашней Европе; террористические идеи развивались в работах германских, итальянских, французских революционеров (преимущественно анархистов). Однако, на наш взгляд, генезис террористических идей в российском освободительном движении носил достаточно самобытный характер, а размах, организация и успех террористической борьбы русских революционеров сделали их образцом для террористов во многих уголках земного шара. Так, в Индии в начале века терроризм называли «русским способом» [5]. Говоря о влиянии борьбы русских террористов на мировой революционный процесс, мы имеем в виду революционеров «политиков»; в случае с анархистским террором процесс был скорее обратным.

Терроризм оказался в России весьма живучим; каждое из «последовательных поколений» русских революционеров обращалось вновь к этому оружию, причем интенсивность и размах террористической борьбы оказывались с каждым разом все масштабнее.

Терроризм вызван ростом экстремистских идей в обществе. Они охватывают наиболее обделенные в каких-либо отношениях слои общества. Во главе этих слоев становятся критически настроенные интеллектуалы, остро воспринимающие действительность. И в результате появляются организации и движения, направленные против чего-либо.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вот что предлагает в «Катехизисе революционера» С. Нечаев: «§ 13. Революционер вступаете государственный, сословный итак называемый образованный мир и живет в нем только с целью его полнейшего, скорейшего разрушения. Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире. Если он может остановиться перед истреблением положения, отношения или какого либо человека, принадлежащего к этому миру, в котором — всё и все должны бьггь ему равно ненавистны. Тем хуже для него, если у него есть в нем родственные, дружеские или любовные отношения; он не революционер, если они могут остановить его руку. §14. С целью беспощадного разрушения революционер может, и даже часто должен, жить в обществе, притворяясь совсем не тем, что он есть. Революционеры должны проникнуть всюду, вовсесле(?) высшия и средние <сословия>, в купеческую лавку, в церковь, в барский дом, в мир бюро-кратский, военный, в литературу, в третье отделение и даже в зимний дворец. § 15. Все это поганое общество должно быть раздроблено на несколько категорий» (6).

А вот мысль одного из идеологов русского «бланкизма» П. Н. Ткачева: «...единственно практическое, единственно действительное средство достигнуть по-лигического и социального возрождения России сос-

тоит в том, чтобы освободить верноподданных от гнетущего их страха перед «властью предержащею», и только тогда, когда они освободятся от этого страха, в них проснутся человеческие чувства, в них пробудится сознание их человеческих прав, у них явится и желание, и сила, и энергия бороться за эти права...». Враг определен уже более конкретно: «Кто? — Самодержавная, бесконтрольная, вездесущая и всемогущая власть «царя-батюшки». Ни один из верноподданных не может усомниться в этом факте, не перестав быть верноподданным. Усумниться в нем — значит, усумниться в силе, в всемогуществе, в самом принципе самодержавия» [7|.

Как известно, революционное движение во второй половине XIX в. было вызвано незавершенностью реформ 1860-х гг. Реформы привели к появлению в России разночинцев — образованных или чаще полуобразованных людей, стремящихся к самореализации, и, для начала — к устранению внешних для этого препятствий.

Отсюда рост экстремистских идей и реального насилия в Российской империи, вылившегося в многочисленных террористических актах против должностных лиц. Персонификация власти, сакральность фигуры царя вызывали соблазн — одним ударом разрушить могущество этой власти, расчистить дорогу для осуществления идей, которые должны привести к всеобщему благоденствию, что привело к убийству Александра II. То есть вся мощь Российской империи не смогла спасти «помазанника Божия», это поворотный пункт в революционном движении. Царь был убит кучкой злоумышленников, которые взяли на себя право судить власть, а следовательно, происходит десакрализация власти.

Но еще больше уд ивляют настроения российского общества того времени. Правительство и царь Российской империи, которые столкнулись с критикой со всех сторон, оказались виновнми и в половинчатости реформ, и в росте терроризма, и в попытках противодействия ему.

По существу, молодые люди, жаждущие активной деятельности, были лишены реальных возможностей помогать своей стране. Отстраненность от реального участия в жизни страны, половинчатость реформ, невозможность поднять народ ные массы на борьбу с самодержавием поставили их перед необходимостью использования террористических методов.

Но убийство всегд а убийство, поэтому русский терроризм не мог не обойтись без опоры на этическую систему. В этом преуспели эсеры, так В. М. Зензинов писал, «для нас, молодых кантианцев,признававших человека самоцелью и общественное служение обусловливавших самоценностью человеческой личности, вопрос о терроре был самым страшным, трагическим, мучительным. Как оправд ать убийство и можно ли вообще его оправдать? Убийство при всех условиях остается убийством. Мы идем на него, потому что правительство не д ает нам никакой возможности проводить мирно нашу политическую программу, имеющую целью благо страны и народа. Но разве этим можно его оправдать? Единственное, что может его до некоторой степени если не оправдать, то субъективно искупить, это принесение при этом в жертву своей собственной жизни. С моральнофилософской точки зрения акт убийства должен быть одновременно и актом самопожертвования» [Цит. по 5].

Пафосом нравственного оправдания терроризма проникнута речь и И.П. Каляева, убийцы великого князя Сергея Александровича, на суде. «Не правда ли... благочестивые сановники, вы никого не убили и опи-

раетесь не только на штыки и закон, но и на аргументы нравственности... вы готовы признать, что существуют две нравственности. Одна для обыкновенных смертных, которая гласит: «не убий», «не укради», а другая нравственность политическая для правителей, которая им все разрешает. И вы действительно уверены, что вам все дозволено и нет суда над вами...» Щит. по5).

И это является универсальной основой терроризма. Будь это русский терроризм конца XIX — начала XX вв., будь это левый или правый терроризм эпохи «холодной войны», будь это терроризм исламский. Американский исследователь М. Сейджман пишет: «более чем 60 % получили образование как минимум на уровне колледжа, что делает их, если рассматривать их как группу, более образованными, чем среднестатистический житель планеты, и гораздо более образованными, чем огромное большинство населения "третьего мира"» [8]. Как видно, и современные террористы далеко не невежественные и наивные люди.

А это значит не надо в террористах видеть только слепых фанатиков, они вполне сознательно встают на этот путь. С той разницей, что раньше объектом и жертвой террористического акта был определенный враждебный, как правило, правящий слой, теперь же жертвы неопределенны. В этом также проявляется зерно реализма: проще осуществить и получается достаточно громкий эффект.

Итак, мы видим, что терроризм в России вполне рационален. Логика действий этих людей понятна. Они сокрушали империю, начав с десакрализации власти царя, который первым пошел на реформирование общества. Их моральный пафос также вполне объясним, простое убийство общество бы наотрез

отвергло: атак убийца-террорист-смертник выглядит еще и жертвой бездушной системы.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Болдачев, А. Рациональность (Электронный ресурс] / А. Болдычев. — Режим доступа: http://phllosophystorm.org/ Ьо1с1асЬеу/1193.

2. Шестов, Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматиче-ского мышления (Текст) / Л. Шестов. - А: Изд-во Ленинградского ун-та. 1991. — 214 с.

3. Савчук. В. Конверсия искусства (Текст! / В. Савчук. -СПб.: ООО «Изд-во «Петрополис»». 2001. - 208с.

4. Латер. У. Истоки |Текст| / У. Да тер // Иностранная литература. - 1996. - №И.-С. 45-54.

5. Будницкий, О. Г. Терроризм глазами историка. Идеология терроризма |Текст) /О. Г. Будницкий//Вопросы философии. — 2004. - N«5. — С. 3-18.

6. Нечаев, С. Г. Катехизис революционера (Электронный ресурс) / С. Г. Нечаев. - Режим доступа: http://www.hisLmsu.nl/ ЕЯ/Е1ех1/песЬа ev.htm.

7. Ткачев. П. Н. Терроризм как единственное средство нравственного и общественного возрождения России (Электронный ресурс] /П.Ткачев. — Режим доступа: www.hist.msu.rn/ER/Etext/ tkachev.htm.

8. Сейджман. М. Сетевые структуры терроризма (Текст| / М. Сейджман. — М.: Идея-Пресс, 2008. — 216 с.

ФЕДОРЫШИН Владислав Викторович, преподаватель кафедры философии.

Адрес для переписки: e-mail: wf_1977@ mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.10.2009 г.

© В. В. Фсдорытин

Информация

МИНОБРНАУКИ РФ ОБЪЯВИЛО О НОВОЙ ПРОГРАММЕ МЕГА-ГРАНТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ВУЗАХ

Министерство образования и науки Российской Федерации объявляет о проведении открытого публичного конкурса на получение 1рантов Правительства России для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, сообщает пресс-служба Минобрнауки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гранты выделяются в размере до 150 млн рублей каждый на проведение научных исследований в 2010 — 2012 годах с возможным продлением проведения научных исследований на срок от 1 до 2 лет. Общий объём средств федерального бюджета составит 12 млрд рублей (3 млрд руб. в 2010 году, 5 млрд руб. в 2011 году и 4 млрд руб. в 2012 году).

Участниками конкурса могут быть российские и иностранные ведущие учёные, занимающие лидирующие позиции в определённой области наук. В конкурсной документации нет ограничений по гражданству и стране постоянного проживания ведущего учёного. По условиям конкурса необходимо личное руководство лабораторией (т.е. с очным присутствием ведущего учёного в российском вузе) и проводимыми научными исследованиями не менее 4 месяцев в календарном году начиная с 2011 года.

Определены следующие области наук для государственной поддержки научных исследований: астрономия и астрофизика: атомная энергетика и ядерные технологии; биология; биотехнологии; информационные технологии и вычислительные системы; космические исследования и технологии; ма тематика; машиноведение; медицинские науки и технологии; механика и процессы управления; нанотехнологии; науки о Земле; науки о материалах; психология, когнитивные исследования; радиоэлектроника; строительство и архитектура; физика; химия; экология; экономика, международные исследования, социология; энергетика, энергоэффективность и энергосбережение.

Источник: www.rsci.ru

1Й НАУЧНЫЙ МСТНИК N*4 C8V) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ