ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
УДК 101.1:316:159.942
В. В. ФЕДОРЫШИН
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ТЕРРОРИСТЫ: ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье дается общая характеристика личности террористов, мотивов их деятельности. По мнению автора, молодые люди, жаждущие активной деятельности, часто лишены реальных возможностей помогать своей стране, что, в свою очередь, нередко ставит их перед моральным выбором использования террористических методов.
Ключевые слова: страх, насилие, террор, терроризм.
Статья выполнена при финансовой поддержке Гранта Президента РФ МК-3196.2009.6.
Трудно найти сегодня в мире более злободневное социальное явление, чем терроризм. Он находится в самом сердце культуры, которая против него сражается, и видимый разрыв, и ненависть, которую обращают к миру эксплуатируемые и подчиненные Западу, тайно соединяется с внутренним разломом в системе господства.
Это не может не вызывать экстремистских идей в обществе, которые воспринимаются как единственно возможные в ломке «несправедливых» социальных норм. Они охватывают наиболее обделенные в каких-либо отношениях слои общества. Во главе этих слоев становятся критически настроенные интеллектуалы, остро воспринимающие действительность. И в результате появляются организации и движения, направленные против чего-либо.
Радикальные формы и идеи таких организаций и движений проявляются в росте насилия. Появляются мысли, что «... единственно практическое, единственно действительное средство достигнуть политического и социального возрождения России состоит в том, чтобы освободить верноподданных от гнетущего их страха перед «властью предержащею», и только тогда, когда они освободятся от этого страха, в них проснутся человеческие чувства, в них пробудится сознание их человеческих прав, у них явится и желание, и сила, и энергия бороться за эти права...» [1].
Это мысли одного из идеологов русского «бланкизма» — П. Н. Ткачева. Как известно, революционное движение во второй половине XIX в. было вызвано незавершенностью реформ 1860-х гг. Они привели к появлению в России разночинцев — образованных или чаще полуобразованных людей, стремящихся к самореализации, и, для начала — к устранению внешних для этого препятствий.
Отсюда рост экстремистских идей и реального насилия в Российской империи, вылившегося в многочисленные террористические акты против должностных лиц. Персонификация власти, сакральность фигуры царя вызывали соблазн — одним ударом разрушить могущество этой власти, расчистить дорогу для осуществления идей, которые должны привести к всеобщему благоденствию, что привело к убийству Александра II.
Но еще больше удивляют настроения российского общества того времени. Правительство и царь Российской империи, которые столкнулись с критикой со всех сторон, оказались виновными и в половинчатости реформ, и в росте терроризма, и в попытках противодействия ему.
По существу, молодые люди, жаждущие активной деятельности, были лишены реальных возможностей помогать своей стране. Отстраненность от реального участия в жизни страны, половинчатость реформ, невозможность поднять народные массы на борьбу с самодержавием поставили их перед необходимостью использования террористических методов.
И это является универсальной основой терроризма. Будь это русский терроризм конца XIX — начала ХХ вв., будь это левый или правый терроризм эпохи «холодной войны», будь это терроризм исламский. Американский исследователь М. Сейджман пишет: «...более чем 60 % получили образование как минимум на уровне колледжа, что делает их, если рассматривать их как группу, более образованными, чем среднестатистический житель планеты, и гораздо более образованными, чем огромное большинство населения "третьего мира"» [2]. Как видно и современные террористы далеко не невежественные и наивные люди.
Понятие «террор» вошло в современный язык в связи с событиями, связанными с революцией во Франции. Жирондисты и якобинцы объединились в 1792 г. для того, чтобы вынудить короля заменить прежних министров лидерами леворадикальных группировок. Именно тогда деятели революции объявили: «Да будет террор в порядке дня!». У У. Латера можно встретить следующий тезис: «в дополнении к Словарю Французской академии 1798 г. терроризм определяется как вув1еше, гедше de 1а 1еггешг. Согласно одному французскому словарю, вышедшему двумя годами ранее, якобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе — и всегда с положительным оттенком. Однако после 9 термидора слово "террорист" стало носить уже оскорбительный смысл, превратившись в синоним "преступника"». Вскоре это понятие достигло берегов Британии. Достаточно вспомнить знаменитые слова Эдмунда Берка, написанные им в 1795 г., где он упоминал «тысячи псов ада, именующихся террористами», которых натравили на французов. Слово «террор» в те времена применялось к периоду Французской революции между мартом 1793 и июлем 1794 года и означало «правление ужаса». Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе. Затем, до самых недавних пор, слово «терроризм» ... употреблялось настолько широко и означало столько различных оттенков насилия, что вовсе утратило какой-либо конкретный смысл.
Достаточно часто приходится слышать голоса, призывающие отказаться от изучения политического терроризма как особого явления на том основании, что на всем протяжении мировой истории в результате преступлений со стороны властей погибло гораздо больше людей, чем от рук «террористов снизу» [3].
Чтобы ответить на вопрос о том, «что толкает людей заниматься подобной деятельностью», необходимо рассмотреть два направления, которые рассматривают природу людей. Это биологизаторство и социологизаторство.
Биологизаторские концепции объясняют насилие вообще и, соответственно, терроризм в частности, инстинктивными, бессознательными началами в человеке, бессилием его разума. Например, К. Лоренц приписывает животным агрессивность, которая возрастает по мере усложнения их организации. Согласно Тейяру де Шардену, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.
Наличие постоянного противоречия между инстинктами (прежде всего социальными) и социальными нормами, ограничивающими их действие, порождает внутреннее напряжение, которое проявляется в том числе и в форме агрессии. Фрейд писал: «Человек страдает от конфликта между требованиями влечений и сопротивлением, которое поднимается в нем против них, и мы ни на миг не забывали об этой сопротивляющейся, отклоняющей, вытесняющей инстанции, которая обладает своими особыми силами, стремлениями Я» [4]. Таким образом, в концепции фрейдизма агрессия является результатом конфликта между Я и сверх-Я, который отражает в конечном счете противоречие реального и психологического, внешнего и внутреннего [5].
Они утверждают естественность и исконность насилия, которое является имманентной стороной активности человека, обуславливающей и питающей своей энергией творческие, созидательные начала.
Социологизаторы склонны понимать человека в виде функции от состояния общественного развития: каковы социальные порядки, таков и человек. Социальная природа людей заключается в том, что, по словам Маркса, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [6]. Социальное в человеке — это, прежде всего, орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне других людей и человеческих сообществ. Подчеркнем и значение языка. Язык выступает не только средством общения между людьми, но что особенно важно — фундаментальным стимулятором развития у человека мышления. В свою очередь, умственные способности человека, его мышление не только выделяют человека из животного мира, но и составляют основу его существования как личности.
Конфликты и основанное на них насилие классового общества коренится в его экономической основе и является, согласно К. Марксу, не только всеобщей, но и неустранимой в рамках данного общества. Раз классовая структура, социально-полити-
ческая система, культура, идеология, религиозные догмы, философские идеи и другие элементы общественного сознания являются в итоге отражением экономического базиса и воспроизводят в специфической форме свойственные ему противоречия, они тоже пронизаны социальными конфликтами.
В марксистском понимании социальный конфликт всегда связан, во-первых, с противоположностью интересов, которыми руководствуются противоборствующие социальные субъекты. Во-вторых, он является наиболее резкой и открытой формой проявления социального противоречия.
Противоречия материальных производительных сил с существующими производственными отношениями, прежде всего с отношениями собственности, закономерно приводят к социальной революции. При рассмотрении таких переворотов необходимо отличать переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, философских, короче, от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение [7].
Но противоречия являются нормальной формой общественного развития. Экстремальное мировоззрение террористов лишь абсолютизируют существующие противоречия. Другими словами, «... известная часть людей, меньшинство, выбирая стиль «экстремизма», обнажает, манифестирует эти противоречия: гонимые и гонители, аутсайдеры и взыскаю-щие иного» [8].
Неравенство, неравновесность, несправедливость — все это включено в природу человека. «Агрессия принуждения, насилия, порабощения симметрична обратной агрессии протеста, эмансипации. Грубые, очевидные формы диктата и эксплуатации связаны, конечно же, с исходными, исторически-генезисными формами слабости людей — технолого-когнитивной и рефлексно-психологической. Хотя дикость, неразвитость преодолеваются прогрессом, однако социальное неравенство вряд ли сможет быть преодоленным, по крайней мере, в существующем антропологическом формате» [8].
С другой стороны, многие психиатры считают, что террористы страдают либо нарцистической травмой, либо паранойей. Возможно, отдельные представители терроризма и имеют эти заболевания, как и вообще в обществе. Но в целом, если посмотреть на террористические акты последнего десятилетия (Всемирный торговый центр в США, захват школы в Беслане, взрывы в Москве, Лондоне), они предполагают определенную озабоченность проблемами безопасности и секретности, а также беспроблемное осуществление террористического акта. А это предполагает реализм и наличие рационального осмысления своей деятельности.
Важно понимать, что терроризм связан не с отдельными актами насилия, а с целенаправленным созданием системы насаждения страха и ужаса у общества в целом или его части. Подкреплена данная система политической идеологией, оправдана при помощи моральных, а лучше сказать — демагогических интенций и вызывает интерес благодаря невероятному миссионерскому ореолу, которым либо они сами себя окружают, либо это делают СМИ.
В основе терроризма выделяется рациональный и иррациональный аспекты. Рациональный аспект отражает попытку достижения цели, пусть даже средствами, выходящими за рамки общепринятых этических норм. Иррациональный аспект заключается в том, что протест против системы, сопровожда-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
ется ее демонизацией, рассмотрение ее как порождение онтологического зла. В результате столкновения бездушной системы с личностью происходит спонтанный протест субъективного начала в человеке против социальной реальности, он выражается в теракте. При этом террорист переживает, по М. Хайдеггеру, момент «бытия — без укрытия в максимально рискованном риске» [9]. С одной стороны, он ощущает смертельную угрозу, исходящую от системы, с другой — сам угроза для потенциальных жертв. Поэтому террор (особенно индивидуальный) всегда сопряжен с решимостью умереть, что доказывает деятельность народовольцев.
В целом, терроризм основан на использовании или угрозе использования насилия для нагнетания страха в обществе с определенной целью. Он представляет собой сложное социально-политическое явление, в основе которого лежит спектр социальных противоречий, которые прямо или косвенно оказывают свое влияние на экстремистскую террористическую идеологию.
Терроризм отличается от других порождающих страх явлений тем, что здесь страх возникает не сам по себе, а в результате получивших общественный резонанс деяний и служит своеобразным объективным рычагом целенаправленного воздействия, при котором создание обстановки страха выступает в качестве средства достижения цели.
А это значит не надо в террористах видеть только слепых фанатиков, они вполне сознательно встают на этот путь. С той разницей, что раньше объектом и жертвами террористического акта был определенный враждебный, как правило правящий слой, теперь же жертвы неопределенны. В этом также проявляется зерно реализма: проще осуществить и получается достаточно громкий эффект.
Библиографический список
1.Ткачев, П. Н. Терроризм как единственное средство нравственного и общественного возрождения России [Электронный ресурс] / П.Н. Ткачев. — Режим доступа: www.hist.msu.ru/ER/ Etext/ tkachev.htm.
2. Сейджман, М. Сетевые структуры терроризма [Текст] / М. Сейджман. — М. : Идея-Пресс, 2008. — 21б с.
3. Латер, У. Истоки [Текст] / У. Латер // Иностранная литература. — 199б. — № 11. — С. 45 — 54.
4. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции [Текст] / З. Фрейд. — М. : Наука, 1989. — 45б с.
5. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. — М. : Просвещение, 1990. — 448 с.
6. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе [Текст] // К. Маркс, Ф. Энгельс. : в 49 т. Т. 2. — М. : Изд-во Политическая литература, 1955. - б54 с.
7. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие [Текст] // К. Маркс, Ф. Энгельс. : в 49 т. Т. 13. — М. : Изд-во Политическая литература, 1955. — б59 с.
8. Красиков, В. И. Экстрим: междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания [Текст] / В. И. Красиков. — М. : Водолей Publishers, 200б. — 49б с.
9. Хайдеггер, М. Время и бытие [Текст] / М. Хайдеггер. — М. : Республика, 1993. — 447 с.
ФЕДОРЫШИН Владислав Викторович, преподаватель кафедры философии.
Адрес для переписки: e-mail: vvf_1977@ mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.10.2009 г.
© В. В. Федорышин
Книжная полка
Ильин, А. С. Теория и практика связей с общественностью [Текст] : курс лекций / А. С. Ильин. — М. : КНОРУС, 2009. — 207, [1] с. : табл., рис. — Библиогр.: с. 206-208. — ISBN 978-5-390-00140-0.
Рассматриваются методы организации информационной, аналитической и проектной работы — основного содержания деятельности специалиста по связям с общественностью. Особое внимание уделено методике подготовки наиболее распространенных информационно-аналитических продуктов, проектной работе, выстраиванию тактики действий организации при разного рода конфликтах. Для удобства читателя издание снабжено большим количеством приложений с примерами деловой переписки, типовых аналитических записок и, что особенно важно, полным комплектом документов, сопровождающих разработку и осуществление РЯ-проекта.
Для студентов и аспирантов специальностей «Связи с общественностью» и «Журналистика», слушателей дополнительных образовательных профессиональных программ, специалистов по связям с общественностью.
Теория и практика связей с общественностью [Текст] : учеб. для вузов по специальности 030602 (350400) «Связи с общественностью» / А. В. Кочеткова [и др.]. — 2-е изд. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 233 с. : табл., рис. — (Учебник для вузов). — Библиогр. в конце глав. — ISBN 978-5-91180786-3.
Предлагаемый учебник посвящен актуальным проблемам развития и становления связей с общественностью, а также их инструментарию. Связи с общественностью предсталяют собой длительную и последовательную работу, нацеленную на создание репутации. В издании рассматривается широкий спектр вопросов — от исторических до прикладных. Особое внимание уделяется исследовательскому процессу как первому этапу планирования успешной РЯ-кампании. Обсуждаются способы проведения эффективной пресс-конференции, дается оценка наиболее сложных моментов, которые могут возникать как в процессе подготовки мерояприятия у РЯ-отдела, так и по ходу ее проведения — у журналистов. Книга предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама», а также будет полезна практикам, работающим в данной сфере.