Научная статья на тему 'Предпосылки, способствующие проявениям экстремизма и терроризма в современном обществе'

Предпосылки, способствующие проявениям экстремизма и терроризма в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
470
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНАТИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / РЕЛИГИОЗНАЯ МОТИВАЦИЯ / КСЕНОФОБИЯ / ПОЛИЭТНИЧЕСКИЕ / ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ / ЭТНИЧЕСКИЕ / АГРЕССИЯ / НАСИЛИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Людкевич Юрий Николаевич, Гришай Елена Васильевна

В данной статье рассматриваются явления экстремизма и терроризма во всех их проявлениях. Делается акцент на том, что этнические, национальные, религиозные, противоречия являются благодатной почвой для их разития. Проблема экстремизма в настоящее время переросла в реальную угрозу национальной безопасности. Современный экстремизм угрожает не отдельным лицам, не каким-либо политическим силам, а бросает вызов всей государственности попирает все представления о гуманности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки, способствующие проявениям экстремизма и терроризма в современном обществе»

УДК 340

Людкевич Юрий Николаевич

кандидат юридических наук,

заместитль начальника кафедры специальных дисциплин.

Краснодарский университет МВД России,

полковник полиции

т.8-928-661-51-53

Гришай Елена Васильевна

доктор философских наук,профессор,

профессор кафедры специальных дисциплин.

Краснодарский университет МВД России,

полковник полиции

т.8-918-037-20-84

Yury N. Lyudkevich

Candidate of Law Sciences,

заместитль chief of department of special disciplines. Krasnodar university

Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

police colonel

t.8-928-661-51-53

Elena V. Grishay

Doctor of Philosophy, professor,

professor of department of special disciplines.

Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

police colonel

t.8-918-037-20-84

ПРЕДПОСЫЛКИ СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

BACKGROUND TO THE EMERGING MANIFESTATIONS OF EXTREMISM AND TERRORISM IN THE CONTEMPORARY SOCIETY

Аннотация: В данной статье рассматриваются явления экстремизма и терроризма во всех их проявлениях. Делается акцент на то, что этнические, национальные, религиозные щ противоречия являются благодатной почвой для их разития. Проблема экстремизма в настоящее время переросла в реальную угрозу национальной безопасности. Современный экстремизм угрожает не отдельным лицам, не каким-либо политическим силам, а бросает вызов всей государственности попирает все представления о гуманности.

Ключевые слова: фанатизм, экстремизм, терроризмрелигиозная мотивация,ксенофобия,полиэтнические, поликонфессиональные,этнические, агрессия,насилие.

Annotation: This article examines the phenomena of extremism and terrorism in all their manifestations. The emphasis is placed on the fact that ethnic, national, religious, contradictions are fertile soil for their development. The problem of extremism in now time outgrew in real threat national security Modern extremism threatens. not separate persons , not any political forces, and throws challenge all state trample all submission oh humanity .

Key words: fanaticism, extremism, terrorism, religious motivation, xenophobia, polyethnic, polyconfessional, ethnic, aggression, violence.

Актуальность проблемы борьбы с экстремизмом и терроризмом в настоящее время очевидна. Волна терактов с пугающей регулярностью прокатывается по всему миру. Острота проблемы обусловлена целым спектром мотиваций, лежащих в основе действий лиц, осуществляющих акты экстремизма и терроризма.

Религиозная мотивация, действительно, нередко переплетается с проблемой межнациональных отношений. На сегодняшний день обстановка в сфере межнациональных отношений в России далека от социального мира. Национальный вопрос стоит как никогда остро. Это видно по результатам социологических вопросов, и это следует из оценок ведущих экспертов. Все больше людей выказывают неприязнь по отношению к определенным этническим группам, что говорит о росте ксенофобских настроений и отрицательно сказывается на стабильности в государстве и обществе. Социальная дезорганизация граждан, большое имущественное расслоение населения привели к тому, что социум перестал функционировать как единый организм, объединенный едиными целями, идеями, общими духовно - нравственными ценностями. Нарастала социальная напряженность, и появились группы, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе и насильственными методами.

Экстремизм во всех его проявлениях является многоаспектным, многоуровневым, полиэтничным и поликонфессиональным явлением. Поэтому при исследовании проблем экстремизма и терроризма важно использовать общенаучные методологические и теоретические принципы их изучения.

К общенаучным относятся принципы: развития; всеобщей связи; необходимости соблюдения требований основных законов и категорий диалектики; диалектического единства теории; эксперимента и практики; системного подхода; конкретно-исторического подхода; объективности. К принципам исследования экстремизма и терроризма как социально-политического явления относятся: принцип междисциплинарности, принцип преемственности; принцип эволюционизма; принцип личностного подхода и принцип поиска скрытого содержания явления.

Принцип развития требует при изучении экстремизма! и терроризма! выявлять тенденции в его эволюции —! постепенном, длительном, непрерывном развитии от одних форм к другим, от простых к более сложным.

Принцип всеобщей связи ориентирует на! то, что, изучая экстремизм и терроризм, нельзя ограничиваться рассмотрением отдельных элементов, а! необходимо стремиться исследовать максимальное количество существенных связей экстремизма! с другими явлениями и между его подструктурами.

Этнические, национальные противоречия являются благодатной почвой для экстремизма! и терроризма. Исследователи проблемы терроризма! в основном не вычленяют контекст религиозного терроризма! из общего объекта! исследования - террористической деятельности. В значительной части это правильный подход исследования. Поскольку, как мы уже отметили выше, в общем объеме современного терроризма! исключительно религиозные побудительные причины выделить достаточно сложно: побудительные причины лиц, совершающих акты терроризма, нередко сочетаются, взаимодополняются другими движущими факторами.

«Парадоксальность современной ситуации в том, что во всем мире религиозные ценности вытесняются из общественной жизни, в то же время возрастает вес «религиозного фактора»». В этом тезисе отражается реальная характеристическая черта! современного мировоззрения. Действительно, все большая секуляризация общества причудливым образом сочетается с феноменом обострения межэтнических противоречий. [ 1 ]

Терроризм представляет собой наиболее опасную форму экстремистской деятельности. Экстремистская деятельность не обязательно является террористической. Тем не менее, нередко границы между этими двумя явлениями стираются, фактически они могут сливаться в единое целое.

Экстремистские проявления являются одним из наиболее опасных факторов, негативно влияющих на! экономическую, социальную и политическую обстановку государства. Проблема экстремизма! в настоящее время переросла! в реальную угрозу национальной безопасности. Нынешний экстремизм угрожает не отдельным лицам, не каким-либо политическим силам, а! бросает вызов всей государственности, попирает все представления о гуманности. Экстремизм - это угроза! самой нашей цивилизации, и бороться с ним нужно до конца. Мы сталкиваемся с умело организованной агрессией ударных сил международного экстремизма. Экстремизм означает приверженность к крайним мерам, взглядам. Эти меры или взгляды по своему характеру могут быть расистскими, националистическими, религиозными и социальными.

Лидеры и идеологи экстремистских организаций, считают одним из главных направлений своей деятельности работу среди молодежного населения Российской Федерации по навязыванию деструктивной идеологии.

Эмиссарами мусульманских экстремистских организаций и группировок привлекаются студенты для работы в российских отделениях зарубежных исламских фондов, где осуществляется соответствующая идеологическая обработка.

Мы не ставим задачей освещение всех существующих экстремистских организаций. Радикальные мировоззренческие установки, подкрепленные жесткой организацией, финансовой поддержкой (на фоне экономических проблем) при соответствующих условиях преобразуются в террористическую деятельность.

Явление терроризма! имеет очень сложную структуру. Терроризм многолик, он выступает под различными масками, некоторые из которых, на! первый взгляд, абсолютно не связаны с ним. Явление терроризма! настолько многогранно, что в нем сочетаются и идеологические, и политические, и этнические, и религиозные, а! также многие другие компоненты. Более того, эти компоненты настолько тесно переплетаются друг с другом, что зачастую дать правильный ответ на! вопрос: «С каким видом терроризма! мы имеем дело?» бывает весьма! затруднительно. Генезис данного явления свидетельствует о его значительной трансформации во времени и в пространстве: изменяются формы осуществления террористических актов, происходит смещение в поле целевого воздействия террористов, меняются методы их работы, особенности организационного строительства! и ряд других факторов. Наконец, терроризм имеет много общего с другими формами социального протеста! и насилия: агрессией, вооруженной борьбой, вооруженными конфликтами различной степени интенсивности, диверсиями и др.[2]

Итак, к существенным признакам терроризма! можно отнести, во- первых, насилие. Сложились три типа! теорий, объясняющих истоки насилия. Первый тип объединяет те концепции, которые выводят насилие из природы человека. Вся история человеческой цивилизации связана! с насилием. «Первейший закон природы, -писал В. Соловьев, - есть борьба! за! существование. Вся жизнь природы проходит в непрерывной вражде существ и сил, в их злобных нарушениях и захватах чужого бытия. Каждое существо в нашем мире от малейшей пылинки и до человека! всею своею природною жизнью говорит одно: я есть и все остальное -только для меня. Сталкиваясь с другим, оно говорит ему: если я существую, то тебе уже нельзя существовать, тебе нет места! со мною. И каждое покушается на! всех и хочет всех истребить и само всеми истребляется. Противодействие между каждым и всеми

неизбежно разрешается гибелью каждого, - враждебная среда, наконец, расторгает его бытие и вытесняет его из жизни, -борьба! кончается смертью и тлением». При таком подходе предполагается, что существуют врожденные склонности, инстинкты (инстинкт смерти, сексуальный инстинкт и т.д.), которые подталкивают человека! к насилию. К этому типу можно отнести и философские концепции, объясняющие насилие присущей человеку волей к власти, господству. Финский исследователь Т. Ванханен подчеркивает: «Люди должны бороться за! власть, так как это конечный путь к распределительному контролю над ресурсами», а! следовательно, и к лучшей жизни.[3]

Второй тип теорий выводит применение насилия из экономических и социальных условий жизни общества!. Еще Аристотель указывал на! то, что в основе насилия лежит неспособность власти установить равенство в обществе. Экономическое и социальное неравенство порождает дифференциацию общества! на! группы, общественные классы и соответственно - противоречия и борьбу между ними. Карл Маркс, Фридрих Энгельс и их последователи в многочисленных работах обосновывали классовые антагонизмы, существующие в обществе, социальным неравенством и эксплуатацией. Преодоление этих антагонизмов лежит через установление социального равенства! или, во всяком случае, смягчение неравенства. Соответственно определяются допустимые пределы разрыва! в уровне жизни различных классов для обеспечения стабильности общественной жизни. Немало современных обществоведов также склоняются к выводу о существовании связи между насилием и неравенством. Ральф Дарендорф пишет: «Неравенство и власть продолжают быть мощными факторами столкновения интересов и борьбы» [4] На материалах шестидесяти двух стран мира! профессор Пак Хан Хун сделал вывод о том, что неравенство в доходах - важнейшая причина! политического насилия. [5]

Третий тип теорий связывает насилие с динамикой конфликта!. В любом экономическом обществе возникают конкурирующие группы - экономические, политические, духовные. Первоначальное состояние конкурирующих групп и личностей - это потенциальный конфликт. Он становится реальным, когда! конкурентное состояние персонифицируется, когда! друг другу начинают противостоять конкретные индивиды. Это именно та! стадия, когда! насилие становится весьма! вероятным. Конфликт находит свое разрешение в победе одной из конфликтующих сторон. Утверждается новая иерархия. Наступает период адаптации к ситуации. Это период, когда! формируются новые конкурирующие группы. История разрешения конфликта! повторяется вновь и вновь.

С точки зрения уяснения особенностей насилия при осуществлении террористических деяний необходимо сделать акцент на! два! момента: явный и латентный элементы насилия.

В современных условиях резко расширяются объекты террористических покушений и сами формы этих покушений. В арсенал терроризма! входят акции безадресного террора, угоны самолетов и ограбления банков, взятие заложников и поджоги промышленных предприятий и офисов, налеты на! казармы, полицейские участки, склады и взрывы в издательствах и помещениях политических партий, массовые уличные беспорядки и нападения из-за! угла, диверсии и т.д. Но стержнем всей деятельности террористов продолжает оставаться покушение на жизнь людей. Главной угрозой со стороны террористов остается угроза! жизни и безопасности людей. Причем следует отметить, что отличительной особенностью современного терроризма! является то, что ему характерен очень частый разрыв между непосредственной жертвой насилия и группой, являющейся объектом воздействия, целью насилия, причем степень жестокости от этого не уменьшается, а, наоборот, еще больше растет. Как отмечает директор Центра! исследований терроризма! и политического насилия при университете Святого Андрея (Великобритания) Пол Уилкинсон, «террор радикально отличается от других видов насилия не просто жестокостью, а! высшей степенью аморальности, неразборчивости в средствах и неуправляемостью».[6]

Многие формы вооруженного насилия, характерные для терроризма, не являются его монопольным достоянием, равно как само по себе их использование не есть свидетельство того, что речь идет именно о террористической практике. Здесь главное в том, с какой целью осуществляются данные насильственные акции. «Терроризм, - справедливо отмечает Я. Шрайбер, - держится не на! любом насилии, хотя насилие есть главное и существенное его оружие, но на! программных установках», [7] Мотивы и направленность очень важны при анализе террористических действий. Отсюда! еще одна! отличительная особенность терроризма, которая заключается в том, что он сочетает в себе высокий уровень политической мотивации с низким уровнем участия масс^Б] Латентный элемент насилия связан с тем, что террористический акт запускает механизм принуждения людей делать так, как этого требуют террористы, влиять на государственные структуры с целью реализации на! практике тех требований, которые выдвигают террористы, создает в обществе атмосферу страха! и безысходности. Томас Гоббс писал о таких последствиях насилия: «...хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа! и кратковременна».

Осуществлением покушения смысл террористических актов не исчерпывается, и завершением боевой операции они не заканчиваются. Их главное назначение не просто в совершении массовых убийств, устранении отдельных лиц, нанесении материального ущерба! и т.д., но в достижении социального резонанса, в устрашении народов и правительств. Терроризм представляет собой не просто форму политического насилия, но и форму политической коммуникации. Если в историческом прошлом исходно присущая терроризму функция запугивания нередко находилась в тени, то с того момента, как терроризм обрел организованный, идеологически обоснованный и систематический характер, эта! функция все более отчетливо выдвигается на передний план.[9] Н Превентивное устрашение посредством террористических актов распространяется на! всех: и рабочих, и банкиров, и клерков в офисе, и чиновников в министерских креслах. Абсолютно все должны ощущать свою незащищенность перед перманентным злом, зыбкость сегодняшнего бытия. Посредством террористических действий в обществе нагнетается истерия страха, безысходности, недоверия к отдельным социальным группам, а! порой и целым народам, которые проявляются в росте агрессивности в социуме.

Атмосфера страха! достаточно часто порождает рост агрессивности в обществе и злого, деструктивного начала! в человеке. «Злое начало», как и «начало доброе» - неотъемлемая составная часть мира! человеческого. Но для нашего времени характерен феномен коллективного взрыва! «злого начала» в людях в такой степени, в какой он никогда! до этого еще не проявлялся. «Человеческая природа! сама! по себе, независимо ни от каких внешних факторов, обладает элементом деструктивности, сущность и динамика! этой деструктивности могут быть поняты только на! базе исследования самой этой природы и что только таким путем может быть найден эффективный способ положить конец всем проявлениям насилия в жизни общества», - отмечают американские исследователи Н. Зинберг и Г. Феллман. Терроризм является одним из тех спусковых механизмов, которые репродуцируют рост агрессивности и насилия в социуме, нарастание диссипативных процессов^Ю]

Очевидно, акцентирование внимания на! явном и латентном компоненте террористической деятельности позволяет прийти к следующему заключению: явный компонент террористических действий в большой степени позволяет показать инструментальную функцию террористического акта! как явления видового по отношению к насилию; латентный компонент позволяет показать генезис и динамику такого явления, как нарастание страха, безысходности в социуме, рост энтропийных процессов в нем.

Безусловно, выделение в структуре террористической деятельности двух выше обозначенных компонентов условно, так как в реальной практике все переплетено и взаимообусловлено, но с гносеологической точки зрения это представляет определенный интерес.

Литература.

1. В. Кузьмин, Е. Яковлева. Общество на вере // Российская газета, 04.07.2006 г.

2. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. -Мн.: Харвест, 2003. -С. 9

3. Соловьев В. Духовные основы жизни. -Нью-Йорк, 1958. -С. 71-72

4. Dahrendorf R. The Modern Social Conflict: an Essay on the Politics of Liberty. -London: Weidenfeld and Nicholson, 1988. -P. 47

5. Inequality and Contemporary Revolutions / Ed. by M. Midlarsky. -Denver (Col.): University of Denver, 1986. -P. 8

6. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. -Мн.: Харвест, 2003. -С. 9

7. Wilkinson P. Political Terrorism. -London, 1974. -P. 18

8. Schreiber J. The Ultimate Weapon. -London, 1978. -P. 9

9. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Соч. в 2 т. -М.: Мысль, 1991. Т. 2. -С. 9

10. Zinberg N. and Fellman G. Violence: Biological Need and Social Control. -Baltimore, 1970. -P. 223.

Bibliography.

1. V. Kuzmin, E. Yakovleva. Society on the Faith // Rossiyskaya Gazeta, July 04, 2006

2. Trebin M.P. Terrorism in the 21st century. -Mr.: Harvest, 2003. -C. 9

3. Soloviev V. Spiritual foundations of life. -New York, 1958.-C. 71-72

4. Dahrendorf R. The Modern Social Conflict: an Essay on the Politics of Liberty. -London: Weidenfeld and Nicholson, 1988. -P. 47

5. Inequality and Contemporary Revolutions / Ed. by M. Midlarsky. -Denver (Col.): University of Denver, 1986. -P. 8

6. Trebin M.P. Terrorism in the 21st century. -Mr.: Harvest, 2003. -C. 9

7. Wilkinson P. Political Terrorism. -London, 1974. -P. 18

8. Schreiber J. The Ultimate Weapon. -London, 1978.-P. 9

9. Hobbes T. Leviathan, or Matter, Form and Power of the Church and Civil State, Soch. in 2 tons. -M.: Thought, 1991. T. 2.-C. 9 10. Zinberg N. and Fellman G. Violence: Biological Need and Social Control. -Baltimore, 1970. -P. 223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.