ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 341 С.А. АРТЕНЯН
студент, кафедра международного и международного частного права, Орловский государственный университет
E-mail: [email protected]
UDC341 S.A. ARTENYAN
Student, Department of international and private international law, Orel State University E-mail: [email protected]
ТЕРРОРИЗМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ TERRORISM AT THE PRESENT STAGE
Общеизвестно, что опасность терроризма заключается не только в непосредственном вреде, причиняемом им жертвам преступлений. Не меньший ущерб он наносит общественной безопасности и конституционному порядку. Страх, сеемый террористами в обществе, чувство полной беспомощности перед лицом безымянной и вездесущей угрозы, потеря веры в способность государства защитить своих граждан - вот лишь наиболее очевидные последствия недостаточного противодействия терроризму.
Ключевые слова: общественная безопасность, вездесущие угрозы, способность государства защитить своих граждан.
Generally known, that the danger of terrorism consists not only in the direct harm caused to them to the victims of crimes. A not less damage it inflicts to public safety and in general constitutional order. Fear sown by terrorists in society, sense of complete helplessness, in face of nameless and ubiquitous threat, loss offaith in ability of the state to protect the citizens are here only the most obvious consequences of insufficient counteraction to terrorism.
Keywords: public safety, ubiquitous threats, ability of the state to protect the citizens.
Мировое сообщество, проходя этапы своего развития, вынуждено решать разнообразные проблемы, в том числе проблемы глобального характера развития терроризма на современном этапе, являющиеся знаковой угрозой для всей цивилизации. Созданные для достижения различных целей террористические организации являются серьезным противником для любого государства, они имеют гибкую структуру, четкую систему управления и взаимодействия, глубоко законспирированные сети на обширных территориях. При этом экипировка, технические средства и вооружение отдельных террористических групп зачастую не уступают образцам, которые используются для оснащения государственных силовых структур.
Прежде всего, необходимо разграничить понятия «терроризм» и «террористический акт».
Итак, терроризм - сложное общественное явление, а террористический акт - преступное деяние, связанное с этим общественным явлением, вытекающее из него.
То, что терроризм не ограничивается уголовным действием, в научной среде ощущалось давно. Этим объясняется, на наш взгляд, резкое противостояние исследователей, представления которых можно условно разделить на две группы. Часть из них видит в терроризме общественно-политическое содержание как основное и принципиально отрицает его уголовную составляющую. Это в основном историки, философы, политологи, социологи. Юристы, как правило, напротив, единственной считают противоправную, криминальную
составляющую терроризма и практически отождествляют терроризм и террористическое преступление, что и отражается на уровне законодательства.
Определение понятия дает и направление, в котором надо искать средства. В одном случае решение проблем терроризма лежит в законодательной, правоприменительной, карательной плоскости. В другом - решение нужно искать в политической, социально-экономической сфере. На наш взгляд, ни тот ни другой путь не способен решить проблемы терроризма в принципе, потому что не исчерпывает содержания терроризма.
Уголовно-правовая составляющая не раскрывает содержания явления терроризма, это только видимая часть айсберга, «тело» которого в своей опасной массе скрыто. И пока не обозначим скрытые составляющие терроризма, мы будем бороться с его внешними, видимыми проявлениями, т.е. с террористическими актами и террористами, которых будет бесконечно порождать и порождать «тело» терроризма.
Исходя из понимания, что терроризм - системное идейно-политическое, криминальное, социокультурное явление в общественной жизни государства и мировом человеческом сообществе, следует предположить, что решение данной проблемы в каком-либо одном из направлений невозможно. Необходимо соединение усилий исследователей разных наук и научных направлений для полного анализа разных сторон, подсистем терроризма. Только так может быть создана общая тео-
© С. А. Артенян © S.A. Artenyan
рия терроризма и выработана комплексная программа антитеррористических мер.
«Террор» имеет более узкое и конкретное содержание по сравнению с «терроризмом» как явлением. Собственно, террор - это метод социального устрашения и деморализации общества, давления на государственную власть в политических интересах преступников.
Конкретные противоправные действия в рамках этого метода и есть террористические преступления, или террористические акты.
Включение в Уголовный кодекс РФ специального состава преступления, карающего за реальное воплощение в жизнь терроризма, - шаг своевременный и имеющий большое превентивное значение. В то же время следует подчеркнуть, что борьба с криминальным террором может и должна осуществляться в рамках квалификации действий преступников по иным статьям уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за убийства, вымогательства, угрозы и т. п.
Перечисление в диспозиции статьи целей совершения преступных действий, образующих состав терроризма, способствует уточнению и конкретизации объекта посягательства. А таковым при терроризме является общественная безопасность. Именно по объекту посягательства терроризм может быть отграничен от других преступлений, совершаемых объективно теми же действиями, но посягающими на жизнь, собственность и т. д.
Конструкция диспозиции п.1 ст.205 УК РФ позволяет считать, что каким бы громким, вызывающим и общественно опасным не было бы совершенное посягательство, его нельзя квалифицировать как терроризм до тех пор, пока не будут установлены и доказаны цели совершения конкретного преступления или, как это часто бывает за рубежом, преступники сами не объявят преследуемые ими политические цели. Они достаточно четко определены в законе, что позволяет отграничить терроризм от других, может быть и не менее опасных посягательств, но совершаемых в иных целях (хулиганство, месть и т.п.).
По действующему уголовному законодательству РФ с объективной стороны терроризм выражается в совершении взрывов, поджогов, аварий на транспорте, объектах жизнеобеспечения, распространении массовых заражений и т.п. Особенностями способа совершения этих преступлений является массовость (или угроза таковой) поражения, сеющая панику среди населения, ставящая власти перед выбором: подвергнуть опасности население или выполнить требования террористов. Крупномасштабные насильственные действия, не персонифицированные в отношении жертв, всегда имеют точного адресата в лице органов власти или международных органов, которые склоняются таким образом террористами к принятию решения, выгодного им.
С субъективной стороны преступления, предусмотренные ст.205 УК РФ, могут совершаться только с прямым умыслом. Трудно согласиться с утверждением, что в уголовно-правовом плане это предполагает возмож-
ность совершения террористических действий с косвенным умыслом.
Для объектов террористической деятельности в силу особенностей механизма ее осуществления характерна двойная природа, что позволяет выделить две их основные группы.
Первая группа объектов составляет общие объекты посягательств, в отношении которых выдвигаются цели их ослабления или уничтожения. Это объекты ослабления и подрыва, к которым относятся внутренняя и внешняя безопасность страны, ее международные связи, позиции и интересы, независимость и суверенитет государства; основы общественного строя, политическая организация общества, государственная власть и ее институты, безопасность граждан.
Вторую группу объектов образует безопасность людей и различных материальных объектов: жизнь, здоровье, свобода конкретных лиц или групп граждан; нормальное функционирование и физическая целостность тех или иных материальных объектов и сооружений. Это объекты непосредственного террористического воздействия.
Анализируя современные тенденции российского терроризма, некоторые авторы прямо подчеркивают, что «есть все основания полагать, что преступления террористического характера имели преимущественно лично-корыстную мотивацию, являлись по сути дела актами криминального террора». Соглашаясь с этим выводом, еще раз необходимо отметить, что каких бы масштабов не достигал криминальный террор, оценивать его в рамках терроризма вряд ли оправдано и корректно. Между тем представляется, что ст.205 УК РФ предусматривает ответственность за совершение конкретных преступных посягательств, являющихся воплощением в действительность именно этого крайне опасного по своей сути явления.
Дальнейшим развитием законодательного регулирования борьбы с терроризмом явился Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред.от 28.06.2014) «О противодействии терроризму» Действовавший прежде Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» был принят в июле 1998 г., а в марте 2006 г. большая часть его норм утратила силу, но несколько статей еще продолжали действовать до 1 января 2007 г., и лишь с этой-даты названый Закон полностью утратил силу. В связи с этим в течение нескольких месяцев (с марта по декабрь 2006 г.) действовали два Федеральных закона, регламентировавших и определявших правовые и организационные основы борьбы и противодействия терроризму. Однако на сегодняшний день Закон «О противодействии терроризму» является основным источником национального антитеррористического законодательства и нормативным правовым актом федерального уровня, который, как определяет преамбула этого Закона, устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма,
а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Именно в данном Законе указаны понятия, раскрывающие основные признаки терроризма, террористической деятельности, террористического акта, противодействия терроризму и контртеррористической операции (ст. 3).
В действовавшем прежде Законе «О борьбе с терроризмом» терроризм определялся так: насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.
Сравнивая эти два закона, можно прийти к выводу, что современное понятие терроризма основными его признаками закрепляет, во-первых, цель - воздействие на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями и, во-вторых, способы достижения этой цели - устрашение населения и (или) иные формы противоправных насильственных действий. В понятии терроризма, указанном ранее в Законе «О борьбе с терроризмом», основной акцент сделан на перечислении конкретных деяний, в совершении которых находит свое проявление терроризм: 1) насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций; 2) уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов; 3) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; 4) нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой.
Помимо понятия терроризма в ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» закреплено также определение террористической деятельности, которая включает в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Анализируя данное понятие, можно заметить, что террористическая деятельность характеризуется двумя основными формами, в которых она проявляется: во-первых, это различные действия по подготовке и осуществлению террористического акта и, во-вторых, это пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. В связи с этим в уголовное законодательство России были внесены следующие изменения: пересмотрены признаки террористического акта (ст. 205 УК РФ) и содействия террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), установлена ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ).
В рассматриваемом Законе также раскрывается понятие террористического акта, которым признается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
В соответствии со ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму следует понимать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления:
а) по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Иными словами, противодействие терроризму - это
деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, реализующаяся в трех направлениях: профилактика терроризма, борьба с терроризмом, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Последнее основное понятие, закрепленное в ст. 3 Закона «О противодействии терроризму», - это контртеррористическая операция, под которой понимается комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Кроме основных понятий в ст. 2 рассматриваемого Закона обозначены также основные принципы противодействия терроризму: 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 6)сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7)приори-тет мер предупреждения терроризма; 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; 11) недопустимость политических уступок террористам; 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Итак, в приведенной норме всего закреплено тринадцать основных принципов противодействия терроризму. На первое место вполне обоснованно поставлен принцип обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Несомненно, вся деятельность по противодействию терроризму должна иметь своей главной целью именно обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина в связи с тем, что ст. 2 Конституции РФ закрепляет в качестве высшей ценности человека, а также его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых - обязанность государства.
Помимо этого обращают на себя внимание и такие принципы противодействия терроризму, как неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, приоритет мер предупреждения терро-
ризма, а также недопустимость политических уступок террористам.
Неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности предполагает, что любое лицо, осуществляющее террористическую деятельность и способное понести за нее наказание, должно быть привлечено к уголовной ответственности независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе от легальной возможности избежать мер уголовной репрессии. Вместе с тем в уголовном законодательстве предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего террористический акт, содействовавшего террористический деятельности, участвовавшего в незаконном вооруженном формировании, от уголовной ответственности при наличии определенных обстоятельств (примечания к ст. ст. 205,205.1 и 208 УК РФ). Так, согласно примечанию к ст. 205 УК РФ, лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, в случае, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления, освобождается от уголовной ответственности. Применительно к содействию террористический деятельности в примечании к ст. 205.1 УК РФ также указано, что если лицо содействовало террористический деятельности, однако своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления, то такое лицо освобождается от уголовной ответственности. Таким образом, можно констатировать, что уголовное законодательство и Закон «О противодействии терроризму» в вопросе неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности находятся в некотором противоречии.
Приоритет мер предупреждения терроризма ха-растеризуется, прежде всего, тем, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в первоочередном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение террористической деятельности, а также меры по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Необходимо отметить, что закрепление описываемого принципа закономерно, поскольку обеспечение прав и свобод человека и гражданина, общественной безопасности, безопасности государства и деятельности различных международных организаций, являющихся объектами терроризма, должно осуществляться прежде всего путем предупреждения террористической деятельности. Конечно, это не значит, что борьбе с терроризмом, заключающейся в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов, должно уделяться меньшее внимание.
В качестве специфического принципа противодей-
ствия терроризму в ст. 2 Закона «О противодействии терроризму» указан также принцип недопустимости политических уступок террористам. Он реализуется, в частности, в ст. 16 данного нормативного правового акта, определяющей возможность ведения переговоров в ходе контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей и закрепляющей, что при ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования. Вместе с тем установление данного запрета не исключает рассмотрение и выполнение других, неполитических требований террористов (например, требование удовлетворения неправомерных имущественных и (или) иных интересов террористов). Вряд ли такой подход является обоснованным. Представляется, что в законе нельзя закреплять: «такие-то требования рассматриваем, такие-то нет». Необходимо четко определить, что какие-либо уступки террористам недопустимы в принципе, вне зависимости от содержания их требований.
Как уже отмечалось, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ в УК РФ были внесены существенные изменения. Позитивным моментом следует признать редакционное изменение ст. 205 УК РФ. Во-первых, новое название - «Террористический акт» - в большей степени отражает сущность описываемого в ней общественно опасного деяния. Дело в том, что термин «терроризм» для обозначения данной статьи был неудачен, поскольку в общепринятом понимании он представляется больше как негативное социальное явление, нежели чем определенный вид преступности. В связи с этим повторим, что понятие терроризм - это социально-политическое понятие. Терроризм может воплощаться в жизнь самыми различными преступлениями. Это и убийства (ст. 105 УК РФ), и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), и похищение человека (ст. 126 УК РФ), и поджоги, взрывы и т.п., предусмотренные ст.205 УК РФ, угон судна воздушного или иного транспорта (ст.211 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277 УК РФ), диверсия (ст.281 УКРФ), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 306 УК РФ), и др.
Во-вторых, необходимо положительно оценить исключение альтернативно указанных целей - нарушения общественной безопасности и устрашения населения - из диспозиции ст. 205 УК РФ, благодаря чему она приобрела большую точность и лаконичность. Таким образом, террористическим актом признается лишь такое совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, которое совершается в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями. Такое понятие полностью соответствует одноименной дефиниции, закрепленной в ст. 3 Закона «О противодействии терроризму».
Однако не все редакционные недостатки ст. 205 УК
РФ были устранены. Так, «применение огнестрельного оружия» по-прежнему выступает квалифицирующим (п. «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ), а не конструктивным признаком при совершении террористического акта. Такой подход нарушает логику построения уголовно-правовых норм части УК РФ. Очевидно, что применение огнестрельного оружия отнюдь не более опасная форма террористических проявлений, чем, например, взрыв, который совершается с использованием взрывных устройств и взрывчатых веществ и влечет зачастую гораздо более разрушительные последствия. В примечании к ст. 205 УК РФ осталось упоминание об акте терроризма, хотя с точки зрения единообразного изложения уголовно-правовых предписаний в данной поощрительной норме правильнее было бы использовать вновь введенный термин - «террористический акт».
В соответствии с Конвенцией Совета Европы о предупреждении терроризма Российское государство взяло на себя обязательство установить в качестве уголовного преступления в рамках внутреннего законодательства публичное подстрекательство к совершению террористического преступления. Согласно ст.5 названной Конвенции, публичное подстрекательство к совершению террористического преступления означает «распространение или иное представление какого-либо обращения к общественности в целях побуждения к совершению террористического преступления, когда такое поведение, независимо от того, пропагандирует оно или нет непосредственно террористические преступления, создает опасность совершения одного или нескольких таких преступлений».
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЭ УК РФ был дополнен статьей 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма». Общественная опасность преступления предопределена способностью названных действий существенно дестабилизировать социально-политическую обстановку в стране, нарушить общественное спокойствие, вызвать неуверенность граждан в возможности государства обеспечить безопасные условия их жизнедеятельности.
К сожалению, следует констатировать, что данная криминализация являет собой пример игнорирования принципа системного выражения уголовно-правовых норм. Очевидно, что вносимые в процессе текущего уголовно-правового регулирования законодательные изменения не должны дублировать уже существующие нормативные положения или противоречить им. Современное же законотворчество создает условия для конкуренции норм, что, в свою очередь, способно дезориентировать правоприменителя в выборе уголовно-правовых средств.
Таким образом, на сегодняшний день Закон «О противодействии терроризму» является основным источником национального антитеррористического законодательства и нормативным правовым актом федерального уровня, который, как определяет преамбула этого Закона, устанавливает основные принципы
противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
В рамках данной статьи в качестве рабочей формулировки предлагаем следующее определение терроризма:
терроризм - многоструктурное идейно-политическое, социальное явление в обществе, направленное на разрушение существующей государственно-политической системы страны и использующее наиболее общественно опасные противоправные методы и средства для достижения своих политических целей.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 30.12.2008)
2. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-Ф3
3. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) «О противодействии терроризму» (06 марта 2006 r.)
4. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 N 114-ФЗ в ред. от 24.07.2007) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30.
5. Авдеев В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях: Учебное пособие. М. Бек. 2008.
6. Авдеев Ю.И. Основные тенденции современного терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы М.: Эдиториал УРСС., 2000.
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by referendum 12.12.93) (as amended on 30.12.2008)
2. The criminal code of the Russian Federation (CC RF) from 13.06.1996 N 63-FL
3. Federal law dated 06.03.2006 N 35-FL (as amended on 08.11.2011) "On combating terrorism" (06 March 2006)
4. On combating extremist activity: the Federal law of the Russian Federation dated 25.07.2002 N 114-FL as amended from 24.07.2007) // collected legislation of the Russian Federation. 2002. N 30.
5. Avdeev V. V. Psychological bases of increase of efficiency of activity of employees of the police Department in emergency situations: a Training manual. M. Beck. 2008.
6. Avdeyev Yu. I. Main trends in modern terrorism// Modern terrorism: state and prospects, Moscow: editorial URSS., 2000.