Научная статья на тему 'Терроризм - главный вызов нового тысячелетия'

Терроризм - главный вызов нового тысячелетия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаджиханова А. И.

В статье раскрываются понятия терроризм и международный терроризм, рассматриваются направления сотрудничества государств в борьбе с терроризмом. Констатируется, что терроризм стал составной частью существования нашего государства и всего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terrorism - the Main Call of a New Millennium

In article concepts terrorism and the international terrorism reveal, directions of cooperation of the states in struggle against terrorism are examined. It is ascertained, that the terrorism became a component of existence of our state and all world.

Текст научной работы на тему «Терроризм - главный вызов нового тысячелетия»

ТЕРРОРИЗМ — ГЛАВНЫЙ ВЫЗОВ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

А.И. Гаджиханова

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6,117198 Москва, Россия.

В статье раскрываются понятия терроризм и международный терроризм, рассматриваются направления сотрудничества государств в борьбе с терроризмом. Констатируется, что терроризм стал составной частью существования нашего государства и всего мира.

Терроризм, в течение веков использовавшийся в качестве незаконного, но острого и эффективного оружия в политической борьбе, превратился в XX столетии в серьезную проблему для всего мирового сообщества. Никто сегодня не застрахован от всепроникающей опасности терроризма [6, с. 9].

Акции террористического характера отличаются друг от друга по движущим силам, целям, объектам, но, несмотря на широкое разнообразие литературы по проблемам терроризма и международного терроризма, соответствующие понятия пока не имеют, по мнению большинства исследователей, точных и общепринятых определений. К такому выводу приходили западные ученые еще в середине 70-х гг. — в начальный период интенсивного изучения вопросов терроризма вообще и международного терроризма в частности [13, р. 491]. Ханс-Петер Гассер, исследуя правовые запреты на акты террора в период вооруженных конфликтов, также отмечает: «терроризм» — это социальное явление, слишком сложное, чтобы подлежать простому и практическому определению [12, с. 2]. Профессор В.И. Верещетин, например, считает, что многолетние попытки выработать общепринятое определение международного терроризма не привели пока к положительному результату [9, с. 36]. Некоторые авторы отмечают, что единственным универсальным признаком терроризма, характеризующим его с точки зрения внешнего выражения, является публичность — терроризм без массового восприятия невозможен [2, с. 7].

Сегодня мир столкнулся с наиболее опасной формой терроризма, когда умысел преступников направлен на убийство сотен и тысяч людей, причинение значительного материального ущерба. Совершенно прав Г.Е. Лукьянцев, который отмечает, что терроризму сопутствуют не только неуважение человеческой жизни и человеческого достоинства, но и смерть и страдания невинных людей [5, с. 14].

Проводя уголовно-правовое исследование терроризма, профессор Ю.М. Антонян также приходит к очень важному выводу о том, что терроризм не искореним уже в силу того, что он является разновидностью убийства — убийство же вечно [3, с. 7]. Очевидно, что акты терроризма являют собой смертельную угрозу всей системе основных прав человека, охраняемых международным сообществом и закрепленных в многочисленных актах о правах человека, поскольку посягает на самое основное право — право на жизнь. Как известно, террористический акт направлен,

прежде всего, на лишение жизни как можно большего количества людей. Цель понятна. Покушаясь на нее, организаторы террора пытаются доказать что-то, чего они хотят добиться — устрашения [8, с. 269].

Анализируя различные проблемы терроризма, В.Е. Петрищев приходит к выводу, что основной акцент в борьбе с терроризмом в нашей стране традиционно делается на пресечении террористических проявлений, а не на их предупреждении. А за пресечение акций терроризма, политически мотивированного или корыстного, ответственны, действительно, органы безопасности и внутренних дел. Однако подход, при котором главные усилия борьбы с терроризмом сконцентрированы на пресечении уже состоявшегося террористического деликта, является по существу близоруким ущербным и неэффективным. Ведь, как правило, террористические проявления — это продукт запущенных и своевременно неразрешенных противоречий социально-политического свойства, которые при бесконтрольном со стороны власти развитии достигают антагонистической стадии и выливаются в противоправные действия [7, с. 142]. Определенные шаги в направлении усиления профилактического направления в борьбе с терроризмом уже сделаны. Так, в ст. 2 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» в качестве основного принципа этой деятельности объявлен принцип приоритета мер предупреждения терроризма. В упоминавшемся проекте Федеральной программы усиления борьбы с терроризмом в числе пяти разделов одним из представительных является раздел «профилактика терроризма».

Хотелось бы верить, что нашедшие отражение в подготовленных на федеральном уровне документах тезисы о корректировке антитеррористических действий государства в направлении усиления именно предупредительных, профилактических мер, не останутся на бумаге, а будут реализовываться в жизнь, продвигая нашу страну к демократии и цивилизации, повышая степень защищенности граждан от угроз террористического характера.

А.М. Хазанов считает, что некоторые теоретики видят в нынешнем противоборстве в мире ошибку или глобальное столкновение цивилизаций, войну между демократией и исламом и даже предрекают войну между западом и остальным миром. Нынешнее противоборство в мире — это не столкновение цивилизаций, а диалектическое отражение тех противоречивых процессов, которые идут в быстро глобализирующемся мире. В числе этих причин А.М. Хазанов назвал бы и ошибки стратегов Запада, главная из которых состоит в том, что они считают свои духовные ценности универсальными, пригодными для всех народов. Но ведь мир состоит из народов и цивилизаций, имеющих различные системы ценностей. Мир был и остается полицивилизационным. В мире и в прошлом, и в настоящем было бы меньше насилия, если бы Запад научился уважать культурную уникальность других цивилизаций [11, с . 118].

К числу популярных относится тезис о том, что борьба с международным терроризмом требует активного и скоординированного участия в ней как можно большего числа государств. Но имеется и другая сторона — для каждого государства главный интерес представляют те террористические организации, которые осуществляют акты насилия против его граждан или на его территории. Отсюда следует, что количество общих целей для борьбы значительно меньше числа террористических организаций, некоторые из которых могут быть связаны между собой. Однако задача объединить на этой основе усилия двух или нескольких государств может оказаться крайне сложной.

Таким образом, международный терроризм был признан явлением, которое затрагивает не только безопасность отдельных государств, но и международный мир

и безопасность. Эти преступления не оставили сомнений в необходимости сотрудничества государств в предотвращении и пресечении этого опасного проявления международной преступности и подняли вопросы о том, какими средствами и методами располагает международное сообщество для противодействия международному терроризму, существует ли единая концепция противодействия ему в международном масштабе и как можно ее оценить с точки зрения достаточности и эффективности [3, с, 231-249].

Завершившийся в июле 2006 г. в Санкт-Петербурге саммит «группы восьми» оставил заметный след в борьбе с новыми криминальными вызовами и угрозами. Руководители восьми стран едины в «решительном осуждении террористических актов по всему миру, а также тех, кто совершает эти злодеяния». Таким образом, увенчалась успехом годами отстаиваемая и проводимая Россией линия на укрепление центральной координирующей роли ООН в борьбе с терроризмом. Это многозначительное решение получило по инициативе США развитие в прилагаемом к Декларации Заявлении «группы восьми» «Об укреплении программы ООН по борьбе с терроризмом». Совместными усилиями стран «восьмерки» взят долгосрочный курс на поддержку и наращивание усилий ООН с прицелом на полную ликвидацию глобальной террористической угрозы. Речь, в частности, идет о всеобъемлющем реагировании на нее, включая ликвидацию факторов, способствующих появлению новых террористов. Предстоит много сделать для увязки между собой разрозненных программ, нацелить их на максимальную результативность, оптимизировать работу всех звеньев системы ООН, повысить координацию их ан-титеррористических усилий [4, с. 23-31].

По мнению А.Х. Абашидзе, трагические события последнего времени заставили весь мир по-новому подойти к оценке угрозы современного международного терроризма, пересмотреть существующие системы международной и национальной безопасности и меры, которые международное сообщество может противопоставить самому главному вызову нового тысячелетия. По крайней мере, два основных вывода следует сделать в связи с этими трагическими событиями. Во-первых, стало очевидным, что в одиночку в борьбе против международного терроризма успеха не добиться никому. Во-вторых, настало время мировому сообществу предпринять решительные усилия по выработке всеобъемлющего универсального документа по борьбе с международным терроризмом [1, с. 35].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абашидзе А.Х. Борьба с терроризмом, международный уголовный суд и Российская Федерация // Российский ежегодник международного права. Специальный выпуск. — СПб., 2003.

2. Абдулатипов А.М., Сайгитов У.Т. Терроризм в Дагестане. Криминологическое исследование. — Махачкала, 2002.

3. Глотова С.В. Международная борьба с терроризмом. Проблемы эффективности // Российский ежегодник международного права. Специальный выпуск. — Спб.,2003.

4. Змеевский A.B. Антитеррористическое партнерство «Восьмерки» // Международная жизнь. — 2006. — №8.

5. Лукьяицев Г.Е. О проблематике терроризма в контексте прав человека // Московский журнал международного права. — 2002. — №2.

6. Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. — М., 2001.

7. Петрищев В.Е. Профилактика терроризма правоохранительными органами России: Дис.на саиск.уч.степени докт.юрид.наук. — М., 1999.

8. Романовский Г.Б. Защита права на жизнь жертв актов террора // Российский ежегодник международного права. Специальный выпуск. — СПб., 2003.

9. Сафонов А.Е. Терроризм Апокалипсиса // Международная жизнь.— 2006. —

№5.

10. Терроризм: психологические корни и правовые оценки («круглый стол» журнала «государство и право») // Государство и право. — 1995. — №4.

11 .Хазанов А.М. Третья мировая война: поле боя — весь мир // Международная жизнь. — 2005. — №5.

12. Ханс-Петер Гассер. Запреты на акты террора в международном гуманитарном праве. М., МККК, 1994.

13. A.Trease in International Criminal Law. Vol. I: Crimes and Punishment. USA. 1973, — P.491.

TERRORISM — THE MAIN CALL OF A NEW MILLENNIUM

A.I.Gadzhihanova

The department of International Law Peoples’ Friendship University Russia Miklukho-Maklaya St., 6, 117198 Moscow, Russia

In article concepts terrorism and the international terrorism reveal, directions of cooperation of the states in struggle against terrorism are examined. It is ascertained, that the terrorism became a component of existence of our state and all world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.