В.О. Микрюков
ТЕРРОР И ТЕРРОРИЗМ. ПРОБЛЕМА СУЩНОСТНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Ход истории человечества показывает, что любое социальное явление возникает не спонтанно, а под воздействием событий и факторов, которые часто бывает достаточно сложно выявить. К таким явлениям можно причислить и террор.
Категориальная характеристика террора и терроризма имеет солидную предысторию. Но дать четкое и исчерпывающее определение терроризма чрезвычайно сложно. С этим согласны все ученые, изучающие данный феномен. «Что считать, а что не считать террором, каждый решает сам, в зависимости от идеологических установок, опираясь на собственную интуицию. Единого определения террора нет. Его еще предстоит ввести» (1).
Кроме того, существуют этимологические сложности и в разделении понятий «террор» и «терроризм». Очевидно, что у них много общего, но есть и существенные отличия. В основе этих феноменов лежит страх, запугивание определенных социальных групп для достижения поставленных целей (политических, экономических, социальных или религиозных и др.).
Семантический анализ понятия «терроризм» показывает, что в русском языке оно не имеет четко фиксированного содержания. По смыслу оно очень близко к таким понятиям, как «запугивание», «расправа» и т.д. Отечественные философы определяют терроризм как особую форму политического насилия, которая характеризуется жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью. Западные исследователи под терроризмом понимают специфическое орудие подрыва межгосударственных отношений, провокаций, международных конфликтов, изменения внешней и внутренней политики конкретного государства, достижения иных целей.
Таким образом, можно констатировать, что в научном мире укрепились самые различные взгляды на понятия «террор» и «терроризм».
Авторское видение дифференциации этих понятий следующее: категорией «террор» необходимо обозначить само данное социальное явление как таковое. Его социально-философский анализ позволяет выявить в динамике террора две стороны - теоретико-идеологическую составляющую, которая и будет обозначаться категорией «терроризм», а также деятельностную составляющую террора, проявляющуюся в ходе реализации идей терроризма. Для обозначения этой составляющей целесообразно ввести и использовать категорию «террористическая деятельность».
Социально-философский анализ террора как явления позволяет выявить ряд его сущностных характеристик.
По содержанию террор - это явление, которое проявляется только в социуме. Оно определяется наличием следующих признаков (элементов): субъекты и объекты террора, результаты террористической деятельности, среда, в которой она происходит и реализуется.
Субъектами террора могут быть: государство, его специальные службы, политические течения и экстремистские партии, группы граждан и отдельные лица (чаще всего фанатики). Кроме того, субъекты террора различаются по признаку их активности. Активные субъекты - непосредственные участники террористических действий. Пассивные субъекты непосредственно сами не принимают в терроре участия, но поддерживают его финансово, идеологически, политически.
Объектами современного террора могут быть отдельные лица (политические, духовные лидеры либо обычные люди); группы людей, объединенные общим признаком, например принадлежностью к определенной профессии (дипломаты, крупные предприниматели, государственные служащие и др.); классы, т.е. люди в системе их отношений к собственности («красный» и «белый» террор в годы гражданской войны); народы (евреи, цыгане в Германии и на оккупированных территориях в 1939-1945 годах.); политическая организация общества в целом или его институты.
Деятельностный подход к понятию «террор» позволяет выделить в нем три уровня воздействия. Первый из них - идеолого-теоретический уровень. В основе идеологии стоит идея, которая в свою очередь опирается на веру человека в то, что он идет правильным путем. Можно, например, выделить революционную, националистическую, государственную и религиозную идеологии.
Вестник МГУКИ. 6 - 2008
Следующий уровень воздействия террора можно определить как информационно-коммуникативный, так как без воздействия информации на личность человека и все общество террор бы не достиг такого развития. В демократическом обществе осуждают террор, при этом неминуемо упоминают СМИ. Ведь террор по своей природе - это психологическое оружие, сила которого зависит от распространения информации об угрозе среди самых широких слоев населения. Вот, в сущности, почему «между террором и СМИ существует своеобразий симбиоз» (2).
Третий уровень воздействия террора - праксеологический. Террор не достиг бы такого развития без совершенствования средств и технологий разрушения. Сегодня террористы способны убивать сотни и даже тысячи людей, при этом затрачивая минимум физических усилий, используя не только взрывчатые вещества, но и оружие массового поражения. Кроме средств разрушения менялись и методы осуществления терактов. По мере развития научного и технического прогресса техногенная среда становится все более сложной и уязвимой. Развитие техники дает человеку возможность точечно разрушать социальную, техногенную и природную среду (3).
Среда - неотъемлемый элемент структуры террора как социального явления. Под средой мы понимаем те условия, в которых происходит и реализуется террористическая деятельность. Но сама среда может активно влиять и на террор. Так, религиозный террор возникает только в той среде, где преобладает религиозное сознание, а религия имеет решающее значение в обыденной жизни людей.
В результате террористической деятельности происходят изменения в объекте террора, что оказывает влияние на субъекты террора и на среду.
По структуре террор - это сложное многоуровневое социальное явление. Террор к тому же полифункционален и охватывает все сферы социальной жизнедеятельности. Именно сложность его структуры во многом объясняет то, что до сих пор научное сообщество не пришло к единому мнению по вопросу единого определения этого понятия. А поскольку нет единого определения, то нет и единства в стратегии борьбы с террором.
В целом анализ имеющихся научных взглядов на природу и характерные черты этого явления, а также содержание международно-правовых документов и уголовного законодательства ряда стран, в том числе Российской Федерации, позволяет выделить следующие специфические проявления террора как явления:
- применение насилия в крайних формах или угроза такого применения;
- преднамеренное создание обстановки страха;
- несовпадение целей террора с реально причиняемыми разрушениями, телесными повреждениями, смертью;
- применение насилия в отношении неопределенного круга лиц;
- публичность;
- повышенная общественная опасность.
Кроме того, террор - это явление, в основе которого лежит социальное насилие. Социальное насилие - это применение или угроза применения силы с целью принуждения людей к определенному поведению, а также господство одной воли над другой, чаще всего связанное с угрозой человеческой жизни, здоровью, свободе. Итак, на основании проведенного социально-философского анализа можно дать следующее определение:
Террор - это разновидность социального насилия, взятая в единстве теоретико-идеологической и практической сторон, характеризующаяся повышенной общественной опасностью, публичностью проявления, стремлением к достижению целей путем создания в обществе обстановки страха путем массовых убийств и иных противоправных действий.
Под «терроризмом», как уже отмечалось, понимается теоретико-идеологическая составляющая террора. Терроризм как идеология имеет ряд существенных признаков.
Во-первых, это система теоретических взглядов и идей радикально настроенных индивидов или общественных групп, выражающаяся в особом отношении к действительности.
Во-вторых, террроризм - это особые умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики по поводу средств и методов достижения власти и использования террора.
В-третьих, это жизненная позиция, основанная на идеологических, политических либо религиозных аргументах оправдания террора.
В-четвертых, терроризм - это теоретическая концепция, которая активно использует всевозможные каналы получения, обработки и распространения информации, касающейся применения или угрозы применения террора.
С учетом вышесказанного категорию «терроризм» можно определить следующим образом:
Терроризм - это особая система взглядов и идей по поводу средств и методов достижения власти радикально настроенными субъектами политики, основанная на идеологических, теоретических или религиозных аргументах и использующая различные каналы информации для пропаганды своих действий.
Категорией «террористичекая деятельность» обозначается деятельностная составляющая террора как социального явления.
Сущностными характеристиками террористической деятельности являются:
- скрытость планирования, подготовки и осуществления насильственных действий по отношению к объектам террора;
- изменение социальных отношений в результате данной деятельности;
- использование новейших практических разработок, технологий, средств и методов осуществления задуманных действий, опираясь при этом на теорию и идеологию террора.
Таким образом, категорией «террористическая деятельность» обозначается определенная система практического применения средств, методов и технологий насилия, направленная на физическое уничтожение объектов террора или причинение им вреда, а также на изменение социальных отношений, характеризующаяся скры-тостью планирования, подготовки и осуществления задуманных действий с использованием передовых разработок теории и идеологии террора.
В заключение хотелось бы отметить, что предложенный подход к категориям «террор», «терроризм» и «террористическая деятельность» позволяет избавиться от категориальной путаницы, возникающей все чаще при исследовании данных социальных явлений современности.
Примечания:
1. Будницкий О. В. Терроризм: история и современность. М., 2002. С.2.
2. Wilkinson P. Terrorism Versus Democracy. London: Frank Cass, 2001. P. 242.
3. Основы противодействия терроризму: учеб. пособие/ Под ред. Я.Д. Вишнякова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 158.
4. Новейший философский словарь. М., 2005. С. 538.
М.В. Юданова
МИФОЛОГИЯ В РОМАНАХ Г.Л.ОЛДИ «ГЕРОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДИН» И «ОДИССЕЙ, СЫН ЛАЭРТА»
Современная фантастика включает в себя много направлений. Сейчас никого не удивишь криптоисторией, киберпанком, либерпанком, альтернативной историей или мифологической фантастикой.
Под ярким псевдонимом «сэр Генри Лайон Олди» скрываются два харьковских автора - Д. Громов и О. Ладыженский. Сюжеты их романов и рассказов не поддаются простому пересказу. Ведь миры, создаваемые Д. Громовым и О. Ладыженским, целенаправленно не завершены. А вещи одухотворенны так же, как и люди. Причём определяющим фактором является их сущность.
Одним из направлений, в котором работают эти писатели, является мифологическая фантастика, хотя сами авторы предпочитают называть все свое творчество «философским боевиком». Д. Громов и О. Ладыженский говорят о своем творчестве следующим образом: «Мы и сами толком не знаем, фэнтези мы пишем, или нет. Книги пишем. Да, фантастические - однозначно... Мы пишем так и то, что и как нам хочется, не задумываясь над жанром. В итоге получается фантастика... Пожалуй, жизнь героев, люди, их отношения и положение в структуре мироздания - единственное, о чем стоит писать» (1).
Значение мифов, легенд, эпосов в творчестве Олди трудно переоценить. Многие произведения Олди, написанные за последние годы, базируются на сюжетах и образах мифов и легенд разных народов, например: «Герой должен быть один» - Древняя Греция,