Научная статья на тему 'Территория опережающего социально-экономического развития (тосэр) на примере Хабаровского края'

Территория опережающего социально-экономического развития (тосэр) на примере Хабаровского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / БЮДЖЕТ / BUDGET / ТОСЭР / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX BENEFITS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF KHABAROVSK KRAI / PSEDA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоцеркович Д.В., Рябцун А.С.

В статье на основе анализа ТОСЭР в Хабаровском крае рассматриваются перспективы развития ТОСЭР, определены ключевые проблемы и предложены пути их решения.The article examines the prospects for the development of PSEDA, key problems and their solutions based on the analysis of PSEDA in Khabarovsk Krai.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территория опережающего социально-экономического развития (тосэр) на примере Хабаровского края»

ХГ—ИНСТИТУТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ —

УДК 332.1:332.14 Д.В. Белоцеркович, канд. юрид. наук, секретарь общественного совета при Министерстве международного и межрегионального сотрудничества

Хабаровского края

А.С. Рябцун

ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТОСЭР) НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

В статье на основе анализа ТОСЭР в Хабаровском крае рассматриваются перспективы развития ТОСЭР, определены ключевые проблемы и предложены пути их решения.

Ключевые слова: законодательство, бюджет, ТОСЭР, инвестиции, налоговые льготы, социально-экономическое развитие Хабаровского края.

The article examines the prospects for the development of PSEDA, key problems and their solutions based on the analysis of PSEDA in Khabarovsk Krai.

Keywords: legislation, budget, PSEDA, investments, tax benefits, social and economic development of Khabarovsk Krai.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) -это территория с особым правовым режимом ведения деятельности, предлагающая ряд налоговых льгот и административных преференций для инвесторов.

Целью создания ТОСЭР в Хабаровском крае является формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития и создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Деятельность ТОСЭР регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического

развития в Российской Федерации» [1].

Налоговые преференции, предоставляемые в ТОСЭР, весьма существенны по сравнению с общим порядком налогообложения и действуют длительный срок.

Программой предусмотрены различные налоговые льготы. Например, общий размер страховых взносов на 10 лет составляет всего 7,6 %, на общих условиях ставка составляет 30 %, что практически в 4 раза больше страхового вноса, предусмотренного для резидентов ТОСЭР. Также программой предусмотрен ряд нулевых налоговых ставок:

- 0 % - налог на прибыль в течение первых пяти лет, 13 % - в последующие пять лет;

- 0 % - налог на землю в течение первых трёх лет;

- 0 % - налог на имущество в течение первых пяти лет, 1,1 % - в последующие пять лет.

В рамках ТОСЭР действует ускоренная процедура возмещения НДС в течение десяти дней [5]. Помимо налоговых льгот существуют административные и таможенные преференции, а именно:

- «одно окно» для инвестора;

- действует упрощённый режим приглашения рабочей силы;

- для резидентов ТОСЭР предусмотрена готовая инфраструктура;

- действует режим свободной таможенной зоны;

- предусмотрено право управляющей компании на защиту резидентов в суде;

- сокращены сроки проведения проверок резидентов;

- разрешено привлечение иностранной рабочей силы вне квот по решению Наблюдательного совета ТОСЭР [5].

На территории Хабаровского края создано три ТОСЭР различной направленности - от промышленного и сельскохозяйственного производства, добычи и переработки полезных ископаемых, до логистики и развития туризма. В состав ТОСЭР Хабаровского края входят г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре, г. Николаевск-на-Амуре, планируется создание еще двух ТОСЭР в моногородах Чегдомыне и Эль-бане [6]. В г. Хабаровске планируется строительство нового пассажирского терминала аэропорта, выращивание овощей, электротехническое, металлургическое производство и машиностроение. Государством выделено свыше 2361,1 млн рублей.

В г. Комсомольске-на-Амуре планируется развитие горнолыжного комплекса «Холдоми», машиностроения и глубокой обработки древесины. Государственная поддержка составляет 1 344,2 млн рублей.

В рамках действующих границ ТОСЭР в г. Комсомольске-на-Амуре на площадке «Амурск» запланировано создание целлюлозно-бумажного комбината. Инвестором выступает китайская компания China Paper. В данный момент ведутся переговоры. Приблизительный объём инвестиций в проект оценивается в 80 млрд руб. [9].

В г. Николаевске-на-Амуре планируется создание 7 площадок, специализирующихся на судоремонте и рыбодобывающей промышленности. Государственная поддержка составляет 1 352 млн руб. [5].

В настоящее время на территории Хабаровского края подано 94 заявки на осуществление деятельности в ТОСЭР, свыше 50 компаний уже получили статус резидента ТОСЭР.

Планируется создать свыше 12 тыс. новых рабочих мест.

Общий объём заявленных инвестиций составляет порядка 154 млрд рублей. За период существования ТОСЭР резидентами фактически осуществлены инвестиции на сумму более 7 млрд руб., создано более 1 000 новых рабочих мест.

В бюджет произведены налоговые отчисления в размере 278 млн руб. [5].

Таким образом, осуществляемая государственная поддержка в рамках ТОСЭР весьма существенная, вместе с тем остаются нерешёнными отдельные правовые и социально-экономические проблемы, связанные, прежде всего, с несовершенством правовой базы.

Например, контроль за финансовой деятельностью, нормативно-правовыми актами не определен, критерии эффективности работы ТОСЭР также не обозначены. ТОСЭР подразумевает под собой не просто рост по различным направлениям деятельности, но и опережающее развитие. Однако не совсем понятно, кого или что надо опережать. Устоявшиеся практика показывает, что старые производства и компании становятся неконкурентноспособными для молодых предприятий, поскольку новые компании получают серьёзные преференции для работы в рамках ТОСЭР.

Существует также проблема в сфере регулирования занятости: зачастую инвесторам проще привлечь на работу более дешёвую рабочую силу из стран ближнего зарубежья, особый экономический режим ТОСЭР способствует этому. В таких условиях создание новых рабочих мест для местных жителей становится серьёзной проблемой.

Неоднозначно отражены в законодательстве взаимоотношения ТОСЭР и субъектов. Первой в ущерб вторым отданы ряд полномочий. Например, изъятие земель и недвижимости в интересах территории опережающего развития. Таким образом, субъект лишается одного из самых ценных своих ресурсов - земли.

Кроме того, недостаточно прописана отчётность ТОСЭР. Управляющая компания территории обязана ежегодно публи-

ковать отчёты в официальных источниках, а вот её «дочка» - созданное ООО -уже вольна в этом вопросе. В то же время, согласно законодательству, управляющая компания может передать дочернему предприятию практически все полномочия. Таким образом, нормативно-правовые акты о ТОСЭР требуют корректировки.

Затронем проблему двойственности преимуществ ТОСЭР. Статус резидента даётся с момента включения его в реестр Министерства экономики, но между моментом утверждения и моментом включения в реестр может пройти несколько месяцев и получиться так, что инвестиции потрачены, рабочие места созданы, но они не подпадают под требования ТОСЭР. Как вариант такого развития отношений может быть разрыв договора. Кроме того, некоторые компании, чтобы войти в ТОСЭР, создают дочерние общества, и происходит переход кадров из действующего предприятия в новые. В этих условиях создание новых рабочих мест не становится фактом. Ещё одной проблемой является упрощение доступа иностранцев, особенно граждан Китая, к аренде земель, природным ресурсам и льготной экономической деятельности в ТОСЭР.

Освоение китайскими предпринимателями территорий Хабаровского края вызвало беспокойство и протесты местных жителей. Негативное отношение вызвало загрязнение токсичными вещества-

ми участка китайскими предпринимателями, повлекшее повреждение плодородного слоя почвы. Жесткие требования по экологии для резидентов не предусмотрены. Сейчас главное - количество резидентов, а экологическая составляющая там занимает далеко не первое место.

Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» может значительно повлиять на ситуацию на Дальнем Востоке в целом. Это связано с тем, что принятие Закона сопровождалось внесением изменений в Гражданский, Трудовой, Земельный, Градостроительный и Лесной кодексы. В совокупности эти изменения открывают широкие перспективы для ведения хозяйственной деятельности в Российской Федерации иностранными компаниями, использующими иностранную рабочую силу. Наиболее вероятным местом проявления такой активности являются слабозаселённые территории Дальнего Востока, граничащие с КНР.

Так, ст. 28 Земельного кодекса РФ позволяет иностранным компаниям проводить принудительное изъятие земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества по ходатайству иностранной компании. При этом сумма компенсации за отчуждаемое определяется самой компанией [4].

В ст. 18 Закона 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской

Федерации» говорится о том, что особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов ТОСЭР, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации [1]. Однако в последний было внесено изменение, которое относится к гл. 55 ст. 351.5 Трудового кодекса РФ:

- получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется;

- разрешение на работу иностранному гражданину, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности резидентом территории опережающего социально-экономического развития, выдается без учёта квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности [2].

При рассмотрении ТОСЭР на примере Хабаровского края выявлены недостатки нормативно-правовой базы, регулирующей данную область отношений, а также отмечен ряд противоречий в механизме работы ТОСЭР. В связи с вышеизложенным считаем целесообразным:

- определить контроль за финансовой деятельностью резидентов ТОСЭР правовыми актами. Например, функцию финансового контроля управляющей компании ТОСЭР отдать Счетной палате и вести его в соответствии с Бюджетным кодексом, так как создание территории подразумевает огромные затраты из бюджета РФ;

- обозначить критерии эффективности

работы ТОСЭР, тем самым ввести ежеквартальные отчёты по различным критериям, согласно направлению деятельности предприятия;

- во избежание «перекосов» в соотношении иностранной и отечественной рабочей силы, справедливого распределения новых рабочих мест, а также недопущения проникновения большого числа иностранных граждан на территорию РФ, ввести соотношение рабочей силы 75 % (граждане Российской Федерации) к 25 % (иностранцы);

- для всестороннего контроля деятельности дочерних организаций резидентов ТОСЭР ввести публикацию отчётов в официальных источниках;

- присваивать статус резидента ТОСЭР только после включения резидента в реестр Министерства экономики, во избежание преждевременных инвестиций;

- внести изменения в гл. 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» [3], с целью установления более жёстких санкций для резидентов ТОСЭР, допустивших нарушение в экологическом законодательстве, а также ввести обязательное требование для резидентов применять новые технологии в отраслях промышленности, позволяющие свести до минимума загрязнение окружающей среды.

В данный момент ведётся работа по созданию финансового центра на Дальнем Востоке. Центробанк совместно с

государственными деятелями готов использовать новые практики, новые режимы, которые сейчас прорабатываются. Все эти практики будут использоваться с условием сохранения принятых ограничений в части борьбы с отмыванием денег, борьбы с коррупцией. Во всём остальном это достаточно широкое пространство для экспериментов [9].

За три года работы по развитию Дальнего Востока существенно изменилась инвестиционная привлекательность территории, однако на некоторых площадках по-прежнему имеются проблемы с инвесторами.

В настоящее время Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока проводится анализ деятельности ТОСЭР. В целом ни одного неработающего ТОСЭР сейчас нет, но необходимо свести до минимума простой площадок. Задача поставлена такая: три месяца на анализ, а после будет принято решение. Если где-то потребуется ликвидировать ту или иную площадку внутри ТОСЭР, это будет сделано. Нецелесообразно держать статус там, где по каким-то причинам не появились резиденты. Анализ должны завершить в I квартале 2018 г. и предоставить отчёт [9].

В правительстве Приморского края обсуждается система однопроцентного кредитования. Это субсидирование процентной ставки для инвесторов на ТОСЭР. Уже подготовлен проект постановления правительства, который сейчас

проходит согласование. Ведётся работа над тем, чтобы проект был принят в ближайшее время для возможности запуска этого механизма со следующего года. Планируется, что субсидирование из федерального бюджета получат представители приоритетных отраслей. Данная мера направлена на увеличение конкурентоспособности Дальнего Востока в сравнении с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Хотелось бы отметить, что ТОСЭР созданы в 2015 г. сроком на 70 лет, и пока можно судить лишь о промежуточных итогах. Важна своевременная, грамотная и точная корректировка пробелов, мешающих механизму ТОСЭР работать без перебоев. Важно продолжать искать новые пути развития Дальнего Востока, а также совершенствовать те методы и механизмы, которые сегодня применяются.

Список использованных источников

1 О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ.

2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 05.02.2018 г.) [Электронный ресурс] // http://consultant.ru/

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от

05.02.2018 г.) [Электронный ресурс] // http://consultant.ru/

4 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 (в ред. от 31.12.2017 г.) [Электронный ресурс] // http://consultant.ru/

5 Инвестиционный портал Хабаровского края о ТОСЭР [Электронный ресурс] // http:// http://invest.khv.gov.ru/Biznes-predlozhenie/TOSER/2124/

6 Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о ТОСЭР [Электронный ресурс] // http://minvr.ru/ activity/territorii-operezhayushchego-razvitiya/

7 Российский инвестиционный форум [Электронный ресурс] // http:// rusinvestforum.org/

8 Официальный сайт правительства Хабаровского края. ТОСЭР [Электронный ресурс] // http:// khabkrai.ru/TOSER/O-TOSER/

9 Информационное агентство России. Интервью с полпредом Президента на Дальнем Востоке Юрием Трутневым от 05.03.2018 г. [Электронный ресурс] // http:// tass.ru/opinions/interviews/5004791/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.