Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ'

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
183
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Луговской Александр Михайлович

Первоочередной целью любого государства считается обеспечение наиболее эффективного использование экономического потенциала страны. Однако в случае России данная задача тяжела в реализации в связи с огромной площадью, различными природно-климатическими условиями, неравномерной плотностью населения, разными социально-экономическими показателями и обеспеченностью регионов ресурсами. Для стабилизации экономической ситуации необходимо привлечение дополнительных инвестиций в регионы. Одним из механизмов решения является создание территорий опережающего социально-экономического развития, которые требуют критического осмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Луговской Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIES OF ADVANCED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

The primary goal of any state is to ensure the most effective use of the country's economic potential. However, in the case of Russia, this task is difficult to implement due to the huge area, different natural and climatic conditions, uneven population density, different socio-economic indicators and the availability of resources in the regions. To stabilize the economic situation, it is necessary to attract additional investments to the regions. One of the solution mechanisms is the creation of territories of advanced socio-economic development that require critical thinking.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ»

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

TERRITORIES OF ADVANCED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

OF RUSSIA

УДК 332.14

Луговской Александр Михайлович, док. геогр. наук, профессор кафедры географии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии» (МИИГАиК) Lugovskoi A.M., alug1961@yandex.ru

Аннотация

Первоочередной целью любого государства считается обеспечение наиболее эффективного использование экономического потенциала страны. Однако в случае России данная задача тяжела в реализации в связи с огромной площадью, различными природно-климатическими условиями, неравномерной плотностью населения, разными социально-экономическими показателями и обеспеченностью регионов ресурсами. Для стабилизации экономической ситуации необходимо привлечение дополнительных инвестиций в регионы. Одним из механизмов решения является создание территорий опережающего социально-экономического развития, которые требуют критического осмысления.

Annotation

The primary goal of any state is to ensure the most effective use of the country's economic potential. However, in the case of Russia, this task is difficult to implement due to the huge area, different natural and climatic conditions, uneven population density, different socio-economic indicators and the availability of resources in the regions. To stabilize the economic situation, it is necessary to attract additional investments to the regions. One of the solution mechanisms is the creation of territories of advanced socio-economic development that require critical thinking.

Ключевые слова: особые экономические зоны, территории опережающего развития, территориальное управление

Keywords: special economic zones, territories of advanced development, territorial administration

В федеральном законе территория опережающего социально-экономического развития определяется как «часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения» [1].

На сегодняшний день в 30 субъектах РФ зарегистрировано и создается более 45 особых экономических зон и территорий опережающего развития, и их количество продолжает расти. Например, привлечение инвестиций в ОЭЗ промышленно-производственного типа моногородов в Республику Бурятию, Кемеровскую, Ленинградскую, Курскую области разбирались на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам создания ОЭЗ и ТОР. В ближайшее время планируется еще около 10 подобных проектов. Выделение внутри страны территорий с инфраструктурой и льготами, необходимыми для старта бизнеса и производства широко распространенная международная практика, известная также под термином «китайский путь» [2,3].

Однако попытки создания в нашей стране особых зон предпринимались и ранее, но не увенчались успехом. Для эффективной реализации данного проекта необходимо принять во внимание факторы, влияющие на привлекательность и рентабельность задумки. Во-первых, территория должна иметь выгодное географическое положение и отличаться от близлежащих территорий хорошо развитой инфраструктурой. Во -вторых, нужна

модернизация социальной инфраструктуры, включающая в себя строительство новых учреждений, детских садов, школ, больниц и т.п. В-третьих, привлечение квалифицированных специалистов и необходимых сервисных служб. На территориях опережающего социально-экономического развития приветствуется создание индустриальных парков, которые и вступают главными инвестиционными площадками. В 2020 году появилось восемь ОЭЗ, 2021 году — четыре, причём из все возможных вариантов акцент делается на тип промышленно-производственных зоны [4-5].

Однако несмотря на необходимость развития моногородов в условиях диверсификации промышленности встаёт вопрос о прибыли резидентов на территориях ТОЭСР, получающих огромное количество льгот налогообложению на прибыль в федеральный бюджет — 0 % на протяжении первых пяти лет, пониженная региональная часть в первые годы до 5 % при обычном режиме и освобождение по налогу на имущество при решении субъекта. А если учесть снижение тарифов по страховым взносам в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд, то становится ясно насколько заманчивым кажется перспектива получение прибыли в первые годы эксплуатации подобных проектов. Установлены преференции, не относящиеся к налогам, а именно установление льготных ставок арендой платы, приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, предоставление государственных услуг, применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны [6].

По мнению Счётной палаты льготные преференции в особых экономических зонах и территориях опережающего развития дают практически незначительный эффект для создавших их регионов. Аудиторские проверки показали, что реальный валовый региональный продукт увеличился не более 1%, а если делать пересчёт на душу населения на регионы имеющее СЭЗ и ТОР этот показатель ещё меньше. Кроме этого, необходимо учесть и мотивационные характеристики, ослабляющие инновационная активность у резидентов, получающих колоссальные льготы,

а бюджеты Федерального и регионального уровня, не дополучающие большое количество прибыли.

Тем не менее количество подобных территорий растёт в связи с тем, что, например, изначально этот механизм предполагалось апробировать и использовать на Дальнем Востоке, причинами стали плохо развитая инфраструктура, низкий уровень доходов, неблагоприятные климат, сокращение демографической динамики, разрушение трудового потенциала, примитивная сырьевая экспортная ориентация, техническая отсталость. Однако удручающая складывающая экономическая ситуация побудило Правительство обратить внимание на моногорода, оказавшиеся в кризисном состоянии. Создание ТОСЭР актуально на территориях монопрофильных муниципальных образований, существование которых обусловлено функционированием одного предприятия, на котором работает преобладающая часть населения. В таких городах имеются риски ухудшения социально-экономического положения граждан или их стагнация. Правительство РФ утверждает список таких городов, для применения необходимых мер.

Основная цель образования ТОСЭР в закрытых административно-территориальных образованиях является создание благоприятных условий для диверсификации экономики территории, которая сконцентрирована на одном градообразующем предприятии, появление и дальнейшие усовершенствование новых направлений производства на базе высокого научно-производственного и кадрового потенциала ЗАТО. Достижение поставленной цели решит ряд социально-экономических проблем.

Однако несмотря на внешнюю привлекательность и успешность разработанного проекта, существует ряд проблем, необходимых к доработке. Одной из них является возможность открытой экспансии со стороны Китая ввиду наличия капиталов для вложения в Дальневосточный регион у китайских инвесторов для добычи необходимых минеральных ресурсов. В 18 статье ФЗ о ТОРс ссылкой на №115-ФЗ указывается, что получение

разрешения на привлечение и использование иностранных работников не требуется [1]. Это может привести к занятию рабочих мест не российскими гражданами, а резидентами Китая. Что повлечёт не только к территориальным противоречиям, но и нарушит саму идею создания ТОСЭР.

Территории опережающего развития могут стать центром возрождения и усиления российских регионов, способствовать развитию и потенциала, сохранению высококвалифицированных кадров, снижению социальной напряжённости при разработке и реализации взвешенной и продуманной государственной политики, и стратегии.

Для дальнейшего усовершенствования зон ускоренного развития на территории нашей страны необходимо проработка законодательства в области их создания и функционирования, а также обеспечение постоянного и объективного контроля за исполнением законов и принципов создания ТОСЭР.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-Ф3 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

2. Максимова К. Л., Попова А. Ю Анализ государственных мер повышения инвестиционной привлекательности региона на примере внедрения ОЭЗ и ТОСЭР в РФ / Экономическая наука и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. — Чита: Изд-во Молодой ученый, 2016.С. 7-13.

3. Хасанова А.А Инструмент региональной политики: территория опережающего социально-экономического развития // Факторы устойчивого развития регионов России

4. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на создание и развитие особых экономических зон». [Электронный ресурс] / Официальный сайт Счетной палаты РФ. — Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/bulleten/755/16710/?sphrase_id=1691865

5. Преференции для инвесторов в ОЭЗ. [Электронный ресурс] / Сайт Министерства экономического развития РФ. — Режим доступа: http ://economy. gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences

6. НК РФ Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 19671/30e5 cbced16d0e83475807de43fb8a7418fe752c/#dst45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.