9. Rossiya : Pravitel'stvo Primor'ya budet dobivat'sya vneseniya ZAO «Vostochnaya neftekhimicheskaya kompaniya» v chislo torov v fevrale 2015 goda [Russia: the government will seek to make Primorye JSC «Eastern Nye petrochemical company» in the number of APD in February 2015]. Available at: http://ukrchem.dp.ua/2015/02/04/rossiya-pravitelstvo-primorya-budet-dobivatsya-vneseniya-zao-vostochnaya-nefteximicheskaya-kompaniya-v-chislo-torov-v-fevrale-2015-goda.html (accessed 07 March 2015).
10. Ofitsial'no prinyaty tri pervykh TOR i shest' investitsionnykh proektov Dal'nego Vostoka [Formally adopted the first three areas of priority development and six investment projects of the Far East]. Available at: http://EASTRUSSIA.RU/NEWS/6742 (accessed 15 March 2015).
11. Podkomissiya kabmina RF odobrila proekt APD «Nadezhdinskii» v Primor'e [Cabinet Sub-Commission of the Russian Federation approved the draft APD «Nadezhdinsky» in Primorye]. Available at: http://primamedia.ru/ news/politics/13.02.2015/420791/podkomissiya-kabmina-rf-odobrila-proekt-tor-nadezhdinskiy-v-primore.html (accessed 15 March 2015).
Заусаев Вадим Константинович, доктор экономических наук, профессор, директор Дальневосточного научно-исследовательского института рынка при Министерстве регионального развития России, г. Хабаровск, Россия. E-mail: [email protected]
Кручак Наталья Андреевна, ученый секретарь, заведующая лабораторией по развитию инновационных и специальных экономических зон Дальневосточного научно-исследовательского института рынка при Министерстве регионального развития России, г. Хабаровск, Россия. E-mail: [email protected]
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Сегодня на Дальнем Востоке России складывается достаточно сложная социально-экономическая ситуация. Несмотря на успешное развитие отдельных субъектов, численность постоянного населения, характеризующая социохозяйственный потенциал территории и являющаяся для Дальнего Востока геостратегическим фактором, продолжает сокращаться. Проведенные ранее исследования показали, что высокие темпы промышленного развития и реализация масштабных экономических проектов являются важным условием, но не достаточным не только для приращения населения, но и его элементарного сохранения. Необходимы иные меры и инструменты влияния на данный процесс. Создание территорий опережающего развития как раз может стать одним из стимулов повышения демографического потенциала, если будут содержать механизмы прямого воздействия на рост
благосостояния местных жителей, создавая у них настрой на укоренение и воспроизводство на Дальнем Востоке.
Ключевые слова: территории опережающего развития, особые режимы хозяйствования, демография, закрепление населения, сценарии развития, прогноз, эффективность.
Vadim K. Zausaev, Doctor of Economic Sciences, Professor, Director of the Far Eastern Research Institute of the Market at the Ministry of regional development of Russia, Khabarovsk, Russia. E-mail: [email protected]
Natalya A. Kruchak, Scientific Secretary, Head of the Laboratory for the development of innovative and special economic zones of the Far Eastern Research Institute of the Market at the Ministry of regional development of Russia, Khabarovsk, Russia. E-mail: [email protected]
TERRITORIES OF ACCELERATED DEVELOPMENT AND DEMOGRAPHIC PROCESSES
Far Eastern Russia is in a complicated socio-economic situation. Despite success in several regions the depopulation process (one of the most important indicators of the socioeconomic potential of the territory and one of the geo-strategic factors) continues, despite the successful economic development in the some regions. Previous researches have shown that high rates of industrial development and implementation of the large-scale economic projects are important but insufficient for the increment of the population. It is necessary another measures and instruments to influence on this process. Far East Russian territories of accelerated development will an efficient tool to increasing of demographic potential, if it will contain the direct impact mechanisms on the welfare of local residents. This situation will give them the mood for the rooted-ness and reproduction in the Far Eastern Russia.
Keywords: territories of accelerated development, special modes of economic management, demography, consolidation the population, scenarios of development, economic forecasts, efficiency.
Решением правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока определены новая модель и институты. Акцент сделан на экспорте товаров и услуг в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), создании конкурентоспособного инвестиционного климата, привлечении прямых инвестиций, росте деловой активности, развитии малого и среднего предпринимательства, создании конкурентоспособных территорий опережающего развития, в том числе особых экономических зон (ОЭЗ), индустриальных, технологических и агропромышленных парков [1, с. 3]. Однако принятая Стратегия социально-эко-
номического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2030 г. определила в качестве главной цели закрепление населения [2, с. 11]. Позволяют ли новые установки обеспечить достижение этой цели?
Ранее проведенные исследования показали, что более высокие темпы промышленного развития не улучшают демографические тенденции. Например, в Ульчском районе Хабаровского края, благодаря созданию нефтяного терминала и расширения логистических услуг, рост объемов производства за период 2006-2011 гг. составил 9,5 раза, а потеря населения - одна из самых высоких: 28,7% [3, с. 24]. То же касается Бурейского района в Амурской области. Строительство и пуск Бурейской ГЭС, несмотря на рост социальной инфраструктуры, не позволили улучшить демографическую ситуацию. Сохраняется отрицательным как естественное, так и миграционное движение населения. Причем последнее даже усиливается. В период возведения гидроэлектростанции жители отмечали резкий рост цен на товары первой необходимости и связывали это с повышенными доходами строителей, которые давали импульс для роста цен. Страдали наименее обеспеченные жители района (пенсионеры, многодетные семьи и др.) [4, с. 184].
Значит, реализация масштабных проектов для улучшения демографической ситуации на Дальнем Востоке - условие необходимое, но не достаточное. К тому же это процесс длительный, а влияние его - косвенное. Переломить же тенденцию необходимо в течение ближайших 5-10 лет. Поэтому меры государственной поддержки должны быть прямые, то есть непосредственно касающиеся благосостояния дальневосточников, и в то же время снижающие затратность дальневосточной экономики (повышающие ее конкурентоспособность). Они должны лежать в основе национального сценария как главного направления развития российского Дальнего Востока. Основными из них являются:
• снижение тарифов на транспорт, тепло и электроэнергию;
• выплата дальневосточных надбавок из федерального бюджета;
• бесплатное высококачественное медицинское обслуживание;
• бесплатное высшее образование в университетах региона;
• дотация в размере не менее 50% стоимости строительства жилья и коммунальных расходов;
• бесплатный проезд 1 раз в год в западные регионы страны.
Цена подобных мероприятий высока: для Дальнего Востока это около 1,5 трлн руб. в год. Поэтому они должны реализовываться постепенно. Важно обозначить вектор и прописать его в специальном Федеральном Законе «Об особом статусе Дальнего Востока». Тогда жители увидят ориентир отношения государства к региону и смогут с его учетом строить здесь свою жизнь.
В настоящее время на Дальнем Востоке наиболее ускоренно развивается Сахалинская область. Темпы роста валового регионального продукта (ВРП) здесь не только наивысшие в регионе, но и опережают среднероссийские показатели. Особенно впечатляют ее относительные значения. По
выработке ВРП на 1 человека населения (1122,1 тыс. руб. в 2013 г.) превышение над Республикой Саха (Якутия) составило 2,1 раза. Однако демографические тенденции здесь продолжают оставаться негативными. Потери населения, как в Камчатском крае и Магаданской области, наивысшие. За период 2000-2013 гг. оно сократилось на 12,3%, или 69,0 тыс. чел.
Нами рассмотрены сценарии развития Сахалинской области с позиций формирования постоянного населения. Инерционный сценарий предполагает продолжение движения экономики в сложившихся в ретроспективе направлениях. Либерально-сырьевой - можно рассматривать как процесс активизации привлечения в местную экономику иностранных компаний. По сути, произойдет бросок в глобализацию, ускоренная реализация конкурентных преимуществ шельфовых нефтегазовых проектов до проявления рисков, связанных с выходом на рынок АТР новых игроков, добывающих сланцевые нефть и газ. Патерналистско-инновационный сценарий предусматривает присвоение особого статуса территории острова - Особой экономической зоны «Сахалин» - с формированием льготных экономических условий для отечественных и иностранных резидентов.
Для определения основных макроэкономических показателей использовалась апробированная в практике прогнозных расчетов модифицированная производственная функция, в которой параметр «К» (основные производственные фонды) заменен параметром «И» (инвестиции в основной капитал) [5, с. 369]. Патерналистско-инновационный сценарий рассчитывался с включением в модифицированную производственную функцию организационно-экономического и управленческого фактора, учитывающего эффекты от создания ОЭЗ [5, с. 371].
Правомерность использования такого подхода проверялась и была доказана на основе статистических данных за 1996-2006 гг. по 78 субъектам Российской Федерации. Из них в 69 регионах, которые производят 96,2% ВРП России, указанная модель показывает наличие значимых связей между ними, численностью занятых и объемом инвестиций в основной капитал [6, с. 197-200].
Анализ ретроспективы основных макроэкономических показателей (ВРП, инвестиции в основной капитал, численность занятых в экономике) показал, что в 1998-2012 гг. их характер был неустойчив. Но в целом динамика имела повышательный характер. Расчетная формула производной функции ретроспективного периода имеет вид:
ВРП = 8336,0 * И0,38 * Т0,62.
Значение коэффициента эластичности по инвестициям, равное 0,38, говорит о том, что экономика области является трудозатратной и влияние инвестиций на динамику ВРП и рост производительности труда - невысокое.
По инерционному сценарию предполагается, что экономика Сахалинской области получит новый импульс притока инвестиций в эффективные
сферы приложения капитала. В прогнозном периоде произойдет поэтапный рост коэффициента эластичности, и к 2030 г. он достигнет 0,43.
По либерально-сырьевому сценарию закладывается гипотеза, что посредством форсированного открытия рынка инвестиций основные макроэкономические показатели до 2030 г. будут ускоренно расти. Однако в связи с мононаправленностью приложения капитала, не комплексным хозяйством в более долгосрочной перспективе можно ожидать замедления. Коэффициент эластичности по инвестициям будет до конца прогнозного периода здесь выше, чем в инерционном сценарии, и составит 0,55.
Количественное описание патерналистско-инновационного сценария реализовано с включением в прогнозную формулу организационно-управленческого фактора [7, с. 136-137]. Для его расчета применялись среднегодовые ретроспективные темпы изменения ВРП, инвестиций и численности занятых. Для Сахалинской области величина организационно-управленческого фактора составила 0,0045. Влияние его на рост экономики мизерно. Аналогом для расчета этого интенсивного фактора роста стала Калининградская область, где действует режим особой экономической зоны. Организационно-экономический фактор здесь равен 0,01. Коэффициент эластичности по инвестициям составляет 0,44.
Прообразом для прогнозирования коэффициента эластичности по инвестициям в данном сценарии выступила Япония. Здесь была выдвинута гипотеза, что именно эта страна станет основным стратегическим партнером, поставщиком технологий, а также систем и подходов к менеджменту.
На основании вышеизложенного предполагается, что в прогнозе до 2030 г. значение коэффициента эластичности достигнет 0,5. Значение организационно-управленческого фактора возрастет до 0,008. Формула прогноза ВРП для Сахалинской области принята в следующее виде:
ВРП = 8336,0 * И0,5 * Т0,5 * е0,0081
Одной из важных характеристик социально-экономического развития региона является его населенческий потенциал, а также востребованность труда местных жителей. На территории Сахалинской области это определяет еще и геостратегическую устойчивость Дальнего Востока. Динамика занятых в экономике области в прогнозном периоде занятых по трем сценариям под влиянием различных детерминант имеет разнонаправленный характер. Так, по инерционному сценарию продолжится рост экономической дифференциации населения, поэтому основными направлениями социальной политики станут попытки ее выравнивания. Главным сдерживающим фактором оттока жителей станет реализация социальных федеральных и региональных программ, однако качественных преобразований в социохозяйственной сфере здесь ожидать трудно. Прогнозируется дальнейшее сокращение численности населения.
Либерально-сырьевой сценарий означает минимизацию социальных гарантий для местного населения, существенно возрастет экономическая дифференциация групп по доходам и качеству жизни. Островки конкурентоспособных производств, отвечающих мировым требованиям качества, начнут все больше отрываться от массы деградирующих, теряющих возможности качественного технологического и кадрового обновления предприятий. Требовательность к рабочей силе повысится. Сфера приложения труда рядовых сахалинцев существенно ограничится. Расширится использование иностранной рабочей силы и приезжих вахтовиков из других регионов России. Это неравенство будет рассматриваться как естественный процесс конкурентной борьбы. По сути - будут реализованы неолиберальные принципы хозяйствования. Отток населения приобретет массовый характер.
В рамках патерналистско-инновационного сценария проявятся предпосылки решения общеэкономических, социальных, региональных, внешнеторговых и научно-технических задач развития Сахалинской области, повышающие его геостратегическую значимость. Патерналистская составляющая обусловлена нацеленностью государственной поддержки на такие области социохозяйственной сферы, как формирование трудового потенциала нового качества, основы перехода в последующем на инновационный путь развития с опорой на собственный человеческий потенциал, то есть развитие образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальной инфраструктуры. Потребность в разнообразном и качественном жилье создаст предпосылки для развития промышленности строительных материалов. Будет создан каркас институциональной инфраструктуры, обеспечивающий доступ компаний «второго эшелона» к финансовым, кадровым и инновационным ресурсам. Это станет стимулирующим фактором развития малого и среднего бизнеса, в том числе наукоемкой направленности. Обеспечение достойной работой и социальными гарантиями снизят поляризацию в доходах и конфликтность местных жителей. Предполагается постепенный рост населения.
Количественное описание движения показателя численности занятых в прогнозируемом периоде произведено с применением математических моделей, а также экспертных оценок. Временной интервал для расчета прогнозных данных соответствует периоду 1998-2012 гг. Число иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Сахалинской области, рассчитано так же на основании ретроспективного анализа.
В результате расчетов, в 2030 г. численность занятых в экономике области по инерционному сценарию составит 335,5 тыс. чел. (рис. 1), или 116,7% к уровню 201 3 г. Около 10% из них - иностранные работники и специалисты (33,3 тыс. чел.). По отношению к базовому году их значение возрастет в 2,2 раза.
По либерально-сырьевому сценарию численность населения Сахалинской области значительно сократится. Снизится трудовой потенциал мест-
ного населения. В то же время, ускоренное развитие экономики востребует значительные трудовые ресурсы, в том числе высококвалифицированных рабочих и специалистов. Возрастет потребность в иностранной рабочей силе и российских специалистах, работающих вахтовым методом. Экспертно оценено, что к 2030 г. суммарная численность привлекаемых со стороны специалистов возрастет в 10 раз и составит 151 тыс. чел.
Среднегодовая численность занятых в экономике Сахалинской области по патерналистско-инновационному сценарию также рассчитана при помощи математической модели. Количество их в 2030 г. составит 336,6 тыс. чел. Рост к уровню 2013 г. - 127,6%. Это позволит снизить количество иностранных рабочих против либерально-сырьевого сценария до 19,6 тыс. чел., или чуть более 5% в общей численности занятых.
2010 2011 2012 2013 2020 2025 2030
■ Инерционный •» Либерально-сырьевой Патерналистско-инновационный
Рис. 1. Динамика среднегодовой численности занятых в экономике Сахалинской области до 2030 г. по сценариям развития, тыс. чел.
Исходя из количества занятых в Сахалинской области, а в них - иностранных рабочих и вахтовиков, а также прогнозируемой структуры населения по сценариям развития, определено количество постоянного населения. Так, по инерционному сценарию оно составит 471,2 тыс. чел. (рис. 2), или 69,0% к уровню 2013 г.
По либерально-сырьевому сценарию прогнозируется наибольшее его сокращение. В связи с невостребованностью на рынке труда, дифференциацией уровня жизни, усилением неопределенности усилится миграционный отток. Постоянное население сократится до 390 тыс. чел. Снижение к 2013 г. - 20,6%.
Патерналистско-инновационный сценарий предполагает обратную тенденцию. Благодаря созданию благоприятных условий для роста жизненного уровня и эмоционально-психологического настроя жителей на
уверенность в долгосрочной перспективе, численность постоянного населения возрастет до 552,1 тыс. чел. Прирост к 2013 г. - 6,3%.
2010 2011 2012 2013 2020 2025 2030
■ Инерционный Либерально-сырьевой Патерналистско-инновационный
Рис. 2. Динамика численности постоянного населения Сахалинской области до 2030 г. по сценариям развития, тыс. чел.
Полученные прогнозные макропоказатели (ВРП, инвестиции в основной капитал, производительность труда, инвестиционная отдача и доходы в областной бюджет) демонстрируют, что по всем трем сценариям наблюдается положительная динамика. Но с коммерческой точки зрения наилучшим сценарием развития островной экономики является либерально-сырьевой. Однако по нему еще больше усилится моносырьевая специализация, значительно возрастет использование иностранной рабочей силы и работников вахтовым методом, которые не требуют инвестиций в социальную сферу. Некомплексный характер экономики сократит устойчивость местной социально-экономической системы, негативные последствия чего проявятся в более отдаленный период. Численность постоянного населения, являющаяся главным геостратегическим фактором для Дальнего Востока, сократится. Демографический потенциал области будет понижен.
Таким образом, специальный режим хозяйствования в виде особой экономической зоны, предусмотренный в патерналистко-инновацонном сценарии, станет эффективным инструментом реализации сравнительных преимуществ области. Придав мощный импульс развитию промышленности и расширив возможности диверсификации островной экономики, она привлечет предпринимателей из ближних и более удаленных территорий, в том числе из сопредельных стран. Ускорится процесс освоения новых нефтегазовых месторождений. Инвестиции будут распределяться в различные секторы экономики, в том числе и на модернизацию социальной инфраструктуры. Труд местных жителей будет конкурентоспособным на рынке
рабочей силы. Это повлечет повышение качества и уровня жизни населения, что способствует его закреплению и укоренению на островной территории. Формирование положительного образа Сахалина как территории, благоприятной для жизни, создаст настрой для миграции в область граждан для постоянного проживания из других регионов страны. Такая ситуация формирует позитивные предпосылки для сохранения и закрепления геостратегических позиций России на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Решение по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока // Тихоокеанская звезда. - 2013. - 15 ноября. - С. 3.
2. Основные направления стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. -Хабаровск : Хабаровская краевая типография, 2010. - 135 с.
3. Заусаев, В. К. Миграционные настроения на Дальнем Востоке: жить нельзя уехать / В. К. Заусаев, М. Г. Сафронов, Н. А. Кручак, А. И. Воробьева // ЭКО. - 2013. - № 2. - С. 22-35.
4. Заусаев, В. К. Мегапроекты в социально-экономическом развитии территории и решении геостратегических задач Дальнего Востока / В. К. Заусаев, З. А. Халиуллина // ЭКО. - 2011. - № 1. - С. 179-188.
5. Заусаев, В. К. Сахалин в ХХ1 веке: новый вектор развития : монография / В. К. Заусаев, А. В. Хорошавин. - Хабаровск : Хабаровская краевая типография, 2012. - 456 с.
6. Быстрицкий, С. П. Дальний Восток России: становление новой экономики : монография / С. П. Быстрицкий, В. К. Заусаев, А. В. Хорошавин. -Хабаровск : Изд-во ДВАГС, 2008. - 346 с.
7. Шишов, А. Л. Макроэкономика / А. Л. Шишов. - М. : ЭКМОС, 1997. - 320 с.
REFERENCES
1. Reshenie po itogam zasedaniya pravitel'stvennoi komissii po voprosam sotsi-al'no-ekonomicheskogo razvitiya Dal'nego Vostoka [The decision after meeting of the government Commission on the socio-economic development of the Far East of Russia]. Tikhookeanskayazvezda, 2013, November 15, p. 3.
2. Osnovnye napravleniya strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Dal'nego Vostoka i Baikal'skogo regiona na period do 2025 goda [The main directions of socio-economic development of the Far East and the Baikal region for the period up to 2025]. Khabarovsk: Khabarovsk Territory Print House, 2010. 135 p.
3. Zausaev V.K., Safronov V.G., Kruchak N.A., Vorobeva A.I. Migratsionnye nastroeniya na Dal'nem Vostoke: zhit' nel'zya uekhat' [Immigration Sentiment in the Far East: Cannot Live Away]. ECO, 2013, no. 2, pp. 22-35.
4. Zausaev V.K., Khaliullina Z.A. Megaproekty v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii territorii i reshenii geostrategicheskikh zadach Dal'nego Vostoka [Mega Projects in Social and Economic Development of the Territory and Meeting the Geostrategic Targets for Far Eastern Russia]. ECO, 2011, no. 1, pp. 179-188.
5. Zausaev V.K., Khoroshavin A.V. Sakhalin v XXI veke: novyi vektor razvitiya [Sakhalin in XXI century: a new growth vector]. Khabarovsk: Khabarovsk Regional Print House, 2012. 456 p.
6. Bystritskii S.P., Zausaev V.K., Khoroshavin A.V. Dal'nii Vostok Rossii: stanovlenie novoi ekonomiki [The Far East of Russia: formation of a new economy]. Khabarovsk: Far Eastern Academy of state service Publ., 2008. 346 p.
7. Shishov A.L. Makroekonomika [Macroeconomics]. Moscow : EKMOS Publ., 1997. 320 p.