Особые режимы хозяйствования на Дальнем Востоке и демографические процессы
Special Modes of Economic Management in the Far East and Demographic Processes
Получено 04.04.2017 Одобрено 14.04.2017 Опубликовано 20.05.2017 УДК: 314.44 DOI: 10.12737/article_59008f22422Q61.582855Q4
ЗАУСАЕВ В.К.
Доктор экономических наук, профессор, научный руководитель ФАУ «Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка» E-mail: [email protected]
КРУЧАК Н.А.
Директор ФАУ «Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка» E-mail: [email protected]
ZAUSAYEV, VK
Doctor of Economics, Professor, Supervisor of Studies, Far East Research Institute of Market Economy E-mail: [email protected]
KRUCHAK, NA
Director, Far East Research Institute of Market Economy E-mail: [email protected]
Аннотация
Сегодня на Дальнем Востоке России складывается достаточно сложная социально-экономическая ситуация. Несмотря на успешное развитие отдельных субъектов, численность постоянного населения, характеризующая со-циохозяйственный потенциал территории и являющаяся для Дальнего Востока геостратегическим фактором, продолжает сокращаться. Проведенные ранее исследования показали, что высокие темпы промышленного развития и реализация масштабных экономических проектов являются важным условием, но недостаточным не только для приращения населения, но и его элементарного сохранения. Необходимы иные меры и инструменты влияния на данный процесс. Введение особых режимов хозяйствования как раз может стать одним из стимулов повышения демографического потенциала, если будут содержать механизмы прямого воздействия на рост благосостояния местных жителей, создавая у них настрой на укоренение и воспроизводство на Дальнем Востоке.
Abstract
Today Far Eastern Russia is in a complicated socioeconomic situation. Despite success in several regions the depopulation process (one of the most important indicators of the socioeconomic potential of the territory and one of the geostrategic factors) continues. Previous studies have shown that high rates of industrial development and implementation of the large-scale economic projects are important but insufficient for the increment of the population. Other measures and instruments to influence on this process are needed. Special modes of economic management could be an efficient tool to increasing demographic potential, if it will contain the direct impact mechanisms on the welfare of local residents. Giving them the mood for the rootedness and reproduction in the Far East of Russia.
Ключевые слова: особые режимы хозяйствования, территории опережающего развития, демография, закрепление населения, сценарии развития, прогноз, эффективность.
Keywords: special modes of economic management; territories of accelerated development; demography; consolidating the population; scenarios of development; economic forecasts; efficiency.
1. Введение
Решением Правительства Российской Федерации для Дальнего Востока определены новая модель и институты развития. Акцент сделан на экспорте товаров и услуг в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, создании конкурентоспо-
собного инвестиционного климата, привлечении прямых инвестиций, росте деловой активности, развитии малого и среднего предпринимательства. Однако экономика макрорегиона, каким является ДФО, высокозатратна, поэтому в период рыночных преобразований ускоренное развитие
получили сырьевые (рентные) отрасли, продукция которых имеет благоприятную конъюнктуру и востребована сопредельными государствами. Высокие издержки производства определяются воздействием четырех фундаментальных факторов: удаленность от материнской стороны; окраинность; северность; пионерность освоения. Их нельзя устранить, можно только нивелировать за счет соответствующих государственных действий. Сегодня они реализуются Правительством Российской Федерации посредством введения особых режимов хозяйствования: создании конкурентоспособных территорий опережающего развития, в том числе особых экономических зон (ОЭЗ), индустриальных, технологических и агропромышленных парков [1, с. 3]. Однако ранее принятая Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2030 г. определила в качестве главной цели закрепление населения [2, с. 11]. Позволяют ли новые установки обеспечить достижение этой цели?
Авторами проведен анализ и выполнен прогноз развития Сахалинской области по терм альтернативным сценариям. В настоящее время это наиболее ускоренно развивающийся регион на Дальнем Востоке. Темпы роста валового регионального продукта (ВРП) здесь не только наивысшие в макрорегионе, но и опережают среднероссийские показатели. Особенно впечатляют ее относительные значения. По выработке ВРП на 1 человека населения (1750,3 тыс. руб. в 2015 г.) превышение над Республикой Саха (Якутия) составило 2 раза. Однако демографические тенденции здесь продолжают оставаться неудовлетворительными, миграционный отток сохраняется, в 2016 г. выехало 16,3 тыс. чел.
2. Основная часть
Ранее проведенные исследования показали, что более высокие темпы промышленного развития не улучшают демографические тенденции. Например, в Ульчском районе Хабаровского края, благодаря созданию нефтяного терминала и расширения логистических услуг объем производства растет, а потеря населения сохраняется [За-усаев, Сафоронов, Кручак, Воробьева, 2014, 3, с. 24]. То же касается Бурейского района Амурской области, строительство и пуск Бурейской ГЭС, несмотря на рост социальной инфраструктуры, не позволили улучшить демографическую ситуацию. Сохраняется отрицательным как естественное, так и миграционное движение населения, причем последнее даже усиливается. В период возведения гидроэлектростанции жители отме-
чали резкий рост цен на товары первой необходимости и связывали это с повышенными доходами строителей, которые давали импульс для роста цен. Страдали наименее обеспеченные жители района (пенсионеры, многодетные семьи и др.) [Заусаев, Халиуллина, 2011, 4, с. 184].
Таким образом, реализация масштабных проектов для улучшения демографической ситуации на Дальнем Востоке условие необходимое, но недостаточное. К тому же это процесс длительный, а влияние его - косвенное. Переломить же тенденцию необходимо в течение ближайших 5-10 лет. Поэтому меры государственной поддержки должны быть прямые, то есть непосредственно касающиеся благосостояния дальневосточников и в то же время снижающие затратность дальневосточной экономики (повышающие ее конкурентоспособность). Основными из них являются:
■ увеличение размеров дальневосточных надбавок и выплата их из федерального бюджета;
■ бесплатное высококачественное медицинское обслуживание;
■ бесплатное высшее образование в университетах региона;
■ дотация в размере не менее 50% стоимости строительства жилья и коммунальных расходов;
■ бесплатный проезд 1 раз в год в западные регионы страны.
Цена подобных мероприятий высока: для Дальнего Востока это около 1,5 трлн руб. в год. Поэтому они должны реализовываться постепенно. Важно обозначить вектор и прописать его в законе. Тогда жители увидят ориентир отношения государства к региону и смогут с учетом его строить здесь свою жизнь.
Нами рассмотрены сценарии развития Сахалинской области с позиций формирования постоянного населения. Инерционный сценарий предполагает продолжение движения экономики в сложившихся в ретроспективе направлениях. Либерально-сырьевой - можно рассматривать как процесс активизации привлечения в местную экономику иностранных компаний. По сути, произойдет бросок в глобализацию, ускоренная реализация конкурентных преимуществ шельфовых нефтегазовых проектов до проявления рисков, связанных с выходом на рынок АТР новых игроков, добывающих сланцевые нефть и газ. Патер-налистско-инновационный сценарий предусматривает присвоение особого статуса территории острова - Особой экономической зоны «Сахалин» - с формированием льготных экономических условий для отечественных и иностранных резидентов. Для определения основных макроэкономических показателей использовалась апро-
бированная в практике прогнозных расчетов модифицированная производственная функция, в которой параметр «К» (основные производственные фонды) заменен параметром «И» (инвестиции в основной капитал) [Заусаев, Хорошавин, 2012, 5, с. 369]. Патерналистско-инновационный сценарий рассчитывался с включением в модифицированную производственную функцию организационно-экономического и управленческого фактора, учитывающего эффекты от создания ОЭЗ [Заусаев, Хорошавин, 2012, 5, с. 371].
Правомерность использования такого подхода проверялась и была доказана на основе статистических данных за 1996-2006 гг. по 78 субъектам Российской Федерации. Из них в 69 регионах, которые производят 96,2% ВРП России, указанная модель показывает наличие значимых связей между ним, численностью занятых и объемом инвестиций в основной капитал [Быстрицкий, Заусаев, Хорошавин, 2008, с. 197-200].
Анализ ретроспективы основных макроэкономических показателей (ВРП, инвестиции в основной капитал, численность занятых в экономике) показал, что за 1998-2012 гг. их характер был неустойчив. Но в целом динамика имела повышательный характер. Расчетная формула производной функции ретроспективного периода имеет вид (1):
ВРП = 8336,0 * И0'38 * Т°>62 (1)
Значение коэффициента эластичности по инвестициям, равное 0,38, говорит, что экономика области является трудозатратной, и влияние инвестиций на динамику ВРП и рост производительности труда - невысокое.
По инерционному сценарию предполагается, что экономика Сахалинской области получит новый импульс притока инвестиций в эффективные сферы приложения капитала. В прогнозном периоде произойдет поэтапный рост коэффициента эластичности и к 2030 г. он достигнет 0,43.
По либерально-сырьевому сценарию закладывается гипотеза, что посредством форсированного открытия рынка инвестиций основные макроэкономические показатели до 2030 г. будут ускоренно расти. Однако в связи с мононаправленностью приложения капитала, не комплексным хозяйством в более долгосрочной перспективе можно ожидать замедления. Коэффициент эластичности по инвестициям будет до конца прогнозного периода здесь выше, чем в инерционном сценарии. Формула прогноза ВРП имеет вид (2):
ВРП = 8336,0 * И°>55 * Т°>45 (2)
Количественное описание патерналист-ско-инновационного сценария реализовано с включением в прогнозную формулу организационно-управленческого фактора [Шишов, 1997, с. 136-137]. Для его расчета применялись среднегодовые ретроспективные темпы изменения ВРП, инвестиций и численности занятых. Для Сахалинской области он равен 0,0045 (влияние на рост экономики 4,4%). Прообразом для прогнозирования коэффициента эластичности по инвестициям в данном сценарии выступила Япония. Здесь была выдвинута гипотеза, что именно эта страна станет основным стратегическим партнером, поставщиком технологий, а также систем и подходов к менеджменту.
Аналогом для расчета организационного фактора стала Калининградская область, где действует режим особой экономической зоны. Коэффициент эластичности за ретроспективный период здесь составляет 0,44. Влияние организационно-экономического фактора - 11,9%.
На основании вышеизложенного предполагается, что в прогнозе до 2030 г. значение коэффициента эластичности достигнет 0,5. Значение организационно-управленческого фактора возрастет до 0,008. Формула прогноза ВРП для Сахалинской области принята в следующее виде (3):
ВРП = 8336,0 * И0,5 * Т°>5 * е0дай (3)
Одной из важных характеристик социально-экономического развития региона является его населенческий потенциал, а также востребованность труда местных жителей. На территории Сахалинской области это определяет еще и геостратегическую устойчивость Дальнего Востока. Динамика данных показателей в прогнозном периоде занятых по трем сценариям под влиянием различных детерминант имеет разнонаправленный характер.
По инерционному сценарию продолжится рост экономической дифференциации населения, поэтому основными направлениями социальной политики станут попытки ее выравнивания. Основным сдерживающим фактором оттока жителей станет реализация социальных федеральных и региональных программ, однако качественных преобразований в социохозяйственной сфере здесь ожидать трудно. Прогнозируется дальнейшее сокращение численности населения.
Либерально-сырьевой сценарий означает минимизацию социальных гарантий для местного населения, существенно возрастет экономическая дифференциация групп по доходам и качеству жизни. Островки конкурентоспособных
производств, отвечающих мировым требованиям качества, начнут все больше отрываться от массы деградирующих, теряющих возможности качественного технологического и кадрового обновления предприятий. Требовательность к рабочей силе повысится. Сфера приложения труда рядовых сахалинцев существенно ограничится. Расширится использование иностранной рабочей силы и приезжих вахтовиков из других регионов России. Это неравенство будет рассматриваться как естественный процесс конкурентной борьбы. По сути будут реализованы неолиберальные принципы хозяйствования. Отток населения приобретет массовый характер.
В рамках патерналистско-инновационного сценария проявятся предпосылки решения общеэкономических, социальных, региональных, внешнеторговых и научно-технических задач развития Сахалинской области, повышающие его геостратегическую значимость. Патерналистская составляющая обусловлена нацеленностью государственной поддержки на такие области социохозяйственной сферы, как формирование трудового потенциала нового качества, основы перехода в последующем на инновационный путь развития с опорой на собственный человеческий потенциал - то есть развитие образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальной инфраструктуры. Потребность в разнообразном и качественном жилье создаст предпосылки для развития промышленности строительных материалов. Будет создан каркас институциональной инфраструктуры, обеспечивающий доступ компаний «второго эшелона» к финансовым, кадровым и инновационным ресурсам. Это станет стимулирующим фактором развития малого и среднего бизнеса, в том числе наукоемкой направленности. Обеспечение достойной работой и социальными гарантиями снизят поляризацию в доходах и конфликтность местных жителей. Предполагается постепенный рост населения.
Количественное описание движения показателя численности занятых в прогнозируемом периоде произведено с применением математических моделей, а также экспертных оценок. Временной интервал для расчета прогнозных данных соответствует периоду 1998-2012 гг. Число иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Сахалинской области рассчитано так же на основании ретроспективного анализа. В результате расчетов в 2030 г. численность занятых в экономике области по инерционному сценарию составит 335,5 тыс. чел. или 116,7% к уровню 2012 г. Около 10% из них -иностранные работники и специалисты (33,3 тыс.
чел.). По отношению к базовому году их значение возрастет в 2,2 раза.
По либерально-сырьевому сценарию численность населения Сахалинской области значительно сократится. Снизится трудовой потенциал местного населения. В то же время ускоренное развитие экономики востребует значительные трудовые ресурсы, в том числе высококвалифицированных рабочих и специалистов. Возрастет потребность в иностранной рабочей силе и российских специалистах, работающих вахтовым методом. Экспер-тно оценено, что к 2030 г. суммарная численность привлекаемых со стороны специалистов возрастет в 10 раз и составит 151 тыс. чел.
Среднегодовая численность занятых в экономике Сахалинской области по патерналист-ско-инновационному сценарию также рассчитана при помощи математической модели, а затем скорректирована экспертным путем. Количество их в 2030 г. составит 336,6 тыс. чел. Рост к уровню 2012 г. - 127,6%. Количество иностранных рабочих прогнозируется чуть более 5% или 19,6 тыс. чел. Исходя из количества занятых в Сахалинской области, а в них - иностранных рабочих и вахтовиков, а также прогнозируемой структуры населения по сценариям развития, определено количество постоянного населения. Так, по инерционному сценарию оно составит 471,2 тыс. чел. или 95,3% к уровню 2012 г.
По либерально-сырьевому сценарию прогнозируется наибольшее его сокращение. В связи с невостребованностью на рынке труда, дифференциацией уровня жизни, усилением неопределенности усилится миграционный отток. Постоянное население сократится до 390 тыс. чел. Снижение к по отношению 2012 г. - 21,1%.
Патерналистско-инновационный сценарий предполагает обратную тенденцию. Благодаря созданию благоприятных условий для роста жизненного уровня и эмоционально-психологического настроя жителей на уверенность в долгосрочной перспективе, численность постоянного населения возрастет до 552,1 тыс. чел. Прирост к 2012 г. - 11,7%.
Полученные прогнозные макропоказатели (ВРП, инвестиции в основной капитал, производительность труда, инвестиционная отдача и доходы в областной бюджет) показали, что по всем трем сценариям наблюдается положительная динамика, но с коммерческой точки зрения наилучшим сценарием развития островной экономики является либерально-сырьевой. Однако по нему еще больше усилится моносырьевая специализация, значительно возрастет использование иностранной рабочей силы и работников вахто-
вым методом, которые не требуют инвестиций в социальную сферу. Некомплексный характер экономики сократит устойчивость местной социально-экономической системы, негативные последствия которых проявятся в более отдаленный период. Численность постоянного населения, являющаяся главным геостратегическим фактором для Дальнего Востока, сократится. Демографический потенциал области будет потерян.
В 2016 г. заработали новые режимы хозяйствования в виде территорий ускоренного социально-экономического развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток. Сама постановка вопроса о создании на локальных пространствах Дальнего Востока особых режимов хозяйствования исходит из предыдущего опыта его освоения. Даже при плановой экономике не было возможности для повсеместного и равномерного развития макрорегиона. Формировались опорные узлы, получившие название территориально-производственных комплексов. В условиях рыночного хозяйства пространственная дифференциация еще более усилилась. Поэтому обострилась необходимость формирования ограниченных территорий интенсивного развития, дающих импульс не только сопредельным районам, но и всей региональной социально-экономической системе. Подобные институты роста получили достаточно широкое распространение за рубежом, оказывая положительное влияние не только на социально-экономическую обстановку, но и превращая эти локальные территории в полюсы роста. Благодаря государственной поддержке проводится реструктуризация экономики в направлении инновационного развития. Вместе с тем, государство не вмешивается напрямую в экономические процессы, складывающиеся в этих соци-охозяйственных системах. С помощью разных макроэкономических институтов оно «поправляет» действия рыночных механизмов, стремясь создать наиболее благоприятные условия для их эффективного функционирования. Формы и инструментарий государственного воздействия, поставленные цели зависят от выбранной модели социально-экономического регулирования, особенностей структурной политики, динамики демографических процессов и других факторов.
3. Заключение
Наши исследования по действенности новых механизмов хозяйствования позволили сделать основной вывод, что ТОР требуют существенного совершенствования. Они включают:
■ обоснование приоритетов развития при создании ТОР на основе якорных (доминирую-
щих, лидирующих) производств, выполняющих геостратегические функции (закрепление населения);
■ формирование вертикальных цепочек добавленной стоимости, в центре которых функционируют рентные (высокодоходные) производства, максимально использующих естественную основу воспроизводства территориального хозяйства;
■ внедрение кумулятивной системы налоговых льгот и преференций, стимулирующих воспроизводство возобновимых природных ресурсов и развитие глубоких переделов;
■ проведение противозатратной политики в отраслях естественных монополий;
■ формирование необходимой социальной и производственной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства;
■ повышение качества бизнес-планов резидентов, особенно, в части оценки их социально-экономической эффективности;
■ распространение режимов ТОР на действующие производства с введением «планки отсечения» налогов на уровне 2-3 последних лет;
■ реализация пилотного проекта ТОР «Комсомольск» с распространением его механизма на сопредельные районы и выплатой дальневосточных надбавок занятому населению из федерального бюджета;
■ принятие системы тактических мер по совершенствованию организации создания и функционирования ТОР.
Особенно следует обратить внимание на обеспечение ТОР трудовыми ресурсами. Сегодня эта одна из главных «болевых точек», поэтому повышение качества жизни за счет создания современной социальной инфраструктуры, высокопроизводительных рабочих мест с высокой заработной платой, введения компенсирующих сложные условия проживания материальных надбавок позволит переломить негативный вектор демографического развития, что является важным геостратегическим фактором России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Таким образом, введение специальных режим хозяйствования на Дальнем Востоке может придать мощный импульс экономике макрорегиона. Однако за коммерческой выгодой необходимо не забывать о геостратегических последствиях. Чтобы они имели положительный тренд, следует наращивать демографический потенциал. А это требует проведения соответствующей экономической политики по улучшению качества жизни дальневосточников.
Список литературы
1. Решение по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока // Тихоокеанская звезда. 2013. 15 ноября. С. 3.
2. Основные направления стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Хабаровск: Хабаровская краевая типография, 2010. 135 с.
3. Заусаев В.К, Сафронов М.Г., Кручак Н.А., Воробьева А.И. Миграционные настроения на Дальнем Востоке: жить нельзя уехать // ЭКО. 2013. №2. С. 22-35.
4. Заусаев В.К, Халиуллина З.А. Мегапроекты в социально-экономическом развитии территории и решении геостратегических задач Дальнего Востока // ЭКО. 2011. №1. С. 179-188.
5. Хорошавин А.В., Заусаев В.К. Сахалин в ХХ1 веке: новый вектор развития. Хабаровск: монография. Хабаровск: Хабаровская краевая типография, 2012. 456 с.
6. Быстрицкий С.П., Заусаев В.К., Хорошавин А.В. Дальний Восток России: становление новой экономики. Хабаровск: Изд-во ДВАГС. 2008. 346 с.
7. Шишов А.Л. Макроэкономика. М.: Изд-во «ЭКМОС», 1997. 320 с.
References
1. Reshenie po itogam zasedaniya pravitel'stvennoj komissii po voprosam social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Dal'nego Vostoka // Tihookeanskaya zvezda. - 2013. - 15 noyabrya. - S. 3.
2. Osnovnye napravleniya strategii social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Dal'nego Vostoka i Bajkal'skogo regiona na period do 2025 goda. - Habarovsk: Habarovskaya kraevaya tipografiya, 2010. - 135 s.
3. Zausaev V.K, Safronov M.G., Kruchak N.A., Vorobeva A.I. Migracionnye nastroeniya na Dal'nem Vostoke: zhit' nel'zya uekhat' // EHKO. - 2013. - №2. - S. 22-35.
4. Zausaev V.K, Haliullina Z.A. Megaproekty v social'no-ehkonomicheskom razvitii territorii i reshenii geostrategicheskih zadach Dal'nego Vostoka // EHKO. - 2011. - №1. - S. 179-188.
5. Horoshavin A.V., Zausaev V.K. Sahalin v HKHI veke: novyj vektor razvitiya. Habarovsk: monografiya. - Habarovsk: Habarovskaya kraevaya tipografiya, 2012. - 456 s.
6. Bystrickij S.P., Zausaev V.K., Horoshavin A.V. Dal'nij Vostok Rossii: stanovlenie novoj ehkonomiki. - Habarovsk: Izd-vo DVAGS. - 2008. - 346 s.
7. SHishov A.L. Makroehkonomika. - M.: Izd-vo «EHKMOS», 1997. - 320 s.