Научная статья на тему 'Дальний Восток России: что день грядущий нам готовит?'

Дальний Восток России: что день грядущий нам готовит? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / FAR EAST / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ / DYNAMICS OF TERRITORIAL AND SECTORAL IMBALANCES / СТРАТЕГИЯ РОСТА / GROWTH STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заусаев В. К.

В статье рассматриваются основные тенденции в экономике российского Дальнего Востока, складывающиеся диспропорции отраслевого и территориального развития, а также основные направления перехода на траекторию устойчивого экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper examines the main trends in the economy of the Russian Far East, folding imbalances sectoral and territorial development, as well as guidelines on the transition path of sustainable economic growth.

Текст научной работы на тему «Дальний Восток России: что день грядущий нам готовит?»

ЭКО. - 2012. - №10

ЗАУСАЕВ В.К.

В статье рассматриваются основные тенденции в экономике российского Дальнего Востока, складывающиеся диспропорции отраслевого и территориального развития, а также основные направления перехода на траекторию устойчивого экономического роста.

Ключевые слова: Дальний Восток, динамика развития, территориальные и отраслевые диспропорции, стратегия роста

Дальний Восток России:

что день грядущий нам готовит?

В.К. ЗАУСАЕВ, доктор экономических наук, директор ДальНИИрынка Минрегиона России, Хабаровск. E-mail: [email protected]

Пережив лихое начало рыночных реформ, в 2000-х годах Дальний Восток начал восстанавливаться. Благоприятная конъюнктура внешних рынков на сырьевые товары усилила его экспортную специализацию. Объемы зарубежных поставок выросли с 3,6 млрд долл. в 2000 г. до 8,9 (2005 г.) и 18,6 млрд долл. в 2010 г. Регион занял ведущие в России позиции по экспорту в АТР изделий военного машиностроения, круглых лесоматериалов, нефти и газа, рыбы и морепродуктов. Индексы валового регионального продукта (ВРП), промышленного производства и инвестиций в основной капитал быстро повышались и составили за 2000-2010 гг. 172,1%, 218,7 и 384,3%. Только по первому показателю регион уступал другим восточным федеральным округам страны: Уральскому (183,5%), Сибирскому (173,7), а также среднероссийским темпам (184,1%). По остальным - существенно их опережал. Особенно впечатляли темпы роста инвестиций в основной капитал (рис. 1).

Складывалось ощущение, что экономика региона вступила на траекторию поступательного роста. Но по эффективности дальневосточного хозяйства существенно проигрывает другим федеральным округам. Так, по производительности труда (с корректировкой по ценовому фактору) Дальний Восток занимает четвертое место. Если же исключить влияние нефтяных проектов Сахалинской области, то регион скатывается на предпоследнее место. По отдаче инвестиций наблюдается понижательная тенденция. В принципе для региона пионерного освоения это естественно. Но если рассматривать

400 350 300 250 200 150 100

Российская Федерация Уральский Сибирский Дальневосточный

0

ВРП

Промышленное производство

Инвестиции

в основной капитал

Рис. 1. Индексы основных макропоказателей по восточным федеральным округам Российской Федерации за 2001-2010 гг., %

Дальний Восток в перспективе как плацдарм для интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион, то необходимо значительное повышение его эффективности и конкурентоспособности на основе наращивания демографического, инфраструктурного и инновационного потенциалов.

Но именно здесь кроются фундаментальные угрозы. Главным негативным последствием вхождения региона в рынок стала потеря населения. Дальний Восток - лидер по этому показателю среди регионов страны. Убытие составило 1658 тыс. чел., или 20,9%. В России были в абсолютном отношении потери за 1990-2010 гг. и выше (Сибирский и Поволжский округа- 1774,0 и 1885,0 тыс. чел.), но в относительном исчислении - равных Дальнему Востоку не было. Подобные тенденции для окраинных территорий пионерного освоения - смерти подобны.

Убийственные тенденции

В последние годы, несмотря на значительные инвестиции в экономику региона и ускоренные темпы роста основных макроэкономических показателей, ухудшаются некоторые структурные соотношения. Так, экономика приобретает гипертрофированную сырьевую специализацию. Только с 2005 по 2010 гг. доля отраслей по добыче полезных ископаемых в промышленности выросла с 45,5 до 59,6%. Это же касается экспорта. Если в 2000 г. доля машинотехнической продукции была 16,1%, то в 2005 г. - 3,6%, а в 2010 г. - 1,7%.

Начала складываться поляризация в социально-экономическом развитии северных и южных субъектов Дальнего Востока.

С использованием методики ПАТТЕРН-анализа проведено их сравнение по 24 социально-экономическим показателям. Сведение их к интегральной оценке свидетельствует, что лидерство переходит к северным субъектам. По структуре экономики, где преобладает сырьевой сектор, с учетом существенно сократившегося населения, они становятся более приспособленными к требованиям рыночного хозяйства. Дефицит трудовых ресурсов покрывается временным населением, использованием вахтовых методов. Средняя ранговая оценка за период 2000-2009 гг. северных субъектов с учетом корректировки по ценовому фактору составила 4,1, а южных - 6,1 ранга.

Подобные изменения хорошо демонстрирует сравнение экономик Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области. Располагаясь в худших природно-географических условиях, потеряв более 2/3 населения, Чукотка тем не менее имеет существенно более высокие макроэкономические показатели и интегральные оценки (табл. 1).

Таблица 1. Сравнительные оценки социально-экономического развития Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа в 1990-2009 гг.

Показатели Год Еврейская автономная область Чукотский автономный округ

Население, тыс. чел. 1990 218,9 185,2

2009 160,1 49,1

Производительность труда, тыс. руб./чел. 2000 37,4 42,1

2009 241,8 715,1

Налоги на 1 чел. экономически активного населения, тыс. руб. 2000 3,3 9,6

2009 23,7 286,3

Интегральная оценка, ед. 2000 11,9 12,6

2009 15,1 17,8

Здесь к минимуму сведены малоэффективные отрасли. На сельское хозяйство в 2009 г. приходилось 1,1% валовой добавленной стоимости, обрабатывающие производства - 0,4%, в то время как в Еврейской автономной области, соответственно, 13,2 и 5,4%. По добыче полезных ископаемых картина была обратной: 40,4 и 0,3%. То есть Еврейская автономная область, расположенная на юге Дальнего Востока в сравнительно благоприятных природно-климатических условиях, имевшая диверсифицированную экономику (машиностроение, легкая промышленность, сельское хозяйство, наука, высшее образование и др.), достаточный кадровый потенциал, за время рыночных преобразований стала аутсайдером. Причем разрыв увеличивается. Среди субъектов Дальнего Востока из 24

статистических показателей по среднему рангу за 20002009 гг. область ни по одному не входит в тройку лидеров, по семи показателям занимает срединное (4-6-е) место, а по остальным - является замыкающей.

В особенно сложном положении оказался Хабаровский край. Формировавшийся как центр индустриального развития региона, он до настоящего времени сохранил наиболее крупный потенциал перерабатывающих отраслей. Выработка на душу населения в 2010 г. составила 64,4 против 44,7 тыс. руб. в среднем по Дальнему Востоку. Здесь сложился уникальный и единственный на всей российской восточной территории промыш-ленно-инновационный центр - г. Комсомольск-на-Амуре, сконцентрировавший высокотехнологичные перерабатывающие производства.

К сожалению, в настоящее время эти потенциальные преимущества играют противоположную роль. Перерабатывающий сектор со своими незагруженными мощностями и низкой эффективностью тяжелым бременем ложится на экономику края.

Население Хабаровского края (1401,2 тыс. чел.) по численности уступает только Приморью (1985,0 тыс. чел.). Растет доля жителей старше трудоспособного возраста: 1990 г. -12,6%, 2000 г. - 16,9%, 2009 г. - 19,5%. Все это обостряет проблемы бюджета и экономики в целом.

Снижаются темпы роста основных макроэкономических показателей. Так, среднегодовые индексы ВРП составили в 2000-2002 гг. 108,7, 2003-2005 гг. - 104,6, 2006-2010 гг. -103,2%. Уменьшается отдача инвестиций (прирост ВРП на 1 руб. инвестиций в основной капитал): 1,27, 0,61 и 0,45 руб./руб. В результате доля Хабаровского края в Дальнем Востоке по важнейшим показателям начинает снижаться. Рентабельность активов и проданных товаров неустойчива и имеет скорее понижательную тенденцию.

Ухудшается финансово-экономическое положение. В 2010 г. убытки составили 18,6 млрд руб., или 41,4% от дальневосточных. Основные секторы экономики (транспорт и связь, обрабатывающие производства, строительство, сельское хозяйство, производство и распределение электрической энергии), на которые приходилась половина валовой добавленной стоимости Хабаровского края, имели в 2010 г. убытки в размере

16,7 млрд руб. Как в абсолютном значении, так и по доле их в Дальнем Востоке динамика неблагоприятная.

Особенно угрожающая ситуация складывается в обрабатывающей промышленности. За 2005-2010 гг. убытки здесь выросли с 2,1 до 11,2 млрд руб., а доля в регионе - с 53,9 до 83,4%. В результате сальдированный финансовый результат края в 2006-1010 гг. был в целом хотя и положительный, но незначительный и составлял 23,3% от Приморского края и 15,7% - от Республики Саха (Якутия). Это ограничивает самовоспроизводственные возможности экономики Хабаровского края, тем более ее модернизацию.

Растут кредиторская задолженность и ее удельный вес в суммарной по Дальнему Востоку: 2000 г. - 46,6 млрд руб. и 22,5%, 2005 г. - 63,7 и 23,3, 2008 г. - 103,5 и 27,7, 2010 г. -322,1 млрд руб. и 46,1%.

Подобные процессы отрицательно сказываются на налогооблагаемой базе. Так, в консолидированном бюджете Хабаровского края доля налогов в 2000-2002 гг. составила 60,4%, 20032005 гг. - 54,6, 2006-2008 гг. - 61,9, 2009, 2010 гг. - 51,6%. В то же время удельный вес безвозмездных поступлений растет: 23,2%, 20,9, 21,6 и 26,7%. Край все больше зависит от федеральных ассигнований. В сопоставимых ценах увеличение доходов консолидированного бюджета неустойчиво и имеет угасающую динамику. Рост за период 2000-2010 гг. составил 1,8 раза, пережив несколько спадов (2002, 2005 и 2009 гг.).

Таким образом, складывается довольно парадоксальная ситуация. Южные субъекты Дальнего Востока, расположенные в наиболее благоприятных климатических условиях, на границе с быстроразвивающимися странами и имевшие более диверсифицированную и инновационную экономику, теряют свой потенциал. Острота ситуации усугубляется складывающимися здесь демографическими процессами (рис. 2). В последние годы сокращение жителей на юге региона идет быстрее. Между переписями 2002 и 2010 гг. потери составили 295, а в северных субъектах - 106 тыс. чел. Причем, если с севера люди уезжают как в западном направлении, так и на юг Дальнего Востока, то с юга - только в западные регионы России.

Подобные процессы естественны, так как по реальным доходам южные субъекты существенно проигрывают северным

500

395 407

□ ЮДФО ИСДФО

400

300

183

200

73

100

0

1991-1995 1996-2000 2001-2003 2004-2006 2007-2011

Рис. 2. Динамика сокращения населения в южных и северных субъектах Дальнего Востока в 1991-2011 гг., тыс. чел.

и уступают среднероссийским показателям. Но на севере Дальнего Востока постоянно жить люди не хотят. Наши исследования показали, что степень закрепленности населения снижается по мере расселения его с юга на север. Социологическими опросами выявлены основные причины неудовлетворенности жизнью в крупнейших городах Дальнего Востока - неблагоприятная экологическая обстановка, недоступность жилья, низкие уровни жизни, медицины и школьного образования.

Можно говорить о «выдавливании» экономики на север, усилении сырьевой специализации и сокращении постоянного населения. Доводя эти тенденции до логического конца, можно ожидать сокращения населения в обозримой перспективе до 3,5-4,0 млн чел. Это соответствует сырьевой модели развития Дальнего Востока. Станет реальностью передача его отдельных территорий в долгосрочную аренду (концессию) сопредельным странам, которые сделают акцент на иностранных инвестициях, рабочей силе, технике.

К конкурентоспособной экономике

Стратегия будущего, ориентированная на усиление Дальнего Востока, ускоренное и сбалансированное развитие его субъектов, требует принципиально иного подхода. Прежде всего, необходимо руководствоваться некоторыми общими концептуальными положениями1, вытекающими из истории освоения и развития российского Дальнего Востока (рис. 3).

1 Леденев М.И, Быстрицкий С.П., Заусаев В.К. Дальний Восток России в XXI веке: как жить и хозяйствовать//Наука и природа Дальнего Востока. - 2004. -№1. - С. 6-7.

Надежные, органичные связи с материнской стороной

Уровень развития производительных сил должен превышать среднероссийский, обеспечивая более высокое качество жизни

Концептуальные положения

Непрерывность процесса освоения Дальнего Востока

(постоянная стройка), обеспечивающего приток и закрепление населения

Гармоничное сочетание экономических, политических, военных, социальных и других интересов при реализации крупномасштабных проектов

Использование повышенного интереса сопредельных стран к природно-ресурсному потенциалу Дальнего Востока (экспортная специализация)

Рис. 3. Основные концептуальные положения развития Дальнего Востока

Опыт показал, что на этой территории нельзя обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие, сохранять природную среду, с какими угодно производительными силами. Необходимо применение техники и технологий, существенно превышающих достигнутый средний уровень. Без принятия мер по стимулированию инновационного развития проблемы экономического характера обострятся. Требуется массированное привлечение инвестиций для модернизации и технического перевооружения практически всех отраслей экономики, особенно - машиностроения, лесоперерабатывающей, рыбной, черной и цветной металлургии. Это сделает востребованными высококвалифицированные трудовые ресурсы, повысит качество жизни дальневосточников.

Необходим и более высокий общий уровень культуры. Последнее важно не только в социально-экономическом, но и в политическом отношении. Надо исходить из того, что при любом благоприятном варианте развития Дальнего Востока численность его населения останется «песчинкой» в океане народонаселения стран АТР. Следовательно, сохранить свою самобытность в таких условиях оно может, только опираясь на высшие достижения российской культуры и укрепляя связи с материнской стороной. Необходим весь комплекс развитой инфраструктуры, доступные каждому дальневосточнику тарифы для устойчивого сообщения с Сибирью, Уралом и Европейской Россией.

Геополитическое значение Дальнего Востока, особенности природно-географических условий хозяйствования требуют при обосновании строительства здесь крупных объектов руководствоваться не только экономическими, военными, политическими, социальными и другими соображениями по отдельности. Необходимо их гармоничное сочетание.

Располагая пространственным и ресурсным потенциалами, российский Дальний Восток «стягивается» своеобразным кольцом наиболее динамично развивающихся государств - Китаем, Республикой Корея, Японией, США и Канадой. Для отмеченных стран обладание Дальним Востоком или его существенной частью - долговременная стратегия, для России это - путь в АТР, получение мощного импульса развития. Но пока это стимулирует преимущественно сырьевую специализацию.

Дальний Восток до начала рыночных преобразований на протяжении последних полутора веков, за исключением небольших пауз, являл собой огромную непрерывную стройку. Страна осваивала природные богатства, реализовывала масштабные оборонно-промышленные и транспортные проекты, заселяя регион. И это было тоже стратегическим решением, так как приезжающие сюда молодые рабочие кадры получали квалификацию, образование, создавали семьи и укоренялись здесь. Сбывалась установка П.А. Столыпина: «...Амурская железная дорога должна строиться русскими руками, ее должны построить русские пионеры; эти русские пионеры построят дорогу, они осядут вокруг этой дороги, они вдвинутся в край и вдвинут вместе с тем туда и Россию»2. К сожалению, тенденции рыночных лет говорят об обратном. Россия «уходит» с Дальнего Востока.

Приоритетные проекты

Руководствуясь стратегией будущего, необходимо рассматривать пути выхода Дальнего Востока на траекторию устойчивого развития, используя институциональные механизмы трех уровней: федерального, краевого (регионального) и муниципального.

2 Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия / Полн. собр. речей в Государственной Думе и Государственном совете. 1906-1911 гг. - М.: Молодая гвардия, 1991. - С. 127.

На высшем уровне необходимо принять федеральный закон «О развитии Дальнего Востока» и расширить полномочия созданного Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. В законе должны быть прописаны стратегические цели и задачи, механизмы их реализации, место и роль исполнительных органов власти субъектов и местных органов власти, которые должны получить значительные полномочия и обязательства перед местным населением и Россией в выполнении своих геостратегических функций.

Требуется принять меры по повышению конкурентоспособности дальневосточной экономики. Особый акцент следует сделать на южных субъектах Дальнего Востока, где необходимо сформировать пояс из высокотехнологичных отраслей с постоянным населением. Никто так надежно не охраняет границы государства, как проживающие здесь укорененные жители России.

Преодоление затратности экономики требует решения двух ключевых проблем: снижение тарифов на тепло-, электроэнергию и транспорт; выплату северных (стимулирующих) надбавок из федерального бюджета.

Повышение качества жизни населения Дальнего Востока необходимо осуществлять не только косвенным образом, через развитие производства, но и непосредственно, развивая бесплатные высококачественное медицинское обслуживание и высшее образование, предоставляя дотации в размере не менее 50% стоимости строительства жилья и коммунальных услуг, обеспечивая бесплатный проезд 1 раз в год в западные регионы страны (либо приезд на Дальний Восток родственников).

Цена подобных мероприятий высока - более 1 трлн руб. в год. Поэтому они должны реализовываться постепенно. Важно обозначить вектор и прописать его в законе. Тогда жители Дальнего Востока увидят ориентир отношения государства к региону и смогут с учетом его строить здесь свою жизнь.

Следующее направление - это комплекс масштабных проектов, реализация которых дает новый импульс развитию юга Дальнего Востока. Помимо озвученных БАМа, космодрома «Восточный» и строительства моста на Сахалин, следует лоббировать строительство Тугурской приливной электростанции (ПЭС). Она включена в энергетическую стратегию России, но

уже за пределами 2020 г. Необходимы новые обоснования по ускорению ее строительства, в том числе с привлечением заинтересованных компаний сопредельных стран.

Строить ПЭС надо в увязке с развитием Приохотья и Приамурья, в частности, с освоением алунитов как здесь, так и в Комсомольском районе, развитием черной металлургии в г. Комсомольске-на-Амуре и разработкой Гаринского месторождения железной руды, освоением лесных ресурсов Тугуро-Чумиканского района с поставкой древесины в г. Николаевск-на-Амуре, где можно развивать ее переработку.

Необходимо вернуться к проекту строительства нефтега-зохимического комплекса. Разведка и освоение углеводородных месторождений на шельфе Татарского пролива позволят сформировать на юге Дальнего Востока химический кластер.

Наконец, масштабным может стать глобальный проект комплексного освоения природных ресурсов Охотского моря. Его по праву считают жемчужиной Дальнего Востока за огромный и разнообразный ресурсный потенциал. Здесь существуют естественные противоречия между отдельными видами природопользования. В начальный момент реализации проектов «Сахалин-1 и 2» остро стоял вопрос - рыба или нефть? Бурные дискуссии были вызваны строительством газопровода, завода СПГ и отгрузочных терминалов. Инженерными способами экологические риски были значительно снижены, и сегодня реален ответ: «И рыба, и нефть».

Реализация крупномасштабных проектов на юге Дальнего Востока требует значительных инвестиций в транспортное строительство. Помимо железнодорожного и автомобильного моста на Сахалин, нужна железная дорога в г. Николаевск-на-Амуре с мостом через Амур, а от него - автомобильная дорога в Тугуро-Чумиканский район, а также реконструкция всех автомагистралей и строительство высокоскоростного железнодорожного пути «Хабаровск - Владивосток». Следует рассмотреть возможность строительства платных автомобильных дорог.

Стратегия развития Дальнего Востока требует громадных инвестиций, и важно использовать все механизмы привлечения федеральных ресурсов. Так, включение Инвестиционного фонда России возможно при создании в субъектах своего

инвестиционного фонда и разработке отвечающих всем требованиям бизнес-проектов. Минрегион России готовит предложения по возврату частным инвесторам финансовых ресурсов, затраченных на строительство крупных инфраструктурных проектов.

Необходимо использовать интерес сопредельных субъектов для реализации региональных проектов. Например, строительство автомобильной дороги из Якутии к Охотскому морю, несомненно, оживит этот регион.

Развитие юга Дальнего Востока необходимо рассматривать через формирование новых точек роста, в основе которых должны лежать вышеперечисленные масштабные проекты.

Изыскать инвестиционные ресурсы поможет изменение современной практики стимулирования развития перерабатывающих производств. В принципе попытка изменить структуру лесного комплекса России заслуживает одобрения. Но сделано это было несвоевременно и неразумно. Пошлины на экспорт необработанной древесины изымают потенциальный инвестиционный ресурс у предпринимателей в федеральный бюджет, исключая инициативу как у них, так и у региона. Необходимо повысить цены на лес на корню (попенную плату) и возвращать ее в случае развития переработки. Во-первых, у бизнесменов появляется время для маневра. Во-вторых, у предпринимателя в регионе остаются финансы, которые он может использовать для модернизации производства.

С государственной поддержкой

Инновационное развитие экономики юга Дальнего Востока - необходимое условие ее конкурентоспособности. Вместе с тем оценки сравнительной эффективности лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности показали существенно более высокую рентабельность первой как по капиталу, так и себестоимости. Объясняется это низкой производительностью труда. Чем больше переделов, то есть низкоэффективного добавленного труда, тем больше «съедается» ренты по природным ресурсам. Поэтому эффективность сырьевой специализации очевидна, и ее высокая коммерческая отдача будет направлять экономику региона в сторону концессионного сценария развития. Противопоставить ему можно только инновационную экономику, обеспечивающую высокую

производительность труда. Только на этой основе можно формировать на Дальнем Востоке постоянное население.

Трудность перехода на инновационную экономику заключается в затратности начального этапа и необходимости иметь устойчивый портфель заказов. Здесь важную роль должны сыграть государственная поддержка, особые режимы хозяйствования, в частности, создание особых экономических зон (ОЭЗ).

Первая такая зона портовой специализации на юге Дальнего Востока создается, и она может из сугубо локальной точки роста стать мультипликатором ускоренного развития Приамурья. Поскольку основной машиностроительный потенциал края сконцентрирован в г. Комсомольске-на-Амуре, необходимо формирование здесь особой экономической зоны, например, «Технограда». В настоящее время такой организационно-территориальной формы не существует. Есть «наукоград», который охватывает весьма ограниченную сферу инновационной деятельности, сердцевиной которой выступают научно-исследовательские институты. В то же время в рамках Стратегии Дальнего Востока и Байкальского региона предусматривается подготовка проекта закона о внесении изменений в федеральный закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в части расширения типов особых экономических зон и видов экономической деятельности. Это позволяет надеяться, что появятся формы ОЭЗ, адекватные промышленно-инновационным центрам типа Комсомольска-на-Амуре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается машиностроительных предприятий Дальнего Востока, то они нуждаются в разносторонней и крупномасштабной государственной поддержке, переориентации на отрасли специализации, располагающие рентой, выведении из производства непрофильных малоэффективных активов и расширении аутсорсинга, с включением в него по кооперации малого и среднего бизнеса. Требуется разработка стратегий развития машиностроительных предприятий, включения организационных, экономических и мотивационных механизмов их реализации, в том числе программных документов по развитию Дальнего Востока, разнообразных форм частно-государственного партнерства.

Обеспечения заказами можно добиться, предусмотрев в лицензионных соглашениях на право использования

природных ресурсов контракты на производство техники и оборудования на дальневосточных предприятиях.

Необходимо повысить заинтересованность муниципальных образований в развитии экономики. Предложения федеральной власти по перераспределению зарабатываемых на территории финансовых ресурсов в пользу субъектов и муниципальных образований совершенно правильные. Однако и местная власть должна более активно искать собственные резервы.

Наиболее распространенным инструментом управления экономическими процессами при этом является программно-целевое планирование (стратегии и социально-экономические программы). Разработка качественных документов, отражающих объективные условия и факторы развития, увязка их с сопредельными территориями, использование современных механизмов реализации планов и проектов оборачиваются оживлением и развитием бизнес-среды. В качестве помощи местной власти необходимо предоставить им ранее выполненные проектными институтами районные планировки, которые могли бы стать базовыми документами будущего развития.

Наконец, в стратегический процесс следует более активно включать интеллектуальный потенциал Дальнего Востока. Например, для выбора сценария развития региона необходимо определиться с его будущим. Какую роль он играет в настоящее время, каковы качественные и количественные оценки, как скажутся на его значимости для России будущие процессы в мире и АТР. Пора ответить на вопрос: «Нужен ли Дальний Восток России? Какие ресурсы требуются для этого?».

Наши укрупненные оценки (табл. 2) показывают, что Дальний Восток при его экономическом потенциале имеет столь небольшую государственную поддержку, что несколько высокоэффективных проектов, например, «Сахалин-1» и «Саха-лин-2», способны перекрыть дотационность других субъектов и обеспечить самодостаточность региона. Нужны более детальные расчеты, раскрывающие, помимо сугубо коммерческих эффектов, геостратегическую значимость Дальнего Востока для России.

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. должна быть фун-

Таблица 2. Динамика самодостаточности субъектов Дальнего Востока в 1988-2008 гг., %

Регион, республика, край, область, округ 1988* 2000 2005 2008

Дальний Восток 77,3 130,6 110,4 109,6

Саха (Якутия) 75,7 148,1 126,2 122,4

Камчатский 83,6 97,4 79,6 70,8

Приморский 88,9 123,9 97,9 92,0

Хабаровский 75,4 137,7 92,7 93,5

Амурская 58,8 108,8 104,5 90,3

Магаданская 76,9 121,3 87,9 68,6

Сахалинская 76,0 165,1 145,7 204,1

Еврейская автономная 80,0 74,5 88,8

Чукотский автономный 38,2 67,5 107,3

* Быстрицкий С.П., Заусаев В.К., Хорошавин А.В. Дальний Восток России: становление новой экономики. - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008. - С. 61

Примечание. Самодостаточность определялась как отношение валового регионального продукта за минусом федеральных финансовых поступлений к денежным доходам населения.

даментально проработана во всех основных частях. В настоящем своем виде она таковой не является и не соответствует генеральной цели: закреплению населения. Это ключевое положение остается по сути декларацией, а не концепцией развития.

Необходима методика мониторинга реализации стратегии, которая давала бы объективные оценки складывающихся процессов и позволяла оперативно корректировать управленческие действия.

Таким образом, в последние годы принят ряд важных институциональных документов, ориентирующих экономику Дальнего Востока на ускоренное развитие. Но обеспечить это можно и без изменения демографических процессов. Сохранение же Дальнего Востока российским требует акцента на значительном росте качества жизни, и не опосредованно (это весьма длительный процесс), а непосредственно, путем усиления государственного патроната по всем социально-экономическим направлениям жизнедеятельности. Геостратегические интересы, где ключевым является рост постоянного населения, должны превалировать над коммерческими в обозримой перспективе.

2 ЭКО №10, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.