В период рыночных преобразований перед Дальним Востоком встали новые вызовы, которые несут серьезную угрозу коренным интересам и безопасности России. Ответом на них является формирование на юге региона постоянного населения, использование фактора внешней торговли как импульса реструктуризации экономики, создание зон интенсивного развития на базе территориально-производственных кластеров. Основой последних способны выступать крупные промышленные центры, одним из которых является Комсомольск-на-Амуре.
Ключевые слова: Дальний Восток, кластер, машиностроение, высокие технологии
Быть или не быть промышленно-инновационному центру на Дальнем Востоке
В. К. ЗАУСАЕВ,
доктор экономических наук,
директор ДальНИИ рынка Минрегионразвития России,
Хабаровск,
В. П. МИХАЛЕВ,
кандидат экономических наук,
мэр Комсомольска-на-Амуре,
Г. И. БУРДАКОВА,
кандидат экономических наук,
Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет
Государственное участие в жизни Дальнего Востока в советский период определило его устойчивое и сбалансированное развитие: ресурсодобывающая специализация дополнялась более высокими переделами, в том числе машиностроением, которые играли важную воспроизводственную роль в регионе и обеспечивали формирование населения с оптимальной половозрастной структурой.
© ЭКО 2009 г.
Строительство этого города приходится на начало 1930-х. При растущей международной напряжённости развитие региона в пределах узких приграничных и прибрежных полос грозило утратой обороноспособности страны и Дальнего Востока. Комсомольск-на-Амуре становится важным элементом создания опорно-тыловых баз в глубине Приамурья, одинаково обращённых к югу и северу, западу и востоку региона.
Уже в 1939 г. по численности населения город опередил административный центр Амурской области - Благовещенск. По мере развития города кардинально меняется его социохо-зяйственный облик, экономика становится многофункциональной. Два крупных предприятия ВПК отличает высокая науко-емкость. Ведется жилищное строительство, расширяется сеть народного образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, растет материальный и культурный уровень населения. С постройкой Байкало-Амурской магистрали город начинает выполнять важные транспортно-транзитные функции.
К началу 1990-х годов численность населения города оценивалась в 320 тыс. чел. и уступала только краевым центрам - Владивостоку и Хабаровску. По ряду производственных и социально-экономических характеристик в абсолютном значении он существенно опережал Хабаровск и Благовещенск, а в расчете на 1 тыс. чел. населения первенствовал по подавляющему большинству показателей. Там была самая низкая текучесть рабочих кадров, наибольшие заработная плата и обеспеченность населения жильем.
К этому периоду Комсомольск-на-Амуре становится крупным промышленно-индустриальным центром Дальнего Востока: 66,6% работающих были заняты в производственной сфере, в том числе в промышленности- 42,9%. Наличие двух уникальных предприятий по строительству атомных подводных лодок и военных самолётов придало ему инновационную специализацию и поставило по научно-техническому уровню в ряд наиболее высокоразвитых центров России.
Развитие наукоёмких производств выполняло важную связующую роль Дальнего Востока с интеллектуальным потенциалом Европейской России. Это одни из немногих секторов экономики Дальнего Востока, способных конкурировать
в долговременном плане на рынках АТР. Важно и то, что промышленность города дополнялась ресурсодобывающими отраслями сопредельных районов. Формировалась Комсомольская промышленная агломерация, обеспечивающая полную занятость населения и его полнокачественное воспроизводство.
В период рыночных преобразований изменения в промышленности оказались наиболее значимыми для экономики города. Объемы производства в 1997 г. упали до 14,3% к уровню 1990 г., в то время как в Российской Федерации - до 49,0, Хабаровском крае - до 28,8%. Кадровый потенциал отрасли сократился на треть, что повлекло за собой более чем двукратное снижение численности работающих в науке и научном обслуживании.
Начиная с 1998 г. в экономике Комсомольска-на-Амуре отмечаются положительные тенденции, не всегда устойчивые, но сопровождаемые как восстановлением, так и наращиванием промышленного и инновационного потенциала. За 10 лет восстановительного периода объем промышленного производства вырос в 2,2 раза (против 1,6 раза в Российской Федерации и 1,9 раза - в Хабаровском крае).
Нестабильность 2004-2006 гг. можно объяснить зависимостью экономики города от градообразующего предприятия -производственного объединения им. Гагарина (КнААПО): наблюдавшееся снижение объемов его производства сказывалось на экономике не только города, но и всего края.
На фоне положения административных центров Дальнего Востока отставание Комсомольска-на-Амуре становится все заметнее (рис. 1). Более детальный анализ по отдельным показателям с помощью ранговых оценок показал, что в 2007 г. из 24 социально-экономических характеристик по 14 Комсомольск-на-Амуре имел худшие значения.
Подобные тенденции были естественными: при главенстве коммерческих факторов развития в промышленных городах, созданных преимущественно на геостратегических принципах, их воздействие было ограниченным (особенно в городах с машиностроительной специализацией).
Начался процесс «стягивания» жизненных сил региона в административные центры, которые развивают преимущественно непроизводственную сферу. Для Дальнего Востока
25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
п
2002 2003 2004 2005 2006 2007
Ш Комсомольск-на-Амуре
□ Благовещенск Н Хабаровск
□ Владивосток
■ Южно-Сахалинск
Рис. 1. Динамика интегральных коэффициентов социально-экономического развития городов Российского Дальнего Востока в 2002-2007 гг., ед.
с его мизерным населением (6,5 млн чел.) подобные процессы особенно опасны: сокращаются воспроизводственные возможности промышленных городов, а с ними и промышленно-индустриальный потенциал региона. Для юга Дальнего Востока, граничащего с динамично развивающимся Китаем, они имеют далеко идущие геостратегические последствия.
Схожие тенденции характерны для всех провинциальных промышленных городов, но степень остроты существующих проблем зависит от их производственной специализации. Поэтому проведено сравнение Комсомольска-на-Амуре с промышленными городами востока России - Ачинском, Ангарском, Братском, Бийском и Рубцовском. Ачинск имеет крупные предприятия по переработке глинозема (алюминиевосодержащее сырье) и нефти; Ангарск - центр Восточной Сибири по нефтехимии; Братск - крупнейший на востоке России лесоперерабатывающий центр. Предприятия данных городов специализируются преимущественно на переработке сырьевых ресурсов, и только два города - Бийск и Рубцовск, ориентированы на более глубокие переделы (первый производит специальные химические продукты для ракетной техники, и его экономика имеет военно-промышленную направленность; второй - некогда крупнейший машиностроительный центр СССР, специализируется на выпуске сельскохозяйственной и лесной техники).
Проведенная интегральная оценка социально-экономического положения перечисленных городов в 2002-2007 гг. показала (рис. 2), что заметное преимущество имеют специализирующиеся на переработке сырьевых ресурсов. Им проигрывают города с предприятиями по более глубоким переделам, в частности, с развитыми машиностроением или оборонно-промышленным комплексом. Комсомольск-на-Амуре занимает срединное положение (там есть как машиностроительные, так и ресурсоперерабатывающие предприятия).
Рис. 2. Динамика интегральных коэффициентов социально-экономического развития промышленных городов востока России в 2002-2007 гг., ед.
Важная особенность Комсомольска-на-Амуре заключается в инвестиционной активности его обрабатывающих отраслей, в частности, машиностроения. В этой сфере город является лидером не только в крае, но и на Дальнем Востоке (рис. 3). В целом по Дальнему Востоку на долю обрабатывающих производств приходится около 3% от общего объема инвестиций в основной капитал, в Российской Федерации - 16%.
Флагманы инноваций
Комсомольск-на-Амуре продолжает позиционировать себя как промышленно-инновационный центр Дальнего Востока, выпускающий высоконаукоемкую, востребованную на мировом и отечественном рынках, продукцию.
ОАО «КнААПО» - лучшее предприятие авиастроения России и самое крупное предприятие в Хабаровском крае
и на Дальнем Востоке по объемам производства и наукоемко-сти продукции. Объединение вертикально интегрировано в холдинг «Сухой», который, в свою очередь, входит в состав ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Здесь успешно реализуется программа строительства авиационного комплекса пятого поколения и самолета СУ-35, на котором используются самые перспективные технические разработки. Международный проект «Сухой Суперджет-100» в настоящий момент один из наиболее приоритетных проектов гражданского самолетостроения России. С освоением производства новых видов продукции предприятием проводится работа по широкомасштабному техническому перевооружению, оснащению цехов современным высокопроизводительным оборудованием.
Остальные Комсомольск-на-
(Якутия) - 5,9 Хабаровского
края - 13,1
Рис. 3. Доля инвестиций в обрабатывающие производства по субъектам Дальнего Востока в 2007 г., %
• На Амурском судостроительном заводе, выпускающем атомные подводные лодки, в связи с отсутствием оборонного заказа и вхождением его до мая 2009 г. в состав негосударственного холдинга ОАО «Концерн среднего, малого и крупнотоннажного судостроения» (КСМК), положение было очень тяжелым. Тем не менее имеется опыт строительства нефтедобывающих платформ для освоения сахалинского шельфа, гражданских судов. Особенность этих проектов в том, что продукцию заказывают зарубежные фирмы. Однако для решения инновационных задач мало закупать иностранные технологии -необходимо непрерывно обновлять их на месте. Поэтому
интеграция Амурского судостроительного завода в КСМК привела к получению некоторого количества коммерческих заказов. Однако эта попытка диверсификации производства не создала условий для полномасштабной инновационной деятельности.
• Производство нефтепродуктов - одно из узких мест нефтедобывающих компаний России. С 2002 г. и по настоящее время на ООО «НК Роснефть-КНПЗ» ведутся широкомасштабные реконструкция и модернизация. Предприятие по совокупности показателей стало лидером компании «Роснефть». Сегодня это -практически новый завод, производящий высокооктановые неэтилированные бензины и дизельное топливо, выпуск нефтепродуктов за 2000-2007 гг. увеличен почти вдвое.
• Металлургическое производство подвержено сильному влиянию конъюнктуры мирового рынка в связи с модернизацией и реконструкцией предприятия. В 2000-2007 гг. на ОАО «Амурметалл» более чем в 2 раза увеличено производство стали. Это единственное на востоке России современное электрометаллургическое предприятие по переработке лома черных металлов в сортовой и листовой прокат. После объединения в 2005 г. производственных мощностей металлургического завода с компаниями, обслуживающими производство, а также предприятиями ломозаготовки и сетью розничной торговли металлопродукцией, создан вертикально- интегрированный холдинг Группа компаний «Амурметалл». В 2008 г. с включением второй технологической линии предприятие вышло на объемы производства свыше 2 млн т жидкой стали в год. Пущен в эксплуатацию первый трубосварочный стан мощностью 70 тыс. т.
• Комсомольский завод подъемно-транспортного оборудования входит в тройку ведущих поставщиков кранового оборудования на российском рынке. Выпускается в основном сложная наукоемкая продукция, каждая новая машина разрабатывается и внедряется в производство совместно с проектными институтами. Изготавливаемые заводом мостовые и козловые краны соответствуют лучшим зарубежным аналогам и аттестованы на высшую категорию качества. В 2000-2007 гг., благодаря освоению нового вида продукции -козловых и мостовых кранов грузоподъёмностью до 100 т по
индивидуальным проектам и комплектации, аналогов которым в России нет, удалось увеличить объем производства кранов на 30,6%, хотя в целом по России в этой подотрасли наблюдалось снижение.
• Завод «Амурлитмаш» самостоятельно проектирует, изготавливает и поставляет различную машиностроительную продукцию для обработки литья. В ее комплектации используется аппаратура лучших российских, германских и итальянских фирм. Оборудование поставляется во все регионы страны и более чем в 30 стран мира. Это одно из немногих предприятий России, где сохранена научно-производственная база, позволяющая на основе собственных патентов разрабатывать оригинальные конструкции.
• Компания ЗАО «ЭКСПО» более 15 лет специализируется в области проектирования и изготовления высококачественного нефтеналивного оборудования для разогрева и слива-налива нефтепродуктов. Многие виды продукции не имеют аналогов в России и в СНГ. Предприятие выросло из малого благодаря сотрудничеству с более чем 40 научно-проектными институтами, научно-производственными фирмами, крупными нефтяными компаниями. Создав разветвленную дилерскую сеть по всей стране, завод стал одним из ведущих производителей этой продукции в России и странах СНГ.
• Новые технологии позволили ОАО «Дальневосточный акционерный Комсомольский городской молочный завод» выпускать свыше 100 видов продукции, в том числе на соевой основе. Использование современного импортного оборудования позволяет предприятию поддерживать высокое качество продукции по приемлемым для дальневосточников ценам.
Очень важно, что высокий технологический уровень промышленности города базируется на его социокультурном потенциале, креативном менеджменте, учитывающем промышленную специализацию города. Сохранена сеть высших, средних специальных и профессиональных учебных учреждений. Они органично связаны с производственными предприятиями, которые выступают соучредителями и инвесторами центров многоуровневого образования. Возможно, потому спрос старшеклассников на высшее инженерно-техническое
образование здесь выше (27,9%), чем в Хабаровске и Южно-Сахалинске (20,1% и 17,0%, соответственно).
Что дальше?
Сохранившийся комплекс высокотехнологичных предприятий разных отраслей экономики открывает хорошие перспективы создания в Комсомольске-на-Амуре промышленно-инно-вационого кластера. Попытки его территориально-организационного оформления с использованием государственного патроната предпринимаются с середины 90-х годов. Так, в 1996 г. была разработана программа «Техноэкополис "Комсомольск - Амурск - Солнечный". Она оказалась первым в России и на Дальнем Востоке опытом разработки и реализации на практике нового подхода к развитию и поддержанию в динамичном состоянии такой территориальной системы, которая была бы ориентирована на выпуск высокотехнологичной продукции. Обсуждалось также формирование центров наукоемких производств, перенос в них интеллектуального потенциала страны в виде новых технологий, материалов, научно-образовательных систем.
В 2001 г. предпринималась попытка использовать новый организационно-экономический механизм поддержки инновационного развития в виде программы «Наукоград» (цель - на базе Комсомольска-на-Амуре сформировать новую «малую» региональную структуру, которая на инновационных принципах преобразует не только саму себя, но и значительную часть производственного комплекса Дальнего Востока, осуществит функцию ведущего звена его научно-технологического, социально-экономического и интеллектуально-культурного преобразования города). В отличие от «классического наукограда», преимущественно ориентированного на фундаментальные исследования, здесь должны были получить развитие производства, выпускающие и способные выпускать наукоемкую продукцию.
Важным элементом, способным ускорить структурные преобразования техноэкополиса, могла бы стать особая экономическая зона промышленно-производственного типа. Она была разработана в 2005 г., но не получила поддержки правительства России.
Идеи наукограда и особой промышленной зоны не были реализованы в силу неординарности предлагаемых решений и традиционного отношения центра к Дальнему Востоку как к сырьевому цеху страны. Некоторое развитие и организационное оформление получила программа техноэкополиса (как составная часть ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье»), в рамках которой осуществлялось небольшое финансирование отдельных проектов. Программа имела больше идеологическое значение, но сил местного менеджмента не хватало для качественных изменений в экономике, налаживания кооперационных связей крупного, среднего и малого бизнеса, передачи импульса для развития сопредельных районов.
В настоящее время промышленно-инновационный потенциал Комсомольска-на-Амуре достаточно высок, но неустойчив - это показал разразившийся финансово-экономический кризис. Практически все упоминавшиеся выше предприятия оказались в зоне повышенного риска. Сохраняются и негативные демографические тенденции, в результате которых численность населения Комсомольска-на-Амуре за 1990-2008 гг. сократилась с 320 до 269,4 тыс. чел., причем моложе трудоспособного возраста стало вдвое меньше.
Ухудшается финансово-экономическая ситуация в промышленности, строительстве, снижается инвестиционная и инновационная активность предпринимательства, что сказывается на уровне жизни. Реальная заработная плата в городе в последние годы падает, а номинальная все сильнее отстает от показателей заработной платы в административных центрах Дальнего Востока.
Бюджетное планирование в городе в связи с усилением вертикали власти подвержено нестабильности и неопределенности. Снижается заинтересованность местной власти в «зарабатывании» бюджета, увеличении собственной налоговой базы и оптимизации расходов. Сокращение налоговой составляющей в доходах бюджета вынуждает городские власти искать другие источники его пополнения, в том числе за счет роста стоимости арендной платы муниципального имущества. Это сказывается на дееспособности бизнеса, вынуждает его уходить в «тень», снижать налогооблагаемую базу.
Потенциал самовоспроизводства экономики Комсомольска-на-Амуре сокращается.
Усилиями краевой и местной власти социальная сфера города развивается вопреки объективным факторам. Но все равно в сравнении со среднекраевыми показателями, тем более с Хабаровском, уровень жизни и качество обустройства в Комсомольске-на-Амуре ухудшаются.
Все это снижает высокотехнологический потенциал города и без специальных мер со стороны как краевой, так и федеральной власти город может утратить свое уникальное для востока России значение. Пока еще на его основе может быть сформирован селитебный центр среднего Приамурья как основа постоянного населения на юге региона. Имеются и хорошие, проверенные рыночной экономикой, возможности для его интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион со своей высокотехнологичной продукцией. Наконец, на базе города целесообразно формирование промышленно-инновационного кластера, сочетающего глубокую, основанную на новых технологиях переработку сырьевых ресурсов с производствами четвертого и пятого технологических укладов.
Возможно, целесообразно вернуться к идеям техноэкопо-лиса и наукограда, но изменить формат. Подобные Комсомольску-на-Амуре города должны получить статус «технограда» с соответствующими формами и механизмами государственной поддержки. Тогда в кооперации с другими субъектами Дальнего Востока возможно сформировать несколько кластеров - аэрокосмический, нефтехимический, металлургический, лесопромышленный, горнодобывающий, рыбопромышленный.
Аэрокосмический кластер будет основываться на потенциале производства продукции космического назначения, в первую очередь, на ОАО «КнААПО», Комсомольском-на-Амуре филиале ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ЗАО «ГСС»). Кадры сможет подготовить Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет. С пуском космодрома «Восточный» появится потребность в предполетном и послеполетном обслуживании челноков, и предприятия Комсомольска-на-Амуре найдут свою нишу.
ОАО «Амурский судостроительный завод» мог бы войти в состав рыбопромышленного кластера, изготавливая
рыбодобывающие суда. Но лучше всего реализовать свои возможности позволит заводу включение его в нефтегазовые проекты Сахалина. У него есть опыт изготовления ледостойких платформ по заказам зарубежных компаний, которые сегодня успешно функционируют на шельфе острова. Будущая потребность в таких изделиях только для Дальнего Востока составляет несколько десятков единиц.
Развитие нефте- и газодобычи, строительство разветвленной сети трубопроводов сделают востребованным строительство на Дальнем Востоке нефте- и газохимических комплексов. Географическое расположение Комсомольска-на-Амуре и наличие действующего здесь ООО «НК Роснефть-КНПЗ» открывает перспективу размещения их в Комсомольской агломерации.
Начавшаяся модернизация ОАО «Амурметалл» и спрос на металлопродукцию Дальнего Востока в странах АТР ставят задачу перевода завода с металлолома на качественное сырье железорудных месторождений Еврейской автономной и Амурской областей. С разработкой месторождений марганца, вольфрама и молибдена открываются возможности выпуска принципиально новых и высокостоимостных видов металлопродукции мирового уровня для судостроения, мостостроения, трубной промышленности и многих других отраслей. Её востребованность особенно возрастет в связи с освоением шельфа Сахалина и строительством сети нефте- и газопроводов.
Комсомольск-на-Амуре вполне мог бы стать центром лесного кластера и использовать исторически сложившиеся технологические цепочки межмуниципальной кооперации. Ядром кластера могут стать предприятия по глубокой переработке древесины, открываются и возможности создания сопутствующих и обеспечивающих производств - по переработке отходов лесозаготовок и деревообработки, производству необходимого оборудования и сопутствующих товаров, обучению персонала, развитию туризма и рекреационной деятельности.
Таким образом, утвердительный ответ на поставленный в заголовке статьи вопрос зависит от комплекса мер государственной поддержки. А это отдельная большая тема, требующая специального рассмотрения.