Литература
1. Ленинские декреты по здравоохранению. 19171921 гг / сост. Ю.А. Ахапкин. - М.: Медицина, 1970. - С. 114-129.
2. Там же. - С. 237.
3. Петров Б.Д., Семашко Н.А., Потулов Б.М. - М.: Медицина, 1974. - С. 81; 60 лет советскому здравоохранению / под ред. Б.В. Петровского. - М.: Медицина, 1977. - С. 45.
4. Муниципальное управление «Архив г. Минусинска» (МУ АГМ). Ф. Р-217. Оп. 1. Д. 2. Л. 9.
5. Грибанов, Э.Д. Всероссийские съезды здравотделов и их значение для практического советского здравоохранения. - М.: Медицина, 1966. - С. 48.
6. Цилев К.А. Здравоохранение Сибири в период деятельности Сибревкома (1919-1925 гг.) // Материалы к истории медицины и здравоохранения Сибири / под ред. Д.И. Гольдберга, Н.П. Федотова. - Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 1960. - С. 38.
7. Там же. - С. 38.
8. Отдел документов новейшей истории Государственного архива Республики Хакасия (ОДНИ ГАРХ). Ф. Р-14. Оп. 1, Д. 48. Л. 3.
9. Государственный архив Республики Хакасия (ГАРХ). Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 2. Л. 221.
10. Государственная архивная служба Республики
Алтай (ГАС РА). Ф. Р-44. Оп. 1. Д. 20. Л. 5.
11. Здравоохранение России. ХХ век / под ред. Ю.Л. Шевченко, В.И. Покровского, О.П. Щепина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - С. 73.
12. ГАС РА. Ф. Р-44. Оп. 1. Д. 7. Л. 44.
13. Там же. Д. 65. Л. 2.
14. Там же. Д. 149. Л. 3.
15. Там же. Д. 64. Л. 29.
16. ГАРХ. Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 12. Л. 65.
17. Там же. Д. 16. л. 3.
18. ГАС РА. Ф. Р-44. Оп. 1 Д. 258. Л. 92.
19. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-1384. Оп. 1. Д. 17. Л. 254.
20. МУ АГМ. Ф. Р-216. Оп. 1. Д. 6. Л. 147.
21. ГАС РА. Ф. Р-44. Оп. 1. Д. 70. Л. 118.
22. ГАРХ. Ф. Р-1, Оп. 1. Д. 12. Л. 45.
23. ГАС РА. Ф. Р-44. Оп. 1. Д. 70. Л. 118.
24. Там же. Д. 197. Л. 37.
25. ГАРХ. Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 16. Л. 3.
26. ГАС РА. Ф. Р-44. Оп. 1. Д. 258. Л. 62.
27. Здравоохранение России. ХХ век / под ред. Ю.Л. Шевченко, В.И. Покровского, О.П. Щепина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - С. 75.
28. Отдел хранения спецдокументов ГАС РА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 609. Л. 28.
29. ГАРХ. Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 12. Л. 62.
мохова Анна владимировна - аспирант кафедры истории России Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан.
Mokhova Anna Vladimirovna - post-graduate of department of history of Russia of N.F. Katanov Khakas State University, Abakan.
УДК 94 (571.54) в.н. Балдыханов
территориальные реформы 1937 г. и 2008 г. (на примере усть-ордынского бурятского Автономного округа)
В работе рассматривается история становления и развития Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, анализируются причины территориальных реформ 1937г. и 2008 г.
Ключевые слова: территориальный раздел, политические факторы, экономические трудности, интеграция, сырьевая база.
V.N. Baldykhanov
THE TERRITORIAL REFORMs OF 1937 and 2008
(on the example of ust^rda buryat autonomous district)
The article is devoted to the history of formation and development of Ust-Orda Buryat autonomous district during the soviet period of Russian history. The author analyzes the reasons of territorial reforms in 1937 and 2008.
Key words: territorial section, political factors, economic difficulties, integration, raw base.
История Усть-Ордынского Бурятского авто- нографическое исследование под редакцией Л.М.
номного округа (УОБАО) насчитывает чуть бо- Дамешека, учебное пособие для общеобразова-
лее 70 лет. Несмотря на столь немалый срок его тельных учебных заведений, подготовленное Е.Е.
существования, в отечественной историографии Тармахановым, Л.М. Дамешек, Т.Е. Санжиевой, а
мало литературы о нем. Серьезных обобщающих также работы Ш.Б. Чимитдоржиева, К.Б.-М. Ми-
работ, посвященных истории развития округа, тупова, Е.Н. Палхаевой, А.А. Елаева, И.С. Урба-
буквально единицы. В их числе следует назвать наевой, Т.М. Михайлова, Ю.Б. Рандалова, И.Д.
крупное и единственное на сегодняшний день мо- Бураева, посвященные вопросам национально-
государственного устройства бурят-монгольского народа в 20 столетии [1].
В данной статье автор пытается ответить на вопросы: «Чем была обусловлена территориальная реформа 1937 года, разделившая единую Бурят-Монгольскую республику на три самостоятельные территории? [2]. Были ли иные, кроме административно-политических, объективные причины для создания бурятских национальных округов? Имелась ли для этого экономическая база? Что лежало в основе территориальной реформы 2008 г., объединившей УОБАО с Иркутской областью?». Следует отметить, что в данной статье автор рассматривает историю становления и развития только Усть-Ордынского округа, не затрагивая вопросов, касающихся Агинского округа.
Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный округ (с 1958 г. Усть-Ордынский Бурятский национальный округ) был образован постановлением ЦИК СССР в 1937 г., выделившись из состава Бурят-Монгольской республики. 7 сентября данного года постановлением правительства РСФСР округ выделялся из состава БМАССР в составе трех аймаков: Аларского, Эхирит-Булагатского и Боханского с подчинением Иркутской области напрямую. При этом Ольхонский аймак не был включен в состав образуемого округа [3]. Занимая промежуточное положение между УОБАО и территорией Бурят-Монголии, он выполнял, таким образом, функции экономического и культурного буфера между двумя частями разделенного региона.
Причины создания округа, на наш взгляд, были обусловлены исключительно политическими факторами, определяемыми, прежде всего, напряженной международной обстановкой накануне Второй мировой войны. Как известно, к этому времени уже сложилась так называемая «ось» агрессивно настроенных государств (Япония, Германия и примкнувшая к ним Италия), вынашивавших планы совместной борьбы против Советского Союза. В случае японской агрессии Забайкалье могло стать самым уязвимым регионом страны. Малозаселенные, слабо освоенные территории не имели практически никаких оборонительных сооружений и были заселены представителями неславянских (потенциально нелояльных с точки зрения руководства страны) этносов. Слаборазвитая дорожная сеть и огромные расстояния не позволяли быстро перебросить достаточные силы на восток для обороны региона. Кроме того,
в условиях синхронной агрессии «оси» такие воинские резервы могли и не быть в распоряжении центрального правительства.
В этих условиях у руководства страны возникали опасения, что в данном регионе распространится национальная идея (идея сепаратизма, панмонголизма). Несмотря на то, что для этого не было никаких объективных оснований, в этот период по обвинению в «панмонголизме» были репрессированы многие представители бурятской интеллигенции, руководители республиканских органов власти, партийные лидеры, деятели культуры и искусства, крупные ученые и военные -выходцы из бурятского народа. Впоследствии их имена были реабилитированы.
В связи с этим идея о разделении народа путем его территориальной дезинтеграции, по мнению сталинского руководства, могла оказаться успешной. И она оказалась успешной в силу того, что реформа была достаточно продуманной. Дело в том, то бурятский народ, не являясь монолитной этнической общностью, фактически дробился на этнические группы, компактно проживавшие в разных частях Бурят-Монгольской республики. В пределах национальной автономии эти группы в 1920-1930-х гг. стремительно сближались, активно консолидируясь в единую нацию. Возможно, понадобилась бы всего пара десятилетий для создания единого консолидированного бурятского народа. Однако территориальный раздел республики в 1937 г. сыграл свою негативную роль, фактически приостановив данный процесс и усилив ассимиляционные процессы.
Принимая во внимание политические факторы, рассмотрим наличие экономических предпосылок для выделения Усть-Ордынского округа из состава БМАССР. Анализ имеющихся исторических данных убедительно свидетельствует о том, что территория округа в момент его образования в равной степени не была готова как к самостоятельной хозяйственной деятельности, так и к взаимодействию с экономикой Иркутской области. Многочисленные архивные документы (доклады на сессиях Советов депутатов трудящихся, отчеты Исполкома совета депутатов трудящихся, данные о выполнении плановых заданий, отчеты местных промышленных предприятий, данные о культурной работе, врачебной помощи населению, состояние системы образования и просвещения) свидетельствует о большом количестве проблем, экономических трудностях, нехватке средств и т.д.
Образование округа было связано с немалыми организационными и иными трудностями. Оргкомитет округа начал свою работу при отсутствии достаточной правовой основы: не было никакого положения и, тем более, закона об округе, его структуре, окружных органах власти и управления. Более того, оргкомитет и его отделы формировались и должны были действовать по принципу лишь представительства Иркутского облисполкома. При этом штаты оргкомитета были явно недостаточными, к тому же комплектовались они с большим трудом.
Одним из первых вопросов, рассмотренных в ноябре 1937 г., был вопрос о плане капитальных вложений на создание округа. Было совершенно очевидно, что при его организации потребуется немало средств, в том числе и непосредственно для окружного центра. В Усть-Орде, хоть и бывшей к тому времени административным центром Эхирит-Булагатского аймака, возможностей взять на себя обязанности «столицы» было крайне мало. Здесь, кроме исполкома Эхирит-Булагатского аймачного Совета, находились управление шоссейной дороги Иркутск - Качуг, МТС, колхоз «Красная Усть-Орда», контора Эхирит-Булагатского аймачного потребсоюза, небольшой маслозавод и др. [4].
Чрезвычайно острой проблемой в Усть-Орде являлась нехватка жилья, отсутствовали предприятия социально-бытовой и культурной сферы и многое другое. Оргкомитету предстояло не только разместить будущие окружные учреждения, но и обеспечить их сотрудников жильем и объектами социальной инфраструктуры. Оргкомитет выделенные 300 тыс. р. израсходовал на покупку тринадцати жилых крестьянских домов, часть которых была приспособлена для окружных учреждений, а часть - под жилье. На эти же деньги оргкомитет приобрел мебель, инвентарь и другое оборудование, необходимое для работы. При этом все обходилось недешево. Например, на покупку только одного дома для окружного архива оргкомитету пришлось в апреле 1939 г. выделить 10 тыс. р. Оргкомитет покупал дома в близлежащих деревнях и улусах, организовывал их перевозку и сборку в Усть-Орде. Этот метод достаточно широко использовался здесь и позже. Перевозились и дома раскулаченных или репрессированных ранее жителей окрестных населенных пунктов. Дома, принадлежавшие ранее раскулаченным крестьянам, использовались для размещения различных учреждений, контор и т.п.
не только в окружном центре, но и в других населенных пунктах.
В сравнительно короткий срок, с 1938 по 1941 г., Усть-Орда значительно преобразилась: появились целые улицы из домов, перевезенных из разных мест, началось строительство служебных и жилых зданий для учреждений и предприятий коммунально-бытового и социально-культурного назначения. «Ну а пока, - писал в одной из своих докладных записок в 1939 г. член оргкомитета С.К. Бутуханов, - из-за отсутствия в Усть-Орде коммунальной бани работники окружного районного центра ездят в г. Иркутск за 75 км мыться в баню...» [5].
Среди вопросов, рассмотренных оргкомитетом на заседаниях и решенных в приказном порядке в 1937-1939 гг., значительное место занимали кадровые назначения и перемещения, создание различных отделов и служб. В течение 1938 г. при оргкомитете были сформированы такие органы управления, как плановый отдел (окр-план), земельный отдел, отделы коммунального хозяйства, народного образования (окр-оно), здравоохранения (окр-здрав), окружной архив и др. В Усть-Орде появились окружные прокуратура, суд, милиция, УНКВД, военкомат и другие учреждения[6].
Чрезвычайно слабой в округе была дорожная сеть. Большую проблему представляла транспортная связь с Боханским и другими аймаками непосредственно из Усть-Орды. В 1940 г. в пос. Кутулик приступили к сооружению окружной транспортно-ремонтной мастерской, началось строительство дороги Усть-Орда-Бохан. Колхозы Эхирит-Булагатского и Боханского аймаков выделяли бригады колхозников с лошадьми и повозками, которые работали «методом скоростного строительства». Однако закончить эту важную трассу в планируемые первоначально сроки - до зимы 1940-1941 гг. - оказалось делом нереальным [7].
Помимо всего прочего, в первые четырнадцать лет своего существования округ практически всегда проваливал обязательства по выполнению различных сельскохозяйственных заготовок и поставок государству. Бюджет округа был дефицитным. Не выполнялись планы развития сельского хозяйства и промышленности. Так, например, в 1940 г. обеспеченность скота помещениями в целом по округу составляла: по свиньям - 82%, по КРС - 93%, по лошадям - 62%. Темпы строительства по отношению к плану сильно запаздывали.
Так, в этом же году план строительства по телятникам был выполнен на 30%, по свинарникам -на 54% и т.д. [8].
Существенно отставали от плановых обязательств темпы развития животноводства. Так, по итогам 1941 г. нехватка поголовья скота в округе составила по лошадям свыше 3 тысяч голов, по КРС - почти 10 тысяч голов [9]. Проблемы усугублялись еще и тем, что всего через четыре года после создания округа все его финансовые резервы были направлены не на решение внутренних проблем, а на военные нужды в связи с началом Великой Отечественной войны. В годы войны из-за чрезвычайных поставок сельское хозяйство округа, и без того слабое, было серьезно подорвано.
В послевоенные годы темпы восстановления и развития экономики округа были в целом ниже, чем в среднем по стране. Так, в 1948 г. план заготовки кормов был выполнен лишь на 57%, план развития местной промышленности - на 70%. Бюджет 1948 г. был исполнен по доходам лишь на 89%. Помимо всего прочего в округе наблюдалась серьезная нехватка учителей и врачей. Так, в 1948 г. нехватка только врачей-специалистов составляла 9 человек, а нехватка учителей - свыше 40 человек. Катастрофически не хватало помещений, оборудования, медикаментов, учебников [10].
К середине 1950-х гг. Усть-Ордынский округ в целом преодолел трудности раннего периода своего становления и встроился в систему экономических связей Иркутской области. Он стал неплохой сырьевой базой для всего региона. До 1993 г. округ входил в состав области на правах автономии. После принятия новой Конституции в 1993 г. в период «парада суверенитетов» округ стал самостоятельным субъектом Российской Федерации. Однако сильная экономическая взаимосвязь и взаимозависимость округа и области предопределили его историческую судьбу в постсоветский период. В 1990-х-начале 2000-х гг. округ являлся дотационным регионом, так и не сумевшим стать экономически самодостаточным
в условиях развивающейся рыночной экономики. Ситуация конца 1930-начала 1940-х гг. как бы повторялась. Как и тогда, когда он был оторван от Бурят-Монголии, округ оказался в ситуации серьезнейших экономических проблем. В итоге это привело к его слиянию в 2008 г. с Иркутской областью, что вполне оправдано, на наш взгляд, с точки зрения экономической целесообразности.
Литература
1. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа /отв. ред. Л.М. Дамешек. - М.: Прогресс, 1995. - 544 с.; Тармаханов Е.Е., Дамешек Л.М., Сан-жиева Т.Е. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: учеб. пособие для общеобр. учеб. заведений. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуни-верситета, 2003. - 192 с.; Как исчезла единая Бурят-Монголия. 1937-1958 гг. / сост. Ш.Б. Чимитдоржиев. 2-е изд., доп. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2004 - 164 с.; Митупов К.Б-М., Палхаева Е.Н. Становление национальной государственности бурятского народа в 1920-1930-е годы // Вестник БГУ. Сер. 4. История. -Улан-Удэ: Изд-во Бур. гос ун-та, 2002 - Вып.4. - С. 22-35; Елаев А.А. Бурятия: путь к автономии и государственности. - М.: Антал, 1994 - 175 с.; Урбанае-ва И.С., Михайлов Т.М., Рандалов Ю.Б., Бураев И.Д. Национальный вопрос в Бурятии. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1989.
2. В 1937 г. в результате раздела БМАССР были образованы Усть-Ордынский и Агинский национальные округа, вошедшие соответственно в состав Иркутской и Читинской областей. В результате территориальной реформы 1937 г. бурятское население оказалось в составе трех автономных образований.
3. Государственный архив Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Историческая справка руководства архива.
4. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа /отв. ред. Л.М. Дамешек. М.: Прогресс, 1995. С. 437.
5. Там же - С. 438.
6. Там же - С. 439.
7. Там же - С. 449.
8. Государственный архив Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Ф. 2. О.1. Хр. 12. Связка 2. Л 24.
9. Государственный архив Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Ф. 2. О. 1. Хр. 21. Связка 4.
10. Государственный архив Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Ф.2. О. 1. Хр. 68. Связка 10-11.
Балдыханов вячеслав николаевич - аспирант кафедры истории России Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.
Baldyhanov Vyacheslav Nikolayevich - post-graduate of department of history of Russia of Buryat State University, Ulan-Ude.