Научная статья на тему 'Губернизация в Российской Федерации: усть-ордынский выбор'

Губернизация в Российской Федерации: усть-ордынский выбор Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
452
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНИЗАЦИЯ / УСТЬ-ОРДЫНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ / ПОЛЕМИКА / ВСЕБУРЯТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ / КОНГРЕСС БУРЯТСКОГО НАРОДА / СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ БУРЯТ / РЕФЕРЕНДУМ / ВЫБОР

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бураева Ольга Владимировна

С 2003 г. в стране началась реформа административно-территориального устройства укрупнение регионов (губернизация). В статье рассматривается процесс объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области. Этому процессу предшествовали бурные дебаты в бурятском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бураева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Губернизация в Российской Федерации: усть-ордынский выбор»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ГУБЕРНИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: УСТЬ-ОРДЫНСКИЙ ВЫБОР1 Бураева О.В.

Бураева Ольга Владимировна - доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирское отделение Российской академии наук, г. Улан-Удэ

Аннотация: с 2003 г. в стране началась реформа административно-территориального устройства - укрупнение регионов (губернизация). В статье рассматривается процесс объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области. Этому процессу предшествовали бурные дебаты в бурятском обществе. Ключевые слова: губернизация, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, полемика, Всебурятская ассоциация развития культуры, Конгресс бурятского народа, сохранение национального самосознания бурят, референдум, выбор.

Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный округ (в составе Иркутской области) был образован 26 сентября 1937 г. в составе 3 аймаков - Аларского, Боханского, Эхирит-Булагатского (выведенных из состава Бурят-Монгольской АССР), 3 сельских советов - Середкинского, Евсеевского, Казачинского и сельсовета Усть-Осинского Балаганского района Иркутской области. С 1958 г. округ стал Усть-Ордынским Бурятским национальным округом, а с 1978 г. - Усть-Ордынским Бурятским автономным округом в составе Иркутской области. 3 сентября 1991 г. в результате принятия Декларации об экономическом самоопределении округ был провозглашен субъектом РФ и Иркутской области. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (УОБАО) получил право выхода из состава области и самостоятельного вхождения в состав Российской Федерации. У округа впервые появились официальные герб и флаг. Государственным языком был признан русский, языками общения - бурятский и другие языки проживающих на территории округа народов. В настоящее время в состав округа входят Аларский (районный центр - п. Кутулик), Баяндаевский (с. Баяндай), Боханский (п. Бохан), Нукутский (п. Новонукутский), Осинский (с. Оса), Эхирит-Булагатский (п. Усть-Ордынский) районы.

После принятия новой Конституции РФ в 1993 г. начались изменения в государственно -административном устройстве страны. Количество субъектов в РФ увеличилось до 89, появилось 10 автономных округов. Автономные округа получили политические и юридические права наравне с областными и краевыми структурами, в которые они ранее входили. Они стали избирать и назначать своих представителей в органы государственной власти, заключать федеральные договоры, межправительственные соглашения и т.д.

27 мая 1996 г. был подписан договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа». Свои подписи под документом поставили Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин, губернатор Иркутской области Ю.А. Ножиков, глава администрации УОБАО А. Батагаев.

Сложилась парадоксальная ситуация. Округ стал самостоятельным субъектом федерации и одновременно субъектом области. Получив возможность самостоятельного развития, округ в кризисных условиях в стране обособился от развитой в экономическом отношении Иркутской области, что обострило социально-экономические проблемы в округе.

'Работа выполнена в рамках проекта № 0338-2015-0001 «Бурятская этничность в политических проектах: от Российской империи до современной России» комплексной программы СО РАН № 11.2 «Интеграция и развитие».

К началу 2000-х гг. на 74% снизился объем промышленного производства. Убыточными являлись 44,1% предприятий округа. 80% населения имело доход ниже прожиточного минимума. Около половины населения причислило себя к малоимущим. Главной проблемой стала безработица, особенно для молодежи (для сравнения, в 1980-х гг. округ производил 35% мяса и молока в области, 40% зерна, 90% шерсти) [7, с. 69].

В 2002 г. численность населения округа составляла 135 тыс. чел. (около 80 национальностей), в т.ч. буряты - 39,64%, русские - 54,42%, татары - 3,03%, украинцы -0,96%, поляки - 0,32%, белорусы - 0,29%, армяне - 0,27%, чуваши - 0,16%. Если проследить динамику численности населения округа с 1959 г., то нетрудно увидеть, что в 2002 г. наметился очередной отток населения. В 1959 г. население составляло 133,1 тыс. чел., в 1970 г. - 146,4 тыс. чел., в 1979 г. - 132,2 тыс. чел., в 1989 г. - 135,9 тыс. чел., в 2002 г. - 135,0 тыс. чел. Все население округа было сельским. Происходит уменьшение численности всех национальностей, в то же время численность бурят в округе растет (с 1959 г. по 2002 г. - 19,4%) [7, с. 65].

Таблица 1. Динамика численности бурят

1959 г. 1979 г. 1989 г. 2002 г.

Численность бурят, тыс. чел. Доля бурят по отношению ко всему населению, % Численность бурят, тыс. чел. Доля бурят по отношению ко всему населению, % Численность бурят, тыс. чел. Доля бурят по отношению ко всему населению, % Численность бурят, тыс. чел. Доля бурят по отношению ко всему населению, %

Иркутс кая 70,5 3,6 71,1 8 77,3 2,7 80,6 3,1

область

УОБАО 44,9 33,8 45,4 34,5 49,0 36,3 53,6 39,6

После начала объединительных процессов в регионах страны заговорили об объединении бурятских округов с областями. Вследствие чего поднялась достаточно мощная протестная кампания в самих округах и Республике Бурятия. Общественные организации бурят объявили, что это проблема не только жителей округов, но и всего бурятского народа.

«Современный период бурятской этноидеологии, - по мнению исследователя Д.Д. Амоголоновой, - связывается с реформированием российского федерализма. Уже ставшие фактом изменения достаточно болезненно воспринимаются многими бурятами, в сознании которых политические и культурные границы этноса нераздельны. Сужение этнического пространства актуализирует темы репрессий по отношению к бурятскому народу, что способствует этнической мобилизации и, следовательно, препятствует укоренению идентичности российской. Защита «своей земли» (этнической Бурятии) становится делом бурятского народа, хотя рациональность реформирования субъектов РФ в настоящее время вызывает сомнения не только у бурят. ... не в последнюю очередь беспокойство вызывается участившимися случаями агрессии по отношению к иноэтническим лицам и группам в городах России, причем как в европейской ее части, так и в Сибири. Актуализация и конкретизация в национальном воображении страхов за физическую и культурную сохранность способствует постоянной репродукции в массовом сознании весьма устойчивой мифологемы, что русским принадлежит вся Россия, в то время как бурятам - лишь бурятская земля» [3, с. 75-76].

28 ноября 2002 г. на заседании Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа было принято постановление № 297 против объединения с Иркутской областью, а также обращение к Президенту РФ, органам власти [6, с. 121].

Круглый стол состоялся в пос. Усть-Ордынский 23 декабря 2002 г. В нем приняли участие жители округа, представители Всебурятской ассоциации развития культуры (ВАРК) и

28

Конгресса бурятского народа (КБН). Участники обсудили деятельность должностных лиц, которые, по их мнению, через СМИ Иркутской области пытаются всячески манипулировать и игнорировать мнение усть-ордынцев, а сами чиновники «держатся за кресла». Участники единодушно требовали отстоять статус Усть-Ордынского округа [6, с. 121]. Как отмечают авторы монографии «Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (постсоветский период)», совещание «ярко продемонстрировало, в какой сфере теперь сосредоточится деятельность этноидеологов: всегда подразумеваемый и латентно присутствующий образ врага (один из главных сюжетов любого национализма и политической мифологии) приобретает конкретные формы, а успешные действия этого противника равносильны этническому апокалипсису» [4, с. 103].

13 января 2003 г. в Улан-Удэ состоялось заседание членов КБН, ВАРК, Ассоциации землячеств этнической Бурятии. Собрание «поддержало уставные цели и задачи общебурятских организаций - консолидировать этнос, отстаивать его ключевые государственно-политические, экономико-хозяйственные, культурно-образовательные и иные права, свободы, добиваться реабилитации и единения, настойчиво восстанавливать всемерные связи с бурятскими округами» [6, с. 121].

Агинская окружная Дума, обсудив ситуацию в связи с предстоящим объединением УОБАО с Иркутской областью, приняла 20 февраля 2003 г. Постановление № 33, в котором поддержала обращение Думы УОБАО, призвала к соблюдению Конституции и сохранению округа [6, с. 122].

6 марта 2003 г. ученые и представители общественных организаций Бурятии и АБАО (ВАРК, КБН), администрации и ведомств АБАО, Думы, ветераны провели в п. Агинское круглый стол, на котором приняли твердое решение поддержать УОБАО в «борьбе за сохранение своего статуса, своего права на национальное развитие» [6, с. 122].

10 марта 2003 г. на заседании ВАРКа участники выразили «возмущение методами работы незаконных «комиссий по объединению»» и приняли обращение, опубликованное в газете «Угай зам» [6, с. 122].

17 марта 2003 г. в п. Усть-Ордынский вновь состоялся круглый стол с участием общественности округа, на котором опять критически высказывались о методах работы «губернизаторов», которые «носятся с идеей разрушения национальных субъектов вместо всемерного укрепления их правомочий и самостоятельности в решении внутренних проблем» [6, с. 122]. Участники призвали провести внеочередной Всебурятский съезд в п. Усть-Ордынский в июне 2003 г.

13 июня 2003 г. в п. Усть-Ордынский состоялся IV (внеочередной) Всебурятский съезд [7, с. 5-44]. На съезд было избрано 136 делегатов от бурятских районов и территорий, от бурятских землячеств и коллективов г. Улан-Удэ. Зарегистрировалось 114 делегатов пяти бурятских субъектов РФ, бурятских диаспор из Москвы и Киева. Среди делегатов было 16 докторов наук и профессоров, 26 кандидатов и доцентов, 32 делегата имели почетные звания заслуженных деятелей и работников РФ и РБ, народных артистов РБ [6, с. 26]. Среди делегатов съезда - делегация Агинского Бурятского автономного округа (АБАО) (председатель Агинской бурятской окружной думы Д.Ц. Дугаров, зам. главы администрации АБАО С.Ц. Заяханова и др.), зам. председателя комитета по делам национальностей и связям с общественными, религиозными объединениями администрации Президента и Правительства РБ В.М. Алексеева, председатель Усть-Ордынской бурятской окружной думы А.П. Хориноев, председатель комитета Думы УОБАО В.К. Хантаев, председатель комитета Думы УОБАО Е.Т. Бардаханов и др. [6, с. 6, 27].

В работе съезда приняли участие приглашенные - главный федеральный инспектор по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу В.А. Рябов, главный федеральный инспектор по Республике Бурятия Б.В. Данилов, 9 членов Законодательного собрания и администрации Иркутской области, 8 членов администрации УОБАО. Приглашенные Президент Республики Бурятия Л.В. Потапов, главы администраций Иркутской области Б.А. Говорин, АБАО В.Г. Малеев, УОБАО Б.Б. Жамсуев не участвовали в работе [6, с. 27].

Съезд начался с доклада Президента ВАРК Д.С. Сандитова, в котором он отметил успехи в работе по консолидации и духовному возрождению бурятского народа с 1991 г. (когда состоялся I Всебурятский съезд и избран исполнительный орган ВАРК). Однако, по его мнению, «в жизни бурятского народа вновь появляются напряженные моменты», связанные с предстоящей губернизацией, т.е. предполагаемым образованием Прибайкальской губернии с центром в Иркутске на основе Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей. Проект «Губернское государственно-территориальное устройство Российской Федерации» был опубликован в журнале «Российская Федерация» -официальном органе Федерального собрания - Парламента РФ [6, с. 8]. «В случае объединения округа с областью . через 50-70 лет останутся ли усть-ордынские буряты бурятами - большой вопрос», - вопрошал докладчик [6, с. 10].

В докладе «Политико-правовые аспекты проблемы объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области» выступающий оперировал такими терминами, как автономия, геноцид, этноразвитие. Объединение УОБАО с Иркутской областью «справедливо сравнивают с поглощением кролика удавом» [6, с. 14]. Автор сетует, что «. при полном отсутствии каких-либо независимых информационных каналов (нет ТВ, радио, газет вне административного подчинения), слабой политико-правовой грамотности и, главное, этнонациональной устремленности и сплоченности, борьба, навязанная властями Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, представляется весьма опасной для судьбы автономии. Одним из методов зомбирования является. оголтелая пропаганда сконструированного мифа об «особом статусе объединяемого округа в составе новообразованного субъекта РФ». ... Конгресс, ряд деятелей ВАРК, ученые обсуждали это обещание «особого статуса», и однозначно признают его заведомым обманом, ибо в законодательстве РФ нет упоминания об особом статусе округа» [6, с. 19-20]. В завершении докладчик сказал: «.ВАРК и Конгресс вновь просят органы РФ, демократическую общественность России и мира оказать нам содействие в защите демократии и права в нашем крае, в сохранении и развитии национальной государственности бурятского этноса, в восстановлении его территориального единства в форме единой Республики Бурятия в составе демократической полиэтничной Российской Федерации» [6, с. 24].

В выступлениях отмечалось, что в средствах массовой информации обсуждаются только экономические и социальные последствия объединения округа и области и упускаются политические, национальные и правовые аспекты. В центре внимания съезда были как раз эти вопросы.

Почти все делегаты выступили против объединения округа с Иркутской областью. В обращениях к Президенту и Правительству РФ, членам Совета Федерации и депутатам Государственной думы, руководству Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и автономных округов говорилось о необходимости сохранить государственный статус Усть-Ордынского округа, восстановить Министерство национальностей и Совет национальностей.

19 ноября 2005 г. в Иркутске состоялся круглый стол «Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: проблемы и перспективы». По инициативе администрации Иркутской области и комитета общественной поддержки референдума «Вузы Иркутской области за объединение» в работе круглого стола приняли участие юристы, экономисты, историки вузов области. Участники отметили, что еще в 1920-е гг. была обоснована экономическая целесообразность более крупных регионов, но в то время как научная общественность, так и население были отстранены от решения вопросов административно-территориального устройства государства. Были отмечены предпосылки для объединения сложносоставных субъектов РФ. Это политические причины по централизации государства (что вызвано необходимостью сохранения целостности страны), правовые (т.к. нарушается конституционный принцип равенства субъектов РФ), управленческие (при меньшей численности субъектов потребуется меньший госаппарат), экономические (необходимость усиления слабых территорий). Однако, у проекта по объединению Иркутской области и УОБАО имелись и минусы. Поскольку бурятский этнос - самый многочисленный в Сибири, имеет свою интеллектуальную элиту и претензии на

30

более высокий статус, а утрата статуса автономии может болезненно сказаться на бурятском населении УОБАО. Устранить этот минус возможно, если детально проработать вопрос об особом статусе округа в объединенном субъекте РФ [6, с. 65-66]. В результате была создана аналитическая группа, которая должна проработать вопросы объединения, в том числе и экономического развития региона.

17 января 2006 г. по просьбе губернатора Иркутской области А. Тишанина в Бурятском государственном университете состоялся круглый стол по вопросу объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области. Он посчитал нужным рассказать бурятской общественности о смысле предстоящих перемен. В пользу укрупнения приведен тезис, что за годы самостоятельности автономия, получившая собственный флаг и герб, не смогла решить ни одной кардинальной проблемы улучшения уровня жизни. По мнению первого заместителя губернатора Иркутской области Ю. Параничева, на бедности жителей округа сказывается исключительно отсутствие объединения с областью, а не деятельность руководства округа [6, с. 141].

Политолог Э. Дагбаев был уверен, что в результате объединения округ потеряет свою национальную самоидентификацию, а руководителем станет назначенец области [6, с. 142].

Эмоционально выступил историк Ш.Б. Чимитдоржиев, выразив обеспокоенность по поводу потери национально-культурной самобытности бурят Усть-Орды. Несмотря на бурные выступления, никто не сомневался, что «только в развитом и экономически успешном обществе возможно сохранение культуры и языка».

Ярко выраженную позицию по защите этнополитического статуса бурятских субъектов РФ заняли представители молодежного национально-демократического движения, в которое вошли такие общественные организации, как Региональное объединение молодых ученых, Буряад арадай туг (Знамя бурятского народа), Эрхэ (Право), Оборона [3, с. 81]. Проявились они главным образом в акциях против слияния бурятских округов с областями (пикеты, конференции, выступления в СМИ и Интернет-ресурсах). Обратились также к Президенту РФ В.В. Путину с открытым письмом бурятской молодёжи. Опубликовали открытое письмо молодежи Бурятии, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Агинского Бурятского автономного округа, Калмыкии, в котором содержались предложения об объединении трех субъектов - Республики Бурятия и двух бурятских округов, Ольхонского района Иркутской области в единый субъект Российской Федерации [6, с. 74-77].

Обсуждения в печати и на собраниях общественности, пикеты, обращения к различным организациям и странам, не остановили работу по подготовке к объединению округа и области. 11 октября 2005 г. в п. Усть-Ордынский между властями Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа был подписан договор об объединении территорий. Документ определил полномочия органов государственной власти субъектов федерации и бюджетные процессы внутри укрупнённого региона. Новый субъект РФ назывался Иркутская область и являлся правопреемником двух субъектов. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошёл в его состав с особым административным статусом и стал называться Усть-Ордынский Бурятский округ. Парламенты Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа приняли обращение к президенту РФ «Об образовании нового субъекта Федерации».

16 апреля 2006 г. состоялся референдум по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО, в результате которого округ стал территориальной единицей с особым статусом - Усть-Ордынский Бурятский округ (без слова «автономный» в названии). На избирательные участки в области пришло 68,9% граждан, включенных в списки, из которых 89,77% проголосовало за объединение. В Усть-Ордынском Бурятском автономном округе проголосовало 99,5% избирателей, 97,79% проголосовало за объединение [2].

В период с апреля по июнь 2006 г. социологами БГУ был проведен опрос на тему «Отношение жителей Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к процессу объединения» [5, с. 201-206]. По результатам исследования выяснилось, что только 48% респондентов отнеслись к объединению положительно и полагали, что объединение пойдет на пользу как области, так и округу, немаловажно, что 76% из них -

31

жители округа. Большинство жителей области считали, что референдум проходил без нарушений, а 68% жителей округа были уверены, что референдум прошел с грубыми нарушениями российского законодательства. По мнению И. Бадмаевой, такое распределение ответов ярко демонстрирует отношение населения к происходящим изменениям [5, с. 203]. В целом население области не придало особого значения объединению, оценив его как формальное включение фактически входившего в область субъекта. В округе же полагали, что это поглощение мелкого и слабого соседа крупным развивающимся субъектом.

В целом результаты исследования оказались весьма противоречивыми. «При достаточной лояльности, если не сказать при равнодушии к самому факту приводящейся реформы административно-территориального устройства России, опрошенные резко выражают резко негативные оценки относительно истинных целей данной реформы» [5, с. 205]. 38% опрошенных считали, что реформа - это не что иное, как новая попытка передела власти на местах. 63% респондентов положительно оценили последствия объединения области и округа, в то же время 30% выразили недоверие к законности референдума. «В целом население положительно и/или терпимо относится к самой идее реформы и зачастую поддерживает общий курс на приведение всей системы в порядок, однако не приемлет применения незаконных мер и жестких санкций» (5, с. 205].

1 января 2008 г. Усть-Ордынский Бурятский округ вошёл в состав Иркутской области. Согласно Уставу Иркутской области от 15 апреля 2009 г. № 9/5-ЗС исполнительную власть на территории Усть-Ордынского Бурятского округа осуществляют исполнительные органы государственной власти Иркутской области (их территориальные подразделения), включая администрацию Усть-Ордынского Бурятского округа. С августа 2009 г. администрация состояла из главы (Б.В. Данилов), одного заместителя и одного помощника. Три отдела -культуры, образования, национального спорта - работали на основе областных программ. Штат администрации состоял из 22 человек. Окружная Дума была распущена в январе 2008 г. Четыре депутата от округа были представлены в Законодательном собрании Иркутской области (из 45 членов).

9 февраля 2016 г. в зале заседаний Законодательного собрания Иркутской области состоялись общественные слушания, на которых обсудили реализацию закона Иркутской области от 6 декабря 2010 г. за № 121-ОЗ «Об Усть-Ордынском Бурятском округе как административно-территориальной единице Иркутской области с особым статусом». Участники слушаний - представители муниципальных образований округа, бывшие и действующие работники администрации, депутаты законодательного собрания Иркутской области - обсудили и оценили результаты объединения округа с областью. Основной доклад сделала заместитель губернатора Иркутской области - руководитель администрации Усть-Ордынского Бурятского округа М.А. Иванова, первый секретарь Осинского райкома КПРФ, осветив меры, которые предпринимает администрация для сохранения и развития культур бурят и других этносов округа. В то же время М.А. Иванова и другие выступающие отметили наличие большого количества проблем в округе: безработица, аварийное состояние многих объектов. Из округа уезжают люди, особенно молодежь, происходит старение населения и кадров (см. табл. 2). Не завершено строительство объектов, решение о строительстве которых принималось во время объединения с областью. В целом перечисленные проблемы являются общими для сельских территорий постсоветской России. Однако есть и проблемы, которые можно отнести к негативным последствиям или объединения, или того как оно проводилось. Так, выводятся в соседние районы (Заларинский, Черемховский) дорожные службы, районные отделения полиции, лесничества, что сказывается на качестве их деятельности. Были обозначены и другие болевые точки, намечены пути их решения [1].

Таблица 2. Динамика численности населения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа -

Усть-Ордынского Бурятского округа

1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г. 1990 г. 1991 г. 1992 г.

147285 146412 132732 136306 127138 128114 129981

1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.

132053 131823 131809 132552 133486 134463 134461

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

134694 134735 135327 135032 134574 134105 133849

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

133873 134320 134619 125177 124881 123803 123493

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

122793 122761 122874 122947

Как верно отметила Д.Д. Амоголонова, «пересмотр этнополитического статуса национальных субъектов федерации индуцирует активизацию горизонтально-территориальной идентичности, т.е. мобилизует идентичность этническую... По-видимому, она не становится (и, скорее всего, не станет) доминантой, тем не менее она порождает (и еще породит) определенный всплеск эмоций» [3, с. 91]. Этнополитическая ситуация в Усть-Ордынском Бурятском округе в дальнейшем будет зависеть от социально-экономического и политического развития как Иркутской области, так и Российской Федерации в целом.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kprf-irk.ru/region/810-10-let-obedineniyu-oblasti-i-ust-ordynskogo-buryatskogo-okruga-obschestvennye-slushaniya.html/ (дата обращения: 08.11.2017).

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cikrf.ru/ (дата обращения: 08.11.2017).

3. Амоголонова Д.Д. Современная бурятская этносфера: дискурсы, парадигмы, социокультурные практики. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госун-та, 2008. 292 с.

4. Амоголонова Д.Д., Елаева И.Э., Скрынникова Т.Д. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (постсоветский период). Иркутск: РПЦ «Радиан», 2005. 246 с.

5. Бадмаева И.Ж. Отношение жителей Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к процессу объединения // Вестн. БГУ. Вып. 6. Философия, социология, политология, культурология, 2010. С. 201-206.

6. Бурятской автономии быть или не быть: Материалы IV внеочередного Всебурятского съезда (июнь 2003 г.) и Круглого стола, состоявшегося в январе 2006 г. Улан-Удэ, 2007. 187 с.

7. Нимаев Д.Д. Объединительные процессы в Бурятии: предпосылки, движущие силы и тенденции развития // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина, 2010. Т. 4. № 4. С. 64-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.