m
О
i-^
X
X с
X X
CD с; CD U D
УДК 711.7 DOI: 10.24412/1816-1863-2024-3-70-75
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДСКОГО РАЙОНА
А. А. Иванова, заместитель директора, ГАУ «Институт Генплана Москвы», [email protected], г. Москва, Россия
В статье представлены результаты исследований системы общественных пространств городов как неотъемлемой части городской среды. Приводится классификация элементов системы, анализируются факторы, влияющие на состояние системы. Для оценки ее работы автором предложен расчет комплексного показателя оценки системы общественных пространств. Она включает три основных показателя оценки: показатель плотности элементов системы, показатель связности элементов системы и показатель многообразия элементов системы. Автором предложены рекомендации по их применению на стадии территориального планирования города при разработке градостроительной документации. Апробация результатов предложенной методологии оценки приведена на примере районов города Москвы.
The article presents the results of research oil the system of public spaces of cities as an integral part of J the urban environment. The classification of the system elements is given, the factors influencing the state of the system are analyzed. To evaluate her work, the author proposed the calculation of a comprehensive indicator for evaluating the system of public spaces. It includes three main evaluation indicators: an in-2 dicator of the density of system elements, an indicator of the connectivity of system elements and an in-u dicator of the diversity of system elements. The author offers recommendations on their application at c; the stage of territorial planning of the city in the development of urban planning documentation. The к results of the proposed assessment methodology are tested in the districts of the city of Moscow.
Ключевые слова: система общественных пространств, показатели плотности, связности, многообразия, комплексный показатель оценки системы общественных пространств, территориальное
О планирование, а
Keywords: public space system, density index, connectivity index, diversity index, complex indicator for i_ assessing the system of public spaces, territorial planning.
CO
о
Q. X X
о
70
Введение
В 2018 году были определены мероприятия и показатели, направленные на повышение качества городской среды в российских городах, включенные в национальный проект «Жилье и городская среда» и федеральный проект «Формирование комфортной городской среды». Основными задачами по развитию и формированию общественных пространств этих проектов стали определение индекса качества городской среды, участие городов в программах по благоустройству территорий и на Всероссийском конкурсе малых городов и исторических поселений по формированию лучших проектов комфортной городской среды.
Для методического сопровождения реализации проектов, как российских, так и московских, наряду с нормативно-правовыми документами за последнее время разработаны материалы, отражающие современные требования, предъявляемые к общественным пространствам — «Методика формирования индекса качества го-
родской среды» Минстроя РФ [1], «Стандарт комплексного развития территорий. Книга 4. Стандарт формирования облика города» ДОМ РФ [8], «Благоустройство в реновации. Подходы и проблемы» Правительство Москвы [2] и другие. Эти материалы включают информацию по типологии общественных пространств и характеристики с показателями для проектирования отдельных общественных пространств.
В Москве с 2011 года реализуются комплексные программы: «Моя улица» [3], «Мой район» [9, 10], набережные Москвы-реки [11], а также осуществляются проекты, направленные на благоустройство и создание новых общественных пространств в рамках программ реновации жилого [12] и промышленного [13] фондов.
Одновременно с запросом населения на разнообразные общественные пространства в Москве продолжается интенсивное освоение застройкой городских территорий, что приводит к постепенному сокращению количества свободных участков, рассматриваемых под формирование новых общественных пространств, в том
числе с учетом роста населения. С такой проблемой столкнулись уже многие зарубежные города. Проектирование общественных пространств по остаточному принципу в районах приводит к отсутствию их разнообразия, снижению выбора пешеходных маршрутов между ними, минимизации функций и, как следствие, неудовлетворенности разных групп населения.
Между тем в российской практике в документах территориального планирования, начиная с генерального плана и заканчивая проектами планировки территорий, не заложена необходимость планирования системы общественных пространств как целостного районного и/или городского каркаса. В районах периферийного и срединного городских поясов дворами пытаются заменить отсутствие полноценных и разнообразных общественных пространств, что существенно снижает качество жизни людей.
В связи с этим требуется понять, каким образом можно оценить существующую (сложившуюся) систему общественных пространств как целостного каркаса, например, для района, и каким образом можно использовать результаты оценки для дальнейшего территориального планирования системы.
Таким образом, научная проблема заключается в неизученности закономерностей развития системы общественных пространств как целостного каркаса, а также в необходимости поиска показателей для проведения комплексной оценки системы общественных пространств с целью определения мероприятий по ее планированию.
Модели и методы
Система общественных пространств — это совокупность территорий общего пользования и иных типов городских пространств, предназначенных для массового использования и осуществления деятельности, связанных между собой, классифицированных по геометрическим и природным признакам.
В зарубежных [14—16] и российских исследованиях [4, 6] и нормативно-правовых документах общественные пространства часто классифицированы, исходя из функционального назначения, площади и
доступности до мест проживания. В разных материалах и документах приводится своя классификация типов общественных пространств, принципы и подходы работы с ними [5, 7]. В некоторых источниках встречаются типы общественных пространств, которых нет в большинстве других. В свою очередь, в ходе практического исследования районов Москвы были выявлены несоответствия в типологии общественных пространств, а некоторые общественные пространства, по факту являясь таковыми, вообще не идентифицированы в городе и, следовательно, непонятно в какому типу общественных пространств их можно отнести.
В результате можно сделать вывод о том, что в каждом конкретном случае в качестве общественных пространств понимается разный набор типов с характеристиками и определениями. Это затрудняет возможность изучения системы общественных пространств как целостного каркаса. В данном исследовании предложено обобщить все типы общественных пространств, включая неидендифициро-ванные, классифицировав их по двум параметрам: геометрическому (по соотношению длины и ширины пространства, его площади/диаметра) и природному (по соотношению процента озеленения) (рис. 1).
Таким образом, система состоит из четырех типов элементов: площадного озелененного, площадного урбанизированного, линейного озелененного, линейного урбанизированного, в каждый из которых может быть «погружено» любое городское пространство.
На систему общественных пространств влияют, прежде всего, социально-экономический, архитектурно-планировочный и природно-климатический факторы. Комплексный показатель оценки системы общественных пространств позволит определить, как состояние системы общественных пространств на момент ее оценки, так и спрогнозировать возможность ее развития с учетом влияния факторов и соответственно меняющихся значений показателей.
Комплексный показатель оценки системы общественных пространств сформирован тремя основными показателями — показателем плотности элементов системы, показателем связности элементов системы и показателем многообразия эле-
тз а ш
о г>
-I
тз
о
-I
а>
О-
Г> -I 03
о ^
а л
X
ТЗ
0
03 ^
а
г> а>
О-
Г> ^
X
X
1
а
г> а>
а> т т
-I
о
03
71
Элементы системы общественных пространств
т
О
IX
X с
X X
0) с; 0) и о
X
X ^
и
0) и
о ^
со
О
а.
X X
о
о
со I-
и
0) IX
О
о.
I-
и о
а
о о.
Рис. 1. Классификация элементов системы общественных пространств, используемая в исследовании
72
ментов системы. Все вместе показатели обеспечивают: выбор пространств, необходимых конкретному человеку; комфортное пребывание в пространстве, в том числе с учетом климатических особенностей, сезонности и времени суток; возможность использования разных маршрутов до пространств; планировочное и архитектурно-художественное многообразие сре-довых образов, складывающихся, в том числе за счет различных общественных пространств; возможность осуществления различной деятельности в пространстве.
Показатель плотности определяется количеством элементов системы по отношению к территории района. Полученное значение показывает, насколько данный район обеспечен общественными пространствами в целом.
Показатель связности определяется количеством кратчайших связей между элементами. Полученное значение показывает связность элементов системы между собой для обеспечения комфортных маршрутов. Для этого показателя для каждого из двух площадных элементов определяются все кратчайшие пути в виде линейных элементов. Затем из всех кратчайших путей выделяются те, которые <750 м. Значение 750 м выбрано как предельно комфортное с точки зрения пешеходной доступности между отдельными пространствами. В каждом районе считается число таких путей ¿750 м. Затем считается про-
цент кратчайших путей <750 м от общего числа кратчайших путей в районе.
Показатель многообразия элементов системы включает несколько значений и рассчитывается поэтапно. На первом этапе каждому типу элементов системы присваивается значение: площадной озелененный — 0; площадной урбанизированный — 1; линейный озелененный — 2; линейный урбанизированный — 3. Для каждого района определяется количество элементов каждого из четырех типов, а также процент каждого типа от общего числа элементов в районе. Для каждого из типов строится медиана выборки, все полученные значения суммируются. Полученная сумма (8) может иметь значения от 0 до 4, где значение 0 показывает, что в районе нарушено соотношение типов элементов системы, значение 4 показывает сбалансированное соотношения типов элементов системы в районе.
На втором этапе для каждого элемента определяется наличие/отсутствие благоустройства, в соответствии с чем также присваивается значение — 1 или 0.
На третьем этапе для каждого элемента системы рассчитывается, сколько человек посещает его в месяц. Строится медиана по всем элементам выборки — т. Если значение посещаемости выше или равно т, то элемент востребован и ему присваивается значение 1, если меньше т, то присваивается значение 0.
На четвертом этапе рассчитывается комфорт пребывания в пространстве. Для каждого элемента системы определяется сколько квадратных метров пространства приходится на одного человека в час. Строится медиана по всем элементам выборки — т. Если значение выше или равно/и, то элемент считается комфортным и ему присваивается значение 1, если меньше, то элемент считается некомфортным и ему присваивается значение 0.
На пятом этапе для каждого элемента определяется количество основных функций.
На шестом этапе для каждого элемента системы полученные значения суммируются: благоустройство + посещаемость + комфорт + количество функций = ст.
На седьмом этапе для ТУ элементов сис-
N
темы рассчитывается сумма ^Г ст,-, где ст,-
г = 1
сумма, полученная на шестом этапе для каждого / элемента в районе.
На восьмом этапе считается сумма показателей шестого и первого этапов.
С,
многообр
N
X +8-
1= 1
(1)
Для этого можно выбрать «идеальные» районы, где высокий индекс качества городской среды, посчитать показатели плотности, связности, многообразия, построить медианы для ТУ количества районов выборки. Затем сравнить показатели с полученными значениями медиан. Если показатель будет больше или равен соответствующему значению медианы, то индикатор /= 1, если показатель меньше значения медианы, то индикатор 1=0.
На девятом этапе определяется итоговый показатель комплексной оценки системы общественных пространств:
С,
компл -Ттот^плот — "^плот -^связЮ;вяз — т'
* т1Ш0Т} +
связ}
Поскольку у каждого из полученных трех показателей разные единицы измерения, необходимо привести их к одной величине, определить «идеальные» значения медиан для возможности сопоставления показателей систем общественных пространств для любых городских районов.
Лшогообр! ^многообр — ^многообр}' (2)
который может принимать значения из множества {0, 1, 2, 3}.
Для получения «идеальных» значений медиан был проведен проектный эксперимент на 18 районах Москвы. С учетом высокого индекса качества городской среды центральных районов было сделано предположение, что значения комплексного показателя оценки систем общественных пространств этих районов будут существенно выше, чем остальных. Было выбрано восемь районов из центрального округа и 10 из округов, расположенных в срединном и периферийном городских поясах.
В ходе эксперимента статистический анализ проводился с использованием среды Я 4.2.3 с открытым исходным кодом. Показатели описывались непрерывными
тз а ш
о г>
-I
тз
о
-I
а>
О-
Г> -I 03
о ^
а л
X
ТЗ
0
03 ^
а
г> а>
О-
Г> ^
X
X
1
а
г> а>
а> т т
-I
о
03
Комплексный показатель оценки районов
3,5 -
11 Л V Л V— 4
л<Г
Комплесный показатель
Рис. 2. Результаты комплексной оценки системы общественных пространств 18 районов
Москвы
m
О
i-^
X
X с
X X
CD с; CD U О
X
X ^
и
CD U
О ^
со
О
CL
X
X
О
О со I-
U
CD
IX
О
о.
I-
и о
а
о о.
величинами, некоторые из них также описывались в процентах.
Результатами исследования (рис. 2) стало получение статистически значимой разницы между комплексной оценкой систем общественных пространств центральных и остальных городских районов в пользу центральных, а также получение «идеальных» значений медиан ('"плот ~~ 0,05, П1СВЯЗ — 9,4, Т^многообр — 121) для обеспечения в дальнейшем возможности сопоставления показателей любой системы общественных пространств с полученными значениями.
Сформирована шкала оценки комплексного показателя от 0 до 3 баллов, где
0 — неудовлетворительное состояние системы общественных пространств, получаемое при условии, что все три показателя меньше идеальных значений медиан;
1 — удовлетворительное состояние системы общественных пространств, получаемое при условии, что один из показателей больше либо равен идеальному значению одной из медиан; 2 — хорошее состояние системы общественных пространств, получаемое при условии, что два из показателей больше либо равны идеальному значению соответствующих медиан; 3 —
отличное состояние системы общественных пространств, получаемое при условии, что все три показателя больше либо равны идеальным значениям медиан.
Заключение
Основные выводы, полученные в результате исследования. В состав материалов и документов территориального планирования, как на городском, так и на районном уровнях должна быть включена система общественных пространств с целью обеспечения возможности ее планирования с учетом потенциального развития городских районов. На основе результатов комплексной оценки системы общественных пространств возможно осуществлять ее планирование с целью повышения качества городской среды.
Комплексный показатель оценки системы общественных пространств также позволит органам исполнительной власти на основе полученных результатов осуществлять рейтингование систем общественных пространств в городе, а органам региональной и федеральной власти позволит осуществлять рейтингование систем общественных пространств городов.
Библиографический список
1. Методика формирования индекса качества городской среды [утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 года № 510-р (изменения на 20 сентября 2023 года // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2019. — № 1. — С. 1453.
2. Благоустройство в реновации. Подходы и проблемы Москва / Т. Н. Гук [и др.]. — М.: А-Принт, 2018. - 268 с.
3. Москва: проектирование будущего Комитет по архитектуре и градостроительству город. — М.: Издатель Александр Змеул, 2021. — 291 с.
4. Проблемы реконструкции городской среды. Формирование городских общественных пространств: учебное пособие. — Волгоград: ВолгГТУ, 2019. — 119 с.
5. Абайдулова Д. А., Куспангалиев Б. У., Мусабаева В. А. Открытые городские пространства через призму соучавствуюгцего проектирования: классификация и функции общественных городских пространств // Системные технологии. — 2020. — № 2 (35). — С. 55—60.
6. Плотников П. С. Основные методологические подходы к изучению общественных пространств современного города. Смотр-конкурс научных, конструкторских и технологических работ студентов Волгоградского государственного технического университета: тезисы докладов. — Волгоград: ВолГТУ. - 2019. - С. 353.
7. Литвинова Н. В. Факторы формирования комфортной среды в рамках мобильной адаптации общественных пространств (на примерах мировой практики) // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. — 2021. — № 7 (55). — С. 104—113.
8. Стандарт комплексного развития территорий. Книга 4. Стандарт формирования облика города / ДОМ РФ, КБ Стрелка, 2019.
9. Программа «Мой район». — URL: https://www.mos.ru/moi-raion/, дата доступа: 06.06.2024.
10. Комплексная оценка эффективности общественных пространств, созданных в рамках программы «Мой район» в городе Москве. — М.: ООО Агентство стратегического развития «Центр», 2020.
11. Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки. — ГУП «Главное архитектурно-планировочное управление», 2016.
- - 12. Программа реновации в г. Москве, 2024. — URL: https://fr.mos.ru/, дата доступа: 06.06.2024.
13. Программа Редевелопмент промзон. — URL: https://stroi.mos.ru/renovaciya-promzon, дата доступа: 06.06.2024. -д ■
14. Karsten Palsson How to design humane cities. Construction and design manual public spaces and urbanity. - DOM Publishers, 2017 - 272 p. "t
15. Global Public Space Toolkit: From Global Principles to Local Policies and Practice / W. F. Camargo. — Nairobi GPO Kenya: UN-Habitat, 2016. - 150 p. ~g
16. Open space strategies. Best practice guidance 2017—2027. — London, 2017. — 69 p. x
0>
TERRITORIAL PLANNING OF THE SYSTEM OF PUBLIC SPACES OF THE URBAN AREA |
A. A. Ivanovo, deputy director, Genplan Institute of Moscow, [email protected], ^
Moscow, Russia
1. Metodika formirovaniya indeksa kachestva gorodskoj sredy futv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj
Federacii ot 23 marta 2019 goda N 510-r (izmeneniya na 20 sentyabrya 2023 goda [Methodology for the O
formation of the urban environment quality index [approved By Decree of the Government of the Russian 7s
Federation No. 510-r dated March 23, 2019 (as amended on September 20, 2023). — URL: https:// Q
docs.cntd.ru/document/553937399, access date: 06.06.2024 [in Russian]. CD
es]. System technologies. 2020. № 2 (35). P. 55—60 [in Russian].
6. Plotnikov P. S. Osnovnye metodologicheskiepodhody k izucheniyu obshchestvennyhprostranstv sovremennogo goroda [Basic methodological approaches to the study of public spaces of a modern city]. Review-competition of scientific, design and technological works of students of Volgograd State Technical University: abstracts. Volgograd: VolGTU. 2019. P. 353 [in Russian],
7. Litvinova N. V. Faktory formirovaniya komfortnoj sredy v ramkah mobiVnoj adaptacii obshchestvennyh prostranstv (na primerah mirovoj praktiki) [Factors of formation of a comfortable environment within the framework of mobile adaptation of public spaces (using examples of world practice)]. Scientific notes of Komsomolsk-on-Amur State Technical University. 2021. № 7 (55). — P. 104—113 [in Russian].
8. Standart kompleksnogo razyitiya territory. Kniga 4. Standart formirova- niya oblika goroda [The standard of integrated development of territories. Book 4. The standard for shaping the appearance of the city]. HOUSE of the Russian Federation, Strelka Design Bureau, 2019 [in Russian].
9. Programma "Moj rajon" [The program "My district"]. URL: https://www.mos.ru/moi-raion /, access date: 06.06.2024 [in Russian],
10. Kompleksnaya ocenka effektivnosti obshchestvennyh prostranstv, sozdannyh v ramkah programmy "Moj rajon " v gorode Moskve [Comprehensive assessment of the effectiveness of public spaces created within the framework of the My District program in Moscow], Strategic Development Agency Center LLC, 2020 [in Russian],
11. Alhom tipovyh reshenijpo kompleksnomu blagoustrojstvu naberezhnyh Moskvy-reki [Album of standard solutions for the complex improvement of the embankments of the Moskva River]. SUE "Main Architectural and planning Department", 2016 [in Russian].
12. Programma renovacii v g. Moskve [Renovation program in Moscow], 2024. URL: https://fr.mos.ru /, access date 06.06.2024 [in Russian].
13. Programma Redevelopment promzon [Industrial zone Redevelopment program]. URL: https:// stroi.mos.ru/renovaciya-promzon, access date: 06.06.2024 [in Russian].
14. Karsten Palsson How to design humane cities. Construction and design manual public spaces and urbanity. DOM Publishers, 2017. 272 p.
15. Global Public Space Toolkit: From Global Principles to Local Policies and Practice. W. F. Camargo. Nairobi GPO Kenya: UN-Habitat, 2016. 150 p.
16. Open space strategies. Best practice guidance 2017—2027. London, 2017. 69 p.
n
S
X x
2. Blagoustrojstvo v renovacii. Podhody iproblemy Moskva [Landscaping in renovation. Approaches and problems Moscow]. T. N. Guk et al. Moscow: A-Print, 2018. 268 p. [in Russian].
3. Moskva:proektirovanie budushchego Komitetpo arhitekture i gradostroitel'stvu gorod [Moscow: designing the future Committee on Architecture and Urban Planning city]. Moscow: Publisher Alexander Zmeul, 2021. 291 p. [in Russian], Q
4. Problemy rekonstrukcii gorodskoj sredy. Formirovanie gorodskih obshchestvennyh prostranstv: uchebnoe poso- CD bie [Problems of urban environment reconstruction. Formation of urban public spaces: a textbook]. Vol- 0 gograd: VolgSTU, 2019. 119 p. [in Russian], ^
5. Abaidulova D. A., Kuspangaliev B. U., Musabaeva V. A. Otkrytye gorodskie prostranstva cherez prizmu Z souchavstvuyushchego proektirovaniya: klassifikaciya i fiinkcii obshchestvennyh gorodskih prostranstv [Open * urban spaces through the prism of collaborative design: classification and functions of public urban spac-
x
-I
О
03
75