Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / TERRITORIAL SELF-GOVERNMENT / FORMS OF INTERACTION / ORGANIZATIONAL AND FINANCIAL SUPPORT / REGULATORY SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жадобина Наталья Николаевна

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия территориального общественного самоуправления и органов местного самоуправления, в том числе формы организационной и финансовой поддержки деятельности территориального общественного самоуправления. Особое внимание уделяется проблемам нормативного обеспечения такого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жадобина Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Territorial Self-government: Questions of Legal Support Interaction with Local Authorities

The article deals with the questions of interaction between territorial self-government and local authorities, including forms of organizational and financial support for the territorial self-government. Particular attention is paid to the problems of interaction regulations.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

УДК 342.25

Жадобина Н.Н.

Zhadobina N.N.

Территориальное общественное самоуправление: вопросы правового обеспечения взаимодействия с органами местного самоуправления

Territorial Self-government: Questions of Legal Support Interaction with Local Authorities

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия территориального общественного самоуправления и органов местного самоуправления, в том числе формы организационной и финансовой поддержки деятельности территориального общественного самоуправления. Особое внимание уделяется проблемам нормативного обеспечения такого взаимодействия.

The article deals with the questions of interaction between territorial self-government and local authorities, including forms of organizational and financial support for the territorial self-government. Particular attention is paid to the problems of interaction regulations.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, формы взаимодействия, организационная и финансовая поддержка, нормативное обеспечение.

Key words: territorial self-government, forms of interaction, organizational and financial support, regulatory support.

Территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) - совершенно особенный институт в системе местного самоуправления. ТОС призвано стать одной из основ гражданского общества, повысить инициативность и заинтересованность жителей в решении своих насущных проблем путем самоорганизации.

Между тем, правовая природа и статус ТОС до настоящего времени надлежащим образом не определены в законодательстве о местном самоуправлении, о чем свидетельствуют продолжающиеся дискуссии в юридической науке [1; 2; 9].

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 6.10.2003 г., по сути, ограничился единственной статьей, определяющей и понятие ТОС, и его взаимодействие с органами местного самоуправления. Законы субъектов РФ о ТОС, принятые в 2000-х гг., большей частью утратили силу.

Таким образом, основным уровнем правового регулирования ТОС стал уровень муниципального нормотворчества. Практика показывает, что помимо уставов муниципальных образований, содержащих предельно общие формулировки о правовом регулировании деятельности ТОС, в муниципальных образованиях действуют Положения о ТОС [3; 4; 6; 7]. Очевидно, что именно этот нормативный акт должен определять формы взаимодействия ТОС и органов местного самоуправления, в том числе формы организационной и финансовой поддержки деятельности ТОС.

Так, в ст. 4 Положения о территориальном общественном самоуправлении в г. Сургуте определяются основные формы взаимодействия ТОС с органами местного самоуправления применительно к полномочиям Думы и администрации города [6]. В частности, Дума г. Сургута устанавливает границы территории, на которой осуществляется ТОС в городе; определяет уполномоченный орган местного самоуправления города Сургута по регистрации уставов ТОС; рассматривает обращения, принятые на собраниях (конференциях) граждан по вопросам организации и осуществления ТОС и направленные в ее адрес.

Администрация города разрабатывает методические рекомендации по организации и осуществлению ТОС в городе; оказывает содействие населению города в осуществлении права на ТОС; рассматривает обращения, принятые на собраниях (конференциях) граждан по вопросам организации и осуществления ТОС и направленные в ее адрес.

83

Жадобина Н.Н. Территориальное общественное самоуправление: вопросы правового обеспечения взаимодействия с органами местного самоуправления

Между тем опыт организации ТОС в городе Сургуте показывает, что реальный круг интересующих обе стороны вопросов, а следовательно, и возможных форм взаимодействия между ТОС и органами взаимодействия гораздо шире. Очевидно, что такое абстрактно сформулированное полномочие, как «оказание содействия населению города в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление» может быть конкретизировано путем указания на возможность предоставления муниципальных помещений для проведения собраний и конференций при учреждении ТОС; предоставление возможности органам ТОС освещения и пропаганды своей деятельности через муниципальные средства массовой информации; оказание содействия в повышении квалификации актива ТОС и т.д. С другой стороны, органы местного самоуправления, организовывая взаимодействие с ТОС, активно пользуются возможностями органов ТОС, обусловленными максимальной их близостью к жителям города. Это касается и информирования населения о деятельности органов местного самоуправления; участия инициативных граждан в организации проведения муниципальных выборов, публичных слушаний; выявления мнения жителей о путях решения тех или иных проблем жизни города; организации встреч граждан с депутатами Думы города и должностными лицами администрации города. Кроме того, перспективным направлением взаимодействия представляется поддержка органами местного самоуправления создания объединений ТОС. Например, в г. Тюмени создана «Палата представителей органов ТОС города Тюмени» в форме некоммерческого партнерства [9, с. 74]. Такие объединения не только сыграют важную роль в координации деятельности ТОС в муниципальном образовании, развитии инициативы жителей, но и будут способствовать совершенствованию организационной и финансовой поддержки деятельности органов ТОС со стороны органов местного самоуправления, помогут снизить уровень излишнего контроля за повседневной деятельностью ТОС.

Одной из проблемных сторон взаимоотношений органов местного самоуправления и ТОС остается финансовая поддержка их деятельности. Хотя законодательство разрешает ТОС осуществлять хозяйственную деятельность в целях получения дохода для финансирования своей деятельности, приходится признать, что в нынешних условиях существование ТОС без финансовой помощи извне невозможно.

Обеспечение деятельности ТОС за счет взносов граждан и благотворительной помощи предпринимателей и организаций, на наш взгляд, представляется маловероятным. Причинами этого являются и нежелание граждан участвовать в осуществлении ТОС, и отсутствие в законодательстве, в частности налоговом, мотивации предпринимателей на такое участие. Именно поэтому бюджетное финансирование в той или иной форме существует как форма поддержки ТОС во всех муниципальных образованиях.

Согласно ст. 19 Положения о территориальном общественном самоуправлении в г. Сургуте, к собственным средствам ТОС относятся денежные средства, принадлежащие ТОС на праве собственности (добровольные взносы населения, пожертвования физических и юридических лиц, средства от хозяйственной деятельности органов ТОС); заемные средства и иные средства, полученные ТОС по основаниям, установленным законодательством. Администрация города вправе передавать ТОС, являющемуся юридическим лицом, средства местного бюджета на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Средства из местного бюджета могут выделяться ТОС в следующих случаях:

- размещение в установленном порядке муниципального заказа на выполнение работ и оказание услуг;

- участие ТОС в реализации муниципальных программ;

- предоставление ТОС субсидий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами администрации города.

Выделение бюджетных средств осуществляется на основании договоров, заключенных между администрацией города и органами ТОС. Средства, выделяемые из местного бюджета, используются в соответствии с договорами, заключенными с органами ТОС.

Опыт г. Сургута в вопросах финансовой поддержки ТОС, безусловно, является одним из передовых, но нормативное закрепление целостной системы финансовой поддержки ТОС, соотнесенной с бюджетным законодательством находится в процессе разработки.

Как справедливо отмечает Д.И. Хамитова, все чаще встречается практика разработки системы стимулов и мер финансовой поддержки ТОС на уровне субъектов Российской Федерации [8, с. 73]. Такое положение дел характерно для Архангельской, Волгоградской области. Эта практика, на наш взгляд, заслуживает одобрения и распространения, так как в развитии самоорганизации граждан заинтересовано не только местное самоуправление, но и государство, а возложение всего финансового бремени поддержки ТОС на и так небогатые местные бюджеты нецелесообразно.

Таким образом, требуется дальнейшее совершенствование законодательства о ТОС. Основные направления такого совершенствования могут лежать в плоскости возвращения субъектам Российской Федерации полномочий по регулированию отдельных вопросов ТОС; организации взаимодействия ТОС, их объединений с органами государственной власти; оказанию государством организационной и финансовой поддержки ТОС. Также необходимо закрепить в муниципальных правовых актах все возможные формы взаимодействия ТОС с органами местного самоуправления; разработать целостную систему финансовой поддержки ТОС в форме субсидий, грантов и т.д., определив основания, порядок получения такого финансирования, взаимные права и обязанности органов местного самоуправления и ТОС, порядок контроля за расходованием средств местного бюджета, а также предусмотреть взаимную ответственность за невыполнение своих обязанностей. Все это будет способствовать созданию партнерских отношений между органами местного самоуправления и ТОС, повысит эффективность их взаимодействия.

Литература

1. Алешкин А. В. Актуальные проблемы правового регулирования территориального общественного самоуправления как непосредственной демократии и элемента местного сообщества // Право и образование. 2011. № 1. С. 23-28.

2. Гашина Н. Н. Проблемы развития территориального общественного самоуправления в современной России // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. № 4. С. 5-8.

3. О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Тюмени : решение Тюменской городской Думы № 275 от 25.11.2005 г. (ред. от 28.06.2012) // Тюменский курьер. № 175. 2005. 15 дек.

4. О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Новосибирске : решение городского Совета Новосибирска № 230 от 19.04.2006 г. (ред. от 22.02.2012) // Вечерний Новосибирск. № 87. 2006. 13 мая ; Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска. № 16. 2012. 2 марта.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.

6. Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Сургуте : решение Сургутской городской Думы № 513-III ГД от 26.10.2005 г. (в ред. 02.12.2014) // Сургутская трибуна. № 224. 2005. 25 ноя.

7. Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании «Город Калуга» : решение Городской Думы г. Калуги № 137 от 21.06.2011 г. (ред. от 05.09.2012) // Калужская неделя. № 25. 2011. 29 июня.

8. Хамитова Д. И. Проблемы правового регулирования деятельности территориального общественного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 72-73.

9. Чеботарев Г. Н. Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11. С. 72-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.