УДК 342.25(571.122)
Битарова М.А.
Bitarova М.А.
Об участии субъектов Российской Федерации в развитии территориального общественного самоуправления на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
The Participation of the Subjects of the Russian Federation in the Development of Territorial Self-government on the Example of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra
В статье рассматривается финансирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальных общественных самоуправлений в форме субсидий, а также положительный опыт на примере территориального общественного самоуправления г. Сургута.
The article deals with the question of financial support of the Russian Federation state authorities by territorial self-government in the form of grants , also the positive experience of support process by territorial self-government of Surgut city is described.
Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, правовая основа, социально ориентированные некоммерческие организации, формы поддержки.
Key words: territorial self-government, the legal framework, socially oriented noncommercial organizations, forms of support.
Система местного самоуправления в Российской Федерации неоднократно подвергалась реформированию, это говорит о том, что наше законодательство не стоит на месте. Вместе с местным самоуправлением реформировался и институт территориального общественного самоуправления (далее - ТОС), что свидетельствует о его богатой истории развития.
В Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» [5] была отдельная глава 10, посвященная ТОС. Она закрепляла систему ТОС, которая включала общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы, а также компетенции конкретизирующие порядок их организации. Территория действия органов ТОС устанавливается по предложению граждан соответствующего местного Совета, также определяется порядок выбора органов ТОС, их основные полномочия, порядок финансирования и другие вопросы. Но самого определения в законе не было, в отличие от Федерального закона 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 154) [11].
В ФЗ № 154 правовое регулирование ТОС сократилось до рамок одной статьи. Это было сделано для того, чтобы субъекты Российской Федерации принимали свои законы о ТОС на основании данной статьи с последующей регламентацией этого института в уставах муниципальных образований (ФЗ № 154 абз. 2 ч. 1 ст. 27).
Реформа местного самоуправления в начале 2000-х гг. заложила прочные организационно-правовые основы развития ТОС со вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 окт. 2003 г. (далее - ФЗ № 131) [12].
Как для любого института гражданского общества, для успешной реализации ТОС необходима своя правовая основа, а именно:
1. Конституция Российской Федерации в ст. 130 закрепляет возможность осуществления местного самоуправления путем других форм прямого волеизъявления граждан [2].
2. ФЗ № 131.
3. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 янв. 1996 г. [3] (далее - ФЗ № 7); согласно ч. 5 ст. 27 ФЗ № 131, территориальное общественное самоуправление, в соответствии с его уставом, может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
4. Муниципальные нормативные акты (уставы муниципальных образований, положения, утверждаемые представительными органами местного самоуправления). Например, Положение о территориальном общественном самоуправлении г. Сургута [14].
5. Положения (уставы) органов территориального общественного самоуправления.
Таким образом, можно выделить два уровня правового регулирования: федеральный и
муниципальный.
Ранее статья 27 ФЗ № 154 устанавливала, что порядок организации и осуществления ТОС определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. С введением в действие ФЗ № 131 ст. 27 стала звучать следующим образом: «порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования» [12]. Следовательно, организация деятельности ТОС больше не входит в предмет ведения субъектов Российской Федерации.
Вопрос об участии органов государственной власти субъектов Федерации в деятельности ТОС поднимался в Совете Федерации во время научно-практической конференции «Территориальное общественное самоуправление: состояние, проблемы и направления дальнейшего развития», организованной Комитетом Совета Федерации по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера 02 дек. 2014 г. В работе конференции принимали участие члены Совета Федерации, представители органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Федерации более чем из 20 регионов, представители региональных отделений Всероссийского совета местного самоуправления и советов муниципальных образований, Общероссийского конгресса муниципальных образований и органов территориального самоуправления.
По итогам конференции органам государственной власти субъектов Федерации было рекомендовано следующее:
1) организовать информационную и методическую поддержку органам местного самоуправления по привлечению населения в решение вопросов местного значения, распространение информации о лучших практиках ТОС;
2) разработать и принять дополнительные меры по развитию ТОС.
Остановимся на последнем. Основной мерой для развития ТОС является финансовая помощь.
Заместитель начальника управления по работе с населением на территории администрации г. Рязани, начальник отдела по работе с общественными проектами и развитию самоуправления Мария Бобкова на данной конференции обратила внимание на проблему финансирования органов ТОС: «Это очень сложный вопрос, требуется поддержка сверху - региональных властей, органов местного самоуправления». Положительным опытом поделилась министр по местному самоуправлению и внутренней политике Архангельской области Наталья Кадашова, которая отметила, что в регионе за последние годы число территориальных общественных самоуправлений выросло в два раза, данная система работает более 13 лет. Она подчеркнула, что территориальному самоуправлению оказывается государственная поддержка: «задача органов власти в том, чтобы территориальные общественные самоуправления были заинтересованы в своей деятельности, чтобы они создавались и работали. В Архангельской области это отлажено, ТОС оказывается системная поддержка. Мы выстроили взаимодействие
с органами местного самоуправления, реализуется программно-целевой метод поддержки территориальных общественных самоуправлений» [13].
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 50 ГК РФ, территориальные общественные самоуправления могут пройти государственную регистрацию и получить статус юридического лица в организационно-правовой форме некоммерческой организации [1]. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» № 40-ФЗ от 05 апр. 2010 г. (далее - ФЗ № 40) [3] ввел новую форму некоммерческих организаций - социально ориентированные некоммерческие организации; установил порядок их поддержки со стороны государства и органов местного самоуправления, а также определил полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по решению вопросов поддержки данных организаций. В ст. 1 ФЗ № 40 говорится о том, что социально ориентированной является некоммерческая организация (за исключением государственных корпораций, государственных компаний и политических партий), которая ведет деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также предусмотренную ст. 31.1 ФЗ № 7.
Статус социально ориентированной некоммерческой организации дает большие возможности ТОС для осуществления свой деятельности. Одной из таких возможностей является право ТОС на участие в региональных конкурсах на получение субсидий.
В постановлении Правительства РФ «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» № 713 от 23 авг. 2011 г. [8] органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется утвердить программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, включая мероприятия по повышению квалификации их работников, а также государственных и муниципальных служащих; обеспечить реализацию региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, включая мероприятия по оказанию содействия органам местного самоуправления в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций и мероприятия по повышению квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций (п. 5, 6). Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Федерации, прошедших конкурсный отбор в порядке, установленном Министерством экономического развития. Субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, ежегодно заключаемого Министерством экономического развития Российской Федерации с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре действует распоряжение Правительства ХМАО - Югры «О Соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011- 2015 годы» № 296-рп от 29 мая 2014 г. [10].
Для участия в конкурсе высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Федерации необходимо представить в Минэкономразвития России пакет документов [9]. Выделим следующие:
1) копия нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) копия нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления на конкурсной основе субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации социально ориентированным некоммерческим организациям, включающего требования к софинансированию из внебюджетных источников мероприятий, реализуемых социально ориентированными некоммерческими организациями.
В ХМАО такие нормативно-правовые акты есть. К ним относятся следующие: постановление Правительства ХМАО - Югры «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы"» № 412-п от 09 окт. 2013 г. [4] и закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - закон № 229-ОЗ) [7].
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре поддержка оказывается в четырех формах, а именно:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области получения профессионального образования и дополнительного профессионального образования работниками и добровольцами региональных социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление региональным социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах;
3) проведение закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у региональных социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим региональным социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах.
Для того чтобы участвовать в конкурсах на право получения субсидий, ТОС должны соответствовать установленным требованиям, а именно:
1) осуществление региональной социально ориентированной некоммерческой организацией деятельности на территории автономного округа;
2) действие юридического лица не менее одного года с момента его государственной регистрации на территории автономного округа;
3) соответствие основных целей и задач, содержащихся в уставе региональной социально ориентированной некоммерческой организации, требованиям закона № 229-ОЗ, например: социальная поддержка и защита граждан; охрана окружающей среды и защита животных; благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; охрана, в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, мест захоронений и др.; перечень закрытый;
4) отсутствие задолженности по ранее предоставленным на возвратной основе бюджетным средствам и (или) обязательным платежам перед бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами.
В качестве положительного примера того, что ТОС, обладающие статусом социально ориентированных некоммерческих организаций, при соблюдении условий конкурсного отбора, могут участвовать в конкурсе на право получения субсидий, можно привести территориальное общественное самоуправление № 21(далее - ТОС № 21) г. Сургута.
ТОС № 21 неоднократно являлось лауреатом конкурсов, проводимых Департаментом общественных и внешних связей и Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Например, в конкурсе социально значимых проектов «Мы разные, но мы вместе» ТОС № 21 стало лауреатом со своим проектом «Фестиваль национальных культур для детей». Проект направлен на формирование у детей в возрасте от 6 до 17 лет духа толерантности, отношения к ней как к важнейшей ценности общества. ТОС № 21 уже третий год успешно реализует этот проект совместно с детским садом «Солнышко», МБОУ СОШ № 12 и центром социальной помощи семье и детям «Зазеркалье» г. Сургута.
В качестве примера можно привести еще два успешных проекта, направленных на пат-
риотическое воспитание детей и подростков, а именно: «Дорога войны» и «Война коснулась мой семьи», с которыми ТОС № 21 участвовало в конкурсах и получило финансовую поддержку округа.
Помимо финансирования округ осуществляет и информационную работу. Ежегодно проводится социальная ярмарка некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Социальная ярмарка - это открытая площадка для представления передового опыта и выработки новых инициатив по развитию институтов гражданского общества. В программу мероприятия входит работа экспозиции социально ориентированных проектов некоммерческих организаций, их публичная защита, обучающие семинары, пленарное заседание Общественной палаты Югры, а также поощрение наиболее активных социально ориентированных некоммерческих организаций региона. В 2013-2014 гг. ТОС № 21 было участником ярмарки и поделилось своим положительным опытом с участниками, а также рассказало о том, насколько важна деятельность территориального общественного самоуправления.
Таким образом, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре существует действенный механизм поддержки территориальных общественных самоуправлений в осуществлении своей деятельности.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 1) № 51-ФЗ от 30 ноя. 1994 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301.
2. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций : федер. закон Рос. Федерации № 40-ФЗ от 05 апр. 2010 г. (ред. от 27.05.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 15, ст. 1736.
4. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы : постанов. Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 412-П от 09 окт. 2013 г. (ред. от 19.12.2014) // Новости Югры. 2013. № 149.
5. О местном самоуправлении в Российской Федерации : закон РФ № 1550-1 от 06 июля 1991 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29, ст. 1010 (утратил силу).
6. О некоммерческих организациях : федер. закон Рос. Федерации № 7-ФЗ от 12 янв. 1996 г. (ред. от 31.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 145.
7. О поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре : закон Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Ч. 3) № 229-ОЗ от 16 дек. 2010 г. (ред. от 10.12.2014) // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. 2010. № 12 (часть III), ст. 1147.
8. О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям : постанов. Правительства Рос. Федерации № 713 от 23 авг. 2011 г. (ред. от 30.10.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 35, ст. 5097.
9. О реализации постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» № 713 от 23 авг. 2011 г.: приказ Министерства эконом. развития Рос. Федерации № 465 от 08 сент. 2011 г. (ред. от 17.01.2014) // Российская газета. 2011. № 219.
10. О Соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы : распоряж. Прави-
тельства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 296-рп от 29 мая 2014 г. // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 2014. № 2014 (часть II, том 3), ст. 580.
11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации № 154-ФЗ от 28 авг. 1995 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 35, ст. 3506 (утратил силу).
12. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : фед. закон Рос. Федерации № 131-Ф3 от 06 окт. 2003 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.
13. Официальный ресурс Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://www.council.gov.ru/press-center/news/49247/ (дата обращения: 01.02.2015).
14. Положение о территориальном общественном самоуправлении города Сургута : решение Сургутской городской Думы № 513-III ГД от 26 окт. 2005 г. // Сургутская трибуна. 2005. № 224.