Научная статья на тему 'Деятельность территориального общественного самоуправления в России и ХМАО-Югре'

Деятельность территориального общественного самоуправления в России и ХМАО-Югре Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
270
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ХАНТЫ-МАНСИЙСК / ХМАО-ЮГРЫ / КОНЦЕПЦИЯ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT / KHANTY-MANSIYSK / KHMAO-YUGRA / CONCEPT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Кирилл Вячеславович

Согласно статье 3 Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Россией в 1998 году, «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» [1]. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления как раз и является Территориальное общественное самоуправление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT IN RUSSIA AND KHMAO-YUGRA

According to article 3 of the European Charter of local self-government, ratified by Russia in 1998, «local self-government refers to the right and actual ability of local self-government bodies to regulate and manage a significant part of public Affairs, acting within the law, under their own responsibility and in the interests of the local population» [1]. This right is exercised by councils or assemblies consisting of members elected by free, secret, equal, direct and universal suffrage. One of the forms of direct implementation of local self-government by the population is territorial public self-government.

Текст научной работы на тему «Деятельность территориального общественного самоуправления в России и ХМАО-Югре»

Смирнов Кирилл Вячеславович Югорский государственный университет Юридический институт Россия, Ханты-Мансийск kirilka1998@mail.ru Smirnov Kirill Vyacheslavovich Ugra State University Law Institute Russia, Khanty-Mansiysk

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ХМАО-ЮГРЕ Аннотация: согласно статье 3 Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Россией в 1998 году, «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» [1]. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления как раз и является Территориальное общественное самоуправление.

Ключевые слова: местное самоуправление, Территориальное общественное самоуправление, Ханты-Мансийск, ХМАО-Югры, Концепция.

ACTIVITIES OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT IN

RUSSIA AND KHMAO-YUGRA Annotation: according to article 3 of the European Charter of local self-government, ratified by Russia in 1998, «local self-government refers to the right and actual ability

УДК 342.574

of local self-government bodies to regulate and manage a significant part of public Affairs, acting within the law, under their own responsibility and in the interests of the local population» [1]. This right is exercised by councils or assemblies consisting of members elected by free, secret, equal, direct and universal suffrage. One of the forms of direct implementation of local self-government by the population is territorial public self-government.

Key words: local self-government, territorial public self-government, Khanty-Mansiysk, KHMAO-Yugra, Concept.

В Конституции Российской Федерации Основам Местного самоуправления посвящена Глава 8, в ней даны правовые основы формирования и деятельности Местного самоуправления, в частности в статье 130 указано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». В пункте 2 данной статьи говорится: «Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» [2].

Помимо Конституции Российской Федерации на территории России действует Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, в котором более детально и подробно содержатся не только принципы, но и формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления - Глава 5.

В статье 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, даётся правовое определение понятию Территориальное общественное самоуправление. Согласно 131-ФЗ «Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по

месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения». В пункте 2 данной статьи указано: «Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления». Пункт 3 той же статьи определяет территории осуществления ТОС: «Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан» [3].

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что реализация Общественного территориального самоуправления в Российской Федерации, как одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, является самой непосредственной и демократической формой местного самоуправления, ведь смысл местного самоуправления на наш взгляд заключается в том, чтобы граждане могли решать в первую очередь вопросы социального характера, касающиеся благоустройства жилищных и иных условий, для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан, на той или иной территории муниципалитетов, в том числе с помощью инициативных групп граждан.

Впервые ТОСы начали образовываться в крупных городах таких как Москва, Хабаровск, Новосибирск. Далее, по мере осознания полезности данного социального института и при поддержке региональных властей ТОСы начали развиваться и в сельской местности (Волгоградская, Кировская, Архангельская, Костромская области, Республика Башкортостан, Бурятия,

Коми, Краснодарский край. По данным Минюста на сегодня в Российской Федерации насчитывается 27600 ТОСов - это данные на 2017 год [7].

Что касается осуществления Территориального общественного самоуправления на территории Ханты-Мансийского автономного округа Югра, то институт ТОС начал активно развиваться в ХМАО - с 1997 года, в период действия Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.» В ХМАО был принят Окружной закон «О территориальном общественном самоуправлении в Ханты-Мансийском автономном округе» от 19 марта 2001 г. №26-оз, в нем в частности указывалось, что органы государственной власти и ОМСУ должны были создать необходимые правовые, организационные и иные условия для развития ТОС на территории ХМАО-Югры. Окружной закон №26-оз утратил свою актуальность с принятием в 2003 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3.

В настоящий момент Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры было Принято Распоряжение «О концепции развития территориального общественного самоуправления вХанты-Мансийском автономном округе - Югре до 2025 года» №151 - рп от 6 апреля 2018 года.

Данная концепция была разработана Правительством ХМАО-Югры на основе практического опыта функционирования ТОС в других субъектов РФ. В концепции приведён пример успешной деятельности Территориально-общественного самоуправления на примере посёлка Большие Леуши сельского поселения Малый Атлым Октябрьского района, образованного в 2017 году. Одним из направлении деятельности ТОС в ХМАО является их развитие в отдалённых и сложносоставных муниципальных образованиях состоящих из двух и более населенных пунктов, где граждане проявляют наибольшую заинтересованность в решении вопросов местного значения [4].

На сегодняшний день в автономном округе зарегистрировано 56 ТОС в 8 муниципальных образованиях, в том числе 33 ТОС образовано в городских

округах, 19 - в городских поселениях и 4 - в сельских поселениях. Общий охват населения границами ТОС составляет 275,7 тысяч человек. Но к сожалению развитие ТОС на территории Югры идет не равномерно, т.к. большая часть их образована на территории города Сургута -30 и городского посёлка Пойковский Нефтеюганского района -18. В форме некоммерческой организации зарегистрировано - 31 ТОС, не имеют статуса юридического лица - 25 ТОС.

Несмотря на наличие вышеуказанной концепции развития ТОС в ХМАО, мы считаем, в связи с большим количеством действующих ТОС в округе, необходимо разработать проект окружного закона «О территориальном общественном самоуправлении на территории ХМАО-Югры». В данном законе необходимо было бы указать условия и порядок создания и регистрации ТОСов на территории ХМАО в целом, принципы их функционирования, определить порядок формирования органов ТОС на территориях, а также необходимо указать полномочия ТОС, решить вопрос о порядке их взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления и т.д.

Если говорить о результатах деятельности уже созданных ТОСов на территории ХМАО, то например: согласно отчёта о деятельности ТОС города Сургута №30, за период 2016 года - были проведены ряд мероприятий, например: высадка растений на 6 придомовых территориях. Также были проведены ряд культурно-массовых оздоровительных мероприятий для детей дошкольного, возраста и их родителей. За счет средств субсидии закуплен необходимый материалы [5].

Взаимоотношения между ТОС и бизнесом не являются стабильными, но практика партнерства для решения актуальных проблем самоуправляемых территорий присутствует. Однако в большинстве случаев формы взаимоотношения бизнеса и ТОС имеют локальный характер, выстраиваются на индивидуальной основе.

Таким образом, явный плюс ТОС в том, что благодаря им, люди непосредственно могут принимать участие в решении местных вопросов на

территории проживания. Среди минусов данной формы местного самоуправления, можно выделить в первую очередь отсутствие нормативной базы для функционирования Территориального общественного самоуправления. Но помимо не прояснённого правового статуса территориального общественного самоуправления, хотелось бы отметить, что в процессе нашего исследования мы выяснили, что несмотря на принятые различные региональные правовые акты о деятельности ТОС, в их деятельности практически отсутствует такой важный элемент как, гласность их непосредственной деятельности. В процессе исследования нам удалось найти более подробную информацию, только о деятельности ТОС на территории города Сургута. По муниципалитетам, несмотря на наличие на их территории ТОС например: в городе Лянторе Сургутского района, а также п.г.т. Пойковский Нефтеюганского района, отсутствует информация о результатах их деятельности. Дума города Ханты-Мансийске 22 декабря 2017 года приняла решение «О Положении о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления в городе Ханты-Мансийске» [6], к данному решению была приложена «дорожная карта» по реализации Плана мероприятий, мероприятия указанные в «дорожной карте» были проведены до 15 января 2018 года, однако результаты этих мероприятий нами не были к сожалению найдены.

Так как по мнению некоторых специалистов, расширению и развитию в том числе и экономических основ местного самоуправления способствуют также реформы по распределению полномочий и имущества, а также разделение муниципального имущества и хозяйства связано с переходом к «двухтиповой» модели организации местного самоуправления [8].

На основании всего Выше сказанного, можно сделать по нашему мнению следующий вывод: мы считаем необходимым в ближайшее время принять на территории Российской Федерации - Федеральный закон «О Территориальном общественном самоуправлении», в котором были бы проработаны детали функционирования ТОС в России, в том числе вопросы полномочий в том

числе и в сфере эконмического и имущественного развития ТОСов. На это не раз также указывали Главы Субъектов РФ, и Общественные деятели с целью создания устойчивой нормативной базы по данному вопросу.

Список литературы:

1. Европейская хартия местного самоуправления Принята в Страсбурге, Принята 15 октября 1985 года Ратифицирована Российской Федерацией 11 апреля 1998 года. [Электронный ресурс] // «Гаранта-URL: https://base.garant.ru/.

2. Конституция Российской Федерации (Принята Всенародным референдумом) 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс»-ШЬ: http://www.consultant.ru/.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс»-Ц^: http: //www.consultant.ru/.

4. Концепция развития территориального общественного самоуправления вХанты-Мансийском автономном округе - Югре до 2025 года» №151 - рп от 6 апреля 2018 года. [Электронный ресурс] // -URL: http://docs.cntd.ru/document/543550549.

5. Отчёт о деятельности ТОС города Сургута №30 за период 2016 года [Электронный ресурс] // -URL: http://admsurgut.ru/rubric/18635/Otchety-TOS.

6. Официальный информационный портал органов местного самоуправления г. Ханты-Мансийск[Электронный ресурс] // -URL: http://admhmansy.ru/rule/obshchestvennye-sovety/territorialnoe-obshchestvennoe-samoupravlenie/.

7. Овчаренко Р.К. Демина Д.С. «Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления России». Журнал «Государственное и муниципальное управление. Учёные записки». Выпуск №4,

61

JßbinyCK?

2017 г., с.176-180 [Электронный ресурс] //

URL: https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=30772626.

8. Тасеев В.Б. «Административная реформа в России и региональные аспекты управления социальной политикой Самарской области». Журнал «Основы экономики, управления и права». Выпуск №5(5), 2012 г., с.21-28 [Электронный ресурс] // -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18769027.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.